Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 00:31, курсовая работа

Описание

Предметом исследования данной курсовой работы является внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) предприятий. То есть будут рассматриваться экспорт, импорт и другие операции на внешнем рынке, которые могут осуществлять предприятия. Объектом является финансовое регулирование ВЭД при помощи различных методов, описанных в законе. В задачи данной курсовой работы входит:
Определить основные формы и методы государственно

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД………………………5
Методы государственного регулирования внешней торговли..6
Государственное регулирование движения капитала и валютно-финансовых отношений…………………………………………………9
Виды ВЭД предприятия………………………………………….14
ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД В РОССИИ……………………………………………………………………..15
Государственное регулирование экспорта и импорта. Таможенные ставки на ввоз и вывоз капитала………………………21
Анализ и статистика экспорта-импорта товаров РФ………….23
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЭД……………………………………….27
Совершенствование государственного регулирования ВЭД....29
Проблемы и пути развития ВЭД российских предприятий…..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….37
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………….38
ВВЕДЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

курсовик фк.doc

— 431.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

         ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД………………………5
    1. Методы государственного регулирования внешней торговли..6
    2. Государственное регулирование движения капитала и валютно-финансовых отношений…………………………………………………9
    3. Виды ВЭД предприятия………………………………………….14
  2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД В РОССИИ……………………………………………………………………..15
    1. Государственное регулирование  экспорта и импорта. Таможенные ставки на ввоз и вывоз капитала………………………21
    2. Анализ и статистика экспорта-импорта товаров РФ………….23
  3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЭД……………………………………….27
    1. Совершенствование государственного регулирования ВЭД....29
    2. Проблемы и пути развития ВЭД российских предприятий…..31

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………36

         СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….37

         ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………….38

ВВЕДЕНИЕ

 

      
        Предметом исследования данной курсовой работы является внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) предприятий. То есть будут рассматриваться экспорт, импорт и другие операции на внешнем рынке, которые могут осуществлять предприятия. Объектом является финансовое регулирование ВЭД при помощи различных методов, описанных в законе. В задачи данной курсовой работы входит:

  • Определить основные формы и методы государственного регулирования ВЭД
  • Охарактеризовать особенности регулирования ВЭД в России
  • Проанализировать движения экспорта и импорта РФ
  • Определить современные проблемы в рассматриваемой области и обозначить пути развития

     Целью написания данной курсовой работы является совершенствование регулирования  ВЭД.

     Регулирование экономической деятельности – неотъемлемая часть любой современной рыночной экономики. Рынок, как показала Великая Депрессия, не может существовать без вмешательства государства. Рынок – сила движущая экономику, а государство эту силу контролирует. В разные исторические периоды роль государства в экономике многократно менялась. Эволюцию взглядов на роль государственного регулирования можно проиллюстрировать такими примерами: 

- в 50-е  годы в обществе обсуждался  вопрос, регулировать или не регулировать  экономику;  
- в 80-е годы решался вопрос, какова должна быть степень этого регулирования;  
в последующие годы определялось, с какими целями, в каких направлениях и какими средствами надо регулировать экономику. Это говорит лишь о неоспоримой актуальности рассматриваемой проблемы. В настоящее время особое внимание государственного регулирования уделяется решению вопросов: 

  • особенности применения тех или иных государственных мер; 
  • совместимости целей, инструментов их достижения; их взаимодополняемости и необходимости оптимизации; 
  • эффективности и последствий государственного регулирования; 
  • возможности снижения уровня налогообложения, оптимизации государственных расходов; повышения эффективности капиталовложений; обеспечения занятости; роста совокупного спроса. 

     Поэтому в современной экономике суть государственного регулирования заключается  в достижении конкретных целей, направленных на обеспечение хозяйственной деятельности и стабилизацию экономики в целом.

     В современных условиях важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики является внешнеэкономическая  деятельность.

     Внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельностью называют деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Регулирование внешнеэкономической деятельности включает в себя разработку стратегических приоритетов в рыночной экономике,  содействие, контроль развития внешнеэкономических связей фирм и организаций на уровне государственного управления.

     Сегодня ни одно государство в мире не может  успешно развиваться без эффективной  системы внешнеэкономических отношений. Поэтому особое значение приобретает государственное регулирование ВЭД как совокупности мер и институтов, способствующих осуществлению внешнеэкономической политики страны в отношении взаимосвязей с зарубежными партнерами. Изучение данной темы базируется на знании теоретических подходов к исследованию регулирования ВЭД. Существует множество теорий, затрагивающих различные аспекты регулирования внешнеэкономических отношений. В связи с тем, что регулирование ВЭД преследует различные цели, существуют несколько форм и методов, используемых государством для регулирования своей внешнеэкономической деятельности.

1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД

     Одной из важнейших тенденций в развитии мировых хозяйственных связей является диверсификация форм сотрудничества. К традиционным формам внешнеэкономических операций обычно относят внешнюю торговлю и инвестиционное сотрудничество, связанное с перемещением финансовых потоков в виде экспорта и импорта капитала. Научно-техническое сотрудничество и промышленная кооперация выделяется либо в рамках последнего направления, либо как самостоятельные формы. Еще одной формой ВЭО, представляющий интерес с точки зрения государственного регулирования являются валютно-финансовые отношения. Таким образом, говоря о системе внешнеэкономических отношений в целом, можно выделить следующие основные направления их государственного регулирования: внешнеторговые, инвестиционные, связанные с экспортно-импортными потоками капиталов (включающие научно-техническое сотрудничество и промышленную кооперацию) и валютно-финансовые. Эти направления отображены на рисунке 1.

       Рисунок 1 – Основные направления гос. Регулирования ВЭД

     В зависимости от способа государственного воздействия на внешнеэкономические отношения можно выделить административные и экономические формы регулирования.

     К первым относятся методы непосредственного, прямого воздействия, имеющие в  основном ограничительный характер. Например, установление квот, использование  лицензий, применение различных оговорок и ограничений и т.д.

     Экономическое регулирование связано с воздействием на экономические интересы участников внешнеэкономической деятельности посредством использования экономических  мер - налогов, таможенных пошлин и сборов, ставки банковского процента, валютного курса и т.д.

     Соотношение экономических и административных форм воздействия определяют характер внешнеэкономической политики государства.

     Выделяют  протекционистскую, умеренную политику и политику открытой экономики, называемую иногда политикой свободной торговли или фритредерства, (что на мой взгляд, не совсем точно, т.к. помимо торговли важна и система взаимоотношений с мировым хозяйством в инвестиционной и валютно-финансовой сферах). Каждое из этих понятий в современных условиях весьма относительно.

     Следует заметить, что в чистом виде экстремальных  случаев (протекционизм или открытая экономика) не встречается. Хотя в разные периоды развития отдельные государства  подходили очень близко либо к  полному прекращению внешнеэкономических связей (Северная Корея, Албания), либо к полной либерализации (Исландия, Гонконг).

     Наличие административных форм воздействия  на участников внешнеэкономических  отношений, как правило, связывают  с проведением протекционистской  или умеренной внешнеэкономической политики, которые характерны для многих развивающихся и стран с переходной экономикой, вынужденных защищать собственную национальную промышленность.

     Вместе  с тем отдельные элементы протекционизма (базирующиеся, прежде всего на экономических формах воздействия) характерны и для промышленно развитых стран, особенно в области защиты сельского хозяйства.

     Внешнеэкономическая политика, носящая умеренный характер предполагает сочетание в каких-то пропорциях элементов открытой экономики  и протекционизма. 

     1.1 Методы государственного регулирования внешней торговли

     Основной  формой внешнеэкономических связей (по динамике и стоимостным показателям) считается внешняя торговля. Государственное  регулирование внешнеторговых отношений, связано с реализацией тарифных и нетарифных методов (барьеров) (рисунок 2).

     Рисунок 2 – Методы государственного регулирования  ВЭД

      
        Тарифные методы направлены на регулирование внешнеторговых отношений при помощи системы таможенных пошлин.

     Таможенная  пошлина - разновидность акцизного налога, взимаемого таможенными органами при перемещении товаров через государственную границу. Там пошлина выполняет три основные функции:

  • фискальную - пополнение госбюджета;
  • протекционистскую - защита отечественных производителей;
  • регулирующую, связанную с регулированием товарных потоков в страну и из страны.

     Таможенные  пошлины базируются на таможенных тарифах, которые представляют собой перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию страны (импортный таможенный тариф) или вывозимым с нее (экспортный таможенный тариф). Таможенный тариф РФ систематизирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), базирующейся на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), действующей на основе международной Конвенции с 1988 года.

     Таможенный  тариф - важный инструмент торговой политики и государственного регулирования  внутреннего рынка страны при  его взаимодействии с внешним  рынком.

     Существуют  различные виды классификации таможенных пошлин. Наиболее распространенными являются:

  • по объекту обложения - выделяются импортные, экспортные, транзитные;
  • по способу взимания - адвалорные (взимается в процентах от таможенной стоимости товара), специфические (взимаются в денежных единицах с определенного количества товара), комбинированные (при этом пошлина рассчитывается по адвалорной и специфической ставке, а применяется та из двух ставок, которая дает наиболее крупную сумму пошлины)

     Нетарифные  барьеры - ограничения внешней торговли, не связанные с применением таможенных пошлин. Существуют различные подходы к классификации нетарифных барьеров. Среди международных организаций выделяются классификации ЮНКТАД и ООН.

     В наиболее общем виде среди нетарифных методов можно выделить следующие группы:

  1. меры прямого ограничения, связанные с количественным контролем, включающие следующие инструменты: квотирование, контингентирование, лицензирование, соглашения о добровольных ограничениях экспорта, антидемпинговые пошлины, компенсационные пошлины и сборы;
  2. меры косвенного ограничения, носящие неколичественный характер, среди которых можно выделить два способа (направления) воздействия:
    • совокупность мер не направленных непосредственно на какие-либо ограничения внешнеторговых отношений, но само их наличие и действие фактически приводит к наличию определенных стандартов (технических, включая стандарты качества, санитарных и ветеринарных норм, требования к упаковке, маркировке, доставке), введению дополнительных таможенных или иных административных формальностей, отсутствию возможностей применения национального режима к иностранным фирмам и предпринимателям (различные тарифы при оплате грузовых и пассажирских потоков, разрешение на перемещение грузов иностранцами только через определенные порты и железнодорожные станции и т.д.)
    • совокупность финансовых мер, регулирующих импортно-экспортные потоки:
      1. специальные правила импортных платежей
      2. множественные валютные курсы
      3. ограничения на накопление иностранной валюты
      4. импортные депозиты
      5. отсрочки импортных платежей
      6.          субсидирование и кредитование экспорта.

Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности