Государственный долг и его регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:35, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – государственный долг и его регулирование.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы государственной внешней задолженности России;
2. проанализировать процессы формирования и обслуживания внешнего долга;
3. дать характеристику проблемам и рассмотреть пути решения регулирования внешней задолженности.

Содержание

1. Теоретические основы государственной внешней задолженности России 9
1.1. Экономическое содержание внешнего долга 9
1.2. История возникновения внешней задолженности России 21
1.3. Нормативно правовые акты, регулирующие государственный внешний долг 29
2. Анализ формирования и обслуживания внешнего долга 33
2.1. Формирование и покрытие задолженности России … международными финансовыми организациями 33
2.2. Анализ внешнего долга в области покрытия задолженности иностранных государств перед Россией 46
2.3. Методы управления государственным внешним долгом. 55
3. Проблемы и пути решения регулирования внешней задолженности 77
3.1. Погашение государственного внешнего долга на опыте зарубежных стран 77
3.2. Совершенствование системы управления государственным внешним долгом. 85
Выводы и предложения 111
ПРИЛОЖЕНИЯ 118

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА (РАБ. ВАР).doc

— 870.00 Кб (Скачать документ)

Поэтому в предстоящие годы нужно сосредоточить усилия по реализации мер в рамках второго направления, обеспечивающих восстановление доверия к российским рынкам. В их числе: сбалансированность бюджета, совершенствование налоговой системы и налогового администрирования только на основе закона; обеспечение надежной работы банковской системы, что очень важно - защита прав кредиторов и инвесторов, так как привлечение инвестиций в национальную экономику уже давно объявлено приоритетным направлением деятельности российского Правительства, "прозрачность" финансовой отчетности всех предприятий и организаций; обеспечение заметных сдвигов в борьбе с преступностью и коррупцией, улучшение работы прокуратуры и судебной системы, для того чтоб инвестор чувствовал собственную защищенность в чужой стране и действовал на основании либеральных и защищающих его собственность законов. строгое соблюдение федеральных законов на всей территории страны, прекращение произвола со стороны региональных и местных властей и ограничение их привилегий.

 

 

2.3. Клубы кредиторы

 

Задолженность перед иностранными государствами РФ. Апрель 2004 г.

(млн. долларов США)

 

таблица №3

 

Основной долг

%

Задолженность перед странами-официальными кредиторами, банками и фирмами

147,207

21,156

Задолженность перед международными финансовыми организациями

363,315

29,955


 

Парижский клуб - неинституциализированное объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности развивающихся стран по государственным или имеющим государственную гарантию кредитам.

Россия - член Парижского клуба с 1997 года.

Лондонский клуб - международное объединение частных коммерческих банков, сформирован в конце 70-х годов для решения проблем, возникших из-за неспособности ряда стран (в первую очередь развивающихся) регулярно обслуживать внешнюю задолженность.

В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой госгарантий или страхования. Основные методы решения долговых проблем: реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых кредитов.

Первое заседание Лондонского клуба было созвано в 1976 году в связи с проблемами Заира. Всего в 1981-1983 годах заключено 14 соглашений на 10 миллиардов долларов, последующие два года, после разразившегося мирового долгового кризиса 1982 года 47 соглашений на 130 миллиардов долларов.

В 1994-1996 годах Лондонский клуб осуществил реструктуризацию внешней задолженности Польши, Болгарии,Румынии, Венгрии, а также некоторых развивающихся стран (например, Бразилии и Габона), в 1999 г. России (задолженность Внешэкономбанка).

В клуб сегодня входит около 600 коммерческих банков индустриально развитых стран мира.

В составе Лондонского Клуба 430 банков кредиторов, связанных с Россией (Внешэкономбанком). Альянс этих банков возглавляет Банковский консультативный комитет (БКК). БКК был создан в декабре 1991 года.
    БКК является органом выработки общих принципов по урегулированию задолженности России перед иностранными коммерческим банками - кредиторами СССР.

В разные периоды в состав БКК входили следующие банки:

      Германия: Deutshe Bank AG, Frankfurt (председатель БКК), Dresdner Bank, Commerzbank AG

      Италия:Banca Nazionale del Lavoro S.p.a., Banca Commerciale Italiana, Mediocredito Centrale

      США: Bank of America NA, JP Morgan

      Великобритания: Midland Bank p.l.c.

      Япония: Bank of Tokyo-Mitsubishi (сопредседатель БКК), Dai-Ichi Kangyo Bank, Industrial Bank of Japan

      Франция: Credit Lyonnais SA (сопредседатель БКК), Banque Nationale de Paris SA

      Австрия: Bank Austria AG, Creditanstalt-Bankverein[1]

 

Долг СССР Парижскому Клубу кредиторов на конец 1991 года составлял $37.6 млрд. В январе 1992 г. правительство РФ заключило рамочное соглашение о пересмотре календарного плана обслуживания и погашения долгов Парижскому клубу кредиторов. Далее в 1993, 1994, 1995 гг. последовали три его пересмотра (многосторонние меморандумы от 2 апреля 1993г., от 4 июня 1994г., от 3 июня 1995г.), связанные с обслуживанием долга в период с декабря 1991 г. по конец 1995 г.

Вслед за этими соглашениями в апреле 1996 г. правительство РФ подписало Меморандум (многосторонний меморандум от 29 апреля 1996г) об условиях всеобъемлющей реструктуризации внешнего долга СССР со странами - членами Парижского клуба кредиторов. Россия стала должна Клубу $38 млрд. Из этой суммы 45% будет выплачено в течение 25 лет, а оставшиеся 55% будут выплачиваться в течение 21 года. В соответствии с условиями погашение реструктуризуемой части долга начнется в 2002 году и должно завершиться в 2020 году. Не реструктурированными остались лишь долги коммерческим фирмам, на долю которых приходится порядка 5-6% суммы долга бывшего СССР.

В рамках Многостороннего меморандума, подписанного 1 августа 1999 года (V консолидация), практически завершена работа по реструктуризации официальной задолженности бывшего СССР со сроками платежей в 1999-2000гг., а так же просроченных с августа 1998г. процентов. Россией были подписаны двусторонние соглашения с Австралией, Австрией, Бельгией, Великобританией, Германией, Данией, Испанией, Италией (САЧЕ, Министерство казначейства Италии), Канадой (канадский пшеничный комитет, Корпорация развития экспорта), Нидерландами, Португалией, США, Финляндией, Францией, Швейцарией, Швецией, Японией (Японский банк международного сотрудничества (JBIC), МИТИ). С Норвегией соглашение парафировано. Внешэкономбанком была осуществлена выверка задолженности с уполномоченными организациями стран кредиторов, по результатам которой парафировались протоколы требований, являющиеся приложениями к межправительственным соглашениям.

На 1 января 2001 года долг России перед Парижским Клубом составлял $47,5 млрд., на 1 июля - $42,9 млрд., на 1 января 2002 - $42,3 млрд[2].

Самое интересное в этой истории заключается в том, что если долги перед Парижским Клубом были признаны полностью, то с активами было иначе. В сентябре 1997 г. в Гонконге первый вице-премьер России А. Чубайс подписал "Меморандум о взаимопонимании...", определяющий условия присоединения России к Парижскому клубу кредиторов. ПКК принял Российскую Федерацию в качестве "равноправного партнера", что расценивалось как "большое достижение новой российской дипломатии". По Меморандуму он от имени России добровольно отказался от половины финансовых активов, простив их великодушно российским должникам по предложению Парижского клуба. Они были пересчитаны по финансовой методике Международного валютного фонда, которая учитывает средний уровень доходов государств, их валовой внутренний продукт на душу населения и другие критерии. Исходя из такой методики, России навязали списание активов на 60 млрд. долларов[3].

Упросив кредиторов пойти на отсрочку оплаты и реструктуризацию внешнего долга, Правительство России взяло на себя обязательства обслуживать долг по процентной ставке 7% годовых, что составляло около 2,7 млрд. долларов ежегодных выплат Парижскому клубу. (Заметим, что даже Советскому Союзу - "империи зла" - США, Франция и другие страны-кредиторы предоставляли внешние займы по ставке 1,5 - 2% годовых.)[4] Другим ущемляющим интересы России условием Соглашений стало обязательство о первоочередности оплаты процентов и штрафов за просрочку процентных платежей. И, наконец, в соответствии со статьями "о равном подходе", включенными во все Соглашения с кредиторами ПКК, наша страна фактически была лишена возможности ведения самостоятельных переговоров с любым из кредиторов о досрочном погашении или списании долга, в том числе путем денежных или товарных взаиморасчетов. Это ограничение закрыло для России "двери" по урегулированию долга и автоматически обязало выплачивать высокую процентную ставку по кредитам СССР до 2020 года.

Большая часть межгосударственных кредитов была формой финансовой поддержки дружественных СССР политических режимов в странах "третьего мира", то есть предоставлялась без сколько-нибудь серьезного анализа платежеспособности заемщиков. Как следствие, обязательства большинства государств относятся к разряду "сомнительной" и даже "безнадежной" задолженности. Повышение степени возвратности этих долгов могло бы стать весьма значимым источником пополнения федерального бюджета. Кроме того, стремление России к цивилизованному урегулированию долговых вопросов существенно повысило международный авторитет страны.

В решении проблемы возврата долгов Россия руководствуется нормами, принятыми мировым сообществом. Вступление в Парижский клуб кредиторов в качестве полноправного участника явилось логическим завершением усилий Российской Федерации в рассматриваемой области.

Внешэкономбанк принял активное участие в подготовке вступления России в Парижский клуб и с сентября 1997 года участвует в его заседаниях, а также в переговорах со странами-должниками. В рамках имеющихся полномочий и возможностей он совместно с Минфином России разрабатывает варианты урегулирования задолженности, учитывающие как интересы РФ, так и финансовые возможности стран-должников, а также принятые Правительством Российской Федерации международные обязательства.

До 1991г. Внешэкономбанк считался первоклассным заемщиком, ему давали кредиты крупные банки Японии, США, Швейцарии и, особенно, Германии. В итоге они оказались обладателями крупных просроченных задолженностей на миллионы долларов. Естественно, что многие из них захотели продать эти долги. Другие же, рассчитывая на погашение в ближайшем будущем этих задолженностей, приобретали их. Возникновению рынка способствовало обезличивание долгов, т.е. вне зависимости от срока погашения и процентной ставки они стали представлять собой единый инструмент.

Некоторые банки стремились избавиться от этих кредитных соглашений, другие их покупали с большим дисконтом от номинальной стоимости, по которой выдавался этот кредит. Солидный объем внешнего долга и достаточно большое количество банков, желающих купить и продать долговые обязательства, обусловили высокую ликвидность инструмента внешних долгов.

Участие в управлении внешними финансовыми активами Российской Федерации не ограничивается проведением операций по учету сумм требований на страны-дебиторы, хотя бухгалтерское исполнение этой функции является главнейшей обязанностью банка. В 1998 г. принят ряд мер, направленных на организацию во Внешэкономбанке работы по оценке платежеспособности государств-должников, прежде всего тех из них, которые не имеют действующих соглашений с Парижским клубом, но просроченный долг которых перед Россией имеет тенденцию к росту.

Другим важным направлением участия Внешэкономбанка в управлении внешними финансовыми активами является изучение и предметная проработка конкретных схем погашения суверенной задолженности, связанных с использованием рыночных и/или нетрадиционных инструментов, в том числе - обменных операций (долг/экспорт, долг/собственность, долг/долг), секьюритизации долговых требований, откупа и пр. В условиях перманентных финансовых трудностей, переживаемых большинством стран-дебиторов России, указанные схемы могут стать важным дополнением к соглашениям о реструктуризации долга, на заключение которых дало согласие Правительство Российской Федерации.

Другим направлением работы с финансовыми активами бывшего СССР является продажа на тендерной основе активов, выраженных в клиринговых и других замкнутых валютах. Круг стран, чья задолженность реализуется по товарно-тендерной схеме, достаточно широк: Индия, Пакистан, Монголия, Лаос, Бангладеш и ряда других государств. Увеличению поступлений в бюджет способствовало постоянное совершенствование Внешэкономбанком системы проведения тендеров, повышение конкуренции между их участниками.

Начиная с 1998 года, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, Внешэкономбанк приступил к учету и обслуживанию кредитов, предоставляемых Россией странам-членам СНГ. Упорядочивание этой работы даст возможность не только обеспечить дополнительные поступления в федеральный бюджет, но и будет способствовать более полному обеспечению экономических интересов России в этих государствах.

В результате принятия на себя всех обязательств бывших Советских республик по погашению внешнего долга СССР, внешний долг России, составлявший на начало 1992 года $57 млрд. достиг в начале 1993 $96.6 млрд. и сравнялся со всем годовым ВНП страны.

К концу 1993 года обязательства России составили уже более $110 млрд., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на $15 млрд.(в первую очередь за счет привлечения займов международных финансовых организаций) Причинами стремительного роста задолженности стали: дефицитность государственного бюджета и заметное ухудшение ценовых условий внешней торговли в совокупности с сокращением экспорта. Несмотря на это, в 1993 году соотношение внешнего долга к ВНП сократилось до 65 %.

На начало 1994 года, по официальным данным, общая внешняя задолженность страны составляла $112,8 млрд. Задолженность бывшего СССР за счет капитализации невыплачивавшихся процентов выросла до 104 млрд. долларов (92.2% общей внешней задолженности), а вновь образованная российская задолженность составляла - 8,8 млрд. долларов.

Затем, в 94-97 годах задолженность росла меньшими темпами (1994 - $119 млрд., 1995 год - $120.4 млрд., 1996 - $121 млрд.), отношение же задолженности к ВНП и экспорту постепенно сокращалось (с 55% в 1994г. до 30% ВНП в 1996г., с 260% экспорта страны в 1994г. до 190% в 1996г.)
    По официальным данным Минфина на 31 декабря 1997 г. внешний долг России составлял $123.5 млрд, из которых $91,4 млрд. - составляли долги, доставшиеся в наследство от Советского Союза. Однако в 1998 году вновь были сделаны масштабные заимствования. К 1 июля внешний долг вырос до $129 млрд. (рост задолженности был связан в первую очередь с попытками предотвратить дефолт по внутреннему долгу). Во второй половине 1998г. произошла конвертация части внутреннего долга во внешний - объем задолженности на конец 1998 года составил уже - $143,9 млрд., а в 1999 году достиг своего исторического пика - $167 млрд. (более 90% ВНП в долларовом исчислении)[5]. В 1997-98 годах затраты на обслуживание долга составляли половину бюджетных расходов.    

Информация о работе Государственный долг и его регулирование