Финансовый механизм управления операционной прибылью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 23:58, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – на основе изучения теоретических и практических аспектов провести операционный анализ прибыли.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
— рассмотреть теоретические аспекты управления операционной прибылью;
— дать характеристику организации;
— провести операционный анализ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИОННОЙ ПРИБЫЛЬЮ 5
1.1 Понятие оперативной прибыли. Взаимосвязь категорий «издержки-объем продаж-прибыль» 5
1.2 Элементы операционного анализа 9
1.3 Оценка степени предпринимательского риска на основе операционного рычага. 17
2 ОПЕРАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ В ООО "БЛАГОУСТРОЙСТВО И СТРОИТЕЛЬСТВО" 20
2.1 Общая характеристика организации 20
2.2 Анализ операционной прибыли 22
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРИБЫЛИ ООО «БЛАГОУСТРОЙСТВО И СТРОИТЕЛЬСТВО» 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 41

Работа состоит из  1 файл

курсовая-Финансовый механизм управления операционной прибылью-2011.docx

— 154.69 Кб (Скачать документ)

     С другой стороны, даже располагая информацией  о переменных и постоянных расходах, экономисты рассчитывают «бухгалтерские»  показатели безубыточности, запаса финансовой прочности и операционного левериджа. То есть при расчетах не учитывается стоимость привлеченного капитала и, соответственно, рассчитывают не экономическую прибыль, по которой можно судить об эффективности, а «бухгалтерскую». Последнее представляет простое превышение доходов над расходами без учета стоимости альтернативных издержек привлечения капитала.

     Операционный  анализ - анализ результатов деятельности предприятия на основе соотношения объемов производства, прибыли и затрат, позволяющий определить взаимосвязи между издержками и доходами при разных объемах производства. 

     Операционный  анализ - это элемент управления затратами предприятия, анализирующий  влияние структуры затрат и выручки  на рентабельность продукции, либо подразделений  предприятия. Он позволяет, путем моделирования, отыскать наиболее выгодное соотношение  между переменными и постоянными  затратами, ценой продукции и  объемом производства. 

     Распространены  и другие названия операционного  анализа: анализ безубыточности, CVP-анализ (costs, value, profit - анализ «затраты-объем-прибыль»). Эффективность операционного анализа для выработки управленческих решений определяется тем, что такой анализ сводит воедино маркетинговые исследования, учет затрат, финансовый анализ и производственное планирование [6, с. 32]. 

     Ключевыми элементами анализа соотношения  «затраты – объем – прибыль» выступают маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), производственный леверидж и маржинальный запас прочности [4, с. 95].

     Постоянные  расходы – расходы, которые не зависят от объемов выпуска продукции. Часть из этих расходов будет иметь  место, даже если предприятие полностью  остановится. Примером таких издержек является налог на имущество, начисленная  амортизация, электроэнергия на освещение, обогрев и прочие аналогичные  расходы. Переменные расходы, наоборот, с изменением объемов выпуска  продукции в своей общей величине изменяются. Примером переменных расходов служат основные материалы, использованные при изготовлении единицы продукции, оплата труда производственных рабочих, бонусы к оплате труда менеджеров по продажам, зависящие от объемов  отгруженной продукции. Сумма переменных расходов на единицу продукции не изменяется, постоянные же расходы, в  пересчете на единицу продукции  при увеличении объемов производства снижаются, при уменьшении – растут.

     Нужно помнить, что понятие «переменности» и «постоянности» достаточно условно  и зависит от рассматриваемого периода. В длительном периоде все расходы имеют переменный характер. Причина этого состоит в том, что наращивание объемов выпуска возможно только до тех пор, пока хватает мощностей. Как только мощности перестают обеспечивать необходимый выпуск их нужно расширять, что скажется на увеличении постоянных расходов.

     Отнесение расходов к переменным и постоянным должно производиться в зависимости  от их экономического поведения, а не в соответствии с тем, что принято  к ним относить. Например, амортизация  считается постоянным расходом, но если ее начисляют пропорционально  объемам выпущенной продукции, то она  должна быть отнесена к переменным расходам. То есть в каждом конкретном случае нужно учитывать специфику  и особенности анализируемого бизнеса [16, с. 39].

     Несмотря  на нюансы, такое разбиение расходов очень удобно на практике с точки  зрения быстроты, простоты и дешевизны  системы учета. С таким подходом приходит понимание, что нужно выпускать  продукцию в объеме достаточном  и на покрытие постоянных расходов и для получения прибыли. Отслеживать  «переступание порога» постоянных расходов помогает анализ безубыточности. Такой анализ можно проводить  не только по отдельным продуктам, группам  товаров, но и при оценке реализуемых  проектов и по всему бизнесу в  целом. При этом в расчет каждый раз  берутся разные затраты. Если безубыточность считается для отдельного продукта, это будут затраты приходящиеся именно на этот продукт. Тогда кроме  затрат здесь будет важным натуральное  выражение объемов. Если же безубыточность рассчитывается для всего предприятия, то натуральные показатели не будут  играть определяющую роль, особенно если предприятие выпускает дифференцированную продукцию или оказывает не сопоставимые по величине услуги. Здесь будет  фигурировать преимущественно денежная оценка.

     Маржинальный  доход – это разница между выручкой предприятия от реализации продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат.

     Порог рентабельности (точка безубыточности) – это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от реализации продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам, т.е. это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка.

     Производственный  леверидж – это механизм управления прибылью предприятия в зависимости от изменения объема реализации продукции (работ, услуг) [10, с. 64].

     Маржинальный  запас прочности – это процентное отклонение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) от пороговой выручки (порога рентабельности).

     Для проведения анализа безубыточности производства необходимым условием является деление затрат предприятия  на постоянные и переменные. Как  известно, постоянные затраты не зависят  от объема производства, а переменные – изменяются с ростом (снижением) объема выпуска и продаж. Для расчета  объема выручки, покрывающего постоянные и переменные затраты, производственные предприятия в своей практической деятельности используют такие показатели, как величина и норма маржинального  дохода [14, с. 57].

     Величина  маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

     Существует  два способа определения величины маржинального дохода.

     При первом способе из выручки предприятия  за реализованную продукцию вычитают все переменные затраты, т.е. все  прямые расходы и часть накладных  расходов (общепроизводственные расходы), зависящих от объема производства и  относящихся к категории переменных затрат. При втором способе величина маржинального дохода определяется путем сложения постоянных затрат и прибыли предприятия [13, с. 76].

     Под средней величиной маржинального  дохода понимают разницу между ценой  продукции и средними переменными  затратами. Средняя величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

     Нормой  маржинального дохода называется доля величины маржинального дохода в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара.

     Использование этих показателей помогает быстро решить некоторые задачи, например, определить размер прибыли при различных  объемах выпуска.

     Анализ  соотношения «затраты – объем  – прибыль», как уже отмечалось выше, на практике иногда называют анализом точки безубыточности. Эту точку  также называют «критической» или  «мертвой», или точкой «равновесия». Для вычисления точки безубыточности (порога рентабельности) используются три метода: графический, уравнений и маржинального дохода [8, с. 63].

     При графическом методе нахождение точки безубыточности (порога рентабельности) сводится к построению комплексного графика «затраты – объем – прибыль». Последовательность построения графика заключается в следующем [11, с. 84]:

  • наносим на график линию постоянных затрат, для чего проводим прямую, параллельную оси абсцисс;
  • выбираем какую-либо точку на оси абсцисс, т.е. какую-либо величину объема. Для нахождения точки безубыточности рассчитываем величину совокупных затрат (постоянных и переменных). Строим прямую на графике, отвечающую этому значению;
  • вновь выбираем любую точку на оси абсцисс и для нее находим сумму выручки от реализации. Стоим прямую, отвечающую этому значению
  • Точка безубыточности на графике – это точка пересечения прямых, построенных по значению затрат и выручки (рисунок 1.1).

Рис. 1.1. Определение точки безубыточности (порога рентабельности)

     Изображенная  на рис.  1.1 точка безубыточности (порога рентабельности) – это точка пересечения графиков валовой выручки и совокупных затрат. Размер прибыли или убытков заштрихован. В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна его совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше – получает прибыль [19, с. 27].

     Для определения точки безубыточности (порога рентабельности) в международной  практике также используют метод  уравнений, основанный на исчислении прибыли  предприятия по формуле:

                                                   В – Зпер – Зпост = П,                                         (1.1)

     где В – выручка от реализации продукции; 

     Зпер – сумма переменных затрат; 

     Зпост – сумма постоянных затрат; 

     П – прибыль от реализации продукции.

     Детализируя порядок расчета показателей  формулы, ее можно представить в  следующем виде:

                                       (Ц *qпер/ед *qпост = П,                                  (1.2)

     где Ц – цена за единицу продукции 

     q – количество реализованных единиц продукции; 

     Зпер/ед – переменные затраты на единицу продукции.

     Метод уравнений, кроме того, можно использовать при анализе влияния структурных  изменений в ассортименте продукции. В этом случае реализация рассматривается  как набор относительных долей  продукции в общей сумме выручки  от реализации. Если структура меняется, то объем выручки может достигать  заданной величины, а прибыль может  быть меньше. В этих условиях влияние  на прибыль будет зависеть от того, как произошло изменение ассортимента – в сторону низкорентабельной или высокорентабельной продукции.

     Разновидностью  метода уравнений является метод маржинального дохода, при котором точка безубыточности (порог рентабельности) определяется по следующей формуле:

                                                      ТБ = Зпост / Нмд,                                                   (1.3)

     где ТБ – точка безубыточности; 

     Нмд – норма маржинального дохода.

     Чтобы найти точку безубыточности (порог  рентабельности), необходимо ответить на вопрос: до какого уровня должна упасть выручка предприятия, чтобы прибыль стала нулевой? Нельзя просто сложить переменные и постоянные затраты, так как при снижении выручки переменные затраты также снизятся.

     Маржинальный  запас прочности — это величина, показывающая превышение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой, обеспечивающей безубыточность реализации. Этот показатель определяется следующей формулой:

                                                   ЗПм = (В –Вп) / (В * 100 %),                                 (1.4)

     где ЗПм – маржинальный запас прочности; 

     Вп – пороговая выручка.

     Производственный  леверидж (leverage в дословном переводе – рычаг) – это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности.

Информация о работе Финансовый механизм управления операционной прибылью