Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:59, курсовая работа
Легализация доходов, полученных преступным путем представляют серьезную угрозу национальной и глобальной безопасности, нарушают нормальное функционирование государства и его основных экономических институтов, препятствуют рыночным преобразованиям и контролю над финансовой системой страны со стороны государственных органов, вызывают недоверие в обществе к государственным институтам, создают негативный имидж России в мировом сообществе.
Отмывание преступных доходов неотрывно связано с такими негативными явлениями как коррупция, финансирование организованной преступности и терроризма, различного рода хищения и рядом других. Без решения проблемы легализации преступных доходов невозможно продолжение в России экономических реформ. Высокий уровень проникновения преступно полученных капиталов в легальную экономику продолжает оставаться одним из главных факторов неблагоприятного инвестиционного климата в России, препятствующего притоку прямых иностранных инвестиций.
Кредитные и иные организации должны не только получать прибыль от использования денежных средств, но и содействовать укреплению законности в финансовой сфере, иначе их деятельность будет направлена во вред обществу и государству.
К тому же любой организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, выгодно иметь хорошую репутацию, связанную с успешной работой на рынке и выполнением требований закона, иначе люди просто не доверят ей свои деньги.
2.1
Оценка организации
государственного
финансового контроля
в сфере противодействии
легализации доходов,
полученных преступным
путем
Государственная политика совершенствования национальной системы противодействии легализации доходов, полученных преступным путем (ПОД/ФТ) реализовывалась по следующим основным направлениям:
• нормативно-правовое
обеспечение и координация
• международное сотрудничество и укрепление позиций России на международной арене;
• сбор и анализ информации;
• надзор
за исполнением установленных
• финансовые
расследования и взаимодействие
с правоохранительными
• кадровое обеспечение и профессиональная подготовка.
Совершенствование
нормативно-правового
В течение года Службой реализованы мероприятия, направленные на гармонизацию законодательства Российской Федерации его приведение в соответствие с действующими международными стандартами в области ПОД/ФТ. Результатом такой работы, в частности, стало принятие двух федеральных законов, участие в разработке и сопровождении которых принимал Росфинмониторинг. Кроме того, Росфинмониторинг принимал участие в работе над рядом законодательных инициатив, направленных на совершенствование системы ПОД/ФТ, а также развитие финансового сектора экономики страны в целом.
Основные законодательные и иные акты, принятые в 2010 году,
оказавшие влияние на развитие национальной системы ПОД/ФТ указаны в Приложении 2
Информационно-
В
течение 2010 года значительное внимание
было уделено функционированию программно-аппаратных
комплексов и информационно-
При
этом продолжилась работа по обеспечению
некредитных организаций
Надзорная деятельность
Контроль за соблюдением организациями, поднадзорными Росфинмониторингу, законодательства в сфере ПОД/ФТ
В 2010 году Росфинмониторингом проведено свыше 1 тысячи проверок организаций, в рамках которых стабильно высокой остается доля выездных проверок. Таблица 1.
Сотрудничество с кредитными организациями
Всего за 2010 год от кредитных и некредитных организаций получено более 7,2 млн сообщений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, в том числе свыше 2,7 млн сообщений об операциях, подлежащих обязательному контролю. Таблица 2
Кредитные
организации являются основным поставщиком
информации в Росфинмониторинг –
на них приходится более 90% поступающих
сообщений.
Таблица 1
Проверки
Росфинмониторинга
Таблица 2
Общее количество
сообщений от кредитных и некредитных
организаций, представленных в Росфинмониторинг
(млн)
Сотрудничество с некредитными организациями
Общее количество организаций, относящихся к некредитным, на конец 2010 года составляло более 40 тысяч.
Доля
сообщений некредитных
В отчетном году совершенствовалась нормативно-правовая база, проводилось масштабное обучение сотрудников некредитных организаций, усилена разъяснительная работа (в том числе с использованием возможностей Интернет-пространства), а также осуществлялась профилактика ненадлежащего исполнения требований в сфере ПОД/ФТ. Принятые меры способствовали формированию положительных тенденций и результатов в отдельных секторах.
Так, в 2010 году объем сведений, поступивших от некредитных организаций, вырос более чем в 1,5 раза и составил порядка 400 тысяч сообщений.
При этом в структуре направляемых в Росфинмониторинг сообщений произошли позитивные изменения: в 3,5 раза увеличилось число сообщений о подозрительных операциях, а их доля в общем потоке сообщений составила 17%.
Взаимодействие с надзорными органами
Так, по результатам проверочных мероприятий, проведенных Росфинмониторингом в 2010 году, в 82% случаев выявлены нарушения, что подтверждает эффективность применения рискориентированного подхода. Таблица 3
От
надзорных органов поступило
в Росфинмониторинг около 280 материалов,
что почти на 15% превышает показатели 2009
года. Почти в 2 раза увеличилось количество
материалов по проверкам органов прокуратуры.
Таблица 3
Результативность проверок Росфинмониторинга
Финансовые расследования
Криминогенная обстановка в 2010 году, по сравнению с прошлым годом, характеризовалась снижением более чем на 35% общего числа преступлений экономической направленности. С точки зрения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, наиболее криминогенной обстановка продолжает оставаться в кредитно-финансовой сфере и сфере потребительского рынка.
Число выявленных преступлений о легализации сократилось на 80%, а сумма легализованного преступного дохода – почти на 60%. Почти в 3 раза сократилось число выявленных лиц, совершивших преступления, связанные с легализацией преступных доходов.
Вместе
с тем, на этом фоне общее количество
финансовых расследований
Таблица 4
Общее
количество проведенных финансовых
расследований
С участием и по материалам Росфинмониторинга возбуждено порядка 2,5 тысячи уголовных дел (в 2009 году – около 2,2 тысячи), из них более 400 дел возбуждено по статьям 174 и 174.1 УК РФ.
В течение 2010 года судами постановлено почти 150 обвинительных приговоров по делам данной категории, в том числе свыше 60 – по статьям 174 и 174.1 УК РФ. Осуждены по указанным статьям более 120 обвиняемых. Сумма легализованного дохода, установленного приговорами судов составила 2,4 млрд рублей.
Всего
в отчетном году проведено более
2,5 тысячи финансовых расследований
инициативно (на 40% больше чем в 2009 году),
причем около 850 из них – на основании
результатов осуществления
Международное сотрудничество
В рамках развития международной составляющей в 2010 году Росфинмониторинг продолжил обеспечение реализации трех основных задач, направленных на развитие национальной антиотмывочной системы и повышение ее эффективности:
• взаимодействие с международными организациями по вопросам противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма;
• взаимодействие с подразделениями финансовой разведки (ПФР) иностранных государств по вопросам осуществления информационного обмена;
• обеспечение деятельности Секретариата ЕАГ и участия России в работе данной группы.
Основные международные мероприятия в сфере ПОД/ФТ, участие в которых принял Росфинмониторинг, в том числе в составе и/или во главе делегации Российской Федерации представлены в Приложении 3.
Межведомственное взаимодействие и координация
Одной из ключевых задач в 2010 году стало повышение эффективности межведомственного взаимодействия и принимаемых мер всеми участниками национальной системы ПОД/ФТ: службами внутреннего контроля финансовых организаций, надзорными органами, Росфинмониторингом и правоохранительными органами.
Ведущая роль в организации межведомственного взаимодействия и координации деятельности принадлежит Межведомственной комиссии по ПОД/ФТ (МВК), действующей под председательством Росфинмониторинга, которая в 2010 году в новом составе (число представителей министерств и ведомств увеличилось с 13 до 22) провела 5 заседаний.
Кадровое обеспечение и координация
В прошлом году было проведено 14 обучающих семинаров для специалистов в сфере ПОД/ФТ государств-членов ЕАГ, в рамках которых прошли подготовку около 900 слушателей, в том числе почти 300 работников центрального аппарата и территориальных подразделений Росфинмониторинга.
В
связи с вступающими с 24 января
2011 года изменениями в Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях,
связанных с передачей административных
полномочий надзорным органам, в 2010 году
проведено обучение работников надзорных
органов Российской Федерации: Росстрахнадзора,
Роскомнадзора, Пробирной палаты. Всего
обучение прошли около 90 работников надзорных
органов.
2.2
Анализ результатов
внутреннего контроля
в сфере противодействия
легализации доходов,
полученных преступным
путем в кредитной
организации (на
примере АКБ «БТА-Казань»
(ОАО)
Внутренний
контроль в организациях, осуществляющих
операции с денежными средствами
и иным имуществом, является важнейшей
частью системы финансового
Сотрудники Банка в рамках своей компетенции должны участвовать в проведении мероприятий, направленных на реализацию настоящих Правил и программ внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.
Функции контроля за организацией в Банке работы по ПОД/ФТ выполняет Председатель Правления Банка.