Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 19:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является дать общую характеристику государственных финансов
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
•сущность государственных финансов и их роль в экономике;
•методы финансирования расходов и стабилизации фискальной политики;
•финансовую систему Республики Казахстан
С его помощью ресурсы, аккумулируемые на финансовом рынке, направляются на финансирование потребностей экономического и социального развития. Государственные кредитные ресурсы позволяют цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит. Способствуя оттоку денег из обращения, государственный кредит смягчает остроту проблеем в сфере денежного обращения.
При
рассмотрении государственных финансов
необходимо иметь в виду, что функция
сектора государственного управления
отлична от функций других секторов экономики
и заключается в оказании нерыночных услуг
населению, обществу в целом и перераспределении
доходов и собственности. Он отличается
от других секторов экономики также по
способам финансирования затрат — с помощью
налогов и иных обязательных платежей
других секторов экономики. [15, с. 41]
Государственные финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роль и выполняют несколько функций:
Перераспределения функция - происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Функция перераспределения осуществляется через систему централизованных фондов. Ее результатом является:
1)
перераспределение доходов
2) содержание за счет бюджета учреждений непроизводственной сферы;
3)
перераспределение доходов
4)
перераспределение доходов
Регулирующая функция связана с образованием и использованием бюджетного фонда. Он образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их.
Использование
бюджетного фонда осуществляется через
целевые расходы. Государство, выступая
как совокупный хозяйствующий субъект,
учитывает экономические
Контрольная функция финансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.
Контрольная функция финансов заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств государства происходит отражение экономических процессов, протекающих в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.
Распределительная и контрольная функции - это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.
Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.
Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина - это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.
В
условиях рыночных отношений финансы
должны также выполнять
Центральное
место в системе
Государственный бюджет является главным в системе финансовых планов любой страны, поскольку объединяет их в единую систему, определяя на текущий год финансовые взаимоотношения государства с различными звеньями финансовой системы. Признание бюджета основным финансовым планом характеризует его важное место в перераспределении национального дохода, особую роль в общественном воспроизводстве. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.
В бюджете ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций государства. За счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности – оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасности государства, фундаментальная науки и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство.
Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двуяростное построение – государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством имеется промежуточное звено – бюджет штатов, земель и соответствующих им административных образований. [14, с. 73]
Государственный бюджет на 1 марта 2011 года.
Единица измерения: млн. тенге
Наименование | Кассовое исполнение |
I. ДОХОДЫ | 718 526,7 |
НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ | 649 696,7 |
Налоговые поступления | 649 696,7 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ | 34 231,9 |
Неналоговые поступления | 34 231,9 |
ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА | 4 598,1 |
Поступления от продажи основного капитала | 4 598,1 |
ПОСТУПЛЕНИЯ ТРАНСФЕРТОВ | 30 000,0 |
Поступления трансфертов | 30 000,0 |
II. ЗАТРАТЫ | 636 912,6 |
Государственные услуги общего характера | 28 505,4 |
Оборона | 23 521,7 |
Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность | 43 488,3 |
Образование | 107 505,4 |
Здравоохранение | 107 899,8 |
Социальная помощь и социальное обеспечение | 194 864,8 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 21 658,8 |
Культура, спорт, туризм и информационное пространство | 22 450,2 |
Топливно-энергетический комплекс и недропользование | 7 308,4 |
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения | 21 757,4 |
Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность | 2 582,2 |
Транспорт и коммуникации | 33 158,0 |
Прочие | 4 917,2 |
Обслуживание долга | 17 295,2 |
III. ЧИСТОЕ БЮДЖЕТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ | 35 147,9 |
БЮДЖЕТНЫЕ КРЕДИТЫ | 36 150,0 |
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения | 36 001,8 |
Прочие | 148,2 |
ПОГАШЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ КРЕДИТОВ | 1 002,1 |
Погашение бюджетных кредитов | 1 002,1 |
IV.
САЛЬДО ПО ОПЕРАЦИЯМ С |
26 420,3 |
ПРИОБРЕТЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ | 26 469,8 |
Социальная помощь и социальное обеспечение | 1 090,0 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 11 454,6 |
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения | 712,9 |
Транспорт и коммуникации | 5 507,8 |
Прочие | 7 704,5 |
ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ ГОСУДАРСТВА | 49,5 |
Поступления от продажи финансовых активов государства | 49,5 |
V. ДЕФИЦИТ (ПРОФИЦИТ) БЮДЖЕТА | 20 045,8 |
VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕФИЦИТА (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФИЦИТА) БЮДЖЕТА | -20 045,8 |
ПОСТУПЛЕНИЕ ЗАЙМОВ | 69 915,6 |
Поступления займов | 69 915,6 |
ПОГАШЕНИЕ ЗАЙМОВ | 38 738,3 |
Погашение займов | 38 738,3 |
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ОСТАТКИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ | -51 223,1 |
Функционирование бюджета, связанное с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.
Каждый из них имеет свои источники доходов и сферы их использования. Доходная часть госбюджета формируется в основном из налогов. В большинстве стран сегодня они составляют до 80-90% всех доходов государства. Определенную роль в доходах также играют и два других источника - государственные займы и эмиссия бумажных и кредитных денег. Займы осуществляются в форме выпуска государственных ценных бумаг, приносящих процент. Их доля в государственном бюджете, как правило, не превышает 10-20% всех доходов. К эмиссии бумажных и кредитных денег государство прибегает, когда его доходы не покрывают расходов.
С помощью сбора налогов государство осуществляет решение основных возложенных на него функций и задач.
Как правило, в бюджет правительства поступают налоги на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, подоходный налог на физических лиц и на прибыль предприятий. К главным налогам по казахстанскому законодательству отнесены:
Корпоративный подоходный налог. (КПН) – 20%
Индивидуальный подоходный налог. (ИПН) – 10%
Налог на добавленную стоимость. (НДС) – 12%
Акцизы.
Рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат.
Налоги
и специальные платежи
Социальный налог. – 11%
Земельный налог.
Налог на транспортные средства.
Расходы на экономику и социальные потребности производятся путем государственных закупок и трансфертных платежей. Закупая товары и услуги, государство осуществляет перераспределение ресурсов от частного к общественному потреблению.
Используя другой вид расходов - трансфертные платежи (трансферт означает в переводе с английского "передавать"), государство производит социальные выплаты особо нуждающимся слоям населения - по социальному страхованию и обеспечению, пенсий по старости, пособий на детей, по инвалидности и безработице, и т.п. Через трансфертные платежи правительство изменяет структуру производства товаров частного сектора. Определенная часть населения с помощью государства получает возможность потреблять оплаченные обществом товары. Этим же целям служат и дотации (субсидии).
Идеальное состояние государственного бюджета, когда достигается баланс доходной и расходной части, бывает довольно редко. В большинстве стран на практике расходы государственного бюджета превышают доходы (то есть бюджет сводится с дефицитом).
Дефицит обычно бывает обусловлен либо общим спадом производства, либо завышенными расходами на социальные программы, либо возросшими расходами на оборону, либо - выполнением государством других функций. Снижение бюджетного дефицита стало для правительства большинства стран необходимым инструментом регулирования экономики. Значительно реже бюджетные доходы превосходят расходы, то есть имеют место излишки денег в бюджете, и тогда он становится профицитным.