Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:26, курсовая работа
Финансы предприятий, будучи частью общей системы финансовых отношений, отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности.
В современных условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость финансового планирования. Без финансового планирования невозможно добиться настоящих результатов на рынке.
1. Введение………………………………………………………………
3
2. Теоретическая часть:
2.1. Финансовый план как составная часть бизнес-плана……..…….…
6
2.2. Методы финансового планирования……………………..….….
11
2.3. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием..
13
3. Расчетная часть……………………………………………………….…
30
4. Заключение.……………………………………………………….…….
75
5. Список литературы…………………………………………………
77
В ходе стратегического планирования ведется активный поиск альтернативных вариантов, осуществляется выбор лучшего из них и построение на этой основе стратегии развития предприятия.
Важным моментом при разработке финансовой стратегии является определение периода ее реализации. На него воздействует ряд факторов, к ним можно отнести:
- динамику макроэкономических процессов;
- тенденции развития отечественного финансового рынка;
- отраслевая принадлежность предприятия и специфика производственной деятельности.
На основе финансовой стратегии определяется финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, эмиссионной, дивидендной.
Важное значение при формировании финансовой стратегии имеет учет факторов риска. Основу перспективного планирования составляет прогнозирование, которое является воплощением стратегии компании на рынке. Состав показателей прогноза может значительно отличаться от состава показателей будущего плана. Основой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуации и финансовых показателей. Методы и способы прогнозирования должны быть достаточно динамичными для того, чтобы своевременно учесть эти изменения.
Отправной момент прогнозирования – признание факта стабильности изменений основных показателей деятельности хозяйствующего субъекта от одного отчетного периода к другому.
Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:
- прогноза отчета о прибылях и убытках;
- прогноза движения денежных средств;
- прогноза бухгалтерского баланса.
Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения предприятия на конец планируемого периода.
Для составления прогнозных финансовых документов важно правильно определить объем будущих продаж. Это необходимо для организации производственного процесса, эффективного распределения средств, контроля над запасами. Прогноз объемов продаж дает представление о той доле рынка, которую предприятие предполагает завоевать своей продукцией.
Прогнозы продаж выражаются как в денежных, так и в физических единицах, и в любом случае помогают определить влияние цены, объема производства и инфляции на потоки наличных денежных средств предприятия.
С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде.
Прогноз баланса входит в состав основных документов перспективного финансового планирования. Понятие «баланс» означает равновесие, равенство активов и пассивов. Баланс представляет собой сводную таблицу, в которой отражаются источники капитала и средства его размещения. В отличие от прогноза отчета о прибылях и убытках, который показывает динамику финансовых операций предприятий, прогноз баланса отражает фиксированную, статистическую картину финансового равновесия предприятия.
Прогноз движения денежных средств – финансовый документ, получающий в российской практике большое распространение. Он отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
Прогноз движения денежных средств помогает финансовому менеджеру в оценке использования предприятием денежных средств и в определении их источников.
С помощью прогноза движения денежных средств можно оценить, сколько денежных средств необходимо вложить в хозяйственную деятельность предприятия, синхронность поступления и расходования денежных средств, что позволяет определить будущую ликвидность предприятия.
Большой практический интерес у финансовых менеджеров вызывают зарубежные методы разработок финансовых планов, например, «метод разработки финансового плана на нулевой основе».
3. Оперативное финансовое планирование. В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо – оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует повседневного эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов.
Оперативный план необходим для обеспечения финансового успеха предприятия. Поэтому при его составлении необходимо использовать объективную информацию о тенденциях экономического развития в сфере деятельности предприятия, инфляции, возможных изменениях в технологии и организации процесса производства.
Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.
В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:
Организация учета временной стыковки денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия.
Формирование информационной базы о движении денежных притоков и оттоков.
Ежедневный учет изменений в информационной базе.
Анализ неплатежей и организация конкретных мероприятий по их преодолению.
Расчет потребности в краткосрочном кредите в случаях временной нестыковки денежных поступлений и обязательств и оперативное приобретение заемных средств.
Расчет временно свободных денежных средств предприятия.
Платежный календарь составляется на квартал с разбивкой по месяцам и более мелким периодам. Для того, чтобы он был реальным, его составители должны следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения невыполнения финансового плана.
В платежном календаре притоки и оттоки денежных средств должны быть сбалансированы.
Информационной базой платежного календаря служат: план реализации продукции; смета затрат на производство; план капитальных вложений; выписки по счетам предприятия и приложения к ним; договоры; внутренние приказы; график выплаты заработной платы; счета-фактуры; установленные сроки платежей для финансовых обязательств.
Процесс составления платежного календаря можно разделить на шесть этапов:
Выбор периода планирования.
Планирование объема реализации продукции.
Расчет объема возможных денежных поступлений.
Оценка финансовых расходов, ожидаемых в плановом периоде.
Определение денежного сальдо.
Подведение итогов.
Превышение планируемых расходов над ожидаемыми поступлениями означает недостаточность собственных возможностей для их покрытия и может являться признаком ухудшения финансового состояния. В этих случаях необходимо принять следующие меры:
* перенести часть не первоочередных расходов на следующий календарный период;
* ускорить по возможности отгрузку и реализацию продукции;
* принять меры по изысканию дополнительных источников.
Для получения дополнительного дохода финансовый менеджер может инвестировать излишние денежные средства, например, в краткосрочные облигации.
На многих предприятиях наряду с платежным календарем составляется налоговый календарь, в котором указывается когда и какие налоги должно уплатить предприятие, это позволяет избежать просрочек и пени.
Кроме платежного календаря, на предприятии должен составляться кассовый план – план оборота наличных денежных средств, отражающих поступление и выплаты наличных денег через кассу. Кроме того, своевременное сопоставление фактических данных с предусмотренным кассовым планом дает основание для принятия мер по устранению расхождений.
Исходные данные для составления кассового плана: предполагаемые выплаты по фонду заработной платы и фонду потребления в части денежных средств, не входящих в фонд потребления труда. Сведения о сумме налогов, прочие поступления, информация о продаже материальных ресурсов.
Кассовый план разрабатывается на квартал и в установленный срок представляется в коммерческий банк, с которым предприятие заключило договор о расчетно-коммерческом обслуживании (см. ниже).
Календарь выдач заработной платы рабочим и служащим по установленным срокам
| Числа | ||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | … | 27 | 28 | 29 | 30 |
1 м-ц |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 м-ц |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 м-ц |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заключительным этапом финансового планирования является составление сводной аналитической записки. В ней дается характеристика основных показателей годового финансового плана: величина и структура доходов, расходов, взаимоотношений с бюджетом, коммерческими банками, контрагентами. Особая роль отводится анализу источников финансирования инвестиций. Большое внимание должно быть уделено распределению прибыли.
Завершая аналитическую записку, даются выводы о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре источников их формирования.
3. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ.
Форма расчетов для составления баланса доходов и расходов организации.
|
|
| Таблица 1 | ||||||
| Смета I затрат на производство продукции общества |
| |||||||
| с ограниченной ответственностью, тыс. руб.
|
| |||||||
№ Стр. |
Статья затрат |
| |||||||
Вариант 1.1 | |||||||||
|
| Всего на год
| В т.ч.на IVквартал квккваквартал | ||||||
|
| ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||
1 | Материальные затраты (за вычетом возвратных отходов) | 36540 | 9135 | ||||||
2 | Затраты на оплату труда | 17608 | 4402 | ||||||
3 | Амортизация основных фондов * | 1910 | 478 | ||||||
4 | Прочие расходы – всего, в т.ч. | 6253 | 1562 | ||||||
4.1 | а) уплата процентов за краткосрочный кредит | 430 | 110 | ||||||
4.2
| б) налоги, включаемые в себестоимость*, в т.ч. |
5567 |
1392 | ||||||
4.2.1. | Единый социальный налог (26%)* | 4578 | 1145 | ||||||
4.2.2. | прочие налоги | 989 | 247 | ||||||
4.3 | в) арендные платежи и др. расходы | 256 | 60 | ||||||
5 | Итого затрат на производство* | 62311 | 15577 | ||||||
6 | Списано на непроизводственные счета | 10238 | 2560 | ||||||
7 | Затраты на валовую продукцию * | 52073 | 13017 | ||||||
8 | Изменение остатков незавершенного производства | 344 | 86 | ||||||
9 | Изменение остатков по расходам будущих периодов | -12 | -3 | ||||||
10 | Производственная себестоимость товарной продукции * | 51741 | 12934 | ||||||
11 | Внепроизводственные (коммерческие)расходы | 5261 | 1315 | ||||||
12 | Полная себестоимость товарной продукции * | 57002 | 14249 | ||||||
13 | Товарная продукция в отпускных ценах (без НДС и акцизов) |
85200 | 21550 | ||||||
14 | Прибыль на выпуск товарной продукции * | 28198 | 7301 | ||||||
15 | Затраты на 1 рубль товарной продукции * | 0,67 | 0,66 | ||||||
|
|
|
| ||||||
| * Определить |
|
| ||||||
|
|
|
|