Государственные финансы РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 19:17, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является дать общую характеристику государственных финансов

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

•сущность государственных финансов и их роль в экономике;
•методы финансирования расходов и стабилизации фискальной политики;
•финансовую систему Республики Казахстан

Работа состоит из  1 файл

Моя курсовая 2 - основная.doc

— 235.50 Кб (Скачать документ)
  • финансовые отношения между государством и предприятием - это взнос платежей в бюджет (налоги, прибыль), а также дотации и кредиты.
  • финансовые отношения между предприятиями - это долевое участие в создании совместных предприятий; взаимное кредитование: купля-продажа ценных бумаг.
  • финансовые отношения между предприятием и его работниками -это движение фонда материального труда (зарплата, дивиденды, премии).
  • финансовые отношения между предприятием и кредитной системой осуществляют при оплате процентов за предоставление кредитов.
  • финансовые отношения между государством и населением - это уплата подоходного налога; откладывание средств на лицевые счета, получение ссуд.

     Финансовая  система представлена централизованными  финансами с децентрализованными  финансами.

     Централизованные (общегосударственные) финансы:

  • бюджет (республиканский и местный);
  • специальные внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд содействия занятости населения, дорожный фонд, инвестиционный и др.).
  • государственный кредит.

     Децентрализованные  финансы:

     - финансы предприятий и организаций народного хозяйства, которые подразделяются на финансы сферы материального производства и финансы непроизводственной сферы;

       - финансы населения (уплата подоходного налога, получение материальных и нематериальных благ, оплачиваемые услуги, оплата труда за исключение товаров в кооперативах и других рынках).

     Несмотря  на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования  денежных фондов в каждое отдельном  звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы - на финансах предприятий, поскольку последние непосредственно участвуют в процессе материального производства, т.е. в создании ВВП. Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. 

     2.3 Современное состояние финансовой системы Казахстана 

     По  мнению многих экспертов, Казахстан  уже преодолел наиболее болезненный  после достижения финансовой стабилизации пик структурных экономических преобразований и добился заметных успехов, реализуя собственную стратегию и, тактику экономических реформ.

     В Казахстане за двадцать лет независимости полностью изменилась система экономических и социальных отношений. Со времени начала в 1994 году глобальных экономических реформ в значительной мере достигнута финансовая стабилизация, близится к завершению приватизация всей государственной собственности, наметился подъем производства. Если в 1993 году инфляция составляла свыше двух тысяч процентов, то в 2001 году она снизилась до 23,7%, а сегодня составляет около 7-9 %. Произошли практически полная либерализация цен и отмена большинства ограничений в сфере внешней торговли.

     Проведение  рациональной политики государственных  расходов обеспечило снижение уровня дефицита бюджета.

     В свою очередь, это позволило заложить прочный фундамент обеспечения  финансовой стабилизации экономики: созданы  реальные предпосылки привлечения  инвестиций, способствующие умеренному экономическому росту, подъему и  структурной перестройке национальной экономики и улучшения на этой основе качества жизни населения.

     Одним из основных разделов правительственной  программы по углублению реформ являлось реформирование системы управления финансовыми ресурсами страны и  ее адаптация к рыночным условиям. В этой связи, в последние годы усилия правительства были направлены прежде всего на рационализацию бюджетных расходов, укрепление финансовой дисциплины, создание реального собственника и стимулирование привлечения инвестиций в развитие экономики республики, совершенствование межбюджетных отношений и формирование эффективного механизма управления государственным внешним и внутренним долгом, укрепление и развитие рынка государственных ценных бумаг и других инструментов рыночной инфраструктуры.

     Несмотря  на сложность экономической ситуации, в последние годы из республиканского бюджета выделялись значительные средства на поддержку отечественных товаропроизводителей, реабилитацию государственных предприятий, финансирование инвестиционных и социальных проектов, объектов малого и среднего бизнеса.

     С целью привлечения иностранного капитала для расширения производства и приобретения навыков по маркетингу и управлению в 2007- 2009 годы осуществлялась передача ряда крупных предприятий черной и цветной металлургии, химической отрасли иностранным инвесторам. Можно, конечно, как угодно критиковать правительство за эти меры, тем более, что никто не застрахован от ошибок в таком чрезвычайно сложном и абсолютно новом для нас деле, но факт остается фактом. Этими предприятиями только за 2008 год произведено продукции более чем на 190 млрд. тенге, что составляет почти 28% от общего объема промышленной продукции.

     Развитие экономики Казахстана в 2009 году проходило в условиях адаптации к глубокому экономическому кризису, охватившего практически все страны мира, снижения цен и спроса на экспортируемые товары.

     Рост  экономики в 2009 году преимущественно  был обеспечен мерами государственного стимулирования, направленными на недопущение  рецессии и смягчение негативных последствий замедления экономического развития. В первом квартале 2009 года наблюдалось снижение ВВП на 3,4% к предыдущему периоду без учета сезонных и календарных факторов. Общий спад экономики происходил на фоне сокращения инвестиций в основной капитал, кредитования банками экономики и глобальным сокращением потребления в мире товаров, экспортируемых из Казахстана. Именно на первый квартал 2009 года приходится наибольшее сокращение объемов производства в отраслях реального сектора экономики. Объемы промышленного производства в реальном выражении сократились на 4,6%, в том числе в горнодобывающей промышленности – на 0,2%, обрабатывающей – на 11,8% к соответствующему периоду предыдущего года. Положительные темпы роста сохранила сельскохозяйственная отрасль в 3,6%. Спад наблюдался в строительстве, где объем строительных работ снизился на 4,2%. Сфера услуг, несмотря на сокращение потребительского и инвестиционного спроса в экономике, сохранила незначительный положительный темп роста в 0,9%.Основными приоритетами государственной инвестиционной программы являются развитие социальной и производственной инфраструктуры, а также активизация жилищного строительства. В. перечень инвестиционных проектов входят проекты по реабилитации системы образования, развитию дорожной сети, реконструкции ирригационных систем и систем водоснабжения. Финансирование проектов предусматривается за счет средств государственного бюджета, а также за счет средств, предоставляемых иностранными донорами.

     Можно подчеркнуть, что Казахстан имеет в настоящее время достаточно совершенную законодательную и институциональную базу для эффективного привлечения и использования иностранных инвестиций. Мы имеем сегодня наиболее либеральный налоговый режим по сравнению с другими государствами СНГ, ограниченное число налогов. Немаловажное значение имеет и то, что реформы в республике движутся вперед. По оценкам Всемирного Банка, Казахстан является инициатором и лидером среди стран СНГ в проведении реформ.

     Привлекая инвестиции в экономику страны, мы решаем и еще одну важную социальную проблему - сохранение занятости населения. Это весьма актуально для Казахстана. Уровень безработицы по итогам 2009 года сохранился на уровне предыдущего года, 6,6% к экономически активному населению. Реализация инвестиционных проектов по проекту Дорожная Карта помогла восполнить новыми рабочими местами высвобожденные рабочие места в отраслях экономики вследствие падения производства. Новые рабочие места позволили удержать уровень безработицы в экономике на контролируемом уровне.

     Признание исходности региональной экономики, ее важности в развитии социально-экономических, финансовых отношений в стране однозначно выделили роль и место местных  бюджетов в Республике Казахстан  в формировании финансовых ресурсов государства. Высокая ответственность органов местного самоуправления должна сочетать во взаимосвязи два принципиально важных подхода: само формирование через мобилизацию бюджетных ресурсов с конкретным определением доходных поступлений и расходных функций и регулирование внутри бюджетов на местном уровне в целях достижения упорядочения отношений между субъектами, заинтересованными в получении бюджетных ресурсов. А к числу таких субъектов можно включить достаточно большой перечень малых предприятий, организаций обеспечивающих производственные, социальные направления.

     3 Перспективы и прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан 

     3.1  Пути улучшения финансовой системы 

     Одной из актуальнейших  и принципиально важных проблем  сегодня является укрепление финансовой системы и обеспечение выхода национальной экономики на траекторию роста и социального развития. Это требует консолидации усилий как государственного аппарата, так и всей общественности, интеллектуального потенциала ученых и целенаправленной энергии предпринимателей. Именно от общих усилий и результативных действий зависит предоставление необратимости тем позитивным сдвигам, которые впервые достигнуты на пути стабилизации экономики и выхода ее из кризиса.

     Перспективы развития финансовой системы на этапе  рыночного построения экономики и пути ее кадрового и профессионального обеспечения должны рассматриваться в контексте их роли и влияния на функционирование нашего общества. Общеизвестно, что финансы в экономике по своему значению равноценны кровеносной системе организма. Они создают тесное переплетение специфических финансовых сфер, как то - бюджет, казначейство, налогообложение, социальная защита, банковское дело или кредит, если и будут доведены даже до идеального состояния, не могут позитивно влиять на экономику, поскольку это отдельные звенья единой цепи. Их необходимо усовершенствовать одновременно.

     Такой подход к решению назревших проблем  требует концентрации внимания в  разрезе двух плоскостей: оценки совершенствования  имеющейся в наличии финансовой системы и механизмов ее функционирования соответственно современных нужд и оценки профессионализма персонала финансовых служб и их способности к реализации этих заданий. Ведь учреждения финансовой системы - это не абстрактные формирования, они представлены людьми, которые на своих плечах несут нелегкую ношу современных финансовых проблем. Только профессионализм и ответственность - залог успеха в формировании управления финансами и повышении эффективности влияния финансовой системы на социально-экономическое развитие общества. 

     3.2  Приоритеты развития финансового сектора  

     Дальнейшее  развитие финансового сектора Республики Казахстан, повышение эффективности  его составляющих являются одним  из важнейших инструментов в реализации задачи по обеспечению вхождения  республики в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира, обозначенной Президентом в Послании народу Казахстана от 1 марта 2006 года «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии».

     В этой связи основными направлениями  развития казахстанской экономики  являются:

     модернизация  внутриэкономических систем Казахстана;

     обеспечение регионального экономического лидерства  Казахстана и становление его  как бизнес-центра СНГ и Центральной Азии;

     повышение экспортоориентированности экономики  республики, в том числе и экспорта финансовых услуг.

     Соответственно, долгосрочным видением Правительства  развития финансового сектора является: «Становление Республики Казахстан  как основного финансового центра региона, обеспечивающей эффективное перераспределение финансовых потоков в рамках региона СНГ и Центральной Азии».

     Реализация  в долгосрочной перспективе видения  развития финансового сектора может  быть обеспечена за счет достижения отдельными сегментами финансового сектора лидирующих региональных позиций:

     становление рынка ценных бумаг Казахстана, как  наиболее ликвидного и доступного рынка  в СНГ и Центральной Азии;

     становление в Казахстане наиболее ликвидного валютного  рынка по основным видам валют;

     становление казахстанских финансовых институтов (банков, пенсионных фондов, страховых  компаний и других финансовых институтов), как крупнейших региональных финансовых организаций, способных обеспечить потребности региона СНГ и  Центральной Азии в финансовых ресурсах, а также поддерживать и продвигать инвестиции и интересы казахстанских предприятий на региональные рынки;

     достижение  финансовым сектором Казахстана стандартов экономически развитых стран по показателям: стабильности, устойчивости, прозрачности, а также лидерства в СНГ и Центральной Азии по уровню, качеству и разнообразности финансовых продуктов.

Информация о работе Государственные финансы РК