Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 16:18, дипломная работа
Цель данной работы – рассмотреть основы функционирования и порядок регулирования финансовой системы современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить экономическую сущность и особенности развития финансовой системы России;
2. Рассмотреть развитие системы бюджетного регулирования в РФ;
ВВЕДЕНИЕ
1. Экономическая сущность и особенности развития финансовой системы России
1.1 Понятие и структура финансовой системы в РФ
1.2 Основные направления государственного регулирования финансовой системы в РФ
1.3 Анализ тенденций развития финансовой системы РФ на современном этапе
Выводы
2. Развитие системы бюджетного регулирования в РФ
2.1 Основы нормативного регулирования бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ
2.2 Организационные и методические аспекты построения оптимальной системы государственного финансового контроля в РФ
2.3 Совершенствование системы бюджетного регулирования и бюджетного устройства в РФ
Выводы
3. Анализ отдельных направлений финансовой политики РФ на современном этапе
3.1 Теоретическое обоснование подходов к управлению развитием банковской системы в РФ
3.2 Основы государственной политики в области регулирования финансовых рынков
3.3 Обобщение основополагающих аспектов регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тем не менее, Россия
остается государством, где регионы
с насыщенной финансовой инфраструктурой
(Москва, Петербург, Урал и т. п.) соседствуют
с областями, размером со среднее
европейское государство, где банков
практически нет. В России приходится
в среднем 1-2 банка (а без учета
Москвы - 0,8 банка) на 100 тыс. россиян. Если
даже учесть все филиалы, отделения,
в том числе Сбербанка, Промстройбанка,
Россельхозбанка и др., то одно банковское
учреждение обслуживает 3 - 3,5 тыс. человек.
Итак, в условиях
рынка банки являются ключевым звеном,
питающим народное хозяйство дополнительными
денежными ресурсами. Современные
банки не только торгуют деньгами,
одновременно они являются аналитиками
рынка. По своему местоположению банки
оказываются ближе всего к
бизнесу, его потребностям, меняющейся
конъюнктуре. Таким образом, рынок
неизбежно выдвигает банк в число
основополагающих, ключевых элементов
экономического регулирования. В настоящее
время в России сформирована двухуровневая
банковская система: 1 уровень - Центральный
банк России, 2 уровень - коммерческие банки
и другие финансово-кредитные
Выводы
Финансовые отношения
весьма разнообразны. Объединив в
отдельные, относительно самостоятельные
группы (звенья), их можно представить
в виде конкретных сфер, а их совокупность
— в виде системы. Финансовая система
включает в себя две сферы: централизованные
финансы и децентрализованные финансы.
В свою очередь, каждая из подсистем
подразделяется на отдельные звенья
(частные подсистемы) в зависимости
от механизма формирования и использования
денежных средств у конкретных экономических
субъектов.
Финансовая система
включает в себя общегосударственные,
отраслевые и общественные финансовые
отношения. Каждая из этих сфер состоит
из менее крупных звеньев. Каждое
звено финансовой системы в свою
очередь можно подразделить на подзвенья
в соответствии с внутренней структурой
содержащихся в нем финансовых взаимосвязей.
Представители различных
финансовых школ неоднозначно трактуют
состав звеньев государственной
финансовой системы. Все специалисты
отмечают наличие бюджетов и внебюджетных
фондов, более половины из них указывают
на государственный кредит как звено
системы, менее половины - на финансы
государственных предприятий.
Бюджетная политика
государства направлена на регулирование
или изменение совокупного
Государственное регулирование
кредитно-финансовых институтов –
один из важнейших элементов развития
и формирования финансового рынка
в России. Основными направлениями
государственного регулирования являются:
- политика центрального
банка в отношении кредитно-
- налоговая политика
правительства на центральном
и местном уровне;
- участие правительства
в смешанных (
- законодательные
мероприятия исполнительной и
законодательной власти, регулирующие
деятельность различных
Финансовые рынки
являются ключевым компонентом национальной
экономики. Эффективно действующие
финансовые рынки призваны (наряду
с развитой банковской системой) аккумулировать
сбережения экономических агентов,
трансформировать их в инвестиции,
обеспечивать распределение финансовых
ресурсов между различными секторами
экономики и, в конечном итоге, содействовать
снижению темпов инфляции и экономическому
росту.
2. Развитие системы бюджетного регулирования в РФ
2.1 Основы нормативного
регулирования бюджетного
Бюджетное законодательство
- важная подотрасль финансового законодательства.
Оно включает совокупность актов, устанавливающих
бюджетное устройство государства,
субъектов Федерации и местного
самоуправления, регулирующих отношения
по формированию бюджетов, распределению
бюджетных средств между
В главе 1 Конституции
РФ содержатся принципы, определяющие
федеративное устройство государства.
В ч. 1 ст.5 Конституции РФ указаны
равноправные субъекты РФ - республики,
края, области, города федерального значения,
автономная область, автономные округа.
Конституционные принципы федерализма
перечислены в третьей части
этой статьи - государственная целостность,
единство системы государственной
власти, разграничение предметов
ведения и полномочий между органами
государственной власти РФ и органами
государственной власти субъектов
РФ.
В связи с большой
политической, экономической значимостью
общественных отношений, регулируемых
бюджетным законодательством, а
также значительным количеством
его актов в настоящее время
можно говорить о существовании
подотрасли финансового права - бюджетного
права. Именно это объясняет наличие
бюджетного законодательства на каждом
уровне государственного устройства:
федеральном, субъектов Федерации
и местном. Установление основ бюджетной
политики России, принципов формирования
доходов и расходов, всей бюджетной
системы страны, единой бюджетной
классификации, взаимодействия с элементами
финансовой системы находится в
ведении РФ. Федерация, в частности,
имеет обязанности по передаче средств
нижестоящим бюджетам по взаиморасчетам.
Российская Федерация
обладает правами по составлению, утверждению,
осуществлению бюджетного регулирования,
определению доходов и расходов
федерального бюджета, его исполнению
и контролю. Бюджетное регулирование
является частью финансового регулирования,
отнесенного Конституцией РФ к ведению
РФ[23].
В 1998 году принят Бюджетный
кодекс РФ, который стал основным актом
в системе бюджетного законодательства
РФ. В нем регулируется комплекс
бюджетных отношений, дается законодательное
определение терминов, устанавливается
порядок финансирования из бюджетов и
другие основы бюджетного регулирования,
общие принципы бюджетного законодательства
РФ, правовые основы функционирования
бюджетной системы РФ, правовое положение
субъектов бюджетных правоотношений,
порядок регулирования межбюджетных отношений,
основы бюджетного процесса в РФ, основания
и виды ответственности за нарушение бюджетного
законодательства РФ.
Принятие БК показало
необходимость четкого
За 1994-2007 гг. в бюджетной
сфере основным направлением было постоянное
совершенствование и развитие законодательства,
регулирующего бюджетное
15 августа 1996 г.
принят Федеральный закон от
№ 115-ФЗ «О бюджетной
Приняты такие важные
федеральные законы, как Федеральный
закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об
общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации», Федеральный закон от
25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых
основах местного самоуправления в
Российской Федерации» и другие.
Динамизм общественных
преобразований ставит перед законодателем
важную задачу постоянного обновления
бюджетного законодательства. Вследствие
этого в последние годы Федеральное
Собрание РФ ежегодно утверждало законы
о порядке составления, рассмотрения,
утверждения и исполнения федерального
бюджета.
Одним из направлений
бюджетной реформы в России является
совершенствование бюджетного процесса
на основе внедрения среднесрочного
планирования и использования
Правительством Российской
Федерации была разработана и
одобрена Концепция реформирования
бюджетного процесса в Российской Федерации
в 2004-2006 годах, где в качестве отдельного
направления выделяется реформирование
бюджетной классификации РФ, которое,
в свою очередь, предполагает изменение
не только ее состава, структуры, содержания
и применяемой кодировки, но и
изменение действующей практики
нормативного правового регулирования
вопросов бюджетной классификации.
В Концепции предлагается
подход, применяемый в большинстве
стран международного сообщества, при
котором федеральным законом
закрепляются лишь основные, обязательные
для всех уровней бюджетной системы,
коды экономической и функциональной
(раздел, подраздел) классификации. Дальнейшая
структура классификации
В целях обеспечения
формирования проектов бюджетов Российской
Федерации на 2005 год Минфином России
принят приказ от 27.08.04 г. № 72н «Об
утверждении Указаний о порядке
применения бюджетной классификации
Российской Федерации при составлении
и исполнении бюджетов всех уровней,
начиная с бюджетов на 2005 год».
Отличительной особенностью
новой бюджетной классификации
РФ является измененная система кодировки
доходов, расходов и источников финансирования
дефицитов бюджетов Российской Федерации.
Для классификации указанных
операций используется унифицированный
20-значный код.
В соответствии со ст.
11 Федерального закона от 15.08.96 г. № 115-ФЗ
«О бюджетной классификации
В связи с введением
в действие приказа № 152н с 1 января
2006 г. признаны утратившими силу: приказ
Минфина России от 10.12.04 г. № 114н «Об
утверждении Указаний о порядке
применения бюджетной классификации
Российской Федерации», а также последующие
приказы Минфина России, на основании
которых в течение 2005 г. были внесены
изменения в Указания о порядке
применения бюджетной классификации
Российской Федерации, утвержденные приказом
№ 114н (от 20.01.05 г. № 4н; от 23.03.05 г. № 47н; от
14.04.05 г. № 57н; от 14.09.05 г. № 115н; от 14.09.05 г.
№ 119н, от 5.12.05 г. № 145н).
Уточнения внесены
в классификацию доходов
Основные изменения,
внесенные приказом № 152н в классификацию
доходов бюджетов Российской Федерации,
классификацию источников внутреннего
финансирования дефицитов бюджетов
Российской Федерации, осуществлены в
соответствии с Федеральным законом
от 6.10.03 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации».
В целях приведения
с 2006 г. классификации доходов бюджетов
Российской Федерации в соответствие
с Бюджетным кодексом Российской
Федерации (положения Федерального
закона от 20.08.04 г. № 120-ФЗ (ред. от 27.12.05 г.)
«О внесении изменений в Бюджетный
кодекс Российской Федерации в части
регулирования межбюджетных отношений»,
вступившие в силу с 1 января 2006 г.) проведена
детализация по элементам доходов
статья «000 1 11 00000 00 0000 000 Доходы от использования
имущества, находящегося в государственной
и муниципальной собственности»
Федеральный закон
от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений
в Бюджетный Кодекс РФ в части
регулирования межбюджетных отношений»
внес существенные изменения в порядок
регулирования межбюджетных отношений.
Бюджетный Кодекс РФ в редакции данного
закона начал действовать с 1 января
2005 г.