Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:59, курсовая работа
Легализация доходов, полученных преступным путем представляют серьезную угрозу национальной и глобальной безопасности, нарушают нормальное функционирование государства и его основных экономических институтов, препятствуют рыночным преобразованиям и контролю над финансовой системой страны со стороны государственных органов, вызывают недоверие в обществе к государственным институтам, создают негативный имидж России в мировом сообществе.
Отмывание преступных доходов неотрывно связано с такими негативными явлениями как коррупция, финансирование организованной преступности и терроризма, различного рода хищения и рядом других. Без решения проблемы легализации преступных доходов невозможно продолжение в России экономических реформ. Высокий уровень проникновения преступно полученных капиталов в легальную экономику продолжает оставаться одним из главных факторов неблагоприятного инвестиционного климата в России, препятствующего притоку прямых иностранных инвестиций.
Исходя из вышесказанного государственный финансовый контроль в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, можно определить как деятельность государственных органов по проверке финансовых операций на предмет их использования для придания правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.
Методы
В
рамках первичного финансового мониторинга
в сфере противодействия
В
процессе государственного финансового
мониторинга реализуется
Таким
образом, основное содержание функции
финансового контроля в сфере
противодействия легализации
Основным
правовым последствием финансового
контроля в сфере противодействия
легализации доходов, полученных преступным
путем, является передача материалов финансового
расследования в
В
то же время Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях
предусматривает
Значительную роль в выявлении и предупреждении легализации преступных доходов играет деятельность государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за исполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Проводя проверки исполнения закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, организации внутреннего контроля, государственные органы как субъекты предупредительной деятельности препятствуют использованию финансовых институтов в целях легализации преступных доходов.
В число органов государственного контроля в данной сфере входят Федеральная служба по финансовому мониторингу РФ, Банк России, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов РФ. Для данных государственных органов контроль исполнения законодательства о противодействии легализации преступных доходов является основным или дополнительным видом деятельности.
Особое
место среди органов
В целях предупреждения легализации преступных доходов Росфинмониторинг использует такие полномочия, как осуществление контроля и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства, приостановление операций.
В обязанности Росфинмониторинга входит привлечение нарушителей законодательства о противодействии легализации преступных доходов к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ (нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма).
При наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция связана с легализацией преступных доходов, Росфинмониторинг направляет информацию в правоохранительные органы, а также представляет соответствующую информацию по запросам правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами.
Основными
направлениями надзорной
1.
Ведение учета и согласование
правил внутреннего контроля
организаций, осуществляющих
2.
Проведение проверок
3.
Взаимодействие с федеральными
органами исполнительной
В соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [10] в число основных функций Центрального банка РФ (Банка России) входит надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп. Деятельность Банка России в сфере противодействия легализации преступных доходов является важной составляющей банковского надзора, который имеет целью поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защиту интересов вкладчиков и кредиторов. Реализация Банком России надзорных функций в сфере противодействия "отмыванию" включает в себя две основные составляющие: постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями законодательства о противодействии легализации преступных доходов и мониторинг общего состояния банковской системы с целью выявления опасных тенденций, которые могут быть связаны с риском отмывания денег.
Банк
России обеспечивает нормативное регулирование
противодействия кредитных
Центральный банк РФ при осуществлении банковского надзора проводит проверки кредитных организаций, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет санкции по отношению к нарушителям.
Одной из основных функций Федеральной службы по финансовым рынкам, прямо предусмотренной в п. 11 ст. 42 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" [9], является осуществление в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, контроля порядка проведения операций с денежными средствами или иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Для предупреждения "отмывания" служба использует предусмотренные ст. 44 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" полномочия: осуществлять самостоятельно или совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти проверки деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лицензируемых ею организаций;
-
направлять эмитентам и
-
направлять материалы в
-
в случае неоднократного
Федеральная служба страхового надзора РФ (Росстрахнадзор) в соответствии со ст. 30 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" [7] осуществляет государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела, который включает в себя лицензирование деятельности субъектов страхового дела, контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок деятельности субъектов страхового дела и достоверности представляемой ими отчетности. Помимо этого, Росстрахнадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением страховыми организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Исполнение службой данной функции включает в себя следующие административные процедуры:
-
согласование службой правил
внутреннего контроля в целях
противодействия легализации (
-
направление в адрес страховых
организаций запросов по
Федеральная
служба по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых
коммуникаций осуществляет государственный
контроль и надзор за соблюдением
организациями федеральной