Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 15:43, курсовая работа
Целью написания данной работы является комплексное изучение финансовой деятельности туристического предприятия для получения объективной оценки достигнутых результатов и поиска реальных путей дальнейшего повышения эффективности деятельности.
При написании работы были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и значимость анализа финансовой деятельности туристических предприятий;
- изучить методы экономического анализа для оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности;
- выявить соответствие внутренних ресурсов и возможностей предприятия задачам обеспечения и поддержания конкурентных преимуществ, задачам удовлетворения будущих потребностей рынка;
- на основе расчета и анализа ряда показателей, характеризующих финансовую деятельность туристического предприятия, дать ясное представление об его развитии;
- разработать пути повышения эффективности функционирования туристического предприятия.
Введение 3
Раздел 1. Теоретические основы организации финансов туристического предприятия 6
1.1.Экономическая сущность финансов туристических предприятий 6
1.2. Сущность, роль и значение анализа финансовой деятельности туристического предприятия 11
1.3. Методы финансовой диагностики туристических предприятий 16
Раздел 2. Характеристика хозяйственной деятельности туристического предприятия 22
2.1. Общая характеристика туристического предприятия 22
2.2. Основные показатели деятельности предприятия 26
Раздел 3. Анализ и оценка финансовой деятельности туристического предприятия 32
3.1. Анализ имущественного потенциала туристического предприятия 32
3.2. Анализ финансового состояния туристического предприятия 38
3.3. Мероприятия по оптимизации финансовой деятельности туристического предприятия 44
Выводы и предложения 51
Список использованной литературы 54
Приложения 56
Элементы затрат | Сумма затрат, тыс.грн. | Структура, % | |||||
план | факт | Изменения | план | факт | Измен.,+,- | ||
+,- | % | ||||||
1.Материальные затраты | 20123,90 | 29049,00 | +8925,1 | 144,4 | 28,5 | 31,7 | +3,2 |
2.Расходы на оплату труда | 14030,40 | 20792,00 | +6761,6 | 148,2 | 19,9 | 22,7 | +2,8 |
3.Отчисления на социальные мероприятия | 5016,70 | 7453,00 | +2436,3 | 148,6 | 7,1 | 8,1 | +1,0 |
4.Амортизация | 6985,10 | 7175,00 | +189,9 | 102,7 | 9,9 | 7,8 | -2,1 |
5.Прочие расходы | 24379,70 | 27093,00 | +2713,3 | 111,1 | 34,6 | 29,6 | -5,0 |
Итого | 70535,80 | 91562,00 | +21026,2 | 129,8 |
Как видно, наибольший удельный вес в структуре расходов приходится на материальные затраты и оплату труда. Это свидетельствует о том, что именно из этих источников возможно предусмотреть резервы снижения себестоимости.
Исходя из структуры расходов, предлагается сократить материальные расходы. Резервами сокращения расходов могут быть достаточно высокие транспортные расходы, командировочные, а также расходы на противопожарные мероприятия [18].
Также высокими являются расходы на содержание зданий, сооружений. Для круглогодичного покрытия данных расходов предприятию необходимо в межсезонный период предоставлять широкий спектр дополнительных услуг местному населению.
Как
упоминалось выше, себестоимость
реализованных услуг зависит
от объема производства. Взаимосвязь
объема производства и себестоимости
услуг должна учитываться при
анализе себестоимости как
С
целью оптимизации
Предлагается также сокращение следующих расходов: расходы на питание за счет поиска новых источников поставки продуктов из близлежащих населенных пунктов; расходы на посредническую деятельность за счет создания собственной службы маркетинга, которая может заниматься реализацией туристических услуг и поиском клиентов.
Анализ и оптимизация себестоимости являются основным элементом ценовой стратегии предприятия.
При установлении цен туристическому предприятию необходимо знать их пределы, за границы которых их применение экономически не оправдано. Необходимо гибко маневрировать ценами в пределах нижнего и верхнего возможного их значения, а также учитывать все факторы так, чтобы в каждый отрезок времени цены были оптимальны как для продавца, так и для покупателя (потребителя). Так слишком низкие цены лишат прибыли, а слишком высокие цены затруднят формирование спроса [24].
Для осуществления успешной деятельности на рынке также необходима детально разработанная и хорошо продуманная стратегия услуг.
Стратегические решения по предоставляемым услугам являются главенствующими в рамках общей маркетинговой стратегии туристического предприятия.
Новые или улучшенные услуги, положительно воспринятые потребителем, могут обеспечить ОАО «Гостиничный комплекс «Ялта-Интурист» на какое-то время известное преимущество перед конкурентами. Это позволяет уменьшить интенсивность ценовой конкуренции, с которой связан сбыт традиционных услуг.
Стратегия услуг ОАО «Гостиничный комплекс «Ялта-Интурист» - это разработка направлений оптимизации ряда услуг и определения ассортимента услуг, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего эффективность деятельности предприятия в целом.
Необходимо отметить, что в настоящее время отсутствует стратегия услуг, что ведет к неустойчивости структуры предложений из-за воздействия случайных или переходящих текущих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью реализации услуг. Принимаемые в таких случаях текущие маркетинговые решения нередко основываются исключительно на интуиции, а не на расчете, учитывающем долговременные интересы ОАО «Гостиничный комплекс «Ялта-Интурист».
Хорошо продуманная стратегия не только позволит оптимизировать процесс обновления предложения услуг, но и послужит для руководства своего рода указателем направленности действий, способных скорректировать текущие решения.
Структура ассортимента предлагаемых услуг должна регулярно подвергаться анализу с целью определения, какие услуги на какой стадии своего жизненного цикла находятся. Это осуществляется посредством изучения показателей сбыта отдельных услуг, занимаемой каждой из них долей рынка, величины издержек и уровнем рентабельности.
Разработка и внедрение на рынок новых услуг содержит значительные элементы риска.
Прежде всего, необходимо анализировать целевой рынок, определить конкретные группы клиентов, заинтересованных в приобретении этой услуги. Анализ целевого рынка необходим не только для определения предполагаемых на ближайшее время объемов сбыта и получаемой прибыли, но и изучения перспектив развития данного вида услуг.
Необходимо отметить, что эффективная работа отдела маркетинга, изучающего конкуренцию и запросы потребителей, позволит предприятию ОАО «Гостиничный комплекс «Ялта-Интурист» быстро реагировать на изменения в спросе, и предоставлять ассортимент более качественных услуг. При этом отдел маркетинга будет учитывать все изменения спроса на рынке и корректировать основные цели ассортиментной политики в зависимости от состояния рынка и финансовых возможностей предприятия.
По отношению к клиентам могут широко использоваться приемы стимулирования сбыта, в частности, рекламные сувениры.
Стратегической целью рекламной компании является:
- увеличение физического объема услуг;
- утверждение положительного
- организация постоянной рекламной деятельности как элемент рекламной деятельности.
Проведение реконструкции, капитального ремонта и переоборудования зданий и сооружений окажет положительное влияние на качество предоставляемых услуг и может привести к повышению объемов реализации и увеличению рентабельности оказываемых услуг.
Концепция
маркетинга исходит из того, что
разработка новых услуг - достаточно
сложный и многообразный
Становление рыночных отношений выдвинуло финансовый анализ в роли универсальной базы разработки финансовой стратегии фирмы.
Необходимо проводить постоянный анализ финансовой деятельности предприятия для выявления как можно раньше различных сбоев и упущений в деятельности предприятия, потенциально опасных с точки зрения вероятности наступления банкротства. Предприятие, на котором серьезно поставлена аналитическая работа, способно заранее распознать надвигающийся кризис, оперативно отреагировать на него и с большей вероятностью избежать «неприятностей» или уменьшить степень риска.
Применительно к вполне благополучному предприятию методы и приемы финансового анализа имеют профилактическое значение, так как позволяют выявить возможную опасность для этого предприятия. В то же время использование этих методов по отношению к неплатежеспособному предприятию способствует принятию правильного решения по преодолению возникшего кризисного состояния.
Благодаря анализу, деятельность предприятия находится под постоянным наблюдением и контролем со стороны акционеров, кредиторов, поставщиков, реальных и потенциальных инвесторов и т.п.
Таким образом, только комплексный анализ финансовых показателей может своевременно указать на негативные тенденции и возможное ухудшение положения предприятия.
Проведя детальный анализ финансового состояния и эффективности деятельности ОАО «Гостиничный комплекс «Ялта-Интурист» можно отметить темпы роста. Об этом свидетельствуют как абсолютные значения показателей ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности на конец года (все значения превосходят свои нормативные значения), так и их динамические изменения.
Причиной этому послужили изменения как внешней среды, которые руководство смогло использовать в свою пользу, так и внутренней.
Однако
данные показатели близки к критическим
значениям. С целью предотвращения
ухудшения финансового
Были предложены мероприятия, направленные на устранение негативного влияния факторов, обуславливающих тенденции развития:
1) Повышение уровня платежеспособности предприятия за счет сокращения внешних и внутренних обязательств, а также увеличения объема денежных ресурсов.
2) Повышение финансовой устойчивости путем:
- увеличения чистого дохода за счет проведения эффективной ценовой политики, применения системы скидок и методов продвижения услуг на рынок,
- оптимизации налогового пресса на хозяйственный процесс в результате использования легальных схем снижения базы и ставок налогообложения,
- реализации изношенного и не используемого оборудования,
- привлечения необходимых основных и оборотных средств на условиях совместной деятельности, объединения капитала.
3) Для увеличения прибыли необходимо, прежде всего, снижать расходы, связанные с производством услуг. К ним относят: заработная плата, административные расходы. При снижении перечисленных расходов снизится себестоимость оказываемых услуг. Исходя из структуры расходов, предлагается сократить материальные расходы. Резервами сокращения расходов могут быть достаточно высокие транспортные расходы, командировочные, а также расходы на противопожарные мероприятия.
Предлагается
также сокращение следующих расходов:
расходы на питание за счет поиска
новых источников поставки продуктов
из близлежащих населенных пунктов;
расходы на посредническую деятельность
за счет создания собственной службы маркетинга,
которая может заниматься реализацией
туристических услуг и поиском клиентов.
4)
Реструктуризация органа
-
внедрение новых,