Финансовый контроль в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:59, курсовая работа

Описание

Легализация доходов, полученных преступным путем представляют серьезную угрозу национальной и глобальной безопасности, нарушают нормальное функционирование государства и его основных экономических институтов, препятствуют рыночным преобразованиям и контролю над финансовой системой страны со стороны государственных органов, вызывают недоверие в обществе к государственным институтам, создают негативный имидж России в мировом сообществе.

Отмывание преступных доходов неотрывно связано с такими негативными явлениями как коррупция, финансирование организованной преступности и терроризма, различного рода хищения и рядом других. Без решения проблемы легализации преступных доходов невозможно продолжение в России экономических реформ. Высокий уровень проникновения преступно полученных капиталов в легальную экономику продолжает оставаться одним из главных факторов неблагоприятного инвестиционного климата в России, препятствующего притоку прямых иностранных инвестиций.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 103.75 Кб (Скачать документ)

    Исходя  из вышесказанного государственный  финансовый контроль в сфере противодействия  легализации доходов, полученных преступным путем, можно определить как деятельность государственных органов по проверке финансовых операций на предмет их использования для придания правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

          Методы государственного финансового контроля в сфере  противодействия легализации преступных доходов представляют собой инструменты, используемые контролирующими органами и их агентами для выявления факта использования финансовой операции (нескольких финансовых операций) для легализации преступных доходов.

    В рамках первичного финансового мониторинга  в сфере противодействия легализации  преступных доходов используется метод  обязательного внутреннего контроля, позволяющий осуществить сбор и  передачу в уполномоченный государственный  орган информации об операциях, возможно, связанных с приданием правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

    В процессе государственного финансового  мониторинга реализуется основная цель финансового контроля в сфере  отмывания преступных доходов - выявление  сделок, осуществляемых с целью легализации  доходов, полученных преступным путем. Осуществление данной функции возложено  на Федеральную службу по финансовому  мониторингу Российской Федерации. Росфинмониторинг осуществляет обработку  и анализ информации, поступившей  к нему от организаций, осуществляющих операции с денежными средствами. В результате чего отсеиваются сделки, формально подпадающие под признаки необычных сделок или подлежащие обязательному контролю, но не имеющие  связи с отмыванием денег. В отношении  иных сделок проводятся финансовые расследования.

    Таким образом, основное содержание функции  финансового контроля в сфере  противодействия легализации преступных доходов заключается в осуществлении  государственного финансового мониторинга  Росфинмониторингом. Метод проведения финансовых расследований, следовательно, является ключевым методом финансового  контроля, используемым национальной системой противодействия «отмыванию денег». Именно посредством проведения финансовых расследований уполномоченный государственный орган, используя  предоставленные ему полномочия, выявляет наличие связи между финансовой операцией и легализацией преступных доходов.

    Основным  правовым последствием финансового  контроля в сфере противодействия  легализации доходов, полученных преступным путем, является передача материалов финансового  расследования в правоохранительные органы.

    В то же время Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ст. 15.27). Полномочиями по рассмотрению данной категории дел об административных правонарушениях и принятию решения  о применении мер государственного принуждения наделена Федеральная  служба по финансовому мониторингу (ст. 23.26 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях).

     1.2. Порядок организации  государственного  контроля и надзора  за исполнением  законодательства  о противодействии  легализации доходов,  полученных преступным  путем

 
 

      Значительную  роль в выявлении и предупреждении легализации преступных доходов  играет деятельность государственных  органов, осуществляющих контроль и  надзор за исполнением организациями, осуществляющими операции с денежными  средствами или иным имуществом, Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Проводя проверки исполнения закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, организации внутреннего контроля, государственные органы как субъекты предупредительной деятельности препятствуют использованию финансовых институтов в целях легализации преступных доходов.

      В число органов государственного контроля в данной сфере входят Федеральная  служба по финансовому мониторингу  РФ, Банк России, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная  служба страхового надзора, Федеральная  служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Российская государственная  пробирная палата при Министерстве финансов РФ. Для данных государственных  органов контроль исполнения законодательства о противодействии легализации  преступных доходов является основным или дополнительным видом деятельности.

      Особое  место среди органов государственного контроля в рассматриваемой сфере  занимает Федеральная служба по финансовому  мониторингу РФ (Росфинмониторинг), основными функциями которой  являются противодействие легализации  доходов, полученных преступным путем, и координация деятельности в  этой сфере иных федеральных органов  исполнительной власти. [ 15]

      В целях предупреждения легализации  преступных доходов Росфинмониторинг использует такие полномочия, как  осуществление контроля и надзора  за выполнением юридическими и физическими  лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии  легализации доходов, полученных преступным путем, привлечение к ответственности  лиц, допустивших нарушение этого  законодательства, приостановление  операций.

      В обязанности Росфинмониторинга  входит привлечение нарушителей  законодательства о противодействии  легализации преступных доходов  к административной ответственности  по ст. 15.27 КоАП РФ (нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма).

      При наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что  операция связана с легализацией преступных доходов, Росфинмониторинг направляет информацию в правоохранительные органы, а также представляет соответствующую  информацию по запросам правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами.

      Основными направлениями надзорной деятельности Росфинмониторинга являются:

      1. Ведение учета и согласование  правил внутреннего контроля  организаций, осуществляющих операции  с денежными средствами или  иным имуществом, в сфере деятельности  которых отсутствуют надзорные  органы (лизинговые компании, ломбарды, организации игорного бизнеса,  риелторские конторы); [16]

      2. Проведение проверок организаций,  осуществляющих операции с денежными  средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых  отсутствуют надзорные органы, по  вопросам соблюдения требований  законодательства Российской Федерации  о противодействии легализации  преступных доходов.

      3. Взаимодействие с федеральными  органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов  Российской Федерации, общественными  объединениями и иными организациями  по вопросам осуществления надзорной  деятельности в сфере противодействия  "отмыванию".

      В соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [10] в число основных функций Центрального банка РФ (Банка России) входит надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп. Деятельность Банка России в сфере противодействия легализации преступных доходов является важной составляющей банковского надзора, который имеет целью поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защиту интересов вкладчиков и кредиторов. Реализация Банком России надзорных функций в сфере противодействия "отмыванию" включает в себя две основные составляющие: постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями законодательства о противодействии легализации преступных доходов и мониторинг общего состояния банковской системы с целью выявления опасных тенденций, которые могут быть связаны с риском отмывания денег.

      Банк  России обеспечивает нормативное регулирование  противодействия кредитных организаций  «отмыванию», организационно-техническое обеспечение. Правила внутреннего контроля для кредитных организаций разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Центральным банком РФ по согласованию с Росфинмониторингом. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей, предоставлению информации Росфинмониторингу определяются для кредитных организаций в соответствии с порядком, устанавливаемым Центральным банком РФ по согласованию с Росфинмониторингом.

      Центральный банк РФ при осуществлении банковского  надзора проводит проверки кредитных  организаций, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений  и применяет санкции по отношению  к нарушителям.

      Одной из основных функций Федеральной  службы по финансовым рынкам, прямо  предусмотренной в п. 11 ст. 42 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" [9], является осуществление в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, контроля порядка проведения операций с денежными средствами или иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Для предупреждения "отмывания" служба использует предусмотренные ст. 44 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" полномочия: осуществлять самостоятельно или совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти проверки деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лицензируемых ею организаций;

      - направлять эмитентам и профессиональным  участникам рынка ценных бумаг,  а также их саморегулируемым  организациям предписания, обязательные  для исполнения, а также требовать  от них представления документов;

      - направлять материалы в правоохранительные  органы и обращаться с исками  в суд (арбитражный суд) по  вопросам, отнесенным к компетенции  федерального органа исполнительной  власти по рынку ценных бумаг  (включая недействительность сделок  с ценными бумагами);

      - в случае неоднократного нарушения  в течение 1 года профессиональными  участниками рынка ценных бумаг  требований, предусмотренных ст. 6, 7 (за исключением п. 3 ст. 7) Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", принимать решение об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

      Федеральная служба страхового надзора РФ (Росстрахнадзор) в соответствии со ст. 30 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" [7] осуществляет государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела, который включает в себя лицензирование деятельности субъектов страхового дела, контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок деятельности субъектов страхового дела и достоверности представляемой ими отчетности. Помимо этого, Росстрахнадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением страховыми организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

      Исполнение  службой данной функции включает в себя следующие административные процедуры:

      - согласование службой правил  внутреннего контроля в целях  противодействия легализации (отмыванию)  доходов, полученных преступным  путем, и финансированию терроризма;

      - направление в адрес страховых  организаций запросов по расхождению  данных, содержащихся в отчете N 1-С "Сведения об основных показателях деятельности страховых организаций за январь 20_ года", и федеральной базе данных Росфинмониторинга.

      Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет государственный  контроль и надзор за соблюдением  организациями федеральной почтовой связи порядка фиксирования, хранения и представления информации о  денежных операциях, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации контролю, а также организацией ими внутреннего контроля.

Информация о работе Финансовый контроль в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем