Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы стало изучение роли внебюджетных фондов РФ, их структуры и источников формирования.
В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
изучить понятие, роль и структуры современных внебюджетных фондов РФ
изучить источники формирования и механизм работы основных и специальных внебюджетных фондов РФ.
дать обзор современного состояния социальных внебюджетных фондов РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..........4
ЧАСТЬ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ………………………………………….5
1. Государственные внебюджетные фонды…………………………………………..5
1.1.Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ……..5
1.2. Пенсионный фонд Российской Федерации…………………………………...9
1.3. Фонд социального страхования Российской Федерации ………………….13
1.4. Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации..17
2. Базовые принципы и международные стандарты в области социального страхования……………………………………………………………………………25
ЧАСТЬ 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ…………………………………………29
1. Доходы в бюджетную систему Российской Федерации, включая государственные внебюджетные фонды. …………………………………………..29
2. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации……………………………31
3. Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации……………..38
4. Бюджет Фонда обязательного медицинского страхования РФ…………………46
ЧАСТЬ 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ…………………………………………………...52
1. Возможные механизмы приближения системы социального страхования в РФ к международным нормам социального страхования………………………………..52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…
Рисунок
3.8 – Прогноз доходов и расходов бюджета
Фонда социального страхования РФ на
2009-2011 гг. [24].
4. Бюджет фонда обязательного социального страхования
Бюджет ФОМС, согласно Федеральным Законам об исполнении бюджета ФОМСС в период с 2002 по 2007 гг. [26], имеет следующую динамику расходов и доход представленную на рисунке 4.1. В 2007 году дефицит средств Фонда составил 7,7 млрд. рублей. В2008 год наблюдается также дефицит бюджета, обеспечение которого предусмотрено за счет переходящего остатка средств бюджета Фонда. Остатки денежных средств на текущих счетах и счетах финансовых вложений Фонда с 1 января 2007 года увеличились на 2,3 млрд. рублей и составили на 1 января 2008 года 85,5 млрд. рублей [27].
Рисунок 4.1 – Динамика расходов и доходов бюджета Федерального фонда обязательного страхования за 2006-2008 гг.
Доходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования
По сравнению с 2006 годом, баланс общих доходов бюджета ФФОМС 2007 года вырос на 25,7%, в том числе собственных доходов на 28,8%, дотаций из других бюджетов – 23%. Это является положительным фактором, свидетельствующим об улучшении экономической ситуации в стране.
Рисунок 4.2 – Динамика доходов бюджета ФФОМС за 2006-2007гг.
Основными источниками пополнения общих доходов бюджета ФФОМС в 2007 году являются: Единый социальный налог (45%), на втором месте находятся средства федерального бюджета, передаваемые ФФОМС на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами (36,05%), на третьем - дотации бюджету ФФОМС на денежные выплаты участковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медицинским сестрам соответствующих врачей, подлежащим включению в Федеральный регистр медицинских работников (10,92%).
Доля собственных доходов бюджета ФФОМС в 2007 году в общих доходах составляет 47,45%. Однако стоит заметить, что доля собственных доходов 2007 года в общих уменьшилась на 2%, а доля дотаций из других бюджетов увеличилась на 2,4%.
Источники собственных доходов бюджета ФФОМС в 2007 году являются:
1. ЕСН (45%, рост 128,82%)
2. Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (0,31 %, рост 146,29%)
3. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (0,18%, рост 106,27%)
4. Недоимка, пени и штрафы по страховым взносам в ФФОМС (0,01%, снижение на 53,3%)
5. Единый сельскохозяйственный налог (0%)
Увеличение
собственных источников доходов
бюджета в 2007 году по сравнению с
2006 годом свидетельствует о
Снижение доходов от поступлений в бюджет сумм недоимок, пеней и штрафов является положительным фактором и свидетельствует о своевременности и правильности оплаты и исчислении налогов хозяйствующими субъектами.
В общих доходах бюджета ФФОМС 2007 года также значительную часть занимают дотации из федерального бюджета РФ на финансирование целевых программ в области здравоохранения (54,53%). Необходимо отметить, что в 2007 году происходит расширение направлений целевых программ, а также появляются пилотные проекты, которые не были заложены в 2006 году. Например, на проведение диспансеризации находящихся в стационарах учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей получено 290 600 тыс. руб. (0,18%), на проведение пилотного проекта в субъектах РФ, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения получено 4 млн. руб. (2,53%). Это положительная динамика, которая свидетельствует о расширении деятельности ФФОМС в решении социальных программ и о повышении значимости ФФОМС. Данные приведены в приложении В, таблице В.1.
Расходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Наибольший
удельный вес в разделе “
Рисунок 4.3 – Динамика расходов бюджета ФФОМС по статье Здравоохранения в период с 2006 по 2007гг.
Расходы Фонда за счет ассигнований из федерального бюджета с учетом остатка средств из федерального бюджета на 1 января 2007 года составили 90,68 млрд. рублей и были направлены на следующие цели:
- 14,96 млрд. рублей (83,0%) - на денежные выплаты участковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам соответствующих врачей;
- 2,53 млрд. рублей (57,6%) - на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан;
Расходы на содержание органов Фонда, компьютеризацию системы обязательного медицинского страхования, на мероприятия по подготовке и переподготовке специалистов, на научные исследования, проведение региональных конференций и совещаний, на информационно-публицистическую деятельность, международное сотрудничество, НИОКР составили в 2007 году 0,23 млрд.рублей (95,5 % к утвержденным показателям), что не превышает 0,15% всех расходов бюджета Фонда.[28]
На рисунке 4.4 представлен прогноз бюджета ФФОМС на 2009-2011 гг. Мы видим стабильное увеличение бюджета ФФОМС.
Рисунок 4.4 – Прогноз расходов и доходов бюджета ФФОМС
на 2009-2011
гг. [29]
В заключение анализа бюджетов государственных внебюджетных фондов привожу предложения Счетной палатой обратить внимание [30]:
1. на увеличение доли средств федерального бюджета в доходах ПФР (в 2010 году эта доля составит 56,8 % против 53,3 % в 2007 году),
2. на отсутствие ряда законодательных и иных нормативных актов, что препятствует реализации основных целей пенсионной системы, также отмечались недостатки правового регулирования в вопросах эффективного администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхования, добровольного вступления граждан в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, введения базовой пенсии, устанавливаемой в твердом размере и в зависимости от возраста гражданина и количества иждивенцев, расширения перечня инструментов при инвестировании средств пенсионных накоплений управляющими компаниями.
3. о снижении автономности бюджета ФСС и тенденции отхода системы социального страхования от страховых принципов.
статус
ФОМС с учетом современного состояния
системы здравоохранения и перспектив
ее развития.
ЧАСТЬ 3 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
1. Возможные механизмы приближения системы социального страхования в РФ к международным нормам социального страхования
Анализ российского законодательства и практики социального страхования показывает, что многие положения Конвенции № 102 и Европейского кодекса социального обеспечения формально выполняются. Это касается степени охвата социальных рисков и вовлеченности занятого населения в системы социального страхования, ограничений на участие застрахованных в финансировании, относительных размеров пособий по некоторым системам (страхования по временной нетрудоспособности, беременности и родам, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
В тоже время, пенсии по обязательному пенсионному страхованию – крупнейшей и важнейшей подсистеме социального страхования - не только не обеспечивают минимальных стандартов в отношении коэффициентов замещения, но и демонстрируют стойкую тенденцию к снижению несмотря на то, что с 2002 года проводится радикальная реформа пенсионного обеспечения.
Величина
индивидуального коэффициента замещения
типичного бенефициария вне зависимости
от принятого определения
Очевидно, что реализация положений пенсионной реформы, поддержание финансовой стабильности потребуют серьезных изменений пенсионной системы.
При этом достижение минимальных международных стандартов в отношении уровня пенсий должно являться базовым параметром формирования политики в области пенсионного обеспечения, а, возможно, и макроэкономической политики. Юридическое закрепление данного положения возможно путем включения международных норм в нормативные правовые акты, регулирующие функционирование систем социального страхования, либо при ратификации международных актов о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции МОТ о минимальных стандартах, Европейского кодекса социального обеспечения, Европейской социальной хартии).
При этом, учитывая долгосрочный характер отношений по обязательному пенсионному страхованию, речь должна идти не о его сиюминутном обеспечении, а о поддержании на протяжении жизненного цикла пенсионной системы. Исходя из реального положения дел, таким ориентиром на современном этапе могут выступать только базовые нормы, предусмотренные Конвенцией № 102 и Европейским кодексом социального обеспечения 1964 года (40%). Достижение «повышенных» стандартов может рассматриваться в качестве стратегической, долгосрочной цели.
Исходя из этого ориентира, должна строится и тарифная политика в области социального страхования. Задача обеспечения экономической приемлемости систем социального страхования подразумевает рациональную, не «чрезмерную» нагрузку на работодателей и работающее население. Однако, страховой тариф должен устанавливаться на таком уровне, чтобы обеспечить текущие и будущие права на страховое возмещение при наступлении социальных рисков и адекватный уровень возмещения предпенсионного дохода не ниже международных минимальных стандартов не только на настоящий момент, но и в долгосрочной перспективе.
Важнейшим инструментом для достижения минимальных стандартов в отношении коэффициентов замещения могут являться и дополнительные системы социального страхования, прежде всего - пенсионного. Государственное стимулирование дополнительных систем социального страхования (в первую очередь, корпоративных, отраслевых, региональных) и включение в их орбиту значительной доли занятых в состоянии существенно приблизить социальное страхование к поставленной цели.
В обязательном пенсионном страховании обоснованная тарифная политика в сочетании с параметрическими изменениями позволит обеспечить достаточность ресурсов пенсионной системы для покрытия накопленных пенсионных прав в долгосрочной перспективе и индивидуальную эквивалентность взносов и пенсионных выплат для каждого застрахованного.
Информация о работе Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации