Функционирование бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 16:18, дипломная работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть основы функционирования и порядок регулирования финансовой системы современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить экономическую сущность и особенности развития финансовой системы России;
2. Рассмотреть развитие системы бюджетного регулирования в РФ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Экономическая сущность и особенности развития финансовой системы России
1.1 Понятие и структура финансовой системы в РФ
1.2 Основные направления государственного регулирования финансовой системы в РФ
1.3 Анализ тенденций развития финансовой системы РФ на современном этапе
Выводы
2. Развитие системы бюджетного регулирования в РФ
2.1 Основы нормативного регулирования бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ
2.2 Организационные и методические аспекты построения оптимальной системы государственного финансового контроля в РФ
2.3 Совершенствование системы бюджетного регулирования и бюджетного устройства в РФ
Выводы
3. Анализ отдельных направлений финансовой политики РФ на современном этапе
3.1 Теоретическое обоснование подходов к управлению развитием банковской системы в РФ
3.2 Основы государственной политики в области регулирования финансовых рынков
3.3 Обобщение основополагающих аспектов регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Функционирование бюджетной системы РФ.docx

— 144.17 Кб (Скачать документ)

1.3 Анализ тенденций  развития финансовой системы  РФ на современном этапе  

Финансовые рынки  являются ключевым компонентом национальной экономики. Эффективно действующие  финансовые рынки призваны (наряду с развитой банковской системой) аккумулировать сбережения экономических агентов, трансформировать их в инвестиции, обеспечивать распределение финансовых ресурсов между различными секторами  экономики и, в конечном итоге, содействовать  снижению темпов инфляции и экономическому росту. Системный финансовый кризис в России в 1998 г. обусловил возникновение  кризиса национальных финансовых рынков, последствиями которого выступили  снижение оборотов торгов и ликвидности  рынка федеральных и муниципальных  облигаций, высокая волатильность  и низкие обороты на рынке акций  российских компаний, фактическая ликвидация рынка производных финансовых инструментов и прочее.  

Наибольшее развитие в переходном периоде российские финансовые рынки получили в период 1996-1998 гг. Тогда интенсивное развитие рынка федеральных облигаций  обеспечивало высокий уровень реальных процентных ставок в экономике (даже реальные процентные ставки по банковским депозитам составляли 20-50% годовых), что стимулировало рост сбережений экономических агентов в виде банковских депозитов (так, только доля банковских депозитов населения в совокупном денежном предложении возросла с 9.8% по состоянию на 01.01.93 до 42.4% от М2 на 01.01.98[21]), структурирование процентных ставок и развитие прочих сегментов финансовых рынков - муниципальных облигаций, акций и производных инструментов. Процентные ставки, действующие в экономике, равно как и состояние отдельных сегментов финансового рынка России, были полностью ориентированы на ситуацию, складывающуюся на рынке федеральных облигаций.  

Вплоть до 2002 г. состояние  российского финансового рынка  характеризовалось:  

- низкой емкостью  всех сегментов рынка;  

- недостаточной ликвидностью  сегментов с низкими рисками  и низкой доходностью, а также  высокими рисками и низкой  ликвидностью сегментов рынка,  обеспечивающих высокую доходность  по вложенным средствам;  

- неразвитостью сегмента  срочных финансовых инструментов, позволяющего страховать (хеджировать)  риски потери вложенных средств.  

В этом смысле 2002-й  год выступил в качестве «переломного»  года - именно в том году ключевые показатели состояние финансовых рынков и банковской системы (обороты и  ликвидность на облигационном рынке, ликвидация накопленных убытков  и объем активов банковской системы) достигли предкризисного уровня.  

Мировой рынок долговых инструментов развивающихся стран  в последние несколько лет  определялся действием двух тенденций. С одной стороны, финансовые кризисы  в таких традиционно привлекательных  для внешних инвесторов странах, как Аргентина, Бразилия и Турция, привели к росту рисков вложений в данные экономики. С другой стороны, стабилизация финансовой ситуации в  таких странах, как Мексика, вызвала  там снижение доходности вложений. Дополнительно, снижение ставок рефинансирования в экономически развитых странах  обусловило необходимость поиска международными инвесторами альтернативных направлений  вложений средств.  

В этом смысле Россия в последние три года выглядит достаточно привлекательным объектом международных инвестиций, учитывая позитивные темпы роста производства и существующую сырьевую модель развития национальной экономики (в рамках сохраняющегося высокого уровня цен на нефть и  прочие сырьевые ресурсы). Доходность российских внешних долговых обязательств существенно снизилась в 2005-2007 гг. (с 17.63% по еврооблигациям «Россия-30»  в 2005 г. до 9.05% в конце 2007 г.). Более  того, если спрэд данной бумаги к  американским десятилетним облигациям US-Tbonds составлял в 2005 г. 1252 б. п., то к  концу 2007 г. разрыв сократился до 523 б. п. (по оценкам АЛ «Веди», доходность «Россия-30»  снизится к концу 2008 г.до 7.65% , а спрэд - уменьшится до 306 б. п.). Проведение платежей (основных и процентных) по внешнему долгу позволяет России надеяться  на увеличение кредитного рейтинга. Тем  не менее неразвитость банковской системы  и финансовых рынков может выступить  в качестве препятствия для существенного  расширения объема внешних инвестиций (прямых и портфельных) в среднесрочной  перспективе.  

Развитие российского  фондового рынка в 2007 г. было менее  интенсивным по сравнению с 2006 г. - средний прирост стоимости российских акций (т.е. доходности по принципу buy-and-hold в долларах США), составил около 35%, что  существенно ниже уровня 2006 г. - 98.5%. Несмотря на снижение темпов роста  основных индикаторов в 2007 г., российскому  фондовому рынку удалось сохранить  за собой ведущие позиции в  группе мировых фондовых рынков. Увеличение капитализации в 2007 г. на 35% наблюдалось на фоне 6%-ного снижения аналогичного среднего показателя для развивающихся стран и 16-39%-ного (на границах данного диапазона - DJIA и DAX соответственно) - для ведущих фондовых рынков.  

Отличительными особенностями  развития российского фондового  рынка в 2007 г. по сравнению с предшествующими  периодами выступили:  

- усиление зависимости  котировок акций от уровня  мировых цен на нефть;  

- сохранение позитивных  макроэкономических тенденций в  российской экономике, включающее  положительные темпы роста производства  и капитальных вложений, сокращение  объема внешнего долга (в номинальном  и относительном исчислении), что  выгодно выделяло Россию в  ряду развивающихся фондовых  рынков;  

- увеличение инвестиционной  активности населения.  

Стимулирование экономического развития предполагает, в частности, разработку государственной промышленной политики. 

Под промышленной политикой  понимается система мер, направленных как на осуществление позитивных структурно-технологических и институциональных  преобразований в самой промышленности, так и на развитие спроса на определенные виды промышленной продукции. К числу  инструментов промышленной политики можно  отнести: 

1) меры по стимулированию  спроса (государственные закупки  продукции; защита внутреннего  рынка посредством установления  импортных тарифов и квот; внешнеполитическая, финансовая, информационная и организационная  поддержка экспорта; стимулирование  спроса домашних хозяйств посредством  предоставления целевых бюджетных  субсидий или реализации бюджетных  программ социальной поддержки;  стимулирование инвестиций посредством  предоставления государственных  гарантий, долевого бюджетного финансирования, осуществления государственных  инвестиций в развитие социальной  и производственной инфраструктуры); 

2) меры финансовой  поддержки производителей (расширение  кредита за счет предоставления  прямых займов и государственных  гарантий по займам, налоговых  льгот; субсидирование прибыли,  т.е. реализация программ, гарантирующих  производителям повышенную прибыль;  покупка государственными структурами  типа банка реконструкции и  развития акций предприятий на  фондовой бирже как способ  их финансирования); 

3) государственные  программы подготовки и переподготовки  кадров; 

4) регулирование  цен естественных монополистов; 

5) субсидирование  цен на социально значимые  товары или прямая бюджетная  поддержка потребителей; 

6) помощь в разработке  и развитии рынков новых видов  продукции (финансовая и организационная  поддержка НИОКР, оказание технического  и информационного содействия  в деле использования новых  видов продукции и технологий). 

Промышленная политика в содержательном плане представляет собой способ снижения рисков для  частного капитала и частичного перекладывания их на все общество. 

Для России стратегическая задача обеспечения эффективного использования  ее производственного потенциала может  быть решена только на основе переориентации традиционного движения финансовых потоков с сырьевого рынка в сферу производства конечной продукции и высоких технологий. Как ни велик инвестиционный потенциал частного сектора, он никогда не справится с этой задачей, поскольку она всегда будет находиться за рамками его интересов. Вместе с тем государственный сектор в российской экономике продолжает занимать ведущие позиции в отраслях оборонно-промышленного комплекса, естественных монополий, социальной сфере. 

Таблица 1.3.1 

Динамика доли государственного сектора в общем объеме продукции (%)

Отрасли 

промышленности 2005 г. 2006 Динамика 2006/2005 2007 Динамика 2007/2006

Всего 11,2 10,8 96,43% 10,4 96,30%

Электроэнергетика 82,6 85,4 103,39% 84,6 99,06%

Нефтедобывающая промышленность 5,4 5,7 105,56% 5,5 96,49%

Нефтеперерабатывающая промышленность 4,9 5,1 104,08% 5,2 101,96%

Угольная промышленность 3,7 4,1 110,81% 4,3 104,88%

Машиностроение и  металлообработка 0,2 0,2 100,00% 0,2 100,00%

Оборонно-промышленный комплекс 46,7 49,4 105,78% 51,6 104,45%

Химическая и нефтехимическая  промышленность 3,9 3,1 79,49% 2,8 90,32%

Медицинская промышленность 15,7 15,6 99,36% 15,4 98,72%

Микробиологическая  промышленность 14,4 14,2 98,61% 14,0 98,59%

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 3,4 3,9 114,71% 4,3 110,26%

Пищевая промышленность 2,7 1,9 70,37% 1,5 78,95% 
 
 

Доля государственного сектора в общем объеме произведенной  промышленной продукции в 2006 и 2007 гг. по сравнению с уровнем 2005 года несколько  сократилась до 10,8 и 10,4%. Тем не менее, масштабы государственного участия  в системе конкурентного рыночного  равновесия как экономического агента все еще достаточно весомы (таблица 1.3.1.). 

Как видно из таблицы, доля государственного сектора в  промышленном производстве в целом  меняется незначительно ввиду замедления процесса приватизации (за исключением  нефтеперерабатывающей, угольной и  микробиологической промышленности). 

Наиболее значительна  доля государственного сектора в  общем объеме произведенной промышленной продукции топливно-энергетического  комплекса, и в 2007 г. она составила  более 38%. Доля государственного сектора  в производстве электроэнергии в 2004-2006 гг. составляет 82,6-85,4 %.  

С активным переходом  российской экономики к рыночной структуре, к формированию новых  видов собственности в последние  годы все большее внимание уделяется  ценным бумагам, рынку ценных бумаг, фондовым операциям. Активно идет изучение опыта Западных стран, анализируются  начальные этапы формирования подобных структур в нашей стране. Большое  внимание уделяется фондовой бирже  как вторичного рынка ценных бумаг. Важным аспектом исследования является анализ спекулятивного механизма фондовой биржи, от которого не застрахована ни одна страна. Сама же фондовая биржа  служит объективным показателем  экономической и политической жизни, поэтому ее создание в России впоследствии должно привести к подобному отражению  ситуации в стране. 

Вопрос о регулировании  рынка ценных бумаг - один из наиболее важных ныне в России, поскольку  его постановка обусловлена появлением новых отношений. Решить его государство  взялось изданием Федерального закона «О рынке ценных бумаг», в котором  сформулирована единая концепция регулирования  этих правоотношений. 

В 90-е годы в России была создана современная инфраструктура рынка ценных бумаг, которая позволяет  перераспределять с его помощью  долгосрочные инвестиции на цели модернизации реального сектора. На рынке ценных бумаг получен первый опыт оценки и передачи прав собственности, улаживания конфликтов интересов, привлечения  предприятиями денежных ресурсов на цели развития. Сложилась смешанная  модель организации рынка ценных бумаг, которая может сочетать преимущества универсального банковского дела и  выгоды специализации брокерскодилерских компаний. По аналогии с зарубежными  моделями создана система регулирования  рынка ценных бумаг, ориентированная  на защиту инвесторов и обеспечение  его информационной прозрачности. 

До осени 1997 г. рынок  ценных бумаг быстро наращивал свою операционную способность. Так, постоянно  увеличивалось число инвестиционных институтов, все более заметной становилась  их диверсификация, расширялся круг обращающихся ценных бумаг. 

Информация о работе Функционирование бюджетной системы