Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 23:26, курсовая работа
В рыночной экономике финансы занимают ведущее положение в экономических отношениях, так как они связаны с формированием и использованием денежных фондов государства и предназначены для выполнения им своих хозяйственных и управленческих функций. Поэтому в условиях проводимых в стране экономических преобразований особую важность приобретают вопросы организации финансов и оптимального движения финансовых ресурсов.
Введение………………………………………………………………………………………..
Глава 1. Понятие финансовых ресурсов государства и их роль в экономике………
1.1. Понятие финансовых ресурсов государства…………………………………………
1.2. Роль финансовых ресурсов в экономике……………………………………………..
1.3. Состав и источники формирования финансовых ресурсов государства………
Глава 2. Классификация и особенности финансовых ресурсов страны……………..
2.1. Понятие и сущность государственного бюджета как основного ресурса финансовых отношений………………………………………………………………………
2.2. Значение внебюджетных фондов……………………………………………………….
2.3. Сущность и основные элементы государственного кредита……………………….
2.4. Золотовалютные резервы………………………………………………………………..
Глава 3. Современное состояние финансовых ресурсов РФ…………………………
Заключение……………………………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………………………….
Приложения…………………………………………………………………………………….
На региональный уровень должны быть переданы часть доходных источников, к которым можно отнести акцизы на бензин и алкоголь, остатки налога на прибыль, отмену льгот по региональным налогам, прежде всего имущественным.
Для проведения такого маневра необходимо сократить на сумму передаваемых доходов расходы федерального бюджета. Правительство ставило перед собой такую задачу, но пока не преуспело в этом, в том числе из-за очередного повышения расходов на федеральном уровне.
Четвертая задача — добиться роста инвестиций, способного обеспечить модернизацию.
Нынешний объем накопленного основного капитала все еще недостаточен для того, чтобы решить проблемы технологического перевооружения, развития общественной инфраструктуры. Нам требуется накопление основного капитала на уровне хотя бы 27—28% ВВП. Пока же норма накопления основного капитала стабилизировалась на уровне 22%.
Мы должны исходить из того, что в ближайшие годы, так же как это было все последнее время, около 80% осуществленных в нашей стране инвестиций в основные фонды будут носить небюджетный характер. Значит, необходимое увеличение инвестиций произойдет только в том случае, если частный инвестор увидит для себя соответствующие возможности.
Инвестиционный потенциал может быть обеспечен, если фундаментальные показатели будут прогнозируемы, стимулы для сбережения свободных средств в экономике окажутся на достаточном уровне, а банки будут готовы давать длинные кредиты в расчете на то, что они не обесценятся в результате скачков инфляции. Правила должны быть стабильны, в противном случае каждый раз при их изменении будет меняться прогнозируемая доходность, дезориентируя предпринимателей. Государство должно пестовать эти условия в интересах бизнеса.
В конце прошлого века многие страны включились в новую мировую глобальную экономику, особенностями которой стали конкуренция за международные финансовые ресурсы, миграция рабочей силы, конкуренция качества и издержек, ориентация производства не на внутренний, а на глобальный рынок, конкуренция условий для бизнеса. Опыт ряда быстро растущих стран показал, что не всегда требуется десятилетиями растить и пестовать отдельные производства — можно импортировать технологии, знания, инвестиции, что ускоряет создание новых для этих стран отраслей.
Мы должны создавать у себя комфортные условия для любых инвесторов — как отечественных, так и зарубежных.
Необходимо разработать систему мер, стимулирующих улучшение инвестиционного климата в регионах. Целесообразно увязать федеральную поддержку с результатами экономического развития, в первую очередь — с динамикой привлечения инвестиций.
Пятая задача — сократить избыточное присутствие государства в экономике и защитить частную собственность.
Важной тенденцией последнего периода было увеличение удельного веса государственного сектора в экономике. Был создан широкий набор государственных институтов развития, включавший как традиционные институты (Внешэкономбанк, Инвестиционный фонд, Российская венчурная компания, особые экономические зоны, технопарки), так и новую форму госкорпораций. Снижение участия государства в отдельных отраслях (например, в электроэнергетике) не могло компенсировать основную тенденцию. Принятая программа развития оборонно-промышленного комплекса и вовсе предполагает вложение средств в капиталы промышленных предприятий в объемах, равных всей программе приватизации, заявленной на ближайшие годы.
Мы должны помнить о тех ограничениях, которые имеет усиление роли государства в экономике. Оно помогает мобилизовать ресурсы на важнейших направлениях, реализовать масштабные программы, решить важные социальные задачи. Однако в том, что касается выявления возможностей оптимизации производства, поиска или создания новых рынков, генерации и практической реализации инноваций, правильного отбора эффективных инвестиционных проектов, — преимуществом, как доказано всей экономической историей, обладает частный сектор. Представляется, что в настоящее время доля государства в основных секторах экономики явно избыточна.
Необходимо продолжить приватизацию крупнейших компаний с госучастием на основе комплексного подхода, учитывающего как интересы бюджета, так и задачи расширения сферы действия рыночных механизмов. Должны быть преобразованы в другие формы собственности государственные корпорации. Впредь следует строго воздерживаться от расширения государственного участия в экономике.
Однако задача не сводится к механическому снижению доли государства в структуре собственности. Не менее важная задача — уход от избыточного государственного регулирования экономической деятельности. Международные сопоставления ясно указывают на неоправданно высокое бремя государственного регулирования в России. Это ограничивает деловую активность предпринимателей, толкает их к переносу части операций в теневой сектор, повышает трансакционные издержки экономической деятельности.
Наша экономическая
политика должна корректироваться в
сторону смягчения
Представляется целесообразным принять пакетное политическое решение, направленное на радикальное сокращение государственного регулирования и контроля. Для того чтобы ситуация не вернулась «на круги своя», в дальнейшем следует последовательно применять доказательный порядок необходимости и эффективности государственного регулирования. Каждая вновь принимаемая мера регулирования требует сначала веского обоснования, а затем детальной оценки регулирующего воздействия с учетом результатов для всех заинтересованных сторон. Аналогичные требования должны предъявляться в случае, если правительство сочтет необходимым значительное вовлечение государства в какую-либо деятельность (начиная от производственной и заканчивая управлением экономическим развитием теми или иными территориями). В этом случае оно также должно представить и публично защитить серьезное обоснование преимуществ государственных организаций в данном виде деятельности.
Мировой опыт свидетельствует о том, что залогом успешного экономического развития служат четкая спецификация и надежная защита прав собственности. Предприниматель предпочтет не вкладывать прибыль в развитие производства, а вывезти капитал, если он не уверен в том, что сможет сохранить контроль над компанией.
К сожалению, в настоящее время государство не всегда в должной мере выполняет одну из своих главных функций — обеспечение безопасности собственности. Более того, нередки случаи, когда отдельные представители государства злоупотребляют «административным ресурсом» для незаконного захвата чужой собственности. Необходимо добиться, чтобы покушения на частную собственность расценивались как подрыв общественных устоев. Следует организовать действенную борьбу против рейдерских захватов собственности. Это требует принятия широкого спектра мер — от более четкого определения уголовной ответственности за рейдерскую деятельность до создания законодательных механизмов восстановления утраченного контроля над компанией.
Важным условием
превращения частной
Проблема легитимизации решается путем вложения капиталов ранее приватизированных предприятий и их собственников в российскую экономику. Эти собственники уже отрабатывают свою нагрузку. Вместе с тем, легитимизация — задача не только для государства и бизнеса, но и для всего общества. Общими усилиями необходимо создать представления о незыблемости частной собственности и ключевой роли предпринимательской деятельности как источника развития страны.
Шестая задача — существенно укрепить и расширить производственную и жилищно-коммунальную инфраструктуру. К ней относятся дороги, энергетика, водообеспечение, порты и аэропорты, ЖКХ.
Всемирный экономический форум ставит Россию на 130 место (из 142) по качеству автомобильных дорог, на 105-е по инфраструктуре аэропортов, на 97-е по портовой инфраструктуре. По общему качеству инфраструктуры мы на сотом месте. Требуется существенно облегчить доступ предприятий и граждан к инфраструктурным ресурсам. В каждом регионе необходимо создать новые промышленные зоны, в которых предприятия будут приходить на готовую инфраструктуру.
В 2012 году в федеральном бюджете на дорожное хозяйство запланировано 392 млрд руб., в том числе 213 — на строительство и реконструкцию, а в бюджетах субъектов запланирован 551 млрд, в том числе на строительство и реконструкцию — 227 млрд руб. Таким образом, на новые дороги в этом году будет потрачено 440 млрд руб. Согласно Программе развития дорог, принятой до кризиса, планировалось в эти годы тратить на строительство до 2 трлн руб., что оценивалось как минимальная потребность. В настоящее время эти планы невыполнимы. Принятые решения по оборонным расходам и новым социальным обязательствам отодвигают решение этой задачи на неопределенный срок.
Объемы строительства дорог в ближайшие годы требуется увеличить минимум в четыре раза, что невозможно без перераспределения бюджетных расходов как на федеральном, так и на региональном уровне. Без структурных реформ в ключевых бюджетных отраслях невозможно высвободить ресурсы для выполнения этой задачи. Также решением этой задачи должна стать прогнозируемая тарифная политика государства.
Седьмая задача — снять административные барьеры на пути товаров и капитала.
Одна из «больных» тем российской экономики — наличие серьезных барьеров для выхода отечественных и иностранных инвестиций на наши или внешние рынки. Так, согласно исследованиям Всемирного банка, Россия занимает лишь 160 место (среди 183 стран) по легкости оформления экспортныхи импортных поставок. Практически на всех этапах бизнес сталкивается с избыточным регулированием: если нерезиденты намерены инвестировать в «стратегические отрасли», если инвестор хочет получить разрешение на строительство, если необходимо получить разрешение на какую-то деятельность и т. д.
Устранение таких барьеров могло бы сыграть определяющую роль для развития экономики. Оно способно оказать благотворное воздействие на экономику по многим каналам:
• повысить темпы роста производства за счет увеличения экспорта;
• расширить инвестиции и тем самым дать дополнительный импульс производству;
• ускорить модернизацию экономики, поскольку приток прямых иностранных инвестиций и импортных инвестиционных товаров служит основным каналом заимствования передовых технологий;
• дать дополнительные стимулы инновационному процессу за счет усиления конкуренции.
Увеличение степени свободы бизнеса должно идти бок о бок с повышением степени его ответственности. Необходимо последовательно проводить в жизнь принцип «больше свободы — больше ответственности». Причем данный принцип следует распространить на все стороны нашей жизни.
В то же время уголовную ответственность за нарушения в сфере предпринимательства следует заменять мерами по компенсации вреда в рамках гражданского законодательства, контроль и надзор со стороны органов исполнительной власти поэтапно замещать механизмами самоконтроля за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных требований силами саморегулируемых организаций и объединений предпринимателей.
Восьмая задача — развитие человеческого капитала.
Мы традиционно относим к конкурентным преимуществам нашей страны высокое качество человеческого капитала. Однако беспристрастный анализ показывает, что это верно лишь в отношении количественных показателей образования. У нас близкий к 100-процентному уровень грамотности, высокая (даже по сравнению с ведущими странами) доля обучающихся в высших учебных заведениях. Но с точки зрения качества полученных знаний и умения их использовать мы серьезно отстаем от мировых лидеров. Так, согласно результатам международной оценки образовательных достижений, среди 55 стран российские учащиеся занимают 38 место по математическим знаниям, 39-е по естественнонаучным и делят 42—43 места по пониманию текстов. В рейтинге Всемирного экономического форума Россия занимает 82 место среди 142 оцениваемых стран как по качеству образовательной системы, так и по активности профессионального обучения персонала. Между тем установлено, что новые технологии и инновации получают распространение только в тех странах, где работники достаточно хорошо подготовлены к их применению. Не здесь ли причина того, что по внедрению инноваций ВЭФ ставит российские компании лишь на 130 место?