Финансовый контроль в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:59, курсовая работа

Описание

Легализация доходов, полученных преступным путем представляют серьезную угрозу национальной и глобальной безопасности, нарушают нормальное функционирование государства и его основных экономических институтов, препятствуют рыночным преобразованиям и контролю над финансовой системой страны со стороны государственных органов, вызывают недоверие в обществе к государственным институтам, создают негативный имидж России в мировом сообществе.

Отмывание преступных доходов неотрывно связано с такими негативными явлениями как коррупция, финансирование организованной преступности и терроризма, различного рода хищения и рядом других. Без решения проблемы легализации преступных доходов невозможно продолжение в России экономических реформ. Высокий уровень проникновения преступно полученных капиталов в легальную экономику продолжает оставаться одним из главных факторов неблагоприятного инвестиционного климата в России, препятствующего притоку прямых иностранных инвестиций.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 103.75 Кб (Скачать документ)

      Ответственным за соблюдение сотрудниками Банка настоящих Правил и программ их осуществления является Ответственный сотрудник Банка.

      Банком  разработаны следующие программы  осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, которые  включают в себя:

      - программа идентификации клиентов, их представителей, установления и идентификации выгодоприобретателей в целях ПОД/ФТ;

      - программа выявления операций, подлежащих  обязательному контролю, и иных  операций с денежными средствами  или иным имуществом, связанных  с легализацией (отмыванием) доходов,  полученных преступным путем,  или финансированием терроризма;

      - программа проверки информации  о клиенте или операции клиента,  о выгодоприобретателе для подтверждения  обоснованности или опровержения  подозрений осуществления клиентом  легализации (отмывания) доходов,  полученных преступным путем,  или финансирования терроризма;

      - программа документального фиксирования  информации, полученной в результате  применения Правил и реализации  программ осуществления внутреннего  контроля в целях противодействия  легализации (отмыванию) доходов,  полученных преступным путем,  и финансированию терроризма;

      - программа, определяющая порядок  организации работы в Банке  по отказу от заключения договоров  банковского счета (вклада) с физическими  и юридическими лицами и отказу  в выполнении распоряжения клиента  об осуществлении операции;

      - программа, определяющая порядок  организации работы в Банке  по приостановлению операций  с денежными средствами или  иным имуществом;

      - программа хранения информации  и документов;

      -программа  подготовки и обучения сотрудников  Банка по противодействию легализации  (отмыванию) доходов, полученных  преступным путем, и финансированию  терроризма;

      - программа обеспечения конфиденциальности  информации;

      -программа  по организации в Банке работы  по противодействию легализации  (отмыванию) доходов, полученных  преступным путем, и финансированию  терроризма.

      Основным  условием успешного осуществления  Банком и его филиалом деятельности по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является непосредственное участие каждого сотрудника в рамках его компетенции в данном процессе. Выявление попыток клиентов использовать Банк в качестве инструмента для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма и своевременное информирование сотрудников службы финансового мониторинга и уполномоченного работника филиала является обязанностью каждого сотрудника независимо от занимаемой должности.

      Для выявления необычных сделок банк использует указанные критерии с  учетом другой информации о деятельности клиента, в том числе с учетом уровня риска осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, добытых  преступным путем, и финансирования терроризма. Приложение 4

      При возникновении сомнений при квалификации операции (сделки) клиента как операции (сделки), подлежащей обязательному  контролю, указанной в статье 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", сотрудник подразделения банка, выявивший указанную операцию (сделку), предоставляет банковские документы  по операции и копии документов клиента, являющиеся основанием для проведения операции, сотрудникам службы финансового  мониторинга.

      После изучения и проверки представленных документов, сотрудники службы финансового  мониторинга принимают окончательное  решение о признании операции клиента операцией, подлежащей обязательному  контролю, и представлении сведений о ней в Уполномоченный орган  либо обычной операцией. С целью  проверки информации сотрудники службы финансового мониторинга вправе изучать юридическое дело клиента, информацию по операциям клиента  в банке за прошедший период, беседовать с сотрудниками банка, проводившими конкретные операции.

      При выявлении необычных операций (сделок), которые могут иметь отношение  к легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, сотрудник подразделения банка, выявивший указанную операцию, направляет все документы по операции сотрудникам службы финансового мониторинга.

        При выявлении в деятельности  клиента необычной сделки банк  может предпринять следующие  действия:

  • обратиться к клиенту с просьбой о предоставлении необходимых объяснении, в том числе, дополнительных сведений, разъясняющих экономический смысл необычной сделки;
  • обеспечить повышенное внимание в соответствии с настоящей Программой ко всем операциям (сделкам) клиента, проводимым через банк;
  • предпринять иные действия, которые банк сочтет целесообразными в целях и при условии соблюдения законодательства Российской Федерации.

      Если  полученная информация об операции (сделке) вызывает у банка обоснованное подозрение, что операция осуществляется  в  целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, сотрудники службы финансового  мониторинга доводят информацию об операции до сведения Председателя Правления банка (Заместителя), который  принимает окончательное решение  считать операцию подозрительной.  
 

2.3 Проблемы финансового  контроля в сфере  противодействия  легализации доходов,  полученных преступным  путем и пути  их решения 

     Недостатки реализации процедур внутреннего контроля организациями, осуществляющими операции с денежными  средствами или иным имуществом

      Анализ  деятельности субъектов обязательного  и внутреннего контроля позволяет  установить следующие нарушения  закона:

      1. В некоторых случаях организации  принимают меры к уклонению  от государственного контроля  в сфере противодействия легализации  преступных доходов.

      2. Организации, осуществляющие финансовые  операции, не выполняют обязательные  процедуры внутреннего контроля.

      А. В организациях не во всех случаях  разрабатываются правила внутреннего  контроля и программы его осуществления, не назначаются лица, ответственные  за их разработку и реализацию, программы  не направляются для утверждения  контролирующим государственным органам.

      Б. Не проводится обязательная идентификации  клиента, выгодоприобретателя или  проводится неполно.

      В. В ряде организаций оформление операций с клиентами не проводится или  в документы вносятся недостоверные  сведения, имеющаяся документация не хранится.

      3. Неисполнение требований закона  об обязательном контроле.

      А. Организации не направляют в Росфинмониторинг информацию по обязательному контролю.

      Б. Организации нарушают порядок и  сроки предоставления информации об операциях, подлежащих обязательному  контролю.

      В. Ненадлежащим образом осуществляется выявление сделок и финансовых операций, подлежащих обязательному контролю.

      4. Организации и специалисты, осуществляющие  операции с денежными средствами  и иным имуществом, не принимают  меры к выявлению подозрительных  операций, не направляют сообщения  о них в Росфинмониторинг.

     Недостатки государственного контроля (надзора) за исполнением законодательства о противодействии легализации  преступных доходов

      Недостатки  в деятельности государственных  органов контроля и надзора при  реализации функции противодействия  легализации преступных доходов  не только способствуют нарушениям закона на финансовом рынке, но и снижают уровень доверия к государственным структурам со стороны организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом.

      Иногда  законодательство и принятые в его  развитие нормативные акты Банка  России недостаточно четко регламентируют соответствующие отношения, не дают однозначного ответа на поставленные практикой вопросы применения закона о противодействии "отмыванию". Разъяснения и инструкции иногда рассылаются с задержкой поднадзорным организациям.

      На  эффективность противодействия  легализации преступных доходов  негативно влияет низкое качество проверок, проводимых органами государственного контроля редко и выборочно. Недостатки аналитической работы приводят к  неверному выбору объекта проверки. В частности, активность банка при  выявлении подозрительных операций не всегда положительно оценивается  представителями Банка России.

      Значительное  количество нарушений закона, прав организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, связано с недостатками при применении мер ответственности  за нарушение законодательства о  противодействии легализации преступных доходов. В некоторых случаях  органы государственного контроля не реагируют на выявленные правонарушения.

      Эффективность правового воздействия в рассматриваемой  сфере в значительной мере снижается  из-за несоответствия мер ответственности  выявленному правонарушению. Излишняя жесткость наказания наносит  вред организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и иным имуществом. С другой стороны, смягчая  применяемые меры ответственности, органы государственного контроля способствуют дальнейшим нарушениям закона.

        Пути оптимизации государственного контроля и надзора за исполнением законодательства о противодействии легализации преступных доходов

      Совершенствование деятельности органов государственного контроля в рассматриваемой сфере  зависит от наличия и надлежащего  использования полномочий по выявлению  нарушений законов о противодействии  легализации преступных доходов  и привлечению нарушителей к  ответственности, улучшению взаимодействия контролирующих органов между собой  и с правоохранительными органами.

      Основным  условием успешной реализации органами государственного контроля и надзора  задачи противодействия легализации  преступных доходов является соблюдение принципа конструирования объема полномочий применительно к предмету контроля и надзора. Нуждаются в расширении полномочия по выявлению нарушений  законодательства о противодействии "отмыванию" и применению мер  ответственности, требуют развития полномочия, направленные непосредственно  на предупреждение незаконной деятельности.

      На  основании анализа законодательства и существующей практики необходимо выработать ряд рекомендаций, направленных на определение оптимальной совокупности прав и обязанностей органов государственного контроля, которая позволит не только повысить эффективность контрольной  деятельности, но и обеспечит защиту прав юридических и физических лиц  при проведении контроля. Другим важным вопросом в работе органов государственного контроля является улучшение ее организации, совершенствование взаимодействия указанных органов с сообществами предпринимателей.

      Видится несколько путей решения проблемы. В законодательстве возможно предусмотреть  обязанность для контролирующих органов передавать в Росфинмониторинг материалы о правонарушениях  для привлечения организаций  и должностных лиц к административной ответственности. Однако Росфинмониторинг не обладает знанием специфики противодействия "отмыванию" в различных сферах экономики, и передача материалов может привести к нарушениям сроков привлечения к административной ответственности.

Информация о работе Финансовый контроль в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем