Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 00:31, курсовая работа

Описание

Предметом исследования данной курсовой работы является внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) предприятий. То есть будут рассматриваться экспорт, импорт и другие операции на внешнем рынке, которые могут осуществлять предприятия. Объектом является финансовое регулирование ВЭД при помощи различных методов, описанных в законе. В задачи данной курсовой работы входит:
Определить основные формы и методы государственно

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД………………………5
Методы государственного регулирования внешней торговли..6
Государственное регулирование движения капитала и валютно-финансовых отношений…………………………………………………9
Виды ВЭД предприятия………………………………………….14
ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД В РОССИИ……………………………………………………………………..15
Государственное регулирование экспорта и импорта. Таможенные ставки на ввоз и вывоз капитала………………………21
Анализ и статистика экспорта-импорта товаров РФ………….23
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЭД……………………………………….27
Совершенствование государственного регулирования ВЭД....29
Проблемы и пути развития ВЭД российских предприятий…..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….37
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………….38
ВВЕДЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

курсовик фк.doc

— 431.00 Кб (Скачать документ)

     Основными видами операций купли-продажи являются:

  1. Экспортные - это продажа и вывоз за границу товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту.
  2. Импортные - закупка и ввоз иностранных товаров для последующей реализации их на внутреннем рынке своей страны.
  3. Реэкспортные - это вывоз за границу ранее ввезенных товаров, не подвергшихся в реэкспортирующей стране какой-либо переработке.
  4. Реимпортные - это ввоз из-за границы ранее вывезенных отечественных товаров, не подвергшихся там переработке.

     Встречная торговля объединяет внешнеторговую деятельность, что предусматривается в единых соглашениях встречных обязательств экспортеров и импортеров по закупке друг у друга товаров.

       Операции купли-продажи услуг  являются в большинстве случаев  самостоятельными, обособленными от  купли-продажи товаров.

     Выделяются 2 основных группы операций купли-продажи  услуг:

  1. основные;
  2. обеспечивающие.

     К основным операциям купли-продажи  услуг относятся:

  1. инжиниринг;
  2. аренда;
  3. международный туризм.

     Операции  купли-продажи научно-технической  продукции выделяют в самостоятельную группу в связи с тем, что они могут иметь не только научную, но и коммерческую ценность.

     В этой группе операций различают:

  1. операции по купле-продаже патентуемой научно-технической продукции (изобретений, товарных знаков, промышленных образцов и др.);
  2. операции по купле-продаже, не патентуемой научно-технической продукции;
  3. обмен результатами научно-исследовательских работ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД В РОССИИ

       Внешнеэкономическая деятельность на всех этапах развития нашей страны оказывала влияние на решение экономических проблем как на уровне народного хозяйства в целом, так и на уровне отдельных регионов, предприятий и организаций.

     Либерализация внешнеэкономической деятельности - одно из важнейших направлений реформирования экономики, проводимой с 1986 г. Союзным правительством, а с 1992 г. Российским. До этого в течение длительного периода времени внешнеэкономические связи рассматривались на государственном уровне как явление вынужденное, влияние которого по возможности должно быть минимальным.

     В 1991 г. Перестала существовать общесоюзная  система централизованного планирования экспорта и импорта. Изменилась институциональная  структура участников регулирования  внешнеэкономических отношений. Деятельность российских субъектов внешнеэкономических отношений регулируется положениями Конституции РФ, Таможенным Кодексом РФ 1993 г., Законом о таможенном тарифе 1993 г. и другими нормативными актами. Общее регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляет правительство Российской Федерации. В качестве постоянного органа функционирует Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, которая обеспечивает контроль и надзор за соблюдением законодательства России субъектами внешнеэкономической деятельности.

     Перспективные направления развития внешнеэкономических  связей реализует Министерство экономики РФ, участвующее в разработке предложений по внешнеэкономической политике, развитию и совершенствованию механизма государственного регулирования внешнеэкономических связей, взаимовыгодному экономическому сотрудничеству с зарубежными странами и международными организациями.

