Функционирование бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 16:18, дипломная работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть основы функционирования и порядок регулирования финансовой системы современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить экономическую сущность и особенности развития финансовой системы России;
2. Рассмотреть развитие системы бюджетного регулирования в РФ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Экономическая сущность и особенности развития финансовой системы России
1.1 Понятие и структура финансовой системы в РФ
1.2 Основные направления государственного регулирования финансовой системы в РФ
1.3 Анализ тенденций развития финансовой системы РФ на современном этапе
Выводы
2. Развитие системы бюджетного регулирования в РФ
2.1 Основы нормативного регулирования бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ
2.2 Организационные и методические аспекты построения оптимальной системы государственного финансового контроля в РФ
2.3 Совершенствование системы бюджетного регулирования и бюджетного устройства в РФ
Выводы
3. Анализ отдельных направлений финансовой политики РФ на современном этапе
3.1 Теоретическое обоснование подходов к управлению развитием банковской системы в РФ
3.2 Основы государственной политики в области регулирования финансовых рынков
3.3 Обобщение основополагающих аспектов регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Функционирование бюджетной системы РФ.docx

— 144.17 Кб (Скачать документ)

Тем не менее, Россия остается государством, где регионы  с насыщенной финансовой инфраструктурой (Москва, Петербург, Урал и т. п.) соседствуют  с областями, размером со среднее  европейское государство, где банков практически нет. В России приходится в среднем 1-2 банка (а без учета  Москвы - 0,8 банка) на 100 тыс. россиян. Если даже учесть все филиалы, отделения, в том числе Сбербанка, Промстройбанка, Россельхозбанка и др., то одно банковское учреждение обслуживает 3 - 3,5 тыс. человек. 

Итак, в условиях рынка банки являются ключевым звеном, питающим народное хозяйство дополнительными  денежными ресурсами. Современные  банки не только торгуют деньгами, одновременно они являются аналитиками  рынка. По своему местоположению банки  оказываются ближе всего к  бизнесу, его потребностям, меняющейся конъюнктуре. Таким образом, рынок  неизбежно выдвигает банк в число  основополагающих, ключевых элементов  экономического регулирования. В настоящее  время в России сформирована двухуровневая  банковская система: 1 уровень - Центральный  банк России, 2 уровень - коммерческие банки  и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции. 

Выводы 

Финансовые отношения  весьма разнообразны. Объединив в  отдельные, относительно самостоятельные  группы (звенья), их можно представить  в виде конкретных сфер, а их совокупность — в виде системы. Финансовая система  включает в себя две сферы: централизованные финансы и децентрализованные финансы. В свою очередь, каждая из подсистем  подразделяется на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости  от механизма формирования и использования  денежных средств у конкретных экономических  субъектов.  

Финансовая система  включает в себя общегосударственные, отраслевые и общественные финансовые отношения. Каждая из этих сфер состоит  из менее крупных звеньев. Каждое звено финансовой системы в свою очередь можно подразделить на подзвенья  в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. 

Представители различных  финансовых школ неоднозначно трактуют состав звеньев государственной  финансовой системы. Все специалисты  отмечают наличие бюджетов и внебюджетных фондов, более половины из них указывают  на государственный кредит как звено  системы, менее половины - на финансы  государственных предприятий. 

Бюджетная политика государства направлена на регулирование  или изменение совокупного спроса, то есть реального объема национального  производства, который потребители - предприятия и правительство - готовы купить при любом возможном уровне цен. Воздействуя хотя бы на один компонент  совокупного спроса (потребительские  расходы, инвестиции, государственные  закупки и чистый экспорт), государство  в состоянии подтолкнуть спрос  в сторону его расширения или  наоборот, сдержать его. 

Государственное регулирование  кредитно-финансовых институтов –  один из важнейших элементов развития и формирования финансового рынка  в России. Основными направлениями  государственного регулирования являются: 

- политика центрального  банка в отношении кредитно-финансовых  институтов; 

- налоговая политика  правительства на центральном  и местном уровне; 

- участие правительства  в смешанных (полугосударственных)  или государственных кредитных  институтах; 

- законодательные  мероприятия исполнительной и  законодательной власти, регулирующие  деятельность различных институтов  кредитной системы. 

Финансовые рынки  являются ключевым компонентом национальной экономики. Эффективно действующие  финансовые рынки призваны (наряду с развитой банковской системой) аккумулировать сбережения экономических агентов, трансформировать их в инвестиции, обеспечивать распределение финансовых ресурсов между различными секторами  экономики и, в конечном итоге, содействовать  снижению темпов инфляции и экономическому росту.  

2.  Развитие системы  бюджетного регулирования в РФ 

2.1 Основы нормативного  регулирования бюджетного устройства  и бюджетного процесса в РФ 

Бюджетное законодательство - важная подотрасль финансового законодательства. Оно включает совокупность актов, устанавливающих  бюджетное устройство государства, субъектов Федерации и местного самоуправления, регулирующих отношения  по формированию бюджетов, распределению  бюджетных средств между звеньями бюджетов, их расходованию и исполнению бюджетов, образованию внебюджетных фондов[22]. 

В главе 1 Конституции  РФ содержатся принципы, определяющие федеративное устройство государства. В ч. 1 ст.5 Конституции РФ указаны  равноправные субъекты РФ - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Конституционные принципы федерализма  перечислены в третьей части  этой статьи - государственная целостность, единство системы государственной  власти, разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов  РФ.  

В связи с большой  политической, экономической значимостью  общественных отношений, регулируемых бюджетным законодательством, а  также значительным количеством  его актов в настоящее время  можно говорить о существовании  подотрасли финансового права - бюджетного права. Именно это объясняет наличие  бюджетного законодательства на каждом уровне государственного устройства: федеральном, субъектов Федерации  и местном. Установление основ бюджетной  политики России, принципов формирования доходов и расходов, всей бюджетной  системы страны, единой бюджетной  классификации, взаимодействия с элементами финансовой системы находится в  ведении РФ. Федерация, в частности, имеет обязанности по передаче средств  нижестоящим бюджетам по взаиморасчетам. 

Российская Федерация  обладает правами по составлению, утверждению, осуществлению бюджетного регулирования, определению доходов и расходов федерального бюджета, его исполнению и контролю. Бюджетное регулирование  является частью финансового регулирования, отнесенного Конституцией РФ к ведению  РФ[23]. 

В 1998 году принят Бюджетный  кодекс РФ, который стал основным актом  в системе бюджетного законодательства РФ. В нем регулируется комплекс бюджетных отношений, дается законодательное определение терминов, устанавливается порядок финансирования из бюджетов и другие основы бюджетного регулирования, общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, основы бюджетного процесса в РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ. 

Принятие БК показало необходимость четкого закрепления  бюджетных прав РФ, ее субъектов  и местного самоуправления и создания единого законодательства, регулирующего  бюджетные отношения. 

За 1994-2007 гг. в бюджетной  сфере основным направлением было постоянное совершенствование и развитие законодательства, регулирующего бюджетное устройство и бюджетный процесс, в целях  закрепления и реализации принципов  единства, полноты, реальности, гласности  и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему  РФ, а также сближения уровней  социально-экономического развития регионов РФ за счет развития межбюджетных отношений[24]. 

15 августа 1996 г.  принят Федеральный закон от  № 115-ФЗ «О бюджетной классификации  РФ», который явился важным  актом правового регулирования  бюджетного учета доходных источников  бюджета и расходной части  бюджета. 

Приняты такие важные федеральные законы, как Федеральный  закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в  Российской Федерации» и другие. 

Динамизм общественных преобразований ставит перед законодателем  важную задачу постоянного обновления бюджетного законодательства. Вследствие этого в последние годы Федеральное  Собрание РФ ежегодно утверждало законы о порядке составления, рассмотрения, утверждения и исполнения федерального бюджета. 

Одним из направлений  бюджетной реформы в России является совершенствование бюджетного процесса на основе внедрения среднесрочного планирования и использования бюджетирования, ориентированного на результат. Здесь  уместно вспомнить постановление  Правительства РФ № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных  расходов», на основе которого разработана  «Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг.», которая  ориентирована на новые методы в  бюджетном планировании. Безусловно, постановка вопроса об использовании  среднесрочного планирования в бюджетном  процессе является для России новой  и заслуживающей внимания, а те решения, которые предприняты Правительством РФ в этом направлении, являются необходимыми и своевременными. 

Правительством Российской Федерации была разработана и  одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации  в 2004-2006 годах, где в качестве отдельного направления выделяется реформирование бюджетной классификации РФ, которое, в свою очередь, предполагает изменение  не только ее состава, структуры, содержания и применяемой кодировки, но и  изменение действующей практики нормативного правового регулирования  вопросов бюджетной классификации. 

В Концепции предлагается подход, применяемый в большинстве  стран международного сообщества, при  котором федеральным законом  закрепляются лишь основные, обязательные для всех уровней бюджетной системы, коды экономической и функциональной (раздел, подраздел) классификации. Дальнейшая структура классификации определяется органами власти соответствующего уровня при принятии закона (решения) о бюджете. Такой подход обеспечивает большую самостоятельность и ответственность органов исполнительной власти при составлении проекта бюджета в рамках законодательно установленных единых принципов бюджетной классификации[25]. 

В целях обеспечения  формирования проектов бюджетов Российской Федерации на 2005 год Минфином России принят приказ от 27.08.04 г. № 72н «Об  утверждении Указаний о порядке  применения бюджетной классификации  Российской Федерации при составлении  и исполнении бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов на 2005 год». 

Отличительной особенностью новой бюджетной классификации  РФ является измененная система кодировки  доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации. Для классификации указанных  операций используется унифицированный 20-значный код. 

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 15.08.96 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» в целях единства бюджетной  политики и своевременного составления  и исполнения бюджетов всех уровней  бюджетной системы Российской Федерации, во исполнение Федерального закона от 26.12.05 г. № 189-ФЗ «О федеральном бюджете  на 2006 год» издан приказ Минфина  России от 21.12.05 г. № 152н «Об утверждении  Указаний о порядке применения бюджетной  классификации Российской Федерации», которым данные Указания были переработаны и утверждены в новой редакции. Приказ № 152н был признан не нуждающимся  в государственной регистрации (письмо Минюста России от 10.01.06 г. № 01/32-ЕЗ). 

В связи с введением  в действие приказа № 152н с 1 января 2006 г. признаны утратившими силу: приказ Минфина России от 10.12.04 г. № 114н «Об  утверждении Указаний о порядке  применения бюджетной классификации  Российской Федерации», а также последующие  приказы Минфина России, на основании  которых в течение 2005 г. были внесены  изменения в Указания о порядке  применения бюджетной классификации  Российской Федерации, утвержденные приказом № 114н (от 20.01.05 г. № 4н; от 23.03.05 г. № 47н; от 14.04.05 г. № 57н; от 14.09.05 г. № 115н; от 14.09.05 г. № 119н, от 5.12.05 г. № 145н). 

Уточнения внесены  в классификацию доходов бюджетов Российской Федерации, функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации, экономическую классификацию  расходов бюджетов Российской Федерации, классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации, а также в приложения[26]. 

Основные изменения, внесенные приказом № 152н в классификацию  доходов бюджетов Российской Федерации, классификацию источников внутреннего  финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации, осуществлены в  соответствии с Федеральным законом  от 6.10.03 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации». 

В целях приведения с 2006 г. классификации доходов бюджетов Российской Федерации в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации (положения Федерального закона от 20.08.04 г. № 120-ФЗ (ред. от 27.12.05 г.) «О внесении изменений в Бюджетный  кодекс Российской Федерации в части  регулирования межбюджетных отношений», вступившие в силу с 1 января 2006 г.) проведена  детализация по элементам доходов  статья «000 1 11 00000 00 0000 000 Доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности». 

Федеральный закон  от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений  в Бюджетный Кодекс РФ в части  регулирования межбюджетных отношений» внес существенные изменения в порядок  регулирования межбюджетных отношений. Бюджетный Кодекс РФ в редакции данного  закона начал действовать с 1 января 2005 г.  

Информация о работе Функционирование бюджетной системы