Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 16:18, дипломная работа
Цель данной работы – рассмотреть основы функционирования и порядок регулирования финансовой системы современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить экономическую сущность и особенности развития финансовой системы России;
2. Рассмотреть развитие системы бюджетного регулирования в РФ;
ВВЕДЕНИЕ
1. Экономическая сущность и особенности развития финансовой системы России
1.1 Понятие и структура финансовой системы в РФ
1.2 Основные направления государственного регулирования финансовой системы в РФ
1.3 Анализ тенденций развития финансовой системы РФ на современном этапе
Выводы
2. Развитие системы бюджетного регулирования в РФ
2.1 Основы нормативного регулирования бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ
2.2 Организационные и методические аспекты построения оптимальной системы государственного финансового контроля в РФ
2.3 Совершенствование системы бюджетного регулирования и бюджетного устройства в РФ
Выводы
3. Анализ отдельных направлений финансовой политики РФ на современном этапе
3.1 Теоретическое обоснование подходов к управлению развитием банковской системы в РФ
3.2 Основы государственной политики в области регулирования финансовых рынков
3.3 Обобщение основополагающих аспектов регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Согласно ст. 129 БК
РФ (Основы межбюджетных отношений) межбюджетные
отношения - отношения между органами
государственной власти РФ, органами
государственной власти субъектов
РФ и органами местного самоуправления.
Межбюджетные отношения
основываются на принципах:
- распределения и
закрепления расходов бюджетов
по определенным уровням
- равенства бюджетных
прав субъектов РФ, равенства
бюджетных прав муниципальных
образований;
- выравнивания уровней
минимальной бюджетной
- равенства всех
бюджетов РФ во
Отдельные виды расходов
могут передаваться из федерального
бюджета в бюджеты субъектов
РФ путем включения
Отдельные виды расходов
бюджетов субъектов РФ, предусмотренные
пунктом 1 статьи 86 БК РФ, могут передаваться
из бюджета субъекта РФ местным бюджетам
только путем включения
Передача доходов
из бюджета одного уровня бюджетной
системы РФ бюджету другого уровня
может быть произведена в порядке,
установленном статьями 52 (Передача
собственных доходов
Финансовые средства,
необходимые для осуществления
отдельных государственных
Средства, переданные
федеральному бюджету, бюджету субъекта
РФ, местному бюджету в качестве
обеспечения отдельных
Соглашения между
РФ и субъектом РФ, содержащие нормы,
нарушающие единый порядок взаимоотношений
между федеральным бюджетом и
бюджетами субъектов РФ и другие
положения, установленные БК РФ, федеральным
законом о федеральном бюджете на очередной
финансовый год, являются недействительными
и исполнению не подлежат.
Оказание финансовой
помощи из федерального бюджета бюджетам
субъектов РФ может быть осуществлено
в следующих формах:
- предоставления
дотаций на выравнивание
- предоставления
субвенций и субсидий на
- предоставления
бюджетных кредитов;
- предоставления
бюджетной ссуды на покрытие
временных кассовых разрывов, возникающих
при исполнении бюджета
Финансовая помощь
из федерального бюджета на выравнивание
уровня минимальной бюджетной
Финансовая помощь
из федерального бюджета бюджету
субъекта РФ, предоставляемая на выравнивание
уровня минимальной бюджетной
Все бюджеты составляются
и исполняются на основе принципа
приоритетного финансирования расходов,
связанных с обеспечением минимальных
государственных социальных стандартов
при безусловном исполнении долговых
обязательств. Пока не обеспечено финансирование
минимальных государственных
2.2 Организационные
и методические аспекты
Финансовый контроль
- это особый регулярный и непрерывный
процесс контроля, цели и основные
задачи которого имеют четко выраженный
финансовый характер, а их достижение
осуществляется при помощи многоаспектной,
межотраслевой системы
Роль финансового
контроля в социально-экономических
преобразованиях выражается в том,
что при его проведении проверяются,
во-первых, соблюдение установленного
правопорядка в процессе финансовой
деятельности государственными и общественными
органами, предприятиями, учреждениями,
организациями, гражданами и, во-вторых,
экономическая обоснованность и
эффективность осуществляемых действий,
соответствие их задачам государства.
Таким образом, он служит важным способом
обеспечения законности и целесообразности
проводимой финансовой деятельности.
Финансовый контроль
подразделяется на несколько видов
по разным основаниям.
В зависимости от
времени проведения он может быть
предварительным, текущим и последующим.
Такие виды контроля свойственны
деятельности всех контролирующих органов.
Предварительный финансовый
контроль осуществляется до совершения
операций по образованию, распределению
и использованию денежных фондов.
Поэтому он имеет важное значение
для предупреждения нарушений финансовой
дисциплины.
Текущий (оперативный)
финансовый контроль - это контроль,
осуществляемый в процессе совершения
денежных операций (в ходе выполнения
финансовых обязательств перед государством,
получения и использования
Последующий финансовый
контроль - это контроль, осуществляемый
после совершения финансовых операций
(после исполнения доходной и расходной
частей бюджета и т.п.). В этом случае
определяется состояние финансовой
дисциплины, выявляются ее нарушения,
пути предупреждения и меры по их устранению.
Можно выделить обязательный
и инициативный финансовый контроль.
Обязательный проводится:
а) в силу требований
законодательства;
б) по решению компетентных
государственных органов.
Инициативный финансовый
контроль проводится по решению хозяйствующих
субъектов.
Возможны и другие
основания классификации
а) представительных
органов государственной власти
и местного самоуправления;
б) президента;
в) исполнительных органов
власти общей компетенции;
д) ведомственный
и внутрихозяйственный;
е) общественный;
ж) аудиторский.
Ведомственный контроль,
осуществляемый министерством, ведомством
за деятельностью входящих в их систему
учреждений и организаций, имеет
много общего с контролем, который
производится в системе общественных
организаций или религиозных
организаций. Близок к ним и контроль,
осуществляемый хозяйствующим субъектом,
не входящим в какую-либо систему. Указанный
контроль целесообразно обозначить
как внутренний или внутрисистемный
контроль.
Представляется необходимым
в условиях развития местного самоуправления
выделить в качестве самостоятельного
вида финансового контроля контроль,
осуществляемый представительными
и исполнительными органами местного
самоуправления.
Рис. 2.2.1. Структура
финансового контроля
Государственный контроль
осуществляется федеральными органами
законодательной власти, федеральными
органами исполнительной власти, в
том числе специально созданными
органами исполнительной власти (рис.
2.2.1).
Большое значение для
развития государственного финансового
контроля имеет Указ Президента РФ
от 25 июля 1996 г. «О мерах по обеспечению
государственного финансового контроля
в Российской Федерации», которым
установлено, что в РФ государственный
контроль включает в себя контроль
за исполнением федерального бюджета
и бюджета федеральных
Государственный контроль
производят также органы представительной
(законодательной) и исполнительной
власти субъектов РФ.
Внутренний (внутрисистемный)
финансовый контроль. Данный вид финансового
контроля осуществляется в министерствах,
комитетах, в других органах исполнительной
власти, общественных и религиозных
организациях руководителями соответствующих
образований и специально созданными
в данных системах контрольно-ревизионными
подразделениями, которые подчиняются,
как правило, непосредственно руководителю
министерства, комитета, иного органа
исполнительной власти или соответствующему
органу общественной или религиозной
организации. Контрольно-ревизионная
служба системы органов внутренних
дел проводит ревизии финансово-
Основные задачи
данного контроля:
- выявление случаев
хищения и недостач денежных
средств и материальных
- разработка предложений
по устранению условий и
- принятие мер
по возмещению виновными
Главные распорядители,
распорядители бюджетных
Главные распорядители
бюджетных средств проводят
Внутрихозяйственный
контроль осуществляется