Этапы становления и равзития бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 22:48, курсовая работа

Описание

Цель настоящей работы – выявить наиболее значительные проблемы, возникшие в результате эволюции бюджетной системы Росси на современном этапе, и определить возможные пути их решения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть сущность и функции бюджетной системы;
охарактеризовать особенности становления бюджетной системы на разных этапах экономического развития страны;
выявить особенности и проблемы современной бюджетной системы России;
определить перспективы развития и возможные направления решения проблем бюджета Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Дореволюционный период становления бюджетной системы России ………………………………………………………………………………..6

Становление бюджетной системы XIII-XVI вв ……………….…….6
Развитие бюджетной системы XVII-XIX вв………………………...11
Коренные изменения бюджетной системы российского государства XIX половины XX вв………………………………………………...13
Глава 2. Бюджетная система СССР ………………………………….……..22

2.1Формирование бюджетной системы 1917 – 1938гг……………….……22

2.2 Бюджетная система советского периода с 1938 – 1991гг.…………...…30

Глава 3. Современные направления развития бюджетной системы Российской Федерации……………………………………………………….……38

3.1. Бюджетная система и ее особенности в постсоветский период 1991 – 1999гг…………………………………………………………………...…………..38

3.2. Современное состояние бюджетной системы РФ и перспективы ее развития…………………………………………………………………………..…47

Заключение…………………………………………………………………….58

Литература…………………………………………………………..…...……59

Приложения……………………………………………………………...……62

.

Работа состоит из  1 файл

хорошая)).doc

— 382.50 Кб (Скачать документ)

    • контроль за финансово-хозяйственной  деятельностью предприятий, организаций  и учреждений, подведомственных этим органам власти.

    Важное  значение имеют местные бюджеты  в осуществлении общегосударственных  экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. [25, с 226]

    В соответствии со ст. 1 Конституции РФ (1993 г.) «Российская Федерация –  Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления[6, с 42]

    Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном  устройстве РФ, регулируемая нормами  права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов и является составной частью финансовой системы. [25, c.227]

    Статья 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации  закрепляет в России трёхуровневую  бюджетную систему. Схема построения бюджетной системы Российской Федерации приведена на рисунке  2 

    

    

    

      

      

      
 
 

      

      
 
 

    Рис.2 Схема бюджетной системы Российской Федерации. [30] 

    Главной особенностью правовых отношений является наличие у их участников юридических  прав и обязанностей, как правило, взаимосвязанных. [6, 44] Как уже было сказано выше - федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой Правительством РФ. Через параметры федерального бюджета государство регулирует темпы экономического развития, а также взаимоотношения с территориями.

    Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней  бюджетной системы РФ на соответствующей территории (рис. 3)

      
 
 
 
 

    Рис.3 Структура Консолидированного бюджета РФ. 

    Консолидированный бюджет Российской Федерации выполняет функцию объединения бюджетных показателей территории. В нем находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в стране; условия сбалансированности доходов и расходов в целом по бюджету Федерации. [29, с 11]

    Бюджетный кодекс РФ регламентирует следующий перечень принципов построения и функционирования бюджетной системы РФ:

    - Принцип единства. Означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, бюджетного процесса в РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней.

    - Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами системы РФ. Означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

    -    Принцип самостоятельности бюджетов. Правительство России исходит из того, что сохранение и укрепление единого государства возможно только на основе самостоятельности федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, участия всех территорий в финансировании расходов федерального правительства через применение единых подходов к формированию доходной части федерального бюджета.

    - Принцип равенства бюджетных  прав субъектов РФ, муниципальных образований. Означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, определение объёма, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.

    - Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов. Означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объёме отражаются в соответствующих бюджетах.

    -  Принцип сбалансированности бюджета. Означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

    -  Принцип результативности эффективности использования бюджетных средств.

    -  Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджета.

    -  Принцип прозрачности. Предполагает прозрачность бюджета, что означает соблюдение следующих требований:

    • предварительное обсуждение проекта бюджета на открытых заседаниях парламента;

    • обязательное опубликование утвержденных бюджетов после принятия закона о них, а также отчетов об исполнении бюджетов;

    • сообщения о ходе исполнения бюджетов в течение года.

    -  Принцип достоверности. Означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

    -   Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Означает, что они выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

    - Принцип подведомственности расходов  бюджетов. Означает, что получатели  бюджетных средств вправе получать  бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

    - Принцип единства кассы. Означает  зачисление всех кассовых поступлений  и осуществление всех кассовых  выплат с единого счёта бюджета.  [4, с 35]

    Обобщая содержание принципов построения бюджетной  системы, получивших отражение в  Бюджетном кодексе, можно сказать, что их реализация должна определяться необходимостью выполнения общегосударственных  экономических и социальных программ, а также перераспределением финансовых ресурсов для выравнивания развития регионов.

    К моменту начала рыночных реформ в  России отсутствовало теоретическое  обоснование финансовой политики, адекватной рыночным условиям переходного периода. Использование недостаточно адаптированных к конкретным условиям России рекомендаций МВФ в области бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики при наращивании неуправляемого государственного долга обернулось дефолтом в августе 1998 г.

    В основе кризиса 1998 г лежали многие причины:

    - Отсутствие в отечественной экономической науке теории в области финансового регулирования при “романтической” ориентации на рекомендации МВФ, в которых предлагалось свести регулирование экономики к ограниченному кругу индикаторов (темпы инфляции, бюджетный дефицит, денежная масса, курс рубля и золотовалютные резервы). В действительности этих макроэкономических показателей оказалось недостаточно.

    - Недооценивались такие показатели, как динамика и структура внутренних  и внешних долгов, просроченная  кредиторская задолженность, доля импорта в товарообороте, инвестиционная активность, состояние капитализации рынка ценных бумаг. При разработке финансовой политики явно игнорировались такие важнейшие показатели, как занятость, производительность труда, фондоотдача, состояние оборотных средств предприятий.

    - Снижение объемов производства, сужение доходной базы бюджета  с соответствующим увеличением  налогового пресса на реального  производителя приводили к хроническому  невыполнению доходной части  бюджета, росту бюджетного дефицита, низкой собираемости налогов (74-75 процентов).

    - Частые смены глав правительств  и министров финансов не способствовали  выработке реальной и предсказуемой  финансовой политики, снижали доверие  общества, иностранных государств  и частных инвесторов к принимавшимся финансовым решениям.

    - Искусственное сдерживание курса  рубля, ошибки в его прогнозировании  привели к ухудшению платежного  баланса и потере золотовалютных  резервов.

    - Снижение мировых цен на нефть,  газ и другие сырьевые ресурсы  также ухудшили в 1997-1998 гг. состояние платежного баланса страны.

    - Нарастание внутреннего и внешнего  долга, его неблагоприятная структура  с преобладанием сравнительно  “коротких” долгов.

    - Допуск нерезидентов на рынок  ценных бумаг.

    - Отсутствие стимулов к накоплению, что привело к конвертации свободных средств населения в доллары и к вывозу (бегству) капитала за границу.

    - Рот инфляционных ожиданий и  взаимных неплатежей предприятий,  кризис ликвидности коммерческих  банков. [38, с 16,17] 

    Подведём  итоги. Период с 1991 по 1999 годы характеризовался пониманием важности роли федерального бюджета.

          Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки  экономики, конверсии предприятий  военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.

    Большую роль играет федеральный бюджет в  поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

    Для решения этих задач федеральный бюджет наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.

    Была  закреплена трёхуровневая бюджетная  система.

    К моменту начала рыночных реформ в  России отсутствовало теоретическое  обоснование финансовой политики, адекватной рыночным условиям переходного периода. Использование недостаточно адаптированных к конкретным условиям России рекомендаций МВФ в области бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики при наращивании неуправляемого государственного долга обернулось дефолтом в августе 1998 г. 
 
 
 
 

    3.2. Современное состояние бюджетной  системы РФ и перспективы ее  развития 
 

    Последствия кризиса 1998 г. крайне тяжело отразились на экономике России, прежде всего  на доходах населения. Потребовалось  формирование в 2000-2001 гг. принципиально  новой финансовой политики, которая учитывала эффект девальвации рубля, что способствовало развитию экспорта, сокращению импорта и созданию определенных условий для повышения конкурентоспособности и, соответственно, росту производства российских производителей. Усиление вертикали власти, достижение определенного согласия в отношениях между Президентом РФ,     Правительством РФ и Федеральным Собранием, определенные положительные сдвиги в 2000 г. (рост ВВП более чем на 7%, инвестиций – более чем на 17%) создали благоприятные условия для выработки стратегических и тактических направлений финансовой политики начала ХХI в. [27]

    Общая стратегическая задача развития России в начале нового тысячелетия –  это модернизация экономики, обеспечивающая устойчивые темпы экономического роста на основе повышения конкурентоспособности российских производителей и структурных преобразований, соответствующих современным мировым тенденциям.

    Приоритетными задачами финансовой политики становятся:

    1. формирование законодательной базы, обеспечивающей благоприятный инвестиционный климат и способствующей развитию предпринимательства;

    2. оптимизация расходов бюджета;

    3. существенное снижение налоговой  нагрузки и повышении эффективности  налоговой и таможенной систем;

    4. создание условий для развития  финансовой инфраструктуры и достижения среднесрочной финансовой стабильности;

    5. достижение сбалансированности  бюджетной системы и повышения  эффективности ее функционирования;

    6. реформирование естественных монополий;

    7. повышение эффективности и подконтрольности государству (собственнику) государственного сектора экономики, в частности деятельности государственных унитарных предприятий (ГУП);

    8. решение накопившихся социальных  проблем, прежде всего в области  политики заработной платы и  доходов. [40]

Информация о работе Этапы становления и равзития бюджетной системы РФ