Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 16:18, дипломная работа
Цель данной работы – рассмотреть основы функционирования и порядок регулирования финансовой системы современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить экономическую сущность и особенности развития финансовой системы России;
2. Рассмотреть развитие системы бюджетного регулирования в РФ;
ВВЕДЕНИЕ
1. Экономическая сущность и особенности развития финансовой системы России
1.1 Понятие и структура финансовой системы в РФ
1.2 Основные направления государственного регулирования финансовой системы в РФ
1.3 Анализ тенденций развития финансовой системы РФ на современном этапе
Выводы
2. Развитие системы бюджетного регулирования в РФ
2.1 Основы нормативного регулирования бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ
2.2 Организационные и методические аспекты построения оптимальной системы государственного финансового контроля в РФ
2.3 Совершенствование системы бюджетного регулирования и бюджетного устройства в РФ
Выводы
3. Анализ отдельных направлений финансовой политики РФ на современном этапе
3.1 Теоретическое обоснование подходов к управлению развитием банковской системы в РФ
3.2 Основы государственной политики в области регулирования финансовых рынков
3.3 Обобщение основополагающих аспектов регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.3 Анализ тенденций
развития финансовой системы
РФ на современном этапе
Финансовые рынки
являются ключевым компонентом национальной
экономики. Эффективно действующие
финансовые рынки призваны (наряду
с развитой банковской системой) аккумулировать
сбережения экономических агентов,
трансформировать их в инвестиции,
обеспечивать распределение финансовых
ресурсов между различными секторами
экономики и, в конечном итоге, содействовать
снижению темпов инфляции и экономическому
росту. Системный финансовый кризис
в России в 1998 г. обусловил возникновение
кризиса национальных финансовых рынков,
последствиями которого выступили
снижение оборотов торгов и ликвидности
рынка федеральных и
Наибольшее развитие
в переходном периоде российские
финансовые рынки получили в период
1996-1998 гг. Тогда интенсивное развитие
рынка федеральных облигаций
обеспечивало высокий уровень реальных
процентных ставок в экономике (даже реальные
процентные ставки по банковским депозитам
составляли 20-50% годовых), что стимулировало
рост сбережений экономических агентов
в виде банковских депозитов (так, только
доля банковских депозитов населения
в совокупном денежном предложении возросла
с 9.8% по состоянию на 01.01.93 до 42.4% от М2 на
01.01.98[21]), структурирование процентных
ставок и развитие прочих сегментов финансовых
рынков - муниципальных облигаций, акций
и производных инструментов. Процентные
ставки, действующие в экономике, равно
как и состояние отдельных сегментов финансового
рынка России, были полностью ориентированы
на ситуацию, складывающуюся на рынке
федеральных облигаций.
Вплоть до 2002 г. состояние
российского финансового рынка
характеризовалось:
- низкой емкостью
всех сегментов рынка;
- недостаточной ликвидностью
сегментов с низкими рисками
и низкой доходностью, а также
высокими рисками и низкой
ликвидностью сегментов рынка,
обеспечивающих высокую
- неразвитостью сегмента
срочных финансовых
В этом смысле 2002-й
год выступил в качестве «переломного»
года - именно в том году ключевые
показатели состояние финансовых рынков
и банковской системы (обороты и
ликвидность на облигационном рынке,
ликвидация накопленных убытков
и объем активов банковской системы)
достигли предкризисного уровня.
Мировой рынок долговых
инструментов развивающихся стран
в последние несколько лет
определялся действием двух тенденций.
С одной стороны, финансовые кризисы
в таких традиционно
В этом смысле Россия
в последние три года выглядит
достаточно привлекательным объектом
международных инвестиций, учитывая
позитивные темпы роста производства
и существующую сырьевую модель развития
национальной экономики (в рамках сохраняющегося
высокого уровня цен на нефть и
прочие сырьевые ресурсы). Доходность
российских внешних долговых обязательств
существенно снизилась в 2005-2007 гг.
(с 17.63% по еврооблигациям «Россия-30»
в 2005 г. до 9.05% в конце 2007 г.). Более
того, если спрэд данной бумаги к
американским десятилетним облигациям
US-Tbonds составлял в 2005 г. 1252 б. п., то к
концу 2007 г. разрыв сократился до 523 б. п.
(по оценкам АЛ «Веди», доходность «Россия-30»
снизится к концу 2008 г.до 7.65% , а спрэд
- уменьшится до 306 б. п.). Проведение платежей
(основных и процентных) по внешнему
долгу позволяет России надеяться
на увеличение кредитного рейтинга. Тем
не менее неразвитость банковской системы
и финансовых рынков может выступить
в качестве препятствия для существенного
расширения объема внешних инвестиций
(прямых и портфельных) в среднесрочной
перспективе.
Развитие российского
фондового рынка в 2007 г. было менее
интенсивным по сравнению с 2006 г.
- средний прирост стоимости
Отличительными особенностями
развития российского фондового
рынка в 2007 г. по сравнению с предшествующими
периодами выступили:
- усиление зависимости
котировок акций от уровня
мировых цен на нефть;
- сохранение позитивных
макроэкономических тенденций
- увеличение инвестиционной
активности населения.
Стимулирование экономического
развития предполагает, в частности,
разработку государственной промышленной
политики.
Под промышленной политикой
понимается система мер, направленных
как на осуществление позитивных
структурно-технологических и
1) меры по стимулированию
спроса (государственные закупки
продукции; защита внутреннего
рынка посредством
2) меры финансовой
поддержки производителей (расширение
кредита за счет
3) государственные
программы подготовки и
4) регулирование
цен естественных монополистов;
5) субсидирование
цен на социально значимые
товары или прямая бюджетная
поддержка потребителей;
6) помощь в разработке
и развитии рынков новых видов
продукции (финансовая и
Промышленная политика
в содержательном плане представляет
собой способ снижения рисков для
частного капитала и частичного перекладывания
их на все общество.
Для России стратегическая
задача обеспечения эффективного использования
ее производственного потенциала может
быть решена только на основе переориентации
традиционного движения финансовых потоков
с сырьевого рынка в сферу производства
конечной продукции и высоких технологий.
Как ни велик инвестиционный потенциал
частного сектора, он никогда не справится
с этой задачей, поскольку она всегда будет
находиться за рамками его интересов.
Вместе с тем государственный сектор в
российской экономике продолжает занимать
ведущие позиции в отраслях оборонно-промышленного
комплекса, естественных монополий, социальной
сфере.
Таблица 1.3.1
Динамика доли государственного сектора в общем объеме продукции (%)
Отрасли
промышленности 2005 г. 2006 Динамика 2006/2005 2007 Динамика 2007/2006
Всего 11,2 10,8 96,43% 10,4
Электроэнергетика 82,6 85,4
Нефтедобывающая промышленность 5,4 5,7 105,56%
Нефтеперерабатывающая
промышленность 4,9 5,1 104,08%
Угольная промышленность 3,7 4,
Машиностроение и
металлообработка 0,2 0,2 100,
Оборонно-промышленный
комплекс 46,7 49,4 105,78% 51,
Химическая и нефтехимическая
промышленность 3,9 3,1 79,49%
Медицинская промышленность 15,7 15,6 99,
Микробиологическая
промышленность 14,4 14,2 98,
Лесная, деревообрабатывающая
и целлюлозно-бумажная 3,4 3,9
Пищевая промышленность 2,7 1,9 70,37%
Доля государственного
сектора в общем объеме произведенной
промышленной продукции в 2006 и 2007 гг.
по сравнению с уровнем 2005 года несколько
сократилась до 10,8 и 10,4%. Тем не менее,
масштабы государственного участия
в системе конкурентного
Как видно из таблицы,
доля государственного сектора в
промышленном производстве в целом
меняется незначительно ввиду замедления
процесса приватизации (за исключением
нефтеперерабатывающей, угольной и
микробиологической промышленности).
Наиболее значительна
доля государственного сектора в
общем объеме произведенной промышленной
продукции топливно-
С активным переходом
российской экономики к рыночной
структуре, к формированию новых
видов собственности в
Вопрос о регулировании
рынка ценных бумаг - один из наиболее
важных ныне в России, поскольку
его постановка обусловлена появлением
новых отношений. Решить его государство
взялось изданием Федерального закона
«О рынке ценных бумаг», в котором
сформулирована единая концепция регулирования
этих правоотношений.
В 90-е годы в России
была создана современная
До осени 1997 г. рынок
ценных бумаг быстро наращивал свою
операционную способность. Так, постоянно
увеличивалось число