Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:59, курсовая работа
Легализация доходов, полученных преступным путем представляют серьезную угрозу национальной и глобальной безопасности, нарушают нормальное функционирование государства и его основных экономических институтов, препятствуют рыночным преобразованиям и контролю над финансовой системой страны со стороны государственных органов, вызывают недоверие в обществе к государственным институтам, создают негативный имидж России в мировом сообществе.
Отмывание преступных доходов неотрывно связано с такими негативными явлениями как коррупция, финансирование организованной преступности и терроризма, различного рода хищения и рядом других. Без решения проблемы легализации преступных доходов невозможно продолжение в России экономических реформ. Высокий уровень проникновения преступно полученных капиталов в легальную экономику продолжает оставаться одним из главных факторов неблагоприятного инвестиционного климата в России, препятствующего притоку прямых иностранных инвестиций.
Органы
государственного контроля действуют
каждый в пределах своей компетенции,
что требует организации
В
целях обеспечения
Основными задачами Комиссии являются:
а)
организация подготовки и рассмотрения
проектов федеральных законов и
иных нормативных правовых актов
в сфере противодействия
б) обеспечение взаимодействия, в том числе информационного, федеральных органов исполнительной власти и Банка России по отдельным направлениям противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
в)
выработка согласованной
г)
подготовка предложений по совершенствованию
национальной системы противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию
терроризма.
Противодействие легализации преступных доходов, в том числе ее предупреждение, оказалось бы практически невозможным без участия организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, и адвокатов, нотариусов, индивидуальных предпринимателей, предоставляющих юридические и бухгалтерские услуги. На данных лиц Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" возлагается реализация обязательных процедур внутреннего контроля; организации, кроме того, участвуют в реализации обязательного контроля.
Следует отметить, что первоначально финансовые организации без восторга встретили введение в российскую практику международных стандартов противодействия легализации преступных доходов, воспринимая это как излишнюю нагрузку и препятствие для работы с клиентами.
В
настоящее время меры противодействия
легализации преступных доходов
встречают все большее
Понятие внутреннего контроля раскрывается в ст. 3 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма": это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся: кредитные организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые организации и лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности; коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.
В соответствии со ст. 7 указанного закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:
1) идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании;
2)
предпринимать меры по
3)
систематически обновлять
4)
документально фиксировать и
представлять в
В целях предупреждения легализации преступных доходов кредитным организациям запрещается:
-
открывать счета (вклады) на анонимных
владельцев, т.е. без предоставления
открывающим счет (вклад) физическим
или юридическим лицом
- открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя;
-
устанавливать и поддерживать
отношения с банками-
В
целях противодействия
Правила
внутреннего контроля включают порядок
документального фиксирования информации,
обеспечения ее конфиденциальности,
квалификационные требования к подготовке
и обучению кадров, а также критерии
выявления и признаки необычных
сделок с учетом особенностей деятельности
организации. Следует отметить, что
содержание нормативно-правовых актов,
регламентирующих разработку таких
правил, ограничивается рекомендациями.
В определенной мере такой подход
связан с разнообразием экономической
деятельности, в которой участвуют
субъекты внутреннего контроля, а
также с тем, что организации
должны сами осознавать необходимость
противодействия легализации
Для
банков организация внутреннего
контроля наиболее актуальна, что связано
со спецификой их деятельности. В кредитной
организации формируется или
определяется структурное подразделение
по противодействию легализации
преступных доходов под руководством
назначенного ответственного сотрудника.
Банки, исходя из своих возможностей
и особенностей (размер банка, направления
деятельности, величина клиентской базы,
количество операций), создают собственные
системы внутреннего контроля, с
помощью которых реализуются
требования законодательства и надзорных
органов о противодействии
Основаниями документального фиксирования информации являются:
-
запутанный или необычный
-
несоответствие сделки целям
деятельности организации,
-
выявление неоднократного
Признаками
легализации преступных доходов
в деятельности юридического лица может
служить значительное превышение показателей
остатков в кассе над остатками
средств на расчетных и текущих
счетах, большой удельный вес наличных
расчетов при отсутствии ежедневной
инкассации, небрежное ведение
Операции, связанные с отмыванием денег, проводимые через кредитные организации, имеют свои характерные особенности:
-
переводы денежных средств
-
резкий рост суммарных
-
использование суррогатных
-
операции, связанные с оборотом
преступных доходов для
Источниками информации для выявления признаков легализации преступных доходов в процессе осуществления мер внутреннего контроля служат:
-
документы, относящиеся к
-
документы, характеризующие
-
документы, относящиеся к
Если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что сделки, операции осуществляются в целях легализации преступных доходов, то сведения о них направляются в Росфинмониторинг не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций. Работники организаций, представляющих соответствующую информацию в Росфинмониторинг, не вправе сообщать об этом клиентам.
Важно отметить, что представление сведений и документов в отношении подозрительных операций не является нарушением служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны и тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств).
Кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в случаях:
-
отсутствия по своему
-
непредставления физическим
Кредитные
организации обязаны
Требования
идентификации клиентов, организации
внутреннего контроля, помимо организаций,
распространяются и на адвокатов, нотариусов
и лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность в сфере оказания юридических
или бухгалтерских услуг, в случаях,
когда они готовят или