Государственные финансы РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 19:17, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является дать общую характеристику государственных финансов

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

•сущность государственных финансов и их роль в экономике;
•методы финансирования расходов и стабилизации фискальной политики;
•финансовую систему Республики Казахстан

Работа состоит из  1 файл

Моя курсовая 2 - основная.doc

— 235.50 Кб (Скачать документ)

     С  его  помощью  ресурсы,  аккумулируемые  на   финансовом   рынке,     направляются  на  финансирование  потребностей  экономического  и социального   развития. Государственные  кредитные  ресурсы  позволяют  цивилизованным  способом  покрывать   бюджетный  дефицит.  Способствуя  оттоку  денег  из обращения, государственный кредит смягчает  остроту  проблеем   в  сфере  денежного  обращения.

     При рассмотрении государственных финансов необходимо иметь в виду, что функция сектора государственного управления отлична от функций других секторов экономики и заключается в оказании нерыночных услуг населению, обществу в целом и перераспределении доходов и собственности. Он отличается от других секторов экономики также по способам финансирования затрат — с помощью налогов и иных обязательных платежей других секторов экономики. [15, с. 41] 

     
    1. Функции государственных финансов
 

     Государственные финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роль и выполняют  несколько функций:

     Перераспределения функция - происходит концентрация денежных средств в руках государства  и их использование с целью  удовлетворения общегосударственных потребностей. Функция перераспределения осуществляется через систему централизованных фондов. Ее результатом является:

     1) перераспределение доходов рентабельных  отраслей в отрасли с низкой  рентабельностью (например, из промышленности  в сельское хозяйство);

     2) содержание за счет бюджета  учреждений непроизводственной  сферы; 

     3) перераспределение доходов между  различными социальными группами  населения; 

     4) перераспределение доходов между  различными территориальными образованиями.

     Регулирующая  функция связана с образованием и использованием бюджетного фонда. Он образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их.

     Использование бюджетного фонда осуществляется через  целевые расходы. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса путем распределения бюджетных  средств по разным направлениям деятельности государства и сферам общественного хозяйства. Таким образом достигается сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных, с точки зрения государства, направлениях хозяйственной деятельности. Осуществляя бюджетные расходы, государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, проводить социальные преобразования.

     Контрольная функция финансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно  финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.

     Контрольная функция финансов заключается в  том, что через формирование и  использование фонда денежных средств государства происходит отражение экономических процессов, протекающих в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

     Распределительная и контрольная функции - это две  стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и  тесном взаимодействии финансы могут  проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

     Инструментом  реализации контрольной функции  финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

     Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина - это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

     В условиях рыночных отношений финансы  должны также выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях.

     1.3 Государственный бюджет – центральный элемент в системе государственных финансов

 

     Центральное место в системе государственных  финансов занимает государственный бюджет. Бюджетная система представляет собой довольно сложный механизм, отражающий особенности страны, ее социально-экономического строя, государственного устройства.

     Государственный бюджет является главным в системе  финансовых планов любой страны, поскольку объединяет их в единую систему, определяя на текущий год финансовые взаимоотношения государства с различными звеньями финансовой системы. Признание бюджета основным финансовым планом характеризует его важное место в перераспределении национального дохода, особую роль в общественном воспроизводстве. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

     В бюджете ежегодно централизуется часть  денежных доходов предприятий и  населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций  государства. За счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности – оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасности государства, фундаментальная науки и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство.    

     Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двуяростное построение – государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством имеется промежуточное звено – бюджет штатов, земель и соответствующих им административных образований. [14, с. 73]

     Централизованные  финансовые ресурсы позволяют государству обеспечивать запланированные темпы и пропорции общественного воспроизводства, добиваться совершенствования его отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоначального развития прогрессивных отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования. Благодаря финансовой централизации денежные средства сосредотачиваются на решающих участках экономического и социального развития, подготавливая условия для успешной реализации экономической и социальной политики государства. [9, с.142].

     Государственный бюджет на 1 марта 2011 года.

     Единица измерения: млн. тенге

Наименование Кассовое исполнение
I. ДОХОДЫ 718 526,7
НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 649 696,7
Налоговые поступления 649 696,7
НЕНАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 34 231,9
Неналоговые поступления 34 231,9
ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА 4 598,1
Поступления от продажи основного капитала 4 598,1
ПОСТУПЛЕНИЯ ТРАНСФЕРТОВ 30 000,0
Поступления трансфертов 30 000,0
II. ЗАТРАТЫ 636 912,6
Государственные услуги общего характера 28 505,4
Оборона 23 521,7
Общественный  порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность 43 488,3
Образование 107 505,4
Здравоохранение 107 899,8
Социальная  помощь и социальное обеспечение 194 864,8
Жилищно-коммунальное хозяйство 21 658,8
Культура, спорт, туризм и информационное пространство 22 450,2
Топливно-энергетический комплекс и недропользование 7 308,4
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо  охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения 21 757,4
Промышленность, архитектурная, градостроительная  и строительная деятельность 2 582,2
Транспорт и коммуникации 33 158,0
Прочие 4 917,2
Обслуживание  долга 17 295,2
III. ЧИСТОЕ  БЮДЖЕТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ 35 147,9
БЮДЖЕТНЫЕ КРЕДИТЫ 36 150,0
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо  охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного  мира, земельные отношения 36 001,8
Прочие 148,2
ПОГАШЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ КРЕДИТОВ 1 002,1
Погашение бюджетных кредитов 1 002,1
IV. САЛЬДО ПО ОПЕРАЦИЯМ С ФИНАНСОВЫМИ  АКТИВАМИ 26 420,3
ПРИОБРЕТЕНИЕ  ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ 26 469,8
Социальная  помощь и социальное обеспечение 1 090,0
Жилищно-коммунальное хозяйство 11 454,6
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо  охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного  мира, земельные отношения 712,9
Транспорт и коммуникации 5 507,8
Прочие 7 704,5
ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ ГОСУДАРСТВА 49,5
Поступления от продажи финансовых активов государства 49,5
V. ДЕФИЦИТ  (ПРОФИЦИТ) БЮДЖЕТА 20 045,8
VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ  ДЕФИЦИТА (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФИЦИТА)  БЮДЖЕТА -20 045,8
ПОСТУПЛЕНИЕ ЗАЙМОВ 69 915,6
Поступления займов 69 915,6
ПОГАШЕНИЕ ЗАЙМОВ 38 738,3
Погашение займов 38 738,3
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ  ОСТАТКИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ -51 223,1
       Итак, государственный бюджет характеризуется следующими чертами:
     - является особой экономической  формой распределительных отношений,  связанной с обособлением части  стоимости общественного продукта, национального дохода, валового внутреннего продукта в руках государства и использованием ее на удовлетворение общегосударственных потребностей;
     - предназначен для перераспределения  стоимости между отраслями народного  хозяйства, территориями страны, секторами экономики, в отличие от финансов хозяйствующих субъектов, опосредствующих процесс создания и производственного потребления стоимости и финансов непроизводственной сферы, обслуживающих потребление стоимости;
     - пропорции и формы бюджетного распределения стоимости общественного продукта определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;
     - область бюджетного распределения  занимает центральное место в составе финансов, выполняя ведущую роль по отношению к другим звеньям финансовой системы (финансам хозяйствующих субъектов, налогам и т.д.). Это обусловлено теснейшей взаимосвязью бюджета с другими звеньями финансовой системы, ее ключевым положением среди них (с его помощью обеспечиваются денежными средствами решающие участки экономического, социального и оборонного строительства);

     Функционирование  бюджета, связанное с формированием  и использованием централизованного  фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.

     Каждый  из них имеет свои источники доходов  и сферы их использования. Доходная часть госбюджета формируется в основном из налогов. В большинстве стран сегодня они составляют до 80-90% всех доходов государства. Определенную роль в доходах также играют и два других источника - государственные займы и эмиссия бумажных и кредитных денег. Займы осуществляются в форме выпуска государственных ценных бумаг, приносящих процент. Их доля в государственном бюджете, как правило, не превышает 10-20% всех доходов. К эмиссии бумажных и кредитных денег государство прибегает, когда его доходы не покрывают расходов.

     С помощью сбора налогов государство осуществляет решение основных возложенных на него функций и задач.

     Как правило, в бюджет правительства  поступают налоги на добавленную  стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, подоходный налог на физических лиц  и на прибыль предприятий. К главным налогам по казахстанскому законодательству отнесены:

     Корпоративный подоходный налог. (КПН) – 20%

     Индивидуальный подоходный налог. (ИПН) – 10%

     Налог на добавленную стоимость. (НДС) – 12%

     Акцизы.

     Рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат.

     Налоги  и специальные платежи недропользователей.

     Социальный  налог. – 11%

     Земельный налог.

         Налог на транспортные средства.

     Расходы на экономику и социальные потребности  производятся путем государственных  закупок и трансфертных платежей. Закупая товары и услуги, государство осуществляет перераспределение ресурсов от частного к общественному потреблению.

     Используя другой вид расходов - трансфертные платежи (трансферт означает в переводе с английского "передавать"), государство  производит социальные выплаты особо нуждающимся слоям населения - по социальному страхованию и обеспечению, пенсий по старости, пособий на детей, по инвалидности и безработице, и т.п. Через трансфертные платежи правительство изменяет структуру производства товаров частного сектора. Определенная часть населения с помощью государства получает возможность потреблять оплаченные обществом товары. Этим же целям служат и дотации (субсидии).

     Идеальное состояние государственного бюджета, когда достигается баланс доходной и расходной части, бывает довольно редко. В большинстве стран на практике расходы государственного бюджета превышают доходы (то есть бюджет сводится с дефицитом).

     Дефицит обычно бывает обусловлен либо общим  спадом производства, либо завышенными  расходами на социальные программы, либо возросшими расходами на оборону, либо - выполнением государством других функций. Снижение бюджетного дефицита стало для правительства большинства стран необходимым инструментом регулирования экономики. Значительно реже бюджетные доходы превосходят расходы, то есть имеют место излишки денег в бюджете, и тогда он становится профицитным.

Информация о работе Государственные финансы РК