Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 19:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является дать общую характеристику государственных финансов
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
•сущность государственных финансов и их роль в экономике;
•методы финансирования расходов и стабилизации фискальной политики;
•финансовую систему Республики Казахстан
Бюджетный профицит представляет собой излишек бюджета, то есть превышение доходов над расходами.
При недостатке средств (от сбора налогов и эмиссии бумажных денег) для покрытия дефицита бюджета государство прибегает к заимствованию - внутреннему (то есть деньги одалживаются у граждан и организаций своей страны) или внешнему (то есть деньги берутся в долг у иностранных государств и финансовых организаций). Помимо основной суммы по долгам выплачиваются проценты. И крупные долги, и избыточная денежная эмиссия ведут к негативным последствиям: в результате дополнительного выпуска в оборот бумажных денег усиливается инфляция, а внутренние и внешние заимствования ведут к наращиванию государственного долга.
В зависимости от сроков, на которые предоставляются денежные средства, долговые обязательства подразделяются на: краткосрочные (до одного года); среднесрочные (от одного года до пяти лет); долгосрочные (на срок от пяти до тридцати дет).
В
настоящее время в большинстве
стран растут как внутренние, так
и внешние долги. Такое положение
при неэффективном
Состав
и структура доходов и расходов
зависят от направлений осуществления
бюджетной и налоговой политик
государства, осуществляемых в конкретных
социально-экономических и
Проект
бюджет ежегодно обсуждается и принимается
законодательным органом – парламентом
страны, штата или муниципальным собранием.
[19, с. 82]
2
Государственные финансы
Казахстана в упрочнении
социально – экономического
развития республики
2.1
Этапы формирования
финансовой системы
государства
Финансовая
система любого государства исторически
складывается во взаимосвязи с конкретными
условиями в социально-
Коренные экономические преобразования в Казахстане в течении десяти лет – это в принципе начало нового этапа суверенного государства с утверждением его в мировом сообществе. Естественно, за указанный малый период финансовая система республики подверглась сильному испытанию. Она предстала в обществе на стыке отрицания существовавшей и еще не созданной по «готовой» схеме основ финансовой системы. Более того, только сегодня можно сказать, что отсутствие основательных теоретических подходов к созданию новой финансовой системы, скороспешные приемы в сфере финансовых реформ в первые пять-шесть лет сформировали некую «пеструю смесь» в отечественной финансовой системе. Сохранение командного стиля в управлении финансами с одновременным ростом цен во всем, беспочвенное кредитование рождающимися «рыночными» банками с раздуванием сферы необоснованного денежного оборота, решение бюджетных проблем государства при необоснованных налоговых преобразованиях, падение производства, темпы инфляции и многое другое не столько определили ход реформ, как привели страну к сложной социально-экономической ситуации.
Непоследовательность действий в сфере законодательных решений, прямые ошибки в формировании новых подходов к организации финансовых отношений на первом этапе перехода к рыночной экономике были обусловлены отсутствием глубоких теоретических исследований, определяющих развитие финансовой системы Республики Казахстан в условиях выбора рыночного пути в экономке. Сложилось так, что общество в целом не оказалось подготовленным к самому понятию «рынок», а государств пошло по пути снижения своей регулирующей роли, ограничиваясь только активным вмешательством на конкретных тактических уровнях.
Прошедший двадцатилетний период в развитии экономики и сферы финансов Казахстана можно представить различными этапами и это мнение многих экономистов, идеологов, государственных деятелей. Суть не в признании количества этапов, а как на каждом из этапов решалась задача преобразования экономики страны и ее финансовой системы, как проводилась финансовая политика и насколько был эффективным финансовый механизм.
По группе принимаемых решений в стране, вводимых государством законов можно этапы представить 1991-1993, 1994-1997, 1998-2000 годами, а можно выделить этап до 1995 года, после (1995-2000 годы) и настоящий период.
На наш взгляд, указанные периоды можно рассматривать с позиции огромных перемен вследствие проводимых реформ в сфере банков, денежной системы, налогов, бюджета, инвестиций, приватизации и так далее, которые в целом полностью вывели финансовую систему Республики на новую основу, связанную с рыночными преобразованиями.
На
данном этапе, подводя определенный
итог прошедшему периоду, однозначно следует
признать, что для дальнейшего
«построения» прочной финансовой системы
Казахстана важно в совокупности утвердить
действия всех инструментариев для создания
устойчивого бюджета страны, мобилизации
всех видов денежных капиталов в интересах
как владельцев капиталов, так и общества
в целом, в интересах собственников, так
и государства. [11, с. 123]
2.2
Основные звенья финансовой
системы
Финансы любого государства составляют целостную систему, включающую в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Исходя из этого, под финансовой системой Республики Казахстан следует понимать – совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность [7, c. 311].
Так, в частности, финансовую систему Республики Казахстан составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:
1. Бюджетная система, состоящая из государственного бюджета и бюджетов органов местного самоуправления.
2.
Государственные внебюджетные
3. Государственный кредит.
4. Финансы хозяйствующих субъектов.
5. Финансы населения.
Главным
звеном финансовой системы государства
является государственный бюджет, который
представляет собой форму образования
и использования
Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Формирование которых осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.
Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.
Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных мероприятий. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой - дает возможность расходовать эти средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля за расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.
Фонды имущественного и личного страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций. Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности, но многие страховые компании не имеют четкой специализации по направлениям страхования.
Среди
звеньев финансово-кредитной
Наконец,
финансы хозяйствующих
В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые им средства для расширения производства продукции, используя кредитные ресурсы и ресурсы финансового рынка. Развитие предпринимательской деятельности способствует расширению самостоятельности предприятий, освобождению их от мелочной опеки со стороны государства и вместе с тем повышению ответственности за фактические результаты работы.
Каждое звено финансовой системы в свою очередь можно подразделить на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т.д., а в зависимости от форм собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и других. В составе финансов общественных организаций выделяют финансы профсоюзов, политических партий и общественных движений, специальных, целевых и благотворительных фондов. В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования, например имущественное страхование появляется на страхование личного имущества, транспортное страхование.
Финансовые отношения представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями. организациями, отраслями, отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов.
Например: