Государственная финансово-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 05:56, контрольная работа

Описание

Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

Содержание

Содержание
Финансовая система РФ.
Сущность финансов.
Финансовое планирование и прогнозирование.
Типы финансовой политики.
Бюджетная система.
Участники бюджетного процесса.
Сбалансированность бюджетов.
Бюджетный кредит.
Понятие государственного долга РФ.
Межбюджетные трансферты.

Работа состоит из  1 файл

Инвест.docx

— 59.01 Кб (Скачать документ)

 

 В федеральный закон  о федеральном бюджете могут  быть внесены изменения и дополнения, разработанные и представленные  Правительством Российской Федерации,  а также иными субъектами, имеющими  право законодательной инициативы, в форме проектов соответствующих федеральных законов. Государственная Дума рассматривает указанный законопроект во внеочередном порядке в течение 15 дней в трех чтениях.

 

3) Третьей стадием бюджетного  процесса является исполнение  бюджета.

 

 В настоящее время  устанавливается казначейское исполнение  бюджетов. На органы исполнительной  власти возлагаются организация  исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов  и бюджетными средствами. Указанные  органы являются кассирами всех  распорядителен и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

 

 Бюджеты исполняются  по доходам и расходам. В частности,  Федеральное казначейство регистрирует  все операции, связанные с поступлением  в федеральный бюджет доходов  и поступлений из источников  финансирования дефицита федерального  бюджета, а также с санкционированием  и финансированием расходов федерального  бюджета, в Главной книге Федерального  казначейства. Федеральное казначейство  ведет сводный реестр получателей  средств федерального бюджета.  Данные Главной книги казначейства  являются основой для формирования  отчетов об исполнении федерального  бюджета.

 

 Исполнение федерального  бюджета и иных бюджетов завершается  31 декабря.

 

4) Четвертой, завершающей  стадией бюджетного процесса  является подготовка, рассмотрение  и утверждение отчета об исполнении  бюджета. В конце каждого финансового  года министр финансов издает  распоряжение о закрытии года  и подготовке отчета об исполнении  федерального бюджета в целом  и бюджета каждого государственного  внебюджетного фонда в отдельности.  На основании данного распоряжения  все получатели бюджетных средств  готовят годовые отчеты по  доходам и расходам. Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных им бюджетных учреждений.

 

 В отличие от ранее  действовавшего бюджетного законодательства, Бюджетный кодекс РФ закрепил  положение о том, что ежегодно  не позднее 1 июня текущего  года Правительство РФ представляет  в Государственную Думу и Счетную  палату РФ отчет об исполнении  федерального бюджета за отчетный  финансовый год в форме федерального  закона. Счетная палата РФ проводит  проверку отчета об исполнении  федерального бюджета и составляет  заключение, которое направляется  в Государственную Думу. Государственная  Дума рассматривает представленный  Правительством отчет в течение  1,5 месяцев после получения заключения  Счетной палаты РФ. При рассмотрении  отчета Дума заслушивает доклады  об исполнении федерального бюджета  руководителей Федерального казначейства  и министра финансов, а также  доклад Генерального прокурора  РФ о соблюдении законности  в области бюджетного законодательства  и заключение Председателя Счетной  палаты РФ.

 

 Наряду с указанными  лицами на заседании Государственной  Думы могут выступить либо  представить доклады с анализом  рассмотренных в течение года  дел, связанных с бюджетными  спорами и нарушениями бюджетного  законодательства, Председатель Конституционного  Суда РФ, Председатель Высшего  Арбитражного Суда РФ, Председатель  Верховного Суда РФ.

 

 По итогам рассмотрения  отчета и заключения Счетной  палаты РФ Государственная Дума  принимает одно из следующих  решений: об утверждении отчета  об исполнении федерального бюджета  или об отклонении отчета об  исполнении федерального бюджета.

 

 На всех стадиях  бюджетного процесса должен осуществляться  государственный и муниципальный  финансовый контроль.

 

 Законодательные (представительные) государственные и муниципальные  органы осуществляют финансовый  контроль в следующих формах:

 

- предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения  проектов законов (решений) о  бюджете и иных проектов законов  (решений) по бюджетно-финансовым  вопросам;

 

- текущий контроль —  в ходе рассмотрения отдельных  вопросов исполнения бюджетов  на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных  (представительных) органов, в парламентских  слушаниях и в связи с депутатскими  запросами;

 

- последующий контроль  — в ходе рассмотрения и  утверждения отчетов об исполнении  бюджетов.

 

 Полномочия названных  законодательных (представительных) органов по осуществлению контроля  включают в себя права на:

 

- получение от органов  исполнительной власти, органов  местного самоуправления необходимых  сопроводительных материалов при  утверждении бюджета;

 

- получение от органов,  исполняющих бюджета, оперативной  информации об их исполнении;

 

- утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;

 

- создание собственных  контрольных органов (Счетная  палата РФ, контрольные палаты, иные  органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ и органов  местного самоуправления) для проведения  внешнего аудита бюджетов;

 

- вынесение оценки деятельности  органов, исполняющих бюджета.

 

 Органы исполнительной  власти и местного самоуправления  обязаны представлять всю запрашиваемую  у них информацию по бюджетным  вопросам. В свою очередь, названные  органы, в том числе Министерство  финансов РФ, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов  РФ и муниципальных образований,  главные распорядители, распорядители  бюджетных средств вправе сами осуществлять финансовый контроль.

 

 Министерство финансов  РФ осуществляет внутренний контроль  за использованием бюджетных  средств главными распорядителями,  распорядителями и получателями  бюджетных средств, а в предусмотренных  законом случаях -за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Оно также организует финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц - получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.

 

 Федеральное казначейство  осуществляет предварительный и  текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу.

 

 Главные распорядители  и распорядители бюджетных средств  осуществляют финансовый контроль  за использованием бюджетных  средств получателями бюджетных  средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами. Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений.

 

 Финансовые органы  субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса при самостоятельном исполнении бюджетов. При передаче исполнения бюджета органам Федерального казначейства названные органы осуществляют финансовый контроль за соблюдением этими субъектами бюджетного процесса условий выделения, распределения, получения, целевого использования и возврата бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий.

Сбалансированность  бюджетов.

Сбалансированность бюджета  — один из основополагающих принципов  формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

 

 Этот принцип даже  при наличии дефицита бюджета  позволяет достичь равенства, (баланса)  между суммарной величиной бюджетных  поступлений (доходов бюджета  и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия  порождает несбалансированность. Если  расходы превышают бюджетные  поступления, бюджет в принципе  не исполним — несбалансированный  бюджет заведомо нереален, несбалансированность  делает его фиктивным. Составление  бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной  нагрузкой на экономику и снижением  общей эффективности использования  бюджетных средств. Отсюда сбалансированность  бюджета — обязательное требование, предъявляемое к составлению  и утверждению бюджета. Сбалансированность  бюджета призвана обеспечить  нормальное функционирование органов  власти всех уровней. Несбалансированность  даже небольшой части бюджетов  ведет к задержке финансирования  государственных и муниципальных  заказов, к сбоям в системе  сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном  хозяйстве страны. Именно поэтому  сбалансированность бюджета особенно  важна для России, где финансовое  положение в период проведения  реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.

 

 Наилучший вариант  обеспечения сбалансированности  бюджета — разработка бездефицитного  бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание  и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины  доходов. Если же избежать дефицита  бюджета не удается, даже исчерпав  полностью обычные источники  финансирования, то для сбалансированности  бюджета приходится прибегать  к разным формам заимствований,  что требует минимизации размеров  дефицита бюджета на всех стадиях  бюджетного процесса.

 

 Сбалансированность бюджета  достигается разными методами; одни  из них применяются при формировании  бюджета; другие — при его исполнений. К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся:

 

- лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов;

 

- совершенствование механизма  распределения доходов между  бюджетами разных уровней, адекватного  распределения расходных полномочий  между ними;

 

- выявление и мобилизация  резервов роста бюджетных доходов; 

 

- построение эффективной  системы бюджетного регулирования  и оказания финансовой помощи  в сфере межбюджетных отношений; 

 

- планирование направлений  бюджетных расходов, положительно  воздействующих на рост доходов  и одновременно обеспечивающих  решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максим, эффектом;

 

- сокращение масштабов  государственного сектора экономики  на основе разумной приватизации  государственной собственности; 

 

- жесткая экономия расходов  путем исключения из их состава  лишних затрат, не обусловленная  крайней необходимостью;

 

- использование наиболее  эффективных форм бюджетных заимствований,  способных обеспечить реальные  поступления денежных средств с финансовых рынков.

 

 В ходе исполнения  бюджета сбалансированность достигается  с помощью: 

 

- введения процедуры  санкционирования бюджетных расходов;

 

- строгого соблюдения  установленных лимитов бюджетных  обязательств, ориентированных на  реально поступающие доходы;

 

- определения оптимальных  сроков осуществления расходов;

 

- использования механизма  сокращения и блокировки расходов  бюджета;

 

- совершенствования системы  бюджетного финансирования на  основе постепенного прекращения  дотирования предприятий и введения  полной имущественной ответственности  экономических субъектов за выполнение  взятых обязательств перед государством  и партнерами;

 

- мобилизации дополнительных  резервов роста бюджетных, доходов; 

 

- последовательного проведения  финансового контроля за целевым,  экономным и эффективным расходованием  бюджетных средств; 

 

-оказания финансовой  помощи, в разных ее формах  другими бюджетами; использования  бюджетных резервов и т.д. 

 

 В бывшем СССР бюджетная система которого строилась на принципах единства и централизма, за сбалансированность бюджета отвечал непосредственно союзный центр. Такой порядок достижения сбалансированности бюджета был чреват субъективизмом, культивировал иждивенчество органов власти среднего и низового уровней. По мере совершенствования государственного устройства России на основе федерализма перестраивалась и бюджетная система страны; основополагающими принципами ее построения наряду с другими стали самостоятельность каждого бюджета и ответственность за сбалансированность бюджета того органа власти, в распоряжении которого находится соответствующий бюджет. Законодательное закрепление принципа сбалансированности бюджета во 2-й половине XX в. произошло во многих странах мира. В частности, в США конституции ряда штатов содержат прямое требование о недопустимости расходов, превышающих поступления в бюджет; законодательство Франции запрещает рассматривать проекты местных бюджетов, если они составлены с дефицитом.

 

 На стадии исполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, а с другой — механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.

 

 В настоящее время  сбалансированность бюджета должна  обеспечиваться на каждом уровне  управления усилиями и профессиональным  мастерством работников соответствующего  органа власти. Большое значение  в этих условиях приобретают  устойчивость бюджета и ответственность  финансового органа за ее обеспечение.

 

 Идеальное исполнение  бюджета предполагает полное  покрытие расходов доходами. Превышение  доходов бюджета над его расходами  называется профицитом бюджета. 

 

 Если обнаруживается  профицит, то следует: 

 

- сократить привлечение  доходов от продажи государственной  и муниципальной собственности; 

 

- сократить привлечение  доходов от реализации государственных  запасов и резервов;

Информация о работе Государственная финансово-кредитная политика