Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:59, курсовая работа
Легализация доходов, полученных преступным путем представляют серьезную угрозу национальной и глобальной безопасности, нарушают нормальное функционирование государства и его основных экономических институтов, препятствуют рыночным преобразованиям и контролю над финансовой системой страны со стороны государственных органов, вызывают недоверие в обществе к государственным институтам, создают негативный имидж России в мировом сообществе.
Отмывание преступных доходов неотрывно связано с такими негативными явлениями как коррупция, финансирование организованной преступности и терроризма, различного рода хищения и рядом других. Без решения проблемы легализации преступных доходов невозможно продолжение в России экономических реформ. Высокий уровень проникновения преступно полученных капиталов в легальную экономику продолжает оставаться одним из главных факторов неблагоприятного инвестиционного климата в России, препятствующего притоку прямых иностранных инвестиций.
Легализация доходов, полученных преступным путем представляют серьезную угрозу национальной и глобальной безопасности, нарушают нормальное функционирование государства и его основных экономических институтов, препятствуют рыночным преобразованиям и контролю над финансовой системой страны со стороны государственных органов, вызывают недоверие в обществе к государственным институтам, создают негативный имидж России в мировом сообществе.
Отмывание
преступных доходов неотрывно связано
с такими негативными явлениями
как коррупция, финансирование организованной
преступности и терроризма, различного
рода хищения и рядом других. Без
решения проблемы легализации преступных
доходов невозможно продолжение
в России экономических реформ. Высокий
уровень проникновения
Сегодня уже можно говорить о глобальных последствиях отмывания преступных доходов для мировой экономики. Эксперты МВФ оценивают суммарный объем отмываемых преступных доходов в 2-5% от мирового валового продукта, что составляет от 1,5 до 2,5 трлн. долларов США в год. Процесс отмывания преступных доходов может быть организован в любом государстве, но наиболее «успешно» имеет место в тех странах, где отсутствует целостная система борьбы против формирования и легализация преступных доходов. [33]
Помимо
макроэкономического значения разработки
проблемы противодействия отмыванию
преступных доходов, можно выделить
и необходимость решения
Коммерческие банки, совершая по поручениям своих клиентов расчетные, кассовые, депозитные, вкладные, биржевые, валютные и множество других операции, обязаны следить за законностью проведения этих операций с точки зрения соблюдения ими финансового законодательства (налогового, валютного, противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и др.). Кредитные организации в данном случае выполняют функции «двойных агентов»: как агентов своих клиентов, так и государства, так как на них согласно банковскому законодательству возложены контрольные полномочия в отношении своих клиентов.
Вопросы
контроля и надзора в сфере
банковской деятельности носят комплексный
характер, а их решения находятся
в сфере компетенции как
Целью настоящей работы является исследование финансово-экономических и организационно-правовых составляющих действий финансовых надзорных структур Российской Федерации по минимизации вреда от теневой экономики, главным образом, в форме создания эффективного механизма противодействия возможного вовлечения доходов незаконного и, особенно, криминального характера в национальную экономику.
Анализ
теории и практики взаимодействия органов
финансового надзора с
1) раскрыть сущность и методы финансового контроля в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем;
2) рассмотреть
порядок организации
3) рассмотреть
порядок организации
4) произвести
оценку организации
5) произвести
анализ результатов
6) раскрыть
проблемы финансового контроля
в сфере противодействия
Объектом курсовой работы является совокупность экономических отношений, возникающих при формировании и функционировании эффективного механизма сотрудничества Банка России, кредитных организации и Федеральной службы по финансовому мониторингу по предупреждению, выявлению и пресечению сделок с доходами от преступной деятельности, а также определение стратегии и приоритетов сотрудничества органов банковского и финансового надзора.
Предметом
курсовой работы являются непосредственно
национальный механизм взаимодействия
органов финансового контроля с
кредитными организациями в сфере
противодействия легализации
Степень разработанности темы курсовой работы. В современной экономической литературе недостаточно уделяется внимания взаимодействию органов финансового надзора с кредитными организациями по вопросу борьбы с отмыванием денег. Так, авторы большинства работ изучают проблему отмывания преступных доходов исключительно с правовых, иногда международно-правовых позиций, в ущерб экономике и финансам. На наш взгляд, изучение проблемы противодействия отмыванию преступных доходов должно осуществляться комплексно с позиций целого ряда отраслей знаний, наиболее значимыми из которых, безусловно, являются финансы, кредит и право. Поэтому тема курсовой работы видится недостаточно освещенной и нуждается в дальнейшем исследовании. В тоже время многие аспекты данной проблематики в том или ином ракурсе исследованы в работах ряда ведущих ученых, что и послужило теоретической основой для проведения более углубленного и системного исследования по данной теме.
Научные исследования
При написании работы были использованы материалы научных конференций, посвященных вопросам взаимодействия надзорных органов с банками по вопросу борьбы с отмыванием «грязных денег», а также публикации российской и иностранной периодической печати и информационных сайтов Интернет.
В качестве правовой основы для данного исследования были использованы законодательные акты Российской Федерации, а также нормативные акты Банка России по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.
Для более конкретного изучения отдельных вопросов данной темы в качестве фактической информации нами использовались материалы международных организаций, инструкции и статистический материал (не представляющий государственную, банковскую, налоговую или иную тайну Российской Федерации) с места работы автора — АКБ «БТА-Казань» (ОАО).
Научная
новизна курсовой работы состоит
в разработке на основе исследования
и обобщения отечественных и
зарубежных теорий формирования и функционирования
механизма взаимодействия кредитных
организаций с органами финансового
надзора в сфере
Практическая
значимость исследования заключается
в том, что основные результаты и
выводы данной работы могут быть использованы
для совершенствования
1.1
Сущность и методы
финансового контроля
в в сфере противодействия
легализации доходов,
полученных преступным
путем
Целью совершения большинства преступлений является получение экономической выгоды. Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, позволяет скрыть незаконные источники прибыли и таким образом превращает противозаконную деятельность в высокодоходный вид предпринимательства.
Юридическое
и законодательное определение
понятия отмывания денег
Венская
конвенция ООН 1988 года о борьбе против
незаконного оборота
В
Конвенции Совета Европы об отмывании,
выявлении, изъятии и конфискации
доходов от преступной деятельности,
принятой в Страсбурге в 1990 году, отмечается,
что лишение преступника
Немецкие специалисты Х.-Х. Кернер и Э. Дах понимают под отмыванием денег совершение операций с целью сокрытия наличия, происхождения или целевого назначения вещественных ценностей, проистекающих из преступления, с тем, чтобы затем извлечь из этих ценностей регулярные доходы. [ 20 ]
В России понятие отмывания денег средств определено Федеральным Законом № 115-ФЗ от 7 августа 2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, понимается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации. [ 6]
С
созданием в 1989 году Международной
Группы по разработке финансовых мер
по борьбе с отмыванием денег (далее
по тексту – ФАТФ), словосочетание «отмывание
денег» стало международным