Повышение
эффективности контрольной деятельности
во многом связано с надлежащей организацией
проверок органов государственного
контроля, улучшением кадровой работы,
совершенствованием внутреннего контроля
выполнения государственными служащими
своих обязанностей, повышением эффективности
взаимодействия государственных органов
с субъектами внутреннего контроля.
Следует отметить, что совершенствование
непосредственно контрольной деятельности
должно осуществляться с учетом обеспечения
и защиты прав юридических и физических
лиц.
Для
исключения встречающихся в практике
случаев игнорирования нарушений
закона представляется необходимым
предусмотреть административную ответственность
должностных лиц органов государственного
контроля в финансовой сфере за ненадлежащее
исполнение своих обязанностей.
В
целях предупреждения легализации
преступных доходов, совершаемой посредством
использования фирм-"однодневок",
необходимо усилить контроль регистрации
юридических лиц.
Важным
моментом является повышение уровня
и качества сотрудничества контролирующих
органов государства с финансовыми
институтами, организация методического
обеспечения противодействия легализации
преступных доходов, формирование правоприменительной
практики. Подобное взаимодействие должно
осуществляться по следующим направлениям:
содействие разработке программ по предотвращению
отмывания преступных доходов, включая
разработку внутренних стратегий, процедур
и правил внутреннего контроля, в
том числе порядка назначения
руководящих должностных лиц
по проверке соблюдения законодательства
о противодействии легализации,
и соответствующего порядка проверки
вновь принимаемых сотрудников,
обеспечивающего высокий уровень
их благонадежности; формирование системы
непрерывного обучения финансовых служащих;
обеспечение мониторинга надежности системы
противодействия легализации преступных
доходов.
Во
многом недостатки в деятельности органов
контроля в сфере противодействия
легализации преступных доходов
обусловлены несоответствием форм
и методов их взаимодействия требованиям
сегодняшнего дня. Государственный
контроль в сфере противодействия
легализации преступных доходов
не должен стать тормозом для развития
экономики или способом расправы
с неугодными коммерческими организациями.
Необходимо
совершенствование процедуры обмена
информацией и передачи органами
контроля материалов о нарушении
законодательства о противодействии
легализации преступных доходов
в Росфинмониторинг при отсутствии
соответствующих полномочий по привлечению
виновных лиц к ответственности.
Решению данной задачи могло бы способствовать
принятие специального постановления
Правительства РФ.
Взаимодействие
органов государственного контроля
представляется особенно важным с учетом
того, что Росфинмониторинг не всегда
получает полную информацию по результатам
выполнения финансовыми организациями
процедур внутреннего контроля.
Выводы
и предложения
Изучив тему курсовой
работы «Финансовый контроль в сфере
противодействия легализации доходов,
полученных преступным путем» можно
сделать следующие выводы:
- В России
понятие отмывания денег средств определено
Федеральным Законом № 115-ФЗ от 7 августа
2001 года «О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма».
Под легализацией (отмыванием) доходов,
полученных преступным путем, понимается
придание правомерного вида владению,
пользованию или распоряжению денежными
средствами или иным имуществом, полученными
в результате совершения преступления,
за исключением преступлений, предусмотренных
статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 Уголовного
кодекса Российской Федерации.
Государственный финансовый
контроль в сфере противодействия
легализации доходов, полученных преступным
путем, можно определить как деятельность
государственных органов по проверке
финансовых операций на предмет их
использования для придания правомерного
вида владению, пользованию или распоряжению
денежными средствами или иным имуществом,
полученными в результате совершения
преступления.
В
рамках первичного финансового мониторинга
в сфере противодействия легализации
преступных доходов используется метод
обязательного внутреннего контроля,
позволяющий осуществить сбор и
передачу в уполномоченный государственный
орган информации об операциях, возможно,
связанных с приданием правомерного
вида владению, пользованию или распоряжению
денежными средствами или иным имуществом,
полученными в результате совершения
преступления.
В
процессе государственного финансового
мониторинга реализуется основная
цель финансового контроля в сфере
отмывания преступных доходов - выявление
сделок, осуществляемых с целью легализации
доходов, полученных преступным путем.
Осуществление данной функции возложено
на Федеральную службу по финансовому
мониторингу Российской Федерации. Росфинмониторинг
осуществляет обработку и анализ информации,
поступившей к нему от организаций, осуществляющих
операции с денежными средствами. В результате
чего отсеиваются сделки, формально подпадающие
под признаки необычных сделок или подлежащие
обязательному контролю, но не имеющие
связи с отмыванием денег. В отношении
иных сделок проводятся финансовые расследования.
- В число органов
государственного контроля в данной сфере
входят Федеральная служба по финансовому
мониторингу РФ, Банк России, Федеральная
служба по финансовым рынкам, Федеральная
служба страхового надзора, Федеральная
служба по надзору в сфере связи, информационных
технологий и массовых коммуникаций, Российская
государственная пробирная палата при
Министерстве финансов РФ. Для данных
государственных органов контроль исполнения
законодательства о противодействии легализации
преступных доходов является основным
или дополнительным видом деятельности.
Особое
место среди органов государственного
контроля в рассматриваемой сфере
занимает Федеральная служба по финансовому
мониторингу РФ (Росфинмониторинг),
основными функциями которой
являются противодействие легализации
доходов, полученных преступным путем,
и координация деятельности в
этой сфере иных федеральных органов
исполнительной власти.
- Понятие внутреннего
контроля раскрывается в ст. 3
Федерального закона "О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма":
это деятельность организаций, осуществляющих
операции с денежными средствами или иным
имуществом, по выявлению операций, подлежащих
обязательному контролю, и иных операций
с денежными средствами или иным имуществом,
связанных с легализацией (отмыванием)
доходов, полученных преступным путем,
и финансированием терроризма.
К
организациям, осуществляющим операции
с денежными средствами или иным
имуществом, относятся: кредитные организации;
профессиональные участники рынка
ценных бумаг; страховые организации
и лизинговые компании; организации
федеральной почтовой связи; ломбарды;
организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу
драгоценных металлов и драгоценных
камней, ювелирных изделий из них
и лома таких изделий; организации,
содержащие тотализаторы и букмекерские
конторы, а также организующие и
проводящие лотереи, тотализаторы и
иные основанные на риске игры, в
том числе в электронной форме;
организации, осуществляющие управление
инвестиционными фондами или
негосударственными пенсионными фондами;
организации, оказывающие посреднические
услуги при осуществлении сделок
купли-продажи недвижимого имущества;
организации, не являющиеся кредитными
организациями, осуществляющие прием
от физических лиц наличных денежных
средств в случаях, предусмотренных
законодательством о банках и
банковской деятельности; коммерческие
организации, заключающие договоры
финансирования под уступку денежного
требования в качестве финансовых агентов.
- Государственная
политика совершенствования национальной
системы противодействии легализации
доходов, полученных преступным путем
(ПОД/ФТ) реализовывалась в 2010 г. по
следующим основным направлениям:
• нормативно-правовое
обеспечение и координация деятельности
участников системы ПОД/ФТ;
• международное
сотрудничество и укрепление позиций
России на международной арене;
• сбор
и анализ информации;
• надзор
за исполнением установленных законодательством
требований;
• финансовые
расследования и взаимодействие
с правоохранительными органами;
• кадровое
обеспечение и профессиональная
подготовка.
- В АКБ «БТА-Казань»
разработаны следующие программы осуществления
внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, которые
включают в себя:
- программа идентификации
клиентов, их представителей, установления
и идентификации выгодоприобретателей
в целях ПОД/ФТ;
-
программа выявления операций, подлежащих
обязательному контролю, и иных
операций с денежными средствами
или иным имуществом, связанных
с легализацией (отмыванием) доходов,
полученных преступным путем,
или финансированием терроризма;
-
программа проверки информации
о клиенте или операции клиента,
о выгодоприобретателе для подтверждения
обоснованности или опровержения
подозрений осуществления клиентом
легализации (отмывания) доходов,
полученных преступным путем,
или финансирования терроризма;
-
программа документального фиксирования
информации, полученной в результате
применения Правил и реализации
программ осуществления внутреннего
контроля в целях противодействия
легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем,
и финансированию терроризма;
-
программа, определяющая порядок
организации работы в Банке
по отказу от заключения договоров
банковского счета (вклада) с физическими
и юридическими лицами и отказу
в выполнении распоряжения клиента
об осуществлении операции;
-
программа, определяющая порядок
организации работы в Банке
по приостановлению операций
с денежными средствами или
иным имуществом;
-
программа хранения информации
и документов;
-программа
подготовки и обучения сотрудников
Банка по противодействию легализации
(отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию
терроризма;
-
программа обеспечения конфиденциальности
информации;
-программа
по организации в Банке работы
по противодействию легализации
(отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию
терроризма.
6.
Во многом недостатки в деятельности органов
контроля в сфере противодействия легализации
преступных доходов обусловлены несоответствием
форм и методов их взаимодействия требованиям
сегодняшнего дня. Государственный контроль
в сфере противодействия легализации
преступных доходов не должен стать тормозом
для развития экономики или способом расправы
с неугодными коммерческими организациями.
Необходимо
совершенствование процедуры обмена
информацией и передачи органами
контроля материалов о нарушении
законодательства о противодействии
легализации преступных доходов
в Росфинмониторинг при отсутствии
соответствующих полномочий по привлечению
виновных лиц к ответственности.
Решению данной задачи могло бы способствовать
принятие специального постановления
Правительства РФ.
Взаимодействие
органов государственного контроля
представляется особенно важным с учетом
того, что Росфинмониторинг не всегда
получает полную информацию по результатам
выполнения финансовыми организациями
процедур внутреннего контроля.
Список
литературы
1. Конвенция ООН о борьбе против
незаконного оборота наркотических средств
и психотропных веществ (заключена в Вене
20 декабря 1988 г.) // Сборник международных
договоров СССР и РФ. Вып. XLVII. М., 1994.
2. Конвенция
Совета Европы об отмывании, выявлении,
изъятии и конфискации доходов от преступной
деятельности (заключена в г. Страсбурге
8 ноября 1990 г.) // СЗ РФ. 2003. N 3. Ст. 203.
3. 40 Рекомендаций Межправительственной
группы разработки финансовых мер борьбы
с отмыванием денег (ФАТФ) // Международно-правовые
основы борьбы с коррупцией и отмыванием
преступных доходов: сб. документов / сост. В.С. Овчинский.
М., 2004.