Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 16:18, дипломная работа
Цель данной работы – рассмотреть основы функционирования и порядок регулирования финансовой системы современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить экономическую сущность и особенности развития финансовой системы России;
2. Рассмотреть развитие системы бюджетного регулирования в РФ;
ВВЕДЕНИЕ
1. Экономическая сущность и особенности развития финансовой системы России
1.1 Понятие и структура финансовой системы в РФ
1.2 Основные направления государственного регулирования финансовой системы в РФ
1.3 Анализ тенденций развития финансовой системы РФ на современном этапе
Выводы
2. Развитие системы бюджетного регулирования в РФ
2.1 Основы нормативного регулирования бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ
2.2 Организационные и методические аспекты построения оптимальной системы государственного финансового контроля в РФ
2.3 Совершенствование системы бюджетного регулирования и бюджетного устройства в РФ
Выводы
3. Анализ отдельных направлений финансовой политики РФ на современном этапе
3.1 Теоретическое обоснование подходов к управлению развитием банковской системы в РФ
3.2 Основы государственной политики в области регулирования финансовых рынков
3.3 Обобщение основополагающих аспектов регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
- подсистемы финансовых
отношений и ресурсов, возникающих
у хозяйствующих субъектов,
- сферы (звенья) финансовых
отношений;
- денежные отношения,
функционирующие в государстве;
- формы и методы
образования, распределения и
использования фондов;
- отношения по
поводу формирования и
- финансовые органы
и учреждения;
- только финансовые
учреждения.
Не вдаваясь в
дискуссию по поводу правомерности
того или иного подхода, определим
свою точку зрения по данному вопросу.
Исходя из содержания финансов как
экономической категории, целесообразнее
определять финансовую систему через
совокупность денежных фондов и связанных
с их формированием и использованием
денежных отношений.
Большинство отечественных
авторов, трактуя финансовую систему
как совокупность сфер (звеньев), не
всегда четко проводят разницу между
данными понятиями. Неоднозначно задается
и набор звеньев.
Проф. С.И. Лушин, проф.
В.А. Слепов отмечают: «С точки зрения
структуры финансовую систему можно
рассматривать как совокупность
сфер, звеньев, опосредующих формирование
и использование доходов, а также
как систему финансовых учреждений»[10].
Сферы включают финансы «властных
структур» и «самодеятельных
субъектов экономической сферы»
Рис. 1.1.1. Подходы
к определению финансовой системы
К финансам властных
структур отнесены государственные (федеральные
и региональные) и муниципальные
финансы. Звенья государственной финансовой
системы каждого уровня представлены
бюджетом, внебюджетными фондами, кредитами
и финансами предприятий
Проф. А.З. Дадашев, проф.
Д.Г. Черник, дифференцируя внутри финансовой
системы финансы хозяйствующих
субъектов, государственные и
Проф. А.М. Ковалева в
составе финансовой системы выделяет
две подсистемы: «общегосударственные
финансы, за счет которых обеспечиваются
потребности расширенного воспроизводства
на макроуровне, и финансы хозяйствующих
субъектов, используемые для обеспечения
воспроизводственного процесса денежными
средствами на микроуровне[12].
Элементами первой
подсистемы обозначены: бюджет, внебюджетные
фонды, государственный кредит, фонды
страхования, фондовый рынок.
Отметим, что проф.
А.М. Ковалева совершенно справедливо
полагает, что «разграничения финансовой
системы на отдельные звенья обусловлено
различиями в задачах каждого
звена, а также в методах формирования
и использования денежных средств.
Проф. Г.Б. Поляк определяет
состав территориальных финансов следующим
образом[13]:
Основная часть
— региональные бюджеты;
Средства субъектов
хозяйствования: финансовые ресурсы
предприятий, находящихся в муниципальной
собственности (как правило, коммунальные
предприятия); финансовые ресурсы предприятий
и организаций, направляемые ими
на финансирование социально-культурных
и жилищно-коммунальных объектов;
Территориальные внебюджетные
фонды, формируемые за счет добровольных
взносов предприятий и
Проф. А.М. Бабич, проф.
Л.Н. Павлова полагают, что «финансы
субъектов РФ включают:
- средства бюджета
субъекта РФ;
- государственные
ценные бумаги, принадлежащие органам
государственной власти
- другие денежные
средства, находящиеся в собственности
субъекта РФ[14].
Проф. В.В. Ковалев
выделяет не только сферы и звенья,
но и подсистемы финансовой системы:
в зависимости от методов формирования
доходов экономических
Финансовая система
как форма организации денежных
отношений может быть подразделена
на три взаимосвязанные
В каждой из выделенных
подсистем используются специфические
формы и методы образования и
использования финансовых ресурсов;
каждая из них имеет собственное
функциональное назначение и соответствующий
финансовый механизм, ориентированный
на достижение собственных целей
каждого из субъектов экономических
отношений ….
Эти подсистемы в
свою очередь подразделяются на отдельные
звенья (частные подсистемы) в зависимости
от механизма формирования и использования
денежных фондов у конкретных экономических
субъектов.
В качестве звеньев
государственных финансов проф. В.В.
Ковалев обозначает бюджет, государственный
кредит и внебюджетные фонды[15].
Точка зрения проф. Б.М.
Сабанти существенно отличается
от позиций, рассмотренных выше: «Необходимость
выделения отдельных звеньев
финансов вызывается различиями в формах
и методах образования фондов
для нужд государства и их использования.
На отдельных этапах общественно-производственного
развития государства количество звеньев
финансов может быть различным. Сегодня
в России можно выделить четыре звена
финансов:
- государственные
финансы;
- государственный
кредит;
- финансы государственных
предприятий;
- специальные фонды.
В федеральном государстве
первое звено по организационным
признакам подразделяется на две
подгруппы: централизованные финансы
и финансы субъектов Федерации…
Такое деление не
носит принципиального
Проф. Б.М. Сабанти
отмечает, что основой государственных
финансов выступает бюджет, с которым
тесно связаны два следующих
звена - государственный кредит и
финансы государственных
Акцентируем, на наш
взгляд, важный момент с позиций
определения состава финансовой
системы: «Звенья финансовой системы
как составная часть общей
категории должны отвечать тем же
признакам, что и финансы. Но каждое
из звеньев должно иметь и собственные
признаки, отличающие одно звено от
другого. Эти отличительные признаки
могут совпадать с признаками
других категорий. Но никакая другая
экономическая категория не имеет
всех признаков вместе, кроме финансов
и их звеньев. Так, государственный
кредит имеет дополнительные признаки
возвратности и платности, как и
банковский кредит. Но у последнего
нет признаков финансов»[17].
Проф. Л.А. Дробозина
в качестве составных элементов
государственных финансов выделяет
бюджет, внебюджетные фонды, государственный
кредит, фонды государственного страхования,
а территориальных — бюджет, внебюджетные
фонды и средства субъектов хозяйствования[18].
К последним отнесены:
- финансовые ресурсы
предприятий, находящихся в
- финансовые ресурсы
предприятий, фирм, организаций,
используемые ими на
Проф. М.В. Романовский,
проф. Г.Н. Белоглазова выделяют две
подсистемы системы финансов России:
государственных и
Проф. А.И. Балабанов,
проф. И.Т. Балабанов, не выделяя региональные
финансы в составе
В основу построения
финансовой системы положены три
основополагающих элемента:
1) функциональное
назначение, проявляющееся в том,
что каждое звено системы
2) территориальность
- каждая область, республика
3) единство финансовой
системы предопределяется
Финансовая система
включает в себя общегосударственные,
отраслевые и общественные финансовые
отношения. В целом финансовая система
представлена на рис 1.1.2.
Рис. 1.1.2. Схема финансовой
системы
Поскольку финансы
являются носителем распределительных
отношений, то это распределение
происходит прежде всего между различными
субъектами. Поэтому в общей совокупности
финансов, образующих финансовую систему,
выделяются три основные сферы (не считая
домашних хозяйств):
- финансы предприятий,
учреждений, организаций, так как
они обслуживают основное
- страхование, значительная
часть финансовой системы,
- государственные
финансы, представляющие собой
денежные отношения по поводу
распределения стоимости
Каждая из этих сфер
состоит из менее крупных звеньев.
Например, в первой сфере выделяют
финансы предприятий, функционирующих
на коммерческих началах. Во второй, страховой,
сфере можно выделить в качестве
звеньев: социальное страхование, имущественное
и личное страхование, страхование
ответственности, страхование