     Непосредственное  регулирование внешнеэкономической  деятельностью России осуществляет Министерство торговли РФ, которое выполняет функции упраздненного в 1998 г. Министерства внешнеэкономических связей и торговли РФ. За последнее время происходили значительные изменения в сфере государственного регулирования различных форм внешнеэкономической деятельности в РФ. Главная задача Министерства Торговли в области внешнеэкономической деятельности - координация и регулирование внешнеторговой деятельности в соответствии с решениями вышестоящих органов государственной власти и управления РФ, разработка предложений по проведению единой государственной внешнеторговой политики и обеспечении ее реализации.

     Министерство  финансов РФ определяет порядок финансирования и кредитования внешнеэкономических операций, регулирует вопросы налогообложения, правила осуществления международных расчетов.

     Центральный Банк РФ играет существенную роль в сфере внешнеэкономической деятельности. Он уполномочен проводить любые операции в стране и за рубежом, представляет интересы России в центральных банках других стран и в международных валютно-финансовых организация, является главным органом валютного регулирования и одним из основных органов валютного контроля.

     Непосредственное  руководство таможенным делом осуществляет Государственный таможенный комитет Российской Федерации, участвующий в разработке и реализации таможенной политики РФ, в организации таможенного дела и таможенного контроля, в совершенствовании применения средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности.

     Помимо  названных есть ряд структур, оказывающих  содействие национальным производителям и организациям в установлении, поддержании и расширении деловых контактов с зарубежными партнерами - российские объединения производителей и экспортеров, торгово-промышленная палата РФ, администрации регионов и органы местного самоуправления.

     За  годы реформирования в России созданы определенная база для осуществления внешнеэкономической деятельности в рыночных условиях.

     Вместе  с тем, анализ хода экономических  реформ, к сожалению, свидетельствует  о неподготовленности и преждевременном  открытии российской экономики. Результаты поспешной либерализации внешнеэкономической деятельности налицо: радикальное ухудшение структуры экспорта, нарастание импортозависимости как в отношении товаров народного потребления, так и в технико-технологическом плане, потеря некоторых внутренних рынков для отечественных производителей, внешних - для экспортеров вооружений и наукоемкой продукции.

     Эффективность внешнеэкономической деятельности была подорвана продажей на мировых  рынках сырья по демпинговым ценам. Таков был результат свободного выхода и государственных, и частных российских предприятий на внешний рынок.

     Результаты  реформирования сферы ВЭД позволяют  оценить несовершенство механизма  государственного регулирования этой сферы.

     Для создания действенной системы государственного регулирования следует учитывать основные тенденции современного рыночного хозяйства, к которым следует отнести:

  1. развитие международного разделения труда и интернационализация производства;
  2. НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирование старых;
  3. активная деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке;
  4. регулирование (либерализация) международной торговли посредством мероприятий Генерального соглашения о тарифах и торговле/ Всемирной торговой организации (ГАТТ/ВТО);
  5. либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин - образование свободных экономических зон;
  6. развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли;
  7. функционирование новых субъектов в мировом хозяйстве - Страны НИС.

     Эти тенденции по-разному влияют на основные формы внешнеэкономических отношений, но в целом их воздействие достаточно значимо.

     Оценивая  сферу внешнеэкономической деятельности в целом, можно выделить следующие  важные моменты, связанные с изменением процессов государственного регулирования  основных форм внешнеэкономических  отношений.

     Существенные  изменения касаются сферы внешнеторговых отношений.

     В последние годы таможенный тариф  России неоднократно изменялся. Преобразования в тарифе шли в следующем направлении: он становился все более дробным  и протекционистским для отдельных товаров. Таможенные пошлины были весьма дифференцированы, с целью поощрения вывоза товаров, производство которых собирались развивать, и сдерживания ввоза товаров, производство которых в стране может быть эффективным.

     В последнее время намечаются крупные перемены в сфере таможенного регулирования. Правительство намерено резко сократить количество таможенных пошлин (т.е. пошлины будут назначаться не на отдельные товары, а на крупные товарные группы).

     Новая концепция таможенной тарифной политики РФ предусматривает также унификацию тарифных ставок.

     Предстоящее вступление в ВТО заставит Россию пойти на снижение таможенных пошлин, т.к. развитые страны - члены ВТО имеют  достаточно низкий средний уровень  таможенного обложения.

     В этих условиях необходимо разработать комплекс мер, связанных с нетарифным регулированием. Поскольку мировая практика показывает, что при снижении таможенных пошлин, страны пытаются их заменить применением различного рода нетарифных барьеров.

     Важнейшей задачей государства, помимо регулирования импорта, является стимулирование экспорта. За последнее время здесь произошли важные изменения. Экспорт полностью либерализован, практически отменены квоты на экспорт, сохранены квоты и лицензируется экспорт товаров, регулируемых (квотируемых) в соответствии с международными соглашениями, отменен институт спецэкспортеров. Открыт свободный доступ к системе магистральных трубопроводов, полностью отменены экспортные пошлины. Особое значение приобретает стимулирование экспорта готовой продукции. Существенную роль здесь могут сыграть наряду с мерами по поощрению экспортного производства (налоговые льготы экспортерам, например, путем введения ускоренной амортизации) формирование системы кредитования экспорта и страхования внешнеэкономической деятельности, включая страхование экспортных кредитов. В начале 1996 г. Правительством была одобрена программа стимулирования экспорта, в которой многие из этих мер предусмотрены, однако средства, выделяемые для стимулирования экспорта, явно недостаточны.

     Государственная поддержка экспорта необходима и по другим направлениям, в частности путем оказания помощи предпринимателям в изучении зарубежных рынков. Прежде всего, нужна государственная система внешнеэкономической информации, которой могли бы пользоваться предприятия, особенно мелкие и средние.

     Предприятия должны получать финансовую поддержку  государства и при специальном  изучении рынка. Такая практика существует во многих странах. Большое внимание распространению деловой информации уделяет Европейский Союз, где  целенаправленно проводиться политика повышения конкурентоспособности малых и средних фирм, способствующая различным формам их международного сотрудничества. Одним из конкретных направлений этой политики является создание компьютеризованной системы поиска партнеров, предназначенной в первую очередь для мелких и средних фирм.

     Государство должно взять на себя хотя бы частичное  покрытие расходов предприятий на участие  в выставках и ярмарках за рубежом, на проведение рекламных компаний. Очевидно, что предприятия, стремящиеся к выходу на мировой рынок, не имеют валютных средств на эти цели. Для повышения уровня внешнеэкономической деятельности необходима государственная поддержка подготовки квалифицированных кадров.

     Задача  органов управления внешнеэкономическими связями - координировать действия российских экспортеров сырьевых товаров на внешних рынках (чтобы не допустить падения цен на мировых рынках, как с цветными металлами).

     При нормальной ситуации с сырьевыми  товарами на внутреннем рынке административное регулирование экспорта не нужно. Введение квотирования оправдано лишь в случае острого дефицита сырья на внутреннем рынке.

     Но  при отсутствии административных форм вмешательства государству необходимо способствовать координации действий экспортеров. Одним из инструментов такого регулирования могут быть объединения экспортеров, действующие при поддержке государства:

     В настоящее время в России существует достаточно гуманное налогообложение  рентных отраслей. Экспортеры, занимающиеся поставкой сырья на мировые рынки  получают сверхприбыли и не заинтересованы в инвестировании этих средств в российскую экономику.

     Помимо  этого необходимо формирование государственной  поддержки промышленного экспорта (налоговое стимулирование инвестиций и НИОКР, таможенное регулирование  и преференции), что позволит усовершенствовать структуру российского экспорта. Особого внимания требует наукоемкий экспорт и инновационное предпринимательство. Важным направлением государственного регулирования является координация региональных экспортных программ, что позволит избежать конкуренции российских фирм, производящих аналогичную продукцию, на зарубежных рынках.

Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности