Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 23:26, курсовая работа
В рыночной экономике финансы занимают ведущее положение в экономических отношениях, так как они связаны с формированием и использованием денежных фондов государства и предназначены для выполнения им своих хозяйственных и управленческих функций. Поэтому в условиях проводимых в стране экономических преобразований особую важность приобретают вопросы организации финансов и оптимального движения финансовых ресурсов.
Введение………………………………………………………………………………………..
Глава 1. Понятие финансовых ресурсов государства и их роль в экономике………
1.1. Понятие финансовых ресурсов государства…………………………………………
1.2. Роль финансовых ресурсов в экономике……………………………………………..
1.3. Состав и источники формирования финансовых ресурсов государства………
Глава 2. Классификация и особенности финансовых ресурсов страны……………..
2.1. Понятие и сущность государственного бюджета как основного ресурса финансовых отношений………………………………………………………………………
2.2. Значение внебюджетных фондов……………………………………………………….
2.3. Сущность и основные элементы государственного кредита……………………….
2.4. Золотовалютные резервы………………………………………………………………..
Глава 3. Современное состояние финансовых ресурсов РФ…………………………
Заключение……………………………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………………………….
Приложения…………………………………………………………………………………….
А.Силуанов отметил, что Резервный фонд в объеме 7% ВВП позволит России в течение 2-3 лет обеспечить исполнение расходных обязательств при цене на нефть примерно 70 долл./барр. В настоящее время, по словам министра финансов, объем Резервного фонда вдвое ниже указанного уровня.
Напомним,
на минувшей неделе, выступая с отчетом
о работе правительства в
Говоря о финансовых индикаторах, премьер отметил, что инфляция в России снизилась до уровня 6,1% в 2011г. с показателя в 13,3%. Кроме того, в отличие от большинства мировых государств, РФ закончила предыдущий финансовый год с профицитом.
Cовокупный
долг РФ составляет менее 10%
от ВВП. По словам премьер-
Премьер также отметил, что в России одни из самых высоких показателей темпа роста экономики среди крупнейших стран мира. Для сравнения он указал, что в 2011г. в США рост экономики составил 1,7%, в еврозоне - 1,5%, в Индии - 7,4%, в Китае - 9,2%. В России рост составил 4,3%, что, по словам В.Путина, является третьим показателем в мире.
Напомним,
ранее заместитель министра экономического
развития РФ Андрей Клепач сообщил, что
Министерство экономического развития
РФ внесло в правительство РФ долгосрочный
прогноз социально-
Журнал "Экономическая политика" опубликовал новую статью Алексея Кудрина "Чего мы ждем от нового правительства".
Новому правительству, которое должно быть сформировано после вступления в должность вновь избранного президента России, предстоит решать очень сложные, комплексные задачи. За предыдущие 12 лет основные показатели нашей экономики объективно улучшились: динамично росли производство и доходы населения; радикальное снижение государственного долга в сочетании с накоплением валютных и бюджетных резервов создали серьезный «запас прочности»; значительно укрепилась финансовая система — по сути страна приобрела «финансовый суверенитет».
Основную цель в экономической политике нового правительства можно сформулировать так: институциональная достройка экономики до лучших образцов и реализация возможностей такой экономики в интересах каждого гражданина России.
Необходимо создать новую экономическую модель: на месте экономики спроса построить экономику предложения, основанную на модернизации и инновациях. Наши предприятия должны найти свое место в более конкурентной среде как на внутреннем рынке, так и за пределами страны.
Попробуем в этом контексте определить десять важнейших задач для правительства на ближайшие шесть лет.
Первая задача — завершить становление основ политики, обеспечивающих макроэкономическую стабильность и долгосрочную прогнозируемость условий бизнеса.
Для этого в рамках текущего бюджетного планирования необходимо восстановить действие бюджетных правил, ограничивающих как использование нефтегазовых доходов, так и размеры чистых заимствований. Высокие текущие цены на нефть создают соблазн популистского наращивания расходов. Однако мы не должны забывать, что исторический средний уровень таких цен существенно ниже и нет гарантий того, что они не вернутся к прежним значениям, — при популистской бюджетной политике это неизбежно приведет к экономической и социальной дестабилизации. Осмотрительная политика здесь состоит в том, чтобы цены на нефть, в соответствии с которыми планируются расходы, не слишком отрывались от их исторического среднего уровня.
Другая опасность может оказаться более серьезной: она связана с таким ростом предложения валюты на внутреннем рынке, который вызывает укрепление рубля. В результате импорт становится дешевле, а экспорт становится невыгодным. Под натиском доходов от нефти и газа средний эффективный курс рубля в 2011 году увеличился по отношению к 2000 году более чем на 75%, а импорт вырос с 164,2 млрд долл. в 2005 году до 413,8 млрд долл. в 2011 году. Противодействовать этому можно только ограничивая валютное предложение путем сбережения нефтегазовых доходов выше определенной цены отсечения, строго соблюдая бюджетное правило.
Стабильными и предсказуемыми должны быть не только расходы государства, но и налоговые ставки. Представляется, что правительству целесообразно на длительный срок отказаться от повышения ставок основных налогов и максимально широко декларировать этот принцип. В сочетании с разработкой и проведением в жизнь разумной долгосрочной бюджетной стратегии это значительно повысит инвестиционную привлекательность российской экономики.
В прошедшем году было зафиксировано существенное снижение инфляции. Крайне важно, чтобы правительство вместе с Банком России закрепили эту тенденцию. Для этого необходимо как повышение эффективности естественных монополий (удорожание продукции и услуг которых вносит немалый вклад в разгон инфляции), так и развитие конкуренции на других рынках. В качестве целевого ориентира необходимо стремиться к устойчивому поддержанию инфляции на уровне не более 3—5%.
Низкая инфляция должна обеспечить стимулы для сбережения и формирования ресурсной базы инвестиций, что, в свою очередь, будет способствовать появлению в экономике «длинных денег».
Нужно понимать, что, хотя сформулированные задачи носят макроэкономический характер, они имеют и важную институциональную составляющую. Бюджетные правила, ограничивающие величину государственных расходов, не будут надежно работать до тех пор, пока граждане не поймут, что дополнительные расходы превращаются в дополнительное бремя налогов, вычитаемых из их доходов. Таким образом, ключевым условием долгосрочной стабильности нашей экономики является упомянутый выше переход от патерналистских отношений между гражданами и государством к партнерским, основанным на трезвом понимании истинных источников общественных фондов.
Вторая задача — провести реформу государственного управления. Едва ли не самой острой проблемой современного развития России является скверное качество работы государственных институтов, с которыми наши граждане общаются постоянно, во всех сферах своей жизни: от правоохранительной системы, создания правил и реализации регулирования бизнеса — до услуг ЖКХ, школ и детских садов, получения социальной поддержки. Неудовлетворение «чиновничьим классом», бюрократией стало «общим местом». Без создания эффективной системы государственного управления мы не сможем не только добиться желаемого модернизационного рывка, но и вообще — сдвинуться с места.
Соответствующие реформы в свое время были подготовлены и частично начаты, но не были доведены до конца. В том числе и потому, что эффективная реформа государственного управления требует условий более общего порядка, включая наличие независимой судебной системы, институтов и механизмов участия граждан и бизнеса в разработке, принятии и контроле за исполнением нормативных актов, государственных регуляций.
Во многих странах мира создана и успешно функционирует так называемая государственная контрактная система, предусматривающая закрепление более строгой ответственности государства за качество предоставляемых услуг. В рамках этих отношений гражданин — равная сторона и заказчик. При некачественном исполнении услуги этот гражданин через различные институты, в том числе — судебные, предъявляет государству-подрядчику претензии, в том числе — финансовые.
Понятно, что до установления таких отношений необходимо пройти непростой путь реформирования сложившейся практики, в частности — провести серьезнейшую инвентаризацию полномочий и зон ответственности: государство не может отвечать за все. (Например, если конкретная компания по обслуживанию коммунального хозяйства в доме не выполняет свои обязанности, то в первую очередь должна понести соответствующую ответственность она, а не абстрактная местная власть.)
В наших условиях необходимо усилить механизмы, формирующие ответственность самого государства. Так, следует повысить ответственность органов власти и должностных лиц за действие или бездействие, расширить возможности для коллективных исков и представительства интересов, в том числе со стороны негосударственных организаций.
Центральным звеном всей системы работы должна стать система стратегического планирования на основе как стратегии на 10—15 лет, так и бюджетной стратегии, госпрограмм, трехлетних бюджетов. Должно быть уменьшено до минимума число спонтанных решений и пересмотра планов и бюджета каждые полгода.
Все государственные программы должны иметь четкие количественно выражаемые цели. Следует определить ответственность ведомств за достижение этих целей и разработать порядок принятия решений в случае их недостижения. Сегодня институт контроля качества работы государственного аппарата просто отсутствует.
Необходимо создать условия, при которых все работающие в сфере государственной службы имеют минимум стимулов и возможностей для проведения в жизнь личных и узкогрупповых интересов, подмены ими интересов общественных. Считаю целесообразным, в частности, ввести для ответственных чиновников обязательные процедуры декларирования «конфликта интересов» при принятии решений, затрагивающих связанных с ними экономических субъектов. При выявлении незадекларированных «конфликтов интересов» чиновники должны освобождаться от должности даже в том случае, когда ущерб и злоупотребление служебным положением не могут быть доказаны.
Это простая
и необходимая
Нередко можно услышать вопрос: может ли государство реформировать само себя? Действительно, каждая реформа требует внешней «точки опоры». Однако и эта проблема имеет решение. Оно состоит в расширении базы поддержки власти, трансформации ее в общенародную. Гарантией успеха должно стать создание широкой коалиции поддержки реформ.
Верный путь в такой ситуации должен основываться на двух принципах.
Во-первых,
важно наличие доверия к
Немаловажное значение имеет восстановление доверия правительству после митингов «за честные выборы». Это одно из базовых условий нового общественного договора. Любые выборы, которые будут проводиться, должны быть настолько безупречными, чтобы все стороны были уверены в их честности. Требуются дополнительные шаги по увеличению прозрачности выборов. Возможно, необходимо заключить соглашение между ведущими политическими силами о правилах подсчета голосов и строго его соблюдать.
Только при наличии общественного согласия по поводу цены и конечного результата реформ мы можем рассчитывать на широкую поддержку предлагаемых мер.
Третья задача — провести децентрализацию экономической политики. Важной частью процесса реформ должно стать существенное изменение отношений между федеральным центром, региональными властями и муниципальными органами самоуправления. В последние годы самостоятельность властей субъектов федерации в выборе целей развития и средств их достижения была в определенной мере ограничена, их деятельность стала детально регламентироваться на федеральном уровне. Возложение ответственности за исполнение и региональных, и муниципальных полномочий на глав регионов наряду с предоставлением им определенных возможностей вмешиваться в формирование и деятельность органов местного самоуправления фактически существенно ограничило самостоятельность муниципальных органов власти. Основной целью подобных преобразований было достижение согласованности действий всех уровней власти в работе по обеспечению модернизации страны. Однако на новом этапе пришло время ослабить регулирование в этом направлении.
Необходимо восстановить автономию каждого уровня власти, предоставить ему возможности самостоятельно определять политику собственного развития и обеспечивать средства ее реализации. Для этого следует сократить федеральное воздействие на деятельность субнациональных властей, повысить финансовую автономию каждого из уровней власти, восстановить условия для местного самоуправления. Новый механизм должен подразумевать подотчетность и подконтрольность региональных и местных властей в первую очередь населению соответствующих территорий, а не вышестоящим органам. Элементом формирования этого механизма должна стать восстановленная выборность руководителей регионов. Это сделает их, с одной стороны, подотчетными обществу, а с другой — предоставит мандат на проведение необходимых преобразований. Остающаяся часть федерального контроля должна быть переориентирована на фактически достигнутый результат вместо применяемого сейчас надзора за текущей деятельностью.