Финансовый контроль в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:59, курсовая работа

Описание

Легализация доходов, полученных преступным путем представляют серьезную угрозу национальной и глобальной безопасности, нарушают нормальное функционирование государства и его основных экономических институтов, препятствуют рыночным преобразованиям и контролю над финансовой системой страны со стороны государственных органов, вызывают недоверие в обществе к государственным институтам, создают негативный имидж России в мировом сообществе.

Отмывание преступных доходов неотрывно связано с такими негативными явлениями как коррупция, финансирование организованной преступности и терроризма, различного рода хищения и рядом других. Без решения проблемы легализации преступных доходов невозможно продолжение в России экономических реформ. Высокий уровень проникновения преступно полученных капиталов в легальную экономику продолжает оставаться одним из главных факторов неблагоприятного инвестиционного климата в России, препятствующего притоку прямых иностранных инвестиций.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 103.75 Кб (Скачать документ)

      Кредитные и иные организации должны не только получать прибыль от использования  денежных средств, но и содействовать  укреплению законности в финансовой сфере, иначе их деятельность будет  направлена во вред обществу и государству.

      К тому же любой организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, выгодно иметь  хорошую репутацию, связанную с  успешной работой на рынке и выполнением  требований закона, иначе люди просто не доверят ей свои деньги.

  

2. Практические аспекты  проведения финансового  контроля в сфере  противодействия легализации доходов, полученных преступным путем

 
 

2.1  Оценка организации  государственного  финансового контроля  в сфере противодействии  легализации доходов,  полученных преступным путем 
 

     Государственная политика совершенствования национальной системы противодействии легализации доходов, полученных преступным путем (ПОД/ФТ) реализовывалась по следующим основным направлениям:

• нормативно-правовое обеспечение и координация деятельности участников системы ПОД/ФТ;

• международное  сотрудничество и укрепление позиций  России на международной арене;

• сбор и анализ информации;

• надзор за исполнением установленных законодательством  требований;

• финансовые расследования и взаимодействие с правоохранительными органами;

• кадровое обеспечение и профессиональная подготовка.

     Совершенствование нормативно-правового регулирования

     В течение года Службой реализованы  мероприятия, направленные на гармонизацию законодательства Российской Федерации  его приведение в соответствие с  действующими международными стандартами  в области ПОД/ФТ. Результатом такой работы, в частности, стало принятие двух федеральных законов, участие в разработке и сопровождении которых принимал Росфинмониторинг. Кроме того, Росфинмониторинг принимал участие в работе над рядом законодательных инициатив, направленных на совершенствование системы ПОД/ФТ, а также развитие финансового сектора экономики страны в целом.

     Основные  законодательные и иные акты, принятые в 2010 году,

оказавшие влияние  на развитие национальной системы ПОД/ФТ указаны в Приложении 2

     Информационно-технологическое  обеспечение

     В течение 2010 года значительное внимание было уделено функционированию программно-аппаратных комплексов и информационно-технологической  инфраструктуры, что позволило Росфинмониторингу  обеспечить бесперебойный прием  и обработку более 7,2 млн сообщений  об операциях с денежными средствами или иным имуществом от субъектов  исполнения Федерального закона № 115-ФЗ как в электронном виде, так  и на бумажных носителях.

     При этом продолжилась работа по обеспечению  некредитных организаций специализированным программным продуктом – АРМ  «Организация», что является залогом  обеспечения оперативности поступления  и повышения качества информации. Всего за 2010 год некредитным организациям было выдано почти 1,2 тысячи комплектов АРМ «Организация», в том числе  более 300 – первично.

     Надзорная деятельность

     Контроль  за соблюдением организациями, поднадзорными  Росфинмониторингу, законодательства в сфере ПОД/ФТ

     В 2010 году Росфинмониторингом проведено  свыше 1 тысячи проверок организаций, в  рамках которых стабильно высокой  остается доля выездных проверок. Таблица 1.

     Сотрудничество  с кредитными организациями

     Всего за 2010 год от кредитных и некредитных  организаций получено более 7,2 млн  сообщений об операциях с денежными  средствами или иным имуществом, в  том числе свыше 2,7 млн сообщений  об операциях, подлежащих обязательному  контролю. Таблица 2

     Кредитные организации являются основным поставщиком  информации в Росфинмониторинг –  на них приходится более 90% поступающих  сообщений. 
 

     Таблица 1

     Проверки  Росфинмониторинга 

       

     Таблица 2

Общее количество сообщений от кредитных и некредитных  организаций, представленных в Росфинмониторинг (млн) 

     

 

     Сотрудничество  с некредитными организациями

     Общее количество организаций, относящихся  к некредитным, на конец 2010 года составляло более 40 тысяч.

     Доля  сообщений некредитных организаций  в общем объеме поступающей в  Росфинмониторинг информации составляет около 7%.

     В отчетном году совершенствовалась нормативно-правовая база, проводилось масштабное обучение сотрудников некредитных организаций, усилена разъяснительная работа (в том числе с использованием возможностей Интернет-пространства), а также осуществлялась профилактика ненадлежащего исполнения требований в сфере ПОД/ФТ. Принятые меры способствовали формированию положительных тенденций и результатов в отдельных секторах.

Так, в 2010 году объем сведений, поступивших  от некредитных организаций, вырос более чем в 1,5 раза и составил порядка 400 тысяч сообщений.

     При этом в структуре направляемых в  Росфинмониторинг сообщений произошли  позитивные изменения: в 3,5 раза увеличилось число сообщений о подозрительных операциях, а их доля в общем потоке сообщений составила 17%.

     Взаимодействие  с надзорными органами

     Так, по результатам проверочных мероприятий, проведенных Росфинмониторингом в 2010 году, в 82% случаев выявлены нарушения, что подтверждает эффективность применения рискориентированного подхода. Таблица 3

     От  надзорных органов поступило  в Росфинмониторинг около 280 материалов, что почти на 15% превышает показатели 2009 года. Почти в 2 раза увеличилось количество материалов по проверкам органов прокуратуры. 
 
 
 

     Таблица 3

     Результативность  проверок Росфинмониторинга

       

     Финансовые  расследования

     Криминогенная обстановка в 2010 году, по сравнению  с прошлым годом, характеризовалась  снижением более чем на 35% общего числа преступлений экономической  направленности. С точки зрения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, наиболее криминогенной обстановка продолжает оставаться в кредитно-финансовой сфере и сфере потребительского рынка.

     Число выявленных преступлений о легализации  сократилось на 80%, а сумма легализованного  преступного дохода – почти на 60%. Почти в 3 раза сократилось число  выявленных лиц, совершивших преступления, связанные с легализацией преступных доходов.

     Вместе  с тем, на этом фоне общее количество финансовых расследований Росфинмониторинга  в 2010 году сохранило тенденцию роста  и составило свыше 28 тысяч. Общее  число материалов, переданных Росфинмониторингом в правоохранительные органы в 2010 году, составило свыше 22 тысяч, что превышает  аналогичный показатель предыдущего  года. Таблица 4

     Таблица 4

     Общее количество проведенных финансовых расследований 

     

 

     С участием и по материалам Росфинмониторинга  возбуждено порядка 2,5 тысячи уголовных  дел (в 2009 году – около 2,2 тысячи), из них более 400 дел возбуждено по статьям 174 и 174.1 УК РФ.

     В течение 2010 года судами постановлено почти 150 обвинительных приговоров по делам  данной категории, в том числе  свыше 60 – по статьям 174 и 174.1 УК РФ. Осуждены по указанным статьям более 120 обвиняемых. Сумма легализованного дохода, установленного приговорами судов составила 2,4 млрд рублей.

     Всего в отчетном году проведено более 2,5 тысячи финансовых расследований  инициативно (на 40% больше чем в 2009 году), причем около 850 из них – на основании  результатов осуществления надзорной  деятельности, и около 700 – на основании  мониторинга сведений, содержащихся в базах данных Росфинмониторинга.

     Международное сотрудничество

     В рамках развития международной составляющей в 2010 году Росфинмониторинг продолжил обеспечение реализации трех основных задач, направленных на развитие национальной антиотмывочной системы и повышение ее эффективности:

• взаимодействие с международными организациями  по вопросам противодействия легализации  преступных доходов и финансированию терроризма;

• взаимодействие с подразделениями финансовой разведки (ПФР) иностранных государств по вопросам осуществления информационного обмена;

• обеспечение  деятельности Секретариата ЕАГ и  участия России в работе данной группы.

     Основные  международные мероприятия в  сфере ПОД/ФТ, участие в которых  принял Росфинмониторинг, в том числе  в составе и/или во главе делегации  Российской Федерации представлены в Приложении 3.

     Межведомственное  взаимодействие и координация

     Одной из ключевых задач в 2010 году стало  повышение эффективности межведомственного взаимодействия и принимаемых мер всеми участниками национальной системы ПОД/ФТ: службами внутреннего контроля финансовых организаций, надзорными органами, Росфинмониторингом и правоохранительными органами.

     Ведущая роль в организации межведомственного взаимодействия и координации деятельности принадлежит Межведомственной комиссии по ПОД/ФТ (МВК), действующей под председательством Росфинмониторинга, которая в 2010 году в новом составе (число представителей министерств и ведомств увеличилось с 13 до 22) провела 5 заседаний.

     Кадровое  обеспечение и координация

     В прошлом году было проведено 14 обучающих  семинаров для специалистов в сфере ПОД/ФТ государств-членов ЕАГ, в рамках которых прошли подготовку около 900 слушателей, в том числе почти 300 работников центрального аппарата и территориальных подразделений Росфинмониторинга.

     В связи с вступающими с 24 января 2011 года изменениями в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, связанных с передачей административных полномочий надзорным органам, в 2010 году проведено обучение работников надзорных органов Российской Федерации: Росстрахнадзора, Роскомнадзора, Пробирной палаты. Всего обучение прошли около 90 работников надзорных органов.  

      2.2 Анализ результатов  внутреннего контроля  в сфере противодействия  легализации доходов,  полученных преступным  путем в кредитной  организации (на  примере АКБ «БТА-Казань»  (ОАО) 
 

      Внутренний  контроль в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, является важнейшей  частью системы финансового мониторинга. От добросовестности при исполнении организациями и специалистами  требований Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" во многом зависит эффективность деятельности Росфинмониторинга и правоохранительных органов по борьбе с легализацией преступных доходов.

      Сотрудники  Банка в рамках своей компетенции  должны участвовать в проведении мероприятий, направленных на реализацию настоящих Правил и программ внутреннего  контроля в целях ПОД/ФТ.

      Функции контроля за организацией в Банке работы по ПОД/ФТ выполняет Председатель Правления Банка.

Информация о работе Финансовый контроль в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем