Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы стало изучение роли внебюджетных фондов РФ, их структуры и источников формирования.
В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
изучить понятие, роль и структуры современных внебюджетных фондов РФ
изучить источники формирования и механизм работы основных и специальных внебюджетных фондов РФ.
дать обзор современного состояния социальных внебюджетных фондов РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..........4
ЧАСТЬ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ………………………………………….5
1. Государственные внебюджетные фонды…………………………………………..5
1.1.Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ……..5
1.2. Пенсионный фонд Российской Федерации…………………………………...9
1.3. Фонд социального страхования Российской Федерации ………………….13
1.4. Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации..17
2. Базовые принципы и международные стандарты в области социального страхования……………………………………………………………………………25
ЧАСТЬ 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ…………………………………………29
1. Доходы в бюджетную систему Российской Федерации, включая государственные внебюджетные фонды. …………………………………………..29
2. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации……………………………31
3. Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации……………..38
4. Бюджет Фонда обязательного медицинского страхования РФ…………………46
ЧАСТЬ 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ…………………………………………………...52
1. Возможные механизмы приближения системы социального страхования в РФ к международным нормам социального страхования………………………………..52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…
Достижение
экономической эффективности
Принцип эквивалентности обязательств является основным принципом, обеспечивающим страховой характер систем социальной защиты работающего населения, стимулирующим работников к участию в финансировании систем социального страхования. Его использование позволяет реализовать функцию компенсации утраченного дохода – то есть гарантировать размер пенсий и пособий, а также объем предоставляемых услуг по системе социального страхования, на уровне, сопоставимом с размером заработной платы работника до наступления страхового события.
Для обеспечения минимального дохода необходим определенный уровень нестрахового перераспределения в рамках систем между поколениями, группами с различным уровнем заработной платы, отраслями, регионами и т.д. Объем перераспределяемых средств должен быть достаточным для обеспечения минимального объема выплат и услуг, но не чрезмерным и не нивелирующим страховые принципы.
Любая
система социального
Исходя из этого, любая система социального страхования, сформулированная на основе баланса между интересами застрахованных и страхователей, с одной стороны, и получателей пенсий и пособий, с другой, призвана обеспечивать гарантию определенного уровня «замещения» заработной платы при наступлении страхового события, одновременно гарантируя минимальный уровень дохода для всех участников системы.
Международные нормы и стандарты нацеливают на реализацию обеих функций систем социального страхования, определяют основные количественные параметры, минимально необходимые для их реализации.
Минимальные
стандарты социального
Конвенция № 102 и Европейский кодекс социального обеспечения (1964) [10] определили «базовые» стандарты в отношении степени охвата по каждому виду социального страхования, относительного размера пенсий и пособий типичного бенефициария (получателя социальных пособий), условия предоставления и продолжительности выплат отдельных пособий, участия застрахованных в финансировании страховых систем. Ряд Конвенций и Рекомендаций МОТ и пересмотренный Европейский кодекс социального обеспечения (1990) [11] закрепили «повышенные» стандарты социального обеспечения.
Наиболее важным параметром, определяющим относительный уровень обеспечения по системам социального страхования, является так называемый коэффициент замещения – размер пенсий и пособий как доля от заработной платы застрахованного. «Базовые» стандарты предусматривают следующие минимальные размеры пенсий и пособий после 30 лет уплаты страховых взносов:
«Повышенные»
стандарты увеличивают
Важно заметить, что при определении размера пенсий и пособий, для обеспечения их сравнения с минимально допустимыми стандартами, в расчет могут приниматься не только обязательные общенациональные системы. При этом могут учитываться и дополнительные системы социального страхования, при условии, что они регулируются и контролируются государством или социальными партнерами и охватывают значительную часть занятых, заработная плата которых не превышает заработок квалифицированного рабочего – мужчины.
Соблюдение минимальных норм в отношении уровня пенсий и пособий, закрепленных в Конвенции № 102 и Европейском кодексе социального обеспечения является и необходимым условием для реализации положений Европейской социальной хартии (п.2. ст.12). Пункт 3 той же статьи призывает государства добиваться постепенного подъема социальных систем для обеспечения более высокого уровня защиты. При этом Европейский комитет социальных прав при правовой оценке соответствия национальных систем социального страхования положениям Хартии считает, что государство, не обеспечивающее стандартов, определенных Конвенцией № 102 в отношении минимальных уровней пенсий и пособий, не выполняет также и пункт 3 статьи 12 (обеспечение более высокого уровня защиты), даже если оно предприняло усилия по повышению уровня своей системы социального обеспечения.
Таким
образом, достижение базовых минимальных
стандартов в отношении размеров
пенсий и пособий, закрепленных в
Конвенции МОТ № 102 и Европейском
кодексе социального
ЧАСТЬ 2 ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
1.
Поступление администрируемых ФНС России
доходов в бюджетную систему Российской
Федерации, включая государственные внебюджетные
фонды.
У каждого из фондов есть свой бюджет.
Доходы в бюджет формируются за счет налоговых
и неналоговых доходов, а также безвозмездных
поступлений. На рисунке 1.1 вам представлена
динамика поступления налогов и сборов
в консолидированный бюджет РФ, включая
ЕСН за 2007-2009 год в период с января по
сентябрь [12]. Из рисунка видно, сколько
из этих денег перечислено в государственные
внебюджетные фонды. С 2008 по 2009 год поступления
увеличились незначительно всего на 8,7
млн.руб., по сравнению с тем, что в 2008 году
по сравнению с 2007 годом поступления увеличились
на 253 млн.руб. Это объясняется замедлением
роста экономики.
Рисунок 1.1 - Динамика и структура поступлений в бюджетную структуру за 2007-2008гг..
Рассмотрим подробнее доходы во внебюджетные фонды, сравнив доходы 2008 и 2009 годов [12]. По данным рисунка 1.2 видно, что наибольший удельный вес доходов в 2008 году занимают поступления в Пенсионный фонд – 79%, 10% в территориальные фонды ОМС, 6% - в федеральный ОМС и 5% - в ФСС. Больший процент поступлений в Пенсионный фонд обусловлен тем, что этот фонд выплачивает пенсии населению, которые в свою очередь формируется из их отчислений в виде налогов. Поступления в 2009 году изменились: на 1% увеличились поступления в ПФР и на 1% уменьшились в ФСС (Рисунок 1.3). Но так как данные представлены за январь-сентябрь, то к концу года структура может выровняться или остаться на уровне 2008 года, а может и измениться.
Рисунок 1.2 - Структура поступлений в основные внебюджетные фонды РФ в 2008 году
Рисунок
1.3 - Структура поступлений в основные
внебюджетные фонды РФ в 2009 году.
2. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации
Бюджет ПФР, согласно Федеральным Законам об исполнении бюджета ПФР в период с 2005 по 2007 гг. [13], имеет стабильный профицитный характер и положительную динамику (рисунок 2.1). На практике же средств Пенсионного Фонда не хватает для обеспечения пособиями и пенсиями отвечающими своему социально-экономическому значению – обеспечивать достойный уровень жизни людям не имеющим трудовых доходов.
Общий профицит бюджета ПФР в 2008 году составляет 372 млрд. рублей. По распределительной составляющей бюджета превышение доходов над расходами составило 120,2 млрд. рублей. Эти средства были направлены на увеличение оборотной наличности по состоянию на 1 января 2009 года для выплаты пенсий и пособий в выходные и праздничные дни января 2009 года [14] .
Рисунок 2.1 - Динамика доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда РФ
за период с2005 по 2008 гг.
Доходы Пенсионного Фонда РФ.
Доходная
часть бюджета Пенсионного
Таблица 2.1 - Общие доходы бюджета Пенсионного Фонда РФ
|
Рисунок 2.2 - Динамика доходов бюджета Пенсионного фонда РФ
за период с 2005 по 2007 гг.
Теперь рассмотрим каждый раздел более подробно. Основным в разделе «Доходы» является подраздел «Налоги и взносы на социальные нужды» (удельный вес в 2008г. - 53,2%). Он включает следующие статьи – «страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии», «страховые взносы на выплату накопительной части трудовой пенсии», которые имеют наибольший удельный вес в данном подразделе и составляют соответственно 44,92 % и 6,7% от общего объема доходов ПФР. Это обусловлено тем, что из этих денежных средств формируется пенсии. Также подразделы - «фиксированные взносы на выплату страховой части трудовой пенсии»; «фиксированные взносы на выплату накопительной части трудовой пенсии»; «дополнительный тариф для членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», которые имеют удельный вес менее 1% (рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 – Структура доходов бюджета ПФР
по разделу “Налоги и взносы на социальные нужды”
Основным в разделе «Безвозмездные поступления» (таблица 2.2) является подраздел «Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации ». Мы видим, что в 2007 году выросли поступления из негосударственных пенсионных фондов. Возросшее количество желающих передать свои пенсионные накопления из государственной структуры в частные компании аналитики связывают с повышением уровня финансовой грамотности населения. По мнению специалистов, люди наконец-то осознали, что от результатов инвестирования зависит размер их будущей пенсии [15].
Таблица 2.2 – Структура доходов бюджета Пенсионного Фонда РФ по разделу «Безвозмездные поступления».
2005г., Сумма
(тыс.руб.) |
2006., сумма
(тыс.руб.) |
2007г., сумма
(тыс.руб.) | |
Безвозмездные поступления | 693 130 573,90 | 833 107 322,40 | 919 950 602,40 |
Безвозмездные поступления от
других бюджетов бюджетной |
693 130 573,90 | 833 104 876,10 | 919 878 881,00 |
Безвозмездные поступления от негосударственных организаций | 0 | 2 446,30 | 71 721,40 |
Информация о работе Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации