Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 00:31, курсовая работа

Описание

Предметом исследования данной курсовой работы является внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) предприятий. То есть будут рассматриваться экспорт, импорт и другие операции на внешнем рынке, которые могут осуществлять предприятия. Объектом является финансовое регулирование ВЭД при помощи различных методов, описанных в законе. В задачи данной курсовой работы входит:
Определить основные формы и методы государственно

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД………………………5
Методы государственного регулирования внешней торговли..6
Государственное регулирование движения капитала и валютно-финансовых отношений…………………………………………………9
Виды ВЭД предприятия………………………………………….14
ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД В РОССИИ……………………………………………………………………..15
Государственное регулирование экспорта и импорта. Таможенные ставки на ввоз и вывоз капитала………………………21
Анализ и статистика экспорта-импорта товаров РФ………….23
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЭД……………………………………….27
Совершенствование государственного регулирования ВЭД....29
Проблемы и пути развития ВЭД российских предприятий…..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….37
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………….38
ВВЕДЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

курсовик фк.doc

— 431.00 Кб (Скачать документ)

     С точки зрения повышения эффективности  внешнеэкономических связей и экономической  безопасности следует стремиться к  диверсификации рынков сбыта для  российских товаров, источников импортного сырья и промышленной продукции, поддерживать экономические отношения с широким кругом стран, компенсируя осложнения в отношениях с одними странами их расширением с другими.

     Необходимо  изменение ситуации и в плане  государственного регулирования вывоза и ввоза капитала.

     Россия  начала вывозить капитал за границу  еще в конце ХIХ века в основном в страны Азии - Китай, Монголию, Персию. После революции и образования  СССР капитал вывозился в форме  государственных кредитов, которые использовались для создания смешанных акционерных обществ, специализировавшихся в основном на торговых операциях. Большая часть кредитов поступала Турции, Афганистану, Ирану, Монголии. Позднее подобные структуры были созданы в некоторых странах Западной Европы. Советский Союз оказывал также экономическую и техническую помощь некоторым социалистическим и развивающимся странам. После распада СССР оказание помощи и кредитование сферы технического содействия зарубежным странам резко сократилось. Вместе с тем наметилась ярко выраженная тенденция к увеличению экспорта капитала в различных формах: в виде прямых и портфельных инвестиций, большая часть которых приходится на крупнейшие финансово-промышленные группы (НК "ЛУКойл", РАО "Газпром" и др.); а также вывоз частного капитала преимущественно в ссудной форме.

     В России государственная политика в  сфере вывоза капитала до сих пор  не сложилась, не выработана даже ее концепция. Поэтому отсутствует и система  государственного регулирования вывоза капитала (есть лишь отдельные ее элементы).

     Меры  административного контроля над  вывозом российского капитала базируются на указе Президента от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической  деятельности на территории РСФСР», который  в общей форме устанавливает  разрешительный порядок осуществления инвестиций за рубежом.

     Валютный  контроль над вывозом капитала основывается на Законе «О валютном регулировании  и валютном контроле», который определяет валютные операции, связанные с движением  капитала, и порядок их осуществления.

     Меры  государственной поддержки экспорта частного капитала в России почти  отсутствуют и представлены лишь международными соглашениями о поощрении  и защите инвестиций с более чем  тремя десятками стран, а также  соглашениями об избежании двойного налогообложения с примерно таким же количеством стран. Практически отсутствует и приемлемый для анализа учет размещенных за рубежом прямых, портфельных и прочих инвестиций.

     Однако  эти разрозненные меры не влияют на ограничение вывоза российского  капитала. Это связано и с тем, что основная часть экспорта капитала из России осуществляется нелегальными способами, а из многих десятков тысяч зарегистрированных за рубежом компаний с российским капиталом только около двух тысяч зарегистрировано в государственном реестре зарубежных предприятий, создаваемых с российским участием.

     Отток капитала осуществляется и через  экспортоориентированные отрасли, достигая 5-6-млрд долл. в месяц.

     Таким образом, России необходима подробная  концепция государственной политики в сфере экспорта частного капитала из России. Она призвана сформулировать национальные интересы и ключевые задачи в этой сфере, а также основные меры по ее регулированию. Концепция нужна как для федеральных органов исполнительной власти, так и для частных инвесторов, которые должны иметь ясное представление об основах политики российского государства в области вывоза частного капитала.

     Сложность регулирования процесса вывоза капитала связана с невысокой степенью эффективности действия ограничительных  и запретительных мер. Наиболее эффективными являются меры, влияющие на улучшение инвестиционного климата - стабилизация политической обстановки, снижение налогового бремени, недопущение высоких темпов инфляции, соблюдение законодательных норм, уменьшение криминализации экономики и т.д. Изменение ситуации с инвестиционным климатом могло бы позитивно влиять и на ввоз капитала. Реализация данных мер связана с преодолением основных препятствия на пути иностранных инвестиций в Россию.

     Создание  благоприятного инвестиционного климата позволит решить и ряд задач валютного регулирования. Либерализация валютного и таможенного контроля в совокупности с мероприятиями, направленными на улучшение инвестиционной среды позволит значительно повысить эффективность внешнеэкономической деятельности в целом.

     Направлениями регулирования внешнеэкономических  отношений, требующими внимания государства  также являются: восстановление и  расширение сферы внешнеэкономической  деятельности со странами бывшего социализма и странами ближнего зарубежья; ускорение интеграционных процессов в рамках СНГ, повышение эффективности внешнеэкономических связей регионов РФ и четкое распределение функций в области внешнеэкономической деятельности между центром и регионами. 

     2.1Государственное регулирование экспорта и импорта. Таможенные ставки на ввоз и вывоз товара

     Функция взимания таможенных пошлин в Российской Федерации возложена на государственный орган, уполномоченный в области таможенного дела — Федеральную таможенную службу.

     Ставки  таможенных пошлин определяются в соответствии с ФЗ "О таможенном тарифе" Российской Федерации и зависят от вида товара (по классификации ТН ВЭД), страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин.

     с 1 июля 2010 года входит в силу новый  закон о "Таможенном тарифе" таможенного союза трех государств: России, Белоруссии и Казахстана. В зависимости от направления облагаемых товаров выделяют:

  • Импортные (ввозные) пошлины — наиболее распространенный как в мировой практике, так и в России вид пошлин;
  • Экспортные (вывозные) пошлины — встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти). ВТО призывает к полной отмене таких пошлин;
  • Транзитные пошлины — в настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются.

     В России действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных пошлин зависят от страны происхождения товара:

  • Базовые ставки применяются к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения которых с Россией предусматривают режим наибольшего благоприятствования (почти все страны, поддерживающие внешнюю торговлю с Россией) и составляют 100 % от указанных в Таможенном тарифе;
  • Если торгово-политические отношения не предусматривают такого режима, применяются максимальные ставки таможенных пошлин, составляющие 200 % от указанных в Таможенном тарифе;
  • В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, торгово-политические отношения с которой не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным ставкам;
  • Преференциальные ставки применяются по отношению к товарам, происходящим из стран, отнесенных к категории развивающихся. В настоящее время они составляют 75 % от базовых;
  • К товарам, происходящим из стран СНГ, применяются нулевые ставки таможенных пошлин.

     Однако, ставки таможенных пошлин не дифференцируются в зависимости от лиц, осуществляющих внешнеторговые операции, видов сделок и других факторов.

     В зависимости от способа исчисления ставок таможенные пошлины подразделяют на:

  • Адвалорные — (от латинского ad valorem — от стоимости) — определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости. Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой информации.
  • Специфические — устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объема, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливаются в евро, например, 0,3 евро за килограмм;
  • Комбинированные — при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм.

     Особые  виды таможенных пошлин:

  • Специальные — могут использоваться в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, наносящих, или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров; как ответ на дискриминационные действия других стран и союзов, ущемляющие интересы России; как способ пресечения недобросовестной конкуренции;
  • Антидемпинговые — предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам, что подразумевает более высокую стоимость их на рынке страны-экспортера, чем страны-импортера;
  • Компенсационные — вводятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии, что приводит к искусственному снижению затрат на производство, а следовательно и стоимости таких товаров;
  • Сезонные — могут устанавливаться для товаров, объемы производства и реализации которых резко колеблются в течение года (сельскохозяйственная продукция).
 
 

 
2.2 Анализ и статистика экспорта  и импорта в РФ1 
       По данным таможенной статистики в январе-октябре 2010года  внешнеторговый  оборот России составил 496,3 млрд.долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с январем-октябрем 2009 года возрос на 34,7%, в том числе, со странами дальнего зарубежья – 428,3 млрд.долларов США (рост на 36,1%), со странами СНГ – 68,0 млрд.долларов США (рост на 26,6%).

     Сальдо  торгового баланса сложилось положительное в размере 136,4 млрд.долларов США, что на 31,3 млрд. долларов США больше, чем в январе-октябре 2009 года. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 117,2 млрд.долларов США (рост на 31,6 млрд.долларов США), со странами СНГ – 19,2 млрд. долл. США (снижение на 0,3 млрд.долларов США).

     Экспорт России в январе-октябре 2010 года составил 316,3 млрд.долларов США и по сравнению с январем-октябрем 2009 года увеличился на 33,6%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 272,7 млрд.долларов США (рост на 36,2%), в страны СНГ – 43,6 млрд.долларов США (рост на 19,2%).

     Основу  российского экспорта в январе-октябре 2010 года в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 70,7% (в январе-октябре 2009 года – 69,7%).

     В январе-октябре 2010 года по сравнению  с январем-октябрем 2009 года  стоимостной объем топливно-энергетических товаров увеличился на 38,2%. Среди товаров топливно-энергетического комплекса возросли физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья угля каменного на 5,5%, нефти сырой – на 5,0%, сжиженного природного газа – в 4,8 раза, электроэнергии – на 28,6%, нефтепродуктов – на 8,3%, в том числе: дизельного топлива – на 7,6%, топлив жидких – на 10,6%. При этом сократились объемы экспорта бензина автомобильного – на 35,1%, керосина – на 36,6%, газа природного – на 7,4%.

     В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья доля металлов и изделий из них в  январе-октябре 2010 года составила 10,9% и  снизилась по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года на 0,3 процентных пункта. Стоимостной объем экспорта указанных товаров возрос по сравнению с январем-октябрем 2009 года на 31,5%, а физический – на 5,1%. Физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них увеличились – на 5,9%, в том числе: ферросплавов – на 21,9%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 14,8%. Физический объем экспорта алюминия и никеля остался на уровне  января-октября 2009 года, а меди – сократился на 8,3%.

     Доля  продукции химической промышленности в январе-октябре 2010 года, как и  в январе-октябре 2009 года, составила 5,7%. По сравнению с январем-октябрем прошлого года стоимостной объем этой продукции увеличился на 36,4%, а физический – на 22,1%, в том числе возросли физические объемы поставок органических химических соединений на 15,5%, метанола – на 65,2%, каучука синтетического – на 22,5%, калийных удобрений – в 3,5 раза, смешанных удобрений – на 17,4%.

Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности