Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:07, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы стало изучение роли внебюджетных фондов РФ, их структуры и источников формирования.
В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
изучить понятие, роль и структуры современных внебюджетных фондов РФ
изучить источники формирования и механизм работы основных и специальных внебюджетных фондов РФ.
дать обзор современного состояния социальных внебюджетных фондов РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..........4
ЧАСТЬ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ………………………………………….5
1. Государственные внебюджетные фонды…………………………………………..5
1.1.Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ……..5
1.2. Пенсионный фонд Российской Федерации…………………………………...9
1.3. Фонд социального страхования Российской Федерации ………………….13
1.4. Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации..17
2. Базовые принципы и международные стандарты в области социального страхования……………………………………………………………………………25
ЧАСТЬ 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ…………………………………………29
1. Доходы в бюджетную систему Российской Федерации, включая государственные внебюджетные фонды. …………………………………………..29
2. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации……………………………31
3. Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации……………..38
4. Бюджет Фонда обязательного медицинского страхования РФ…………………46
ЧАСТЬ 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ…………………………………………………...52
1. Возможные механизмы приближения системы социального страхования в РФ к международным нормам социального страхования………………………………..52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по финансам.doc

— 965.00 Кб (Скачать документ)

   Наибольшую  положительную динамику доходной части  бюджета Пенсионного Фонда РФ имели:

  1. Страховые взносы на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии, что связано с ростом заработной платы (фонд оплаты труда увеличился на 3,1%)
  2. Налоги на совокупный доход
  3. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов
  4. Безвозмездные поступления от негосударственных организаций, что связано с возросшим количеством желающих передать свои пенсионные накопления из государственной структуры в частные компании

   Отрицательную динамику показали такие подразделы:

  1. Фиксированные взносы на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии

Расходы Пенсионного Фонда РФ.

   Расходная часть бюджета Пенсионного Фонда РФ имеет стабильную положительную динамику. Расходы ПФР на 2005г. составили  1 299 млрд. руб., на 2006 – 1 537 млрд. руб., а на 2007 – уже 1 782 млрд. руб. И включает следующие основные разделы «Общегосударственные расходы», «Образование», «межбюджетные трансферты» и «Социальная политика» (Рисунок 2.4).

   

   Рисунок 2.4 – Динамика расходов бюджета Пенсионного фонда РФ за период с 2005 по 2007 гг.

   Раздел  «Общегосударственные расходы» включает такие статьи расходов ПФР, как «взносы в международные организации», «обеспечение соглашений с иностранными государствами и организациями». Данный раздел в среднем за рассматриваемый период занимает 0,0003 % в расходах. Раздел «Образование» включает расходы фонда на «переподготовку и повышение квалификации» и «учебные заведения и курсы по переподготовке кадров» и составляет около 0,0035 % в расходах бюджета ПФР. Раздел «Межбюджетные трансферты» составляет незначительную часть в расходах фонда, около 0,0004 % за последние два года рассматриваемого периода.  Основной раздел расходной части бюджета Пенсионного Фонда РФ – «Социальная политика», который занимает 99,9961 %. (см. рисунок 2.4). Раздел «Социальная политика» включает такой подраздел как «Пенсионное обеспечение», которое в общей сумме расходов Пенсионного Фонда РФ занимает 99,38 % в 2007г. Такой большой удельный вес объясняется тем, что эти средства этих статей будут направлены на выполнение основной функции бюджета ПФР: выплата государственных и социальных пособий. Данные представлены в приложении А, таблице А.2.

   По  динамике расходной части бюджета  ПФР можно сказать, что наибольшее темпы роста имели следующие  статьи:

  1. «Базовая часть трудовой пенсии». Увеличение этой статьи связано с тем, что в 2007 году была проведена индексация базовой части трудовой пенсии (с 1 апреля 2007 года базовая часть трудовой пенсии увеличилась на 7,5% и установлена с 1 октября 2007 года в сумме 1260 рублей); в целях дополнительного увеличения пенсионного обеспечения с 1 декабря 2007 года размер базовой пенсии был увеличен еще на 300 рублей и  установлен в сумме 1560 рублей (рост на 23,8%).
  2. «Страховая часть трудовой пенсии». Страховая часть пенсии, как это и было предусмотрено бюджетом Фонда, была увеличена  с 1 апреля 2007 года на 9,2%.
  3. «Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение некоторым категориям граждан РФ в связи с 60-летием Победы ВОВ 1941–1945 годов» Выплаты по данной статье выросли. Это связано с осуществлением расходов на празднование мероприятия 60-летия Победы в Великой Отечественной войне в 2006 году.

Отрицательная сторона расходной части бюджетов:

  1. Допускается неэффективное использование средств капитальных вложений, необоснованный рост незавершенного строительства, что приводит к увеличению расходов по арендным платежам. [16]

   Счетная палата РФ отметила, что в 2010 году межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам государственных внебюджетных фондов увеличиваются на 73,6 % по сравнению с 2007 годом. При этом межбюджетные трансферты бюджету ПФР возрастают в 2,85 раза, что наглядно представлено на рисунке 2.5.

   

   Рисунок 2.5 – Объем средств федерального бюджета на покрытие дефицита ПФР в 2005-2010 годах, [17]

   Прогноз доходов и расходов бюджета Пенсионного  фонда РФ представлен на рисунке 2.6, мы видим тенденцию увеличения объема бюджета, то есть правительство планирует дальнейшее повышение социальных пособий и пенсий в результате роста индекса потребительских цен.

   

   Рисунок 2.6 – Прогноз доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда РФ на 2009 по 2011 гг. [18]. 
 
 
 
 
 
 
 

   3. Бюджет Фонда Социального страхования

   Бюджет  ФСС, согласно Федеральным Законам  об исполнении бюджета ФСС в период с 2002 по 2007 гг., имеет следующую динамику расходов и доход представленную на рисунке 3.1. В период с 2003 по 2006 год наблюдается профицит бюджета. В 2007 году впервые за всю свою историю ФСС закончил с дефицитом. Дефицит, как пояснил Сергей Калашников, “возник из-за того, что в России несколько неадекватная система тарифов на социальное страхование. Из-за господдержки малого бизнеса возросла доля предприятий с упрощенным налогообложением. И получилось что эти предприятия платят по сниженном тарифу, а люди в них болеют, как и во всех остальных. Такие предприятия платят в два раза меньше, чем получают".  Бороться с возникшим в 2007 году дефицитом бюджета ФСС он предлагает за счет преобразования единого социального налога на страховых принципах и вовлечения в его уплату малого бизнеса. Впрочем, его идеи должны быть одобрены в рамках более широкой реформы пенсионного и социального обеспечения. [19].

   

   Рисунок 3.1 - Динамика доходов и расходов Фонда социального страхования Российской Федерации в период с 2002 по 2007 гг. [20]

Доходы Фонда социального страхования Российской Федерации

   На  рисунке 3.2 представлена структура  доходов ФСС за 2005-2007 года. Важнейшими составными частями структуры доходной части Фонда являются: доходы по обязательному социальному страхованию – в 2007 году они составили 190,1 млрд. рублей, в 2006 году- 152,0 млрд. рублей. В 2007 году дефицит средств по обязательному социальному страхованию составил 16,2 млрд. рублей, для покрытия которого были привлечены внутренние источники финансирования бюджета Фонда.

   В соответствии с отчетом об исполнении бюджета Фонда в 2007 году поступления  единого социального налога, зачисляемого в бюджет Фонда, возросли по сравнению с прогнозируемым на 11 млрд. рублей и составили 181,3 млрд. рублей,  по сравнению с 2006 годом доходы от ЕСН возросли  на 37 млрд. рублей.  Налоговая база для исчисления ЕСН увеличилась в 2007 году почти на треть и составила 7,9 трлн. рублей. Доходы от поступлений платежей по налогу на совокупный доход составили 7,8 млрд. рублей, что обусловлено ростом числа организаций, применяющих специальные налоговые режимы, и количества работающих в них человек.

   Доход по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  увеличился на 9,2 млрд. руб. так как  в 2007 году увеличения числа страхователей и роста фонда оплаты труда.

   На 29,2 млрд. рублей (в два раза) по сравнению  с 2006 годом увеличился трансферт из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию государственных функций в области социальной политики.

   Вместе  с тем в 2007 году на достаточно низком уровне по сравнению с 2006 годом сложились фактические поступления в счет погашения задолженности предыдущих лет по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам и по доходам от размещения временно свободных средств Фонда, в частности по поступлениям ЕСН [21] . 

   

   Рисунок 3.2 - Структура доходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2005-2007 гг.

Расходы Фонда социального страхования Российской Федерации

   Структура расходной частей бюджета ФСС  за последние 3 года свидетельствует  о том, что эффективные финансовые механизмы данного вида страхования  еще только складываются, они все  еще не приобрели сбалансированности и устойчивости. Мы видим положительную  динамику увеличения расходов, так как происходит увеличение размеров социальных пособий.

   Общая сумма расходов в 2007  составила 303062236,4 тыс. рублей. Структура расходов ФСС  сформирована из трех разделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации: «Общегосударственные вопросы» - 9753,5 тыс. рублей (0,003% общего объема расходов ФСС), «Образование» - 15749612,7 тыс. рублей (5,2%),  «Социальная политика» - 287302870,2 тыс. рублей (94,8%) (рисунок 3.3).  

   

   Рисунок 3.3 – Динамика расходов Фонда Социального страхования

   с 2005 по 2007 год

   Основным  видом расходов ФСС на 2007 год (72,7%) остаются расходы на выплату пособий  по социальному страхованию. На их финансирование было направлено 220439754,1 тыс. рублей. Большая  часть этих средств (35,1%) будет израсходована на выплату пособий по временной нетрудоспособности (включая страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) – 106457760,9 тыс. рублей (рисунок 3.4).

   

   Рисунок 3.4 - Структура расходов на выплату пособий и страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2005-2007 гг. [21]

     Затраты ФСС на выплату пособий по беременности и родам составили 29521314,7 тыс. рублей (10,8%), по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет – 32748925,4тыс. рублей, это в 4 раза больше по сравнению с 2005 и 2006гг., при рождении ребенка – 12624099,3 тыс. рублей и другие пособия и компенсации – 776331,0 тыс. рублей. (Приложение Б, таблица Б.1)

     Увеличение расходов связано  с изменением в 2007 году в  рамках комплексной программы  по повышению рождаемости условий  назначения и размеров пособия  по уходу за ребенком и других  пособий по материнству и детству.  Наряду с увеличением размеров  пособий, начиная с 1 января 2007 года, пособие по уходу за ребенком смогли получать как работающие, так и неработающие граждане, осуществляющие непосредственный уход за ребенком. Расходы на выплату пособий по материнству и детству возросли по сравнению с 2006 годом в два раза в связи с увеличением размеров пособий, числа оплаченных дней по беременности и родам и ростом  на 20 процентов количества женщин, вставших на учёт в ранние сроки беременности. Расходы на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет составили 32,7 млрд. рублей и по сравнению с 2006 годом, увеличились в 4,3 раза. Обязательства Фонда по выплате указанных пособий и пособий по беременности и родам выполнены полностью. Недовыполнение по расходам на выплату пособий при рождении ребенка обусловлено более низким процентом обращаемости за пособиями по сравнению с прогнозируемыми (рисунок 3.5).[22]

   

   Рисунок 3.5 – Расходы на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности и родов [21]

   Увеличились расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с введением исчисления оплаты больничных листов исходя из общего трудового стажа и увеличением максимального размера пособия за полный календарный месяц с 15 до 16,1 тыс. рублей.

   Расходы на оздоровление детей составили 15,3 млрд. рублей (101,9 %), из них 341,1 млн. рублей было выделено Фондом дополнительно в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования на 2007 год", которой предусмотрено дополнительное финансирование оздоровления детей в случае поступления в бюджет Фонда дополнительных доходов. В 2007 году оздоровлено 5,3 млн. детей, что на 23,2 тысячи детей больше чем в 2006г (рисунок 3.6).

   

   Рисунок 3.6 -  Динамика расходов и численности детей школьного возраста, оздоровленных за счет средств обязательного социального страхования,

     за 2002-2007 годы [21]

   Расходы на оплату путевок на санаторно-курортное  лечение работников (долечивание) профинансированы в сумме 3,6 млрд. рублей или 98,5 процентов. Оплачено 168,1 тыс. путевок (рисунок 3.7) .

   

   Рисунок 3.7 -  Динамика расходов на оплату путевок на санитарно-курортное лечение работников в форме долечивания за 2002-2007 гг. [21]

Предложения по совершенствованию бюджетной устойчивости ФСС:

   Снижение  тарифов взносов с 4,0 до 3,2% в ФСС привело к снижению уровня социальной защиты застрахованных и вызвало нестабильность бюджета ФСС. Для преодоления развивающегося финансового кризиса в этой сфере необходимо разработать государственную программу мер.

   С этой целью целесообразно [23]:

  • определить объемы выплат нестрахового характера и сформировать механизмы их финансового обеспечения за счет федерального, региональных и муниципальных бюджетов;
  • предусмотреть привлечение возможностей различных категорий работников (по уровню доходов) в качестве участников страховых платежей по конкретным видам социальных рисков.

   На  рисунке 3.8 представлен прогноза бюджета фонда ФСС на 2009-2011гг.  Макроэкономические условия разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации характеризуются некоторым замедлением роста экономики при постепенном снижении мировых цен на нефть и уменьшением уровня инфляции, ослаблением обменного курса рубля по отношению к доллару США.[25].

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации