Этапы становления и равзития бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 22:48, курсовая работа

Описание

Цель настоящей работы – выявить наиболее значительные проблемы, возникшие в результате эволюции бюджетной системы Росси на современном этапе, и определить возможные пути их решения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть сущность и функции бюджетной системы;
охарактеризовать особенности становления бюджетной системы на разных этапах экономического развития страны;
выявить особенности и проблемы современной бюджетной системы России;
определить перспективы развития и возможные направления решения проблем бюджета Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Дореволюционный период становления бюджетной системы России ………………………………………………………………………………..6

Становление бюджетной системы XIII-XVI вв ……………….…….6
Развитие бюджетной системы XVII-XIX вв………………………...11
Коренные изменения бюджетной системы российского государства XIX половины XX вв………………………………………………...13
Глава 2. Бюджетная система СССР ………………………………….……..22

2.1Формирование бюджетной системы 1917 – 1938гг……………….……22

2.2 Бюджетная система советского периода с 1938 – 1991гг.…………...…30

Глава 3. Современные направления развития бюджетной системы Российской Федерации……………………………………………………….……38

3.1. Бюджетная система и ее особенности в постсоветский период 1991 – 1999гг…………………………………………………………………...…………..38

3.2. Современное состояние бюджетной системы РФ и перспективы ее развития…………………………………………………………………………..…47

Заключение…………………………………………………………………….58

Литература…………………………………………………………..…...……59

Приложения……………………………………………………………...……62

.

Работа состоит из  1 файл

хорошая)).doc

— 382.50 Кб (Скачать документ)

    Кризисное состояние финансовой системы России определялась и несовершенством налоговой системы. Основная тяжесть налогов падала на крестьянство, составлявшее подавляющую часть производящего населения, в то время как дворянство, в руках которого находилась большая часть земельной собственности, прямых налогов не платило вообще. Выплата подушной подати, а также земских и натуральных повинностей была непосильной для значительной части крестьянства. Миллионы крестьянских хозяйств были не только не рентабельны, но лишь с трудом позволяли крестьянам существовать на грани нищеты. В отчете департамента полиции за 1844 г. отмечалось, что одной из главных причин народных восстаний было чрезмерное обременение крестьянства денежными поборами со стороны помещиков и государства. Итогом такой налоговой политики стало накопление и рост недоимок при сборе налогов. Так, в 1848 г. подушная подать была собрана полностью только по одной пятой всех губерний страны, в остальных же недоимки составили до 40% оклада [10]

      Обедневшее крестьянство было  неспособно оплатить весь объем налогов. Созданные специальные воинские команды, которые с помощью розог и продажи жалких крестьянских пожитков с торгов выколачивали из крепостного населения последнее имущество, реальных результатов не дали.

    Таким образом, государство само разорило себя, так как налоги не соответствовали реальным возможностям налогоплательщиков и не оставляли им достаточно средств для развития хозяйства. С этим соглашался и Канкрин. "Богатый народ может давать и большой доход, а вымогать оный у бедного - значит срубать дерево для получения плодов", - писал он.

          Крымская война  гибельно отразилась на положении основной массы налогоплательщиков крестьян, ускорила и усугубила процесс  их разорения. Значительная часть трудоспособного  мужского населения была оторвана от производительного труда. Кроме того, крестьянское хозяйство должно было нести тяжесть поставки лошадей (во время войны у крестьян было мобилизовано 150 тыс. лошадей). Усилилась и подворная повинность, так как средства передвижения для перевозки войск должны были поставляться крестьянами. Крепостные крестьяне погибали не только на полях сражений, но также от холерной эпидемии, распространившейся в стране в военные годы. Само собой разумеется, что все это сократило и без того ничтожную податную способность крестьян и привело к росту недоимочности. Если в 1851 г. сумма недоимок по подушной подати составляла 110 млн. руб., то в 1855 г. она выросла уже до 140 млн. руб. [17, с 39]

    Крымская  война еще более ухудшила состояние  финансов страны и вызвала полное расстройство денежной системы. Дефицитность бюджета, существовавшая и до войны, усугубилась в этот период еще и тем, что расходные сметы, установленные в бюджетной росписи, вовсе не были обязательными для ведомств, большинство которых в середине бюджетного года испрашивало и получало дополнительные ассигнования. Благодаря этому расходная часть бюджета намного превысила суммы, предусмотренные государственной росписью.

          Одним из источников, за счет которого покрывалась дефицитность бюджета, были "позаимствования" казны из привлеченных средств государственных кредитных учреждений. За период с 1850 по 1860 г. казна заняла в дореволюционных банках 296 млн. руб. Кроме того, в течение этого десятилетия правительство выпустило кредитных билетов на 400 млн. руб.; за 1854 и 1855 гг. заключило два иностранных займа на 100 млн. руб. и, наконец, в 1859 г. выпустило 5% банковские билеты на сумму в 277 млн. руб. [18, с 445, 627, 633].

          Платежи по государственному долгу (проценты и погашения) составляли значительную статью расходной части государственного бюджета. Накануне отмены крепостного права на это затрачивалось около 50 млн. руб. Другим наиболее крупным и непрерывно возраставшим источником поступления денег в казну был так называемый "питейный доход". С 1832 г. по 1862 г. этот вид государственного дохода увеличился почти в 4 раза: с 34 до 127 млн. руб. Накануне финансовых реформ он составлял около 40 % всей доходной части государственного бюджета [22, с 33]. 

          Известный русский  статистик А. Арсеньев писал в 1817 г., что винный откуп "от беднейшей части народа вытягивал последнюю копейку, не токмо многие семейства оставляет без пищи, одежды и самонужнейшего содержания, но есть виной великого числа недоимок в податях государственных, которые, будучи пропиты в кабаках, в казну не поступают".[2, с 5]

    После Февральской революции 1917 г. бюджетная  система пришла в расстройство. При  Временном правительстве доходы и расходы производились на основании  отдельных кредитов (иностранных  займов).

    Таким образом, и бюджет, и финансовая политика, и денежное обращение явно не соответствовали тем задачам, которые стояли перед страной в предреформенный период. Буржуазное преобразование финансов стало уже назревшей необходимостью. 
 
 

 

     Глава 2. Становление бюджетной системы СССР 

    2.1 Формирование  бюджетной системы 1917 – 1938гг. 

    Корни  современной  бюджетной  системы  России  следует  искать  в  истории  СССР.  Бюджетная  система  СССР просуществовала  более  шестидесяти  лет.  За  это  время  она  прошла  несколько  этапов  развития.  После  установления Советской  власти  в  России  первые  полугодовые  и  годовые  бюджеты  составлялись  как  единые.  Такая  централизация бюджетной системы была вызвана крайне тяжелой экономической и политической ситуацией в стране. Порядок составления единого бюджета сохранился и после объединения советских республик [25, с 621]

    С победой Октябрьской революции 1917 для финансирования неотложных нужд новые органы власти вынуждены были прибегнуть к контрибуции с имущих слоев населения, главным образом, как писали в то время, с купцов и спекулянтов, нажившихся за время войны и расходующих непроизводительно свои капиталы. [24, с 162, 163]

    В январе 1918 г. правительство составило  первый советский бюджет на период с января по июль 1918 г., который был утвержден Советом Народных Комиссаров, что послужило началом системы полугодовых бюджетов. [1, с 23]

          Конституция 1918 г. установила федеральное устройство РСФСР и  заложила основы бюджетного устройства государства. [1, с 24]

    В  соответствии с Конституцией РСФСР в бюджетную систему РСФСР как  самостоятельные  части  включаются:   республиканский  бюджет РСФСР, республиканские бюджеты республик в составе РСФСР, краевые, областные  бюджеты  краев  и областей,  городские  бюджеты городов Москвы и Санкт - Петербурга,  областной бюджет автономной области, окружные  бюджеты  автономных  округов,  районные бюджеты районов, городские  бюджеты  городов,  районные  бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов. [14]

    Принцип централизации всех финансов выразился в установлении единства государственного бюджета и всей финансовой системы Российской Федерации, включении государственных доходов и расходов в общегосударственный бюджет. [23, с 34]

       На всероссийском съезде представителей финансовых отделов Советов (1918 г.) выступал с докладом В.И.Ленин. Он твёрдо поставил задачу: «Мы должны во что бы то ни стало добиться прочных финансовых преобразований, но надо помнить, что всякие радикальные реформы наши обречены на неудачу, если мы не будем иметь успеха в финансовой политике». [16, с 351]

          Главными принципами формирования бюджета были централизация  средств и эффективное их использование. Эти принципы были зафиксированы  в первой Конституции РСФСР (1918 г.), в ст.79 которой было записано:

          Финансовая политика РСФСР в настоящий переходный момент диктатуры трудящихся способствует основной цели – экспроприации буржуазии  и подготовки условий для всеобщего  равенства граждан республики в  области производства и распределения  богатств. В этих целях она ставит себе задачей предоставить в распоряжение органов Советской власти все необходимые средства для удовлетворения местных и общегосударственных нужд Советской республики, не останавливаясь перед вторжением в право частной собственности. [23, с 34]

          Основой бюджетной  системы была централизация всех финансовых ресурсов в едином общегосударственном  бюджете РСФСР с последующим  разделением доходов и расходов по республикам и областям. [23, с 34]

      Государственные бюджеты Украинской  и Белорусской социалистических республик существовали отдельно. Территориальные бюджеты формировались за счет:

    • поступлений от налогов, устанавливаемых  губернскими, уездными, городскими и  волостными Советами;

      • надбавок в размере до 40% к государственному подоходному  налогу;

    • доходов от местных предприятий и имущества;

    • ссуд и пособий из государственного бюджета.

          Однако в условиях военного времени и проведения политики "военного коммунизма" бюджеты  не имели реального значения. Реальными  были лишь ежемесячные планы распределения денежной эмиссии.К концу 1920 г. денежные бюджеты стали отмирать. В июле 1920 г. ВЦИК принял постановление о слиянии государственного и территориального бюджетов. [1, с 23, 24]

    В  1920  г.  доходная  часть  государственного  бюджета  характеризовалась следующими показателями (%): 

    Доходы  от государственных предприятий, имуществ     97,5
    В том числе:      
    От  промышленности     35,6
    Транспорта     14,1
    Сельского хозяйства     5,1
    Налоги  и сборы     0,3
    Прочие  поступления     2,2
 

    Табл.1 Доходы государственного бюджета 1920 [23, с 35] 

    Территориальные бюджеты формировались за счет:

    •   поступлений от налогов, устанавливаемых губернскими, уездными, городскими, волостными Советами, взимаемыми на местные нужды;

    •   надбавок (в пределах 40%) к государственному подоходному налогу;

    •   доходов от местных советских предприятий и имущества;

    •   ссуд и пособий из государственного бюджета.

    Однако  в условиях военного времени, экономической  разрухи, отсутствия средств в местных  бюджетах (например, в 1919 г. расходы  местных бюджетов Петроградской губернии составили 950 млн. руб., а поступления от местных налогов — 44 млн. руб., или 4,6%) сессией ВЦИК в июне 1920 г. было принято решение о слиянии государственного и территориальных бюджетов. [47]

    С окончанием Гражданской войны и  переходом к НЭПу в 1921 г. ВЦ

    ИК  восстановил бюджеты в своих  правах. По мере стабилизации денежных знаков и укрепления финансовой системы  правительст- во перешло к месячным бюджетным планам, в 1923-1924 гг. — к  твердым квартальным планам, а в 1924-1925 гг. — и к твердому годовому планированию и отчету. [1, с 23, 24]

    Образование  в 1922  г.  Союза  Советских  Социалистических  Республик  и принятие в 1924 г. Конституции  СССР послужило  основанием  для  создания  новой бюджетной  системы  государства.  В  нее  вошла  широко  разветвленная  сеть  бюджетов  местных  Советов,  которая  была наделена  собственными источниками доходов, получала надбавки, дотации на покрытие разницы  в доходах и расходах,  а также  субвенции  при  долевом  участии  собственных  средств.  Доходы этого бюджета формировались за счёт общесоюзных государственных предприятий (отчислений от прибыли). Организация  различных  видов  бюджетов  и  порядок  их составления регулировались законодательными актами государства.) Был создан союзный бюджет, на который было возложено финансовое обеспечение обороны, хозяйственного и культурного строительства. [29, с 35]

    Законодательно  был закреплен принцип подведомственности при формировании государственного и территориальных бюджетов, согласно которому все предприятия и организации распределялись между различными уровнями бюджетной системы и вносили отчисления в соответствующий бюджет. В частности, предприятия союзного подчинения вносили платежи в союзный бюджет, предприятия республиканского, областного и городского подчинения — в соответствующие бюджеты. В свою очередь, из этих же бюджетов финансировались предприятия, учреждения и организации союзного, республиканского и местного подчинения соответственно. [1, с 23, 24]

Информация о работе Этапы становления и равзития бюджетной системы РФ