Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 00:31, курсовая работа

Описание

Предметом исследования данной курсовой работы является внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) предприятий. То есть будут рассматриваться экспорт, импорт и другие операции на внешнем рынке, которые могут осуществлять предприятия. Объектом является финансовое регулирование ВЭД при помощи различных методов, описанных в законе. В задачи данной курсовой работы входит:
Определить основные формы и методы государственно

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД………………………5
Методы государственного регулирования внешней торговли..6
Государственное регулирование движения капитала и валютно-финансовых отношений…………………………………………………9
Виды ВЭД предприятия………………………………………….14
ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД В РОССИИ……………………………………………………………………..15
Государственное регулирование экспорта и импорта. Таможенные ставки на ввоз и вывоз капитала………………………21
Анализ и статистика экспорта-импорта товаров РФ………….23
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЭД……………………………………….27
Совершенствование государственного регулирования ВЭД....29
Проблемы и пути развития ВЭД российских предприятий…..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….37
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………….38
ВВЕДЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

курсовик фк.doc

— 431.00 Кб (Скачать документ)

     Анализ  зарубежного опыта модернизации таможенных служб показал, что страны, наиболее успешно прошедшие этап интеграции в мировую экономику, демонстрируют высокие темпы экономического роста. Ключевую роль здесь играют национальные таможенные системы. Создание надежно функционирующей таможенной системы с прозрачными и предсказуемыми правилами контроля, обеспечивающими быстрое прохождение товаров через границу - задача, которая была решена в большинстве развивающихся и развитых странах мира.

     Часто меняющиеся условия работы существенно  усложнили администрирование ВЭД, которое должно своевременно корректироваться и адаптироваться к ним. К источникам таких изменений можно отнести:

  • появление на мировом рынке “требовательных" инвесторов, вкладывающих крупные капиталы в приобретение современного оборудования для своих коммерческих транснациональных проектов, в управление товарными запасами, в промышленное производство и передовые информационные технологии;
  • большое количество сложных процедур контроля, осуществление которых обусловлено международными соглашениями;
  • резкое увеличение количества региональных и двусторонних торговых соглашений на государственном уровне, существенно усложняющих прохождение таможенных формальностей;
  • повышенное внимание к проблемам безопасности и необходимость противодействовать международным террористическим организациям и транснациональным криминальным структурам.

     Анализ  передового зарубежного опыта в  сфере регулирования ВЭД позволил выделить два главных направления  совершенствования таможенного  регулирования ВЭД:

  1. Принцип управления рисками. Необходимо делать упор не на фактический контроль за грузом во время таможенного оформления, а на последующую его проверку штатными ревизорами. Решение о характере таможенного контроля товара принимаются на основе оценки степени риска.
  2. Анализ предварительно полученной информации на основе электронного документооборота. Таможенные службы получают декларацию заблаговременно по электронным средствам связи и до прибытия груза что дает возможность заранее принять решение о результате таможенного контроля.

     Эти идеи нашли отражение в современных  тенденциях развития Федеральной таможенной службы России (ФТС РФ). Уже сегодня  среди многочисленных ведомств государства  одним из безусловных лидеров  в сфере использования информационных технологий можно считать ФТС РФ. Применение информационных технологий в деятельности таможенных органов Российской Федерации осуществляется с учетом положений Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, а также в рамках Федеральной целевой программы “Электронная Россия (2002-2010 гг.) ".

     Таким образом, очевидно, что принципиально  новые направления работы таможенных органов уже нашли свое отражение  в нормативно-правовой базе их развития, в частотности, в новом Таможенном кодексе РФ, который заложил методологическую и организационную основу разработки и внедрения системы управления рисками.

     В настоящее время уже разработаны  и применяются на практике общероссийские, региональные и местные профили рисков. Началась работа по автоматизации создания профилей рисков, формирования базы данных профилей рисков, их доведения до таможенных постов.

     В то же время, по мнению автора, существенное ускорение таможенных процедур и  отказ от досмотровых операций вызвано скорее административным фактором руководства ФТС РФ, перед которым поставлена задача модернизации таможенной службы России в сжатые сроки, в преддверии вступления России во всемирную торговую организацию (ВТО), нежели фактором эффективно действующей СУР.

     Анализ  результатов работы СУР позволил систематизировать недостатки, которые  являются серьезным сдерживающим фактором в дальнейшем развитии:

  • не подготовлены и не разрабатываются целевые методики выявления рисков;
  • имеется определенный параллелизм в действиях подразделений службы организации таможенного контроля и правоохранительных подразделений таможенных органов в вопросах реализации системы управления рисками;
  • не налажена как технически, так и организационно обратная связь о результатах применяемых мер по минимизации рисков, что приводит к невозможности оценивать их эффективность, принимать решения об актуализации или отмене профилей рисков;
  • реализованная система управления рисками в таможенной системе во многом характеризуется информационной избыточностью. Профили рисков, являющиеся основным элементом СУР, во многом дублируют друг друга, многократно перекрывая одну и ту же область риска;
  • недостаточность внедренной СУР для организации таможенного контроля.

     На  практике это означает, что сотрудник  таможни вынужден пользоваться не только системой управления рисками, но и дополнительными руководящими документами служб ФТС России.

     3.2 Перспективы и пути развития ВЭД предприятий (на примере машиностроения) 
          Одной из первостепенных проблем российских предприятий, с точки зрения внешнеэкономического аспекта, является низкий уровень конкурентоспособности производимой продукции. Помимо того, что отечественные производители затрудняются выйти с ней на внешний рынок, они также вытесняются с внутреннего рынка. Но, тем не менее, стоит сказать, что Россия располагает определенными благоприятными предпосылками для повышения уровня конкурентоспособности производства.

     В стране имеется крупная минерально-сырьевая база, имеются уникальные технологии и опытно-конструкторские разработки, в частности в авиакосмической промышленности и ВПК. Также страна не испытывает недостатка в трудовых ресурсах. В настоящее время доля трудоспособного населения в его общей численности составляет примерно 55 %. Очень важно также то, что занятая в народном хозяйстве рабочая сила обладает сравнительно высокой квалификацией и относительной дешевизной.

     В целях построения высокоэффективной  экономики, внешнеэкономическая политика России должна быть ориентирована на развитие экспорта и на импортозамещение. Процесс импортозамещения решает целый комплекс социально-экономических задач, таких как возрождение промышленного комплекса, сокращение безработицы, укрепление экономической безопасности страны. Но тем не менее не целесообразно создавать автаркически замкнутое производство. И поэтому основное внимание должно уделяться экспортному сектору. Модернизация предприятий требует закупки современного оборудования за рубежом, а экспорт может выступать главным источником средств для этого.

     В современных условиях к важнейшим перспективным целям развития экспорта развития экспорта продукции машиностроения следует отнести:

  • восстановление объемов машинотехнического экспорта, включая военную технику;
  • расширение вывоза продуктов интеллектуального труда, таких как лицензии, «ноу-хау», результаты НИОКР, программное обеспечение;
  • преимущественный рост наукоемкого экспорта – продукции и услуг авиационной, космической и атомной отраслей и так далее;
  • развитие кооперационного сотрудничества – налаживание поставок за рубеж и из-за рубежа узлов и деталей для изготовления совместно реализуемой продукции;
  • выполнение по заказам из-за границы прикладных научных исследований в целях совершенствования совместного производства;
  • расширение технического содействия в строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов, а также в их техническом оснащении.

     Весьма  важным исходным пунктом для выработки  внешнеэкономической стратегии  российских предприятий является анализ рынков сбыта. Поэтому для предприятия  весьма целесообразно проводить маркетинговые исследования для повышения эффективности от выхода на внешние рынки. Должен проводиться анализ географии, емкости, специфических особенностей и требований рынков сбыта, возможных изменений в величине и характере спроса. То есть определению экспортной политики предприятия должно предшествовать выявление перспектив реализации конкретной продукции на определенных рынках. Очевидно, что выдержать конкуренцию на внешнем рынке смогут лишь те производители, которые в состоянии чутко улавливать изменения в характере спроса, гибко приспосабливаться к нему. Такой подход представляется более продуктивным, по сравнению с традиционной подготовкой программ, исходя из производственных возможностей и финансовых потребностей российских предприятий.

     Также, следует сказать, что дальнейшее развитие внешнеэкономической деятельности российских предприятий и их интеграция в мировое хозяйство невозможно без наличия кооперационных связей с иностранными партнерами. анализ тенденций в мировом хозяйстве убеждает в необходимости приоритетного развития международной кооперации в производстве и экспорте наукоемкой, высокотехнологичной продукции. Кооперирование производства позволит предприятиям осваивать новые технологии, методы организации и управления в производстве. Кооперация производства дает российским предприятиям возможность беспрепятственного выхода на внешние рынки, а также успешно реализовывать кооперированную продукцию на внутренних рынках.

     Удачным примером кооперации российского предприятия  с иностранным партнером может служить создание в 1995 году объединения пермского предприятия «Энергомаш» и компании «Прайт энд Уиттни». Данное предприятие производит в России и поставляет за рубеж ракетные двигатели РД-180. В совместной разработке двигателя использованы российские технологии. «Прайт энд Уиттни» несколько лет финансировала разработки. Компания занимает сильные позиции в мире по производству надежных экономичных авиадвигателей, и в последствии фирма намерена вложить значительные средства в улучшение конструкции российского двигателя ПС-90, увеличение его ресурсов до западных стандартов. Компания намерена внедрять на предприятии современные методы управления проектированием и производством.

     Включение российских предприятий в мировой  кооперационный процесс должно идти синхронно с налаживанием или поддержанием ранее сложившихся кооперационных связей внутри страны. Без этого трудно налаживать МКП с зарубежными партнерами. Такая кооперация представляет собой реальную интеграционную основу, на которой может лучше развиваться МКП, так как она имеет громадный интеллектуальный, научно-технический, производственный и природно-ресурсный потенциал.

     Также российским предприятиям в мировом  интеграционном процессе необходима двухрыночная ориентация, то есть одновременное  изготовление продукции и на российский и на внешний рынок. Только таким путем можно постепенно заполнять отечественный рынок продукцией высокого качества, побудить наши предприятия к повышению конкурентоспособности своей продукции на внутреннем и внешнем рынках. Ведь включение в МКП выдвигает главным требование высокой конкурентоспособности.

     Машиностроительным, как и всем предприятиям России требуется  обновление основных производственных фондов, по причине их физического  и морального устаревания, а также  обновление технологического уклада и структуры производства. Все это требует существенного объема инвестиций. А так как в стране наблюдается дефицит собственных инвестиционных ресурсов, то возникает необходимость в привлечении иностранных. Для этого необходимо заинтересовать иностранного инвестора рациональным инвестиционным проектом, который, к сожалению, отсутствует у большинства предприятий.

     На  стадии формирования планов стратегического  партнерства российские предприятия  должны иметь четкую оценку мотивов  и целей инвестора. При разработке механизмов сотрудничества необходимо учесть такие, которые не позволяют партнеру блокировать вхождение нашего предприятия на новые рынки и тем самым выводить из конкуренции его перспективную продукцию.

     Привлечение иностранных инвестиций и приходящих с ними новых технических разработок и методов управления дает отечественному производителю мощный толчок для становления собственного конкурентоспособного производства. В качестве наглядного примера можно привести Южную Корею. Они отличаются высокой динамикой роста продаж за рубежом и уже начинают конкурировать с прежними и нынешними стратегическими партнерами (Daewoo – General Motors, KIA – Ford, Mazda).

     При инвестиционном сотрудничестве предприятия  должны осуществлять две по сути разные стратегические программы. Первая воплощает план сотрудничества с иностранным партнером и обязательно отражает его интересы. Вторая концентрирует меры для создания своего относительно независимого конкурентоспособного производства. Причем эти программы не являются взаимоотторгающими.

     Стратегия реформирования крупного отечественного машиностроения должна ориентироваться  на становление конкурентоспособного производителя. Следует выделить этапы  реализации этой стратегии:

  1. Использование иностранных инвестиций и технологий в целях обеспечения концентрации ресурсов в так называемых «точках роста», под которыми понимается высокотехнологичные производства, способные через технологические цепочки вести за собой сопряженные подразделения и отрасли на новый уровень развития. На этом этапе необходимо выявление ключевых направлений, по которым следует сотрудничать с иностранными партнерами.
  2. Этот этап определяется тем, что созданные «точки роста» должны приобщать к сотрудничеству с зарубежными компаниями российские смежные предприятия. Немаловажно и то, что «точки роста» являются привлекательными для отечественных инвесторов, и именно они являются основой для создания ФПГ.
  3. Этот этап состоит в том, чтобы на базе сложившейся ФПГ перейти к формированию структуры транснациональной корпорации.

     Но  стоит сказать, что иностранные  инвесторы не особо стремятся  делать масштабные вложения в отечественную  экспортоориентированную обрабатывающую промышленность. Западные фирмы, как  правило, инвестируют капитал в  основном в добывающие отрасли, и совсем не заинтересованы в создании конкурирующих производств в финишных отраслях.

Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности