Финансовые ресурсы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 23:26, курсовая работа

Описание

В рыночной экономике финансы занимают ведущее положение в экономических отношениях, так как они связаны с формированием и использованием денежных фондов государства и предназначены для выполнения им своих хозяйственных и управленческих функций. Поэтому в условиях проводимых в стране экономических преобразований особую важность приобретают вопросы организации финансов и оптимального движения финансовых ресурсов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..

Глава 1. Понятие финансовых ресурсов государства и их роль в экономике………

1.1. Понятие финансовых ресурсов государства…………………………………………

1.2. Роль финансовых ресурсов в экономике……………………………………………..

1.3. Состав и источники формирования финансовых ресурсов государства………

Глава 2. Классификация и особенности финансовых ресурсов страны……………..

2.1. Понятие и сущность государственного бюджета как основного ресурса финансовых отношений………………………………………………………………………

2.2. Значение внебюджетных фондов……………………………………………………….

2.3. Сущность и основные элементы государственного кредита……………………….

2.4. Золотовалютные резервы………………………………………………………………..

Глава 3. Современное состояние финансовых ресурсов РФ…………………………

Заключение……………………………………………………………………………………..

Список использованной литературы……………………………………………………….

Приложения…………………………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 113.28 Кб (Скачать документ)

Международные резервы  России (в ведении ЦБ)[16]

  • 1 января 2008 года $478,8 млрд
  • 8 августа 2008 года $598,1 млрд
  • 1 января 2009 года $426,3 млрд
  • 1 января 2010 года $439,5 млрд
  • 1 января 2011 года $479,4 млрд
  • 1 мая 2011 года $524,0 млрд

Резервный фонд (в  ведении Минфина)

  • 01.02.2008 $125,19 млрд
  • 01.07.2010 $39,32 млрд

Фонд национального  благосостояния (в ведении Минфина)[11]

  • 01.02.2008 $32,00 млрд
  • 01.07.2010 $85,47 млрд

Валютные резервы России на 01 мая 2011 года составили 524,0 млрд. долларов США[4], а запасы золота - 824,8 тонн.

Международные резервы РФ состоят из активов в иностранной валюте, монетарного золота, резервной позиции в Международном Валютном Фонде (МВФ), специальных прав заимствования (СДР), а также из краткосрочных депозитов в банках, ценных бумаг иностранных правительств и остатках на текущих счетах. Все активы международных резервов РФ пересчитываются в доллары США. 
В активы Российской Федерации в иностранной валюте не включаются средства, размещенные в банках-резидентах и ценные бумаги, служащие обеспечением по сделкам прямого РЕПО.

На графиках показаны золотовалютные резервы Российской Федерации по состоянию на конец  каждого месяца.[14]

Объем международных резервов Российской Федерации по состоянию на 20 апреля 2012г. в их еженедельном исчислении увеличился на 0,13% и составил 519,5 млрд долл. США  против 518,8 млрд долл. на 13 апреля с.г. Об этом сообщил сегодня департамент  внешних и общественных связей Банка  России.

Таким образом, золотовалютные резервы Банка  России выросли за отчетную неделю на 0,7 млрд долл., достигнув максимума  почти за шесть месяцев. Текущий  показатель - самый высокий после  отчетной даты 28 октября 2011г.

Уже 13 недель подряд золотовалютные резервы  России превышают уровень 500 млрд долл. ЗВР постепенно восстанавливаются  после того, как на отчетную дату 13 января 2012г. опустились до самого низкого  уровня за 10 с половиной месяцев - до 497,1 млрд долл. За период 13 января - 20 апреля 2012г. золотовалютные резервы  РФ увеличились на 22,4 млрд долл. или  на 4,5%, следует из официальной статистики Банка России.

По  итогам прошлого года международные  резервы выросли на 6,4% - до 498,65 млрд долл., не оправдав ожиданий аналитиков ЦБ, прогнозировавших рост до 515 млрд долл. При этом уже в конце января объем ЗВР превысил уровень 500 млрд долл.

Банк  России прогнозирует, что к 2013г. резервы  могут составить 505 млрд долл. при  цене на нефть 75 долл./барр. [13]

   Объем международных резервов Российской Федерации по состоянию на 27 апреля 2012г. в их еженедельном исчислении составил 523,3 млрд долл. США, увеличившись на 0,7%, сообщил сегодня департамент  внешних и общественных связей Банка  России.

   Таким образом, золотовалютные резервы достигли максимума почти за шесть месяцев, превысив значение 523 млрд долл. Стоит  отметить, что это их самый высокий  показатель после отчетной даты 23 сентября 2011г.

   Уже 14 недель подряд ЗВР превышают уровень 500 млрд долл. Объем международных  резервов постепенно восстанавливается  после того, как на отчетную дату 13 января 2012г. он опустился до самого низкого уровня более чем за 10 месяцев - 497,1 млрд долл. Таким образом, за период 13 января - 27 апреля 2012г. международные  резервы увеличились на 26,2 млрд долл., или на 5,2%, следует из официальной  статистики Банка России.

   Напомним, по состоянию на 19 августа 2011г. золотовалютные резервы РФ достигли максимального  уровня почти за три года - 544 млрд долл., после чего их стабильный рост прекратился.

   Исторический  максимум золотовалютных резервов РФ приходится на 8 августа 2008г., когда  их объем достиг 598,1 млрд долл. Тем  временем их историческим минимумом  можно считать показатель 10,7 млрд долл., зарегистрированный на 2 апреля 1999г.

   Международные резервы РФ представляют собой высоколиквидные  финансовые активы, находящиеся в  распоряжении Банка России и правительства  Российской Федерации по состоянию  на отчетную дату. Международные резервы  складываются из активов в иностранной  валюте, монетарного золота, специальных  прав заимствования (SDR), резервной позиции  в МВФ и других резервных активов. [12] 
 
 

 

      4. Современное состояние финансовых ресурсов РФ.

      Движение  финансовых ресурсов отражается в соответствующих  финансовых планах, состоящих из доходной и расходной частей. Важную роль в обеспечении пропорциональности и сбалансированности развития экономики  играют балансы финансовых ресурсов (финансовые балансы). Финансовый баланс представляет собой свод всех доходов и расходов бюджета и государственных внебюджетных фондов, в него включается также прибыль организаций, остающаяся в их распоряжении, и амортизация. Финансовый баланс построен на основе сопоставления доходов с расходами. Превышение расходов над доходами (доходов над расходами) определяет дефицит(профицит) финансового баланса.

    В  последние годы экономика России  характеризуется очевидными положительными  тенденциями, в том числе ускоренными  темпами экономического роста,  увеличением реальных располагаемых  денежных доходов населения, расширением  внутреннего спроса, стабилизацией  финансового состояния государства.[5]

    Финансовые  ресурсы, их рациональное использование  в воспроизводственной деятельности  являются важным фактором экономического  возрастания, целенаправленного  и последовательного реформирования  народного хозяйства.

    Одним  из важных моментов в использовании  финансовых ресурсов стало то, что с ростом доходов российской  экономики отмечается тенденция  к повышению доли бюджетных  средств в инвестиционных проектах, которые на практике не привлекательны  для частных инвесторов.

    К  таким, например, относятся проекты  в сфере производственного строительства,  развития инфраструктуры, социальной  сферы. Однако, в тоже время  многие важные задачи до сих  пор не решены (например, реформа  жилищно-коммунального хозяйства). Ограниченность возможностей  и  финансовых ресурсов замедляют  реализацию реформ и требуют  полномасштабную мобилизацию ресурсов. Поэтому одной из задач финансовой  политики государства является  обеспечение условий для формирования  максимально-возможных финансовых  ресурсов и установление рационального  с точки зрения государства  распределения и использования  финансовых ресурсов.

    Очевидно, растущая экономика нуждается  в дополнительных финансовых  ресурсах. В развитых странах  необходимость увеличения финансовых  ресурсов для поддержания экономического роста при участии национальных денежных властей является фактом, не вызывающим сомнения. Следует еще раз оценить целесообразность ситуации, при которой средства, зарабатываемые российской экономикой и необходимые для ее развития, в нее не поступают, а либо «замораживаются», либо инвестируются за рубежом, по сути, поддерживая экономический рост в других странах.

    Если  экономический рост будет в  первую очередь финансироваться  из внешних источников (иностранных  кредитов и т. д.), то в перспективе  все большая часть финансовых  ресурсов страны будет зависеть  от мировой конъюнктуры, а возможности  получения и цели последующего  использования средств будут  в значительной степени определяться  такими внешними кредиторами.  Важно, чтобы в такой стратегически  важной сфере российской экономики,  как финансы, ключевые позиции  занимали именно национальные экономические субъекты.

    Таким  образом, можно предположить, что  основными же источниками финансовых  ресурсов в перспективе останутся  денежные накопления (прибыль, налог  на добавленную стоимость, акцизы), доходы от внешнеэкономической  деятельности.

    Финансовые  ресурсы, имеющие временные источники,  такие, как поступления от приватизации, реализации государственной собственности,  по мере их исчерпывания будут  уменьшаться. Будут увеличиваться  финансовые ресурсы, имеющие источником  специальные платежи и налоги  недропользователей.

    Тенденции  динамики объема и структуры  финансовых ресурсов государства  свидетельствуют о том, что  существенное повышение эффективности  общественного производства в  результате осуществления программы  перехода к рыночным отношениям  приведет к ускорению темпов  формирования финансовых ресурсов  и улучшению их структуры в  направлении увеличения удельного  веса тех источников, рост которых  обусловлен интенсивными факторами.

Россия  должна выйти на бездефицитный бюджет к 2015г., сообщил премьер-министр РФ Владимир Путин, выступая на расширенной коллегии Министерства финансов. Даже небольшой дефицит для России с учетом зависимости от мировой конъюнктуры - это риск, который необходимо минимизировать.

В.Путин отметил, что нужно отдавать себе отчет в том, что в России сохраняется серьезный ненефтегазовый дефицит. Он напомнил, что в 2005г. ненефтегазовый дефицит был минимальным, а в период кризиса стал достаточно большим, "угрожающим". Так, в 2009г. он достиг 13,7% ВВП, однако потом стал постепенно снижаться, достигнув в 2011г. 9,5% ВВП.

По  словам В.Путина, сейчас, уже на этапе  посткризисного развития, необходимо принять принципиальное решение  о том, какой ненефтегазовый дефицит  Россия может себе позволить. В свою очередь министр финансов РФ Антон  Силуанов отметил, что ненефтегазовый дефицит бюджета, по оценкам ведомства, в 2012г. составит 10,6% ВВП.

Премьер также поручил Минфину завершить  разработку долгосрочной бюджетной  стратегии в ближайшие три  месяца. Данная стратегия должна быть разработана на основе сценарных  условий социально-экономического развития до 2030г., представленных Министерством  экономического развития. Премьер отметил, что правительство рассмотрит их до конца апреля текущего года. Кроме  того, В.Путин подчеркнул, что необходимо вернуться к особому порядку  использования нефтегазовых сверхдоходов и определить, какую часть из них  использовать на текущее потребление  и покрытие дефицита, а какую - направлять на пополнение резервов.

Федеральный бюджет при этом на 2014-2016гг. должен быть сформирован по программно-целевому принципу. В свою очередь Минфин ожидает, что доходы федерального бюджета  в 2012г. превысят уровень 2008г. на 2,6% в  реальном выражении, сообщил А.Силуанов.

В.Путин  полагает, что необходимо уделить  особое внимание повышению эффективности  бюджетных расходов. В этой связи  важнейшая системная задача - переход  к построению федерального бюджета  на основе государственных программ с четкими показателями результативности и возможностями для общественного  мониторинга их исполнения. "Мы вкладываем значительные ресурсы в инфраструктуру развития регионов, модернизацию социальной сферы, ЖКХ, оснащение Вооруженных сил РФ, и отдача от использования этих средств должна быть ощутима для общества", - подчеркнул он.

Премьер добавил, что после запуска проекта "электронный бюджет" процесс  исполнения главного финансового документа  РФ можно будет отслеживать в  режиме реального времени.

Кроме того, В.Путин отметил, что госдолг  не должен превысить 15% ВВП в течение  трех лет. По его словам, для покрытия ненефтегазового дефицита не обойтись без заимствований, однако нужно  очень осторожно относиться к  наращиванию долговых обязательств. "Низкий, безопасный уровень госдолга является нашим безусловным конкурентным преимуществом по сравнению с другими странами, поэтому стратегической задачей является сохранение умеренной долговой нагрузки", - сказал он. В.Путин уточнил, что это касается как внутреннего, так и внешнего долга.

На  внутреннем рынке заимствований, полагает премьер, государство также должно вести себя предельно аккуратно, чтобы не выступать конкурентом  бизнеса и не оттягивать на себя финансовые ресурсы, которые могут  служить источниками инвестиций.

Касаясь возможности вовлечения активов  Резервного фонда, В.Путин согласился с позицией Минфина, отметив, что  возможность расходовать данные средства на инфраструктурные проекты появится, когда объем самого фонда превысит 7% ВВП.

Ранее, выступая на коллегии Минфина, А.Силуанов рассказал о предложениях ведомства, согласно которым нефтегазовые доходы, оставшиеся после пополнения Резервного фонда до уровня 7% ВВП, могли бы в  пропорции 50 на 50 идти на пополнение Фонда  национального благосостояния и  финансировании инфраструктурных проектов. "Я в целом согласен", - сказал В.Путин, комментируя предложение Минфина.

Информация о работе Финансовые ресурсы государства