Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 22:48, курсовая работа
Цель настоящей работы – выявить наиболее значительные проблемы, возникшие в результате эволюции бюджетной системы Росси на современном этапе, и определить возможные пути их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность и функции бюджетной системы;
охарактеризовать особенности становления бюджетной системы на разных этапах экономического развития страны;
выявить особенности и проблемы современной бюджетной системы России;
определить перспективы развития и возможные направления решения проблем бюджета Российской Федерации.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Дореволюционный период становления бюджетной системы России ………………………………………………………………………………..6
Становление бюджетной системы XIII-XVI вв ……………….…….6
Развитие бюджетной системы XVII-XIX вв………………………...11
Коренные изменения бюджетной системы российского государства XIX половины XX вв………………………………………………...13
Глава 2. Бюджетная система СССР ………………………………….……..22
2.1Формирование бюджетной системы 1917 – 1938гг……………….……22
2.2 Бюджетная система советского периода с 1938 – 1991гг.…………...…30
Глава 3. Современные направления развития бюджетной системы Российской Федерации……………………………………………………….……38
3.1. Бюджетная система и ее особенности в постсоветский период 1991 – 1999гг…………………………………………………………………...…………..38
3.2. Современное состояние бюджетной системы РФ и перспективы ее развития…………………………………………………………………………..…47
Заключение…………………………………………………………………….58
Литература…………………………………………………………..…...……59
Приложения……………………………………………………………...……62
.
Основными доходными источниками государственного бюджета того периода были поступления от общественного хозяйства и привлеченные средства населения, которые поступали через систему налогообложения и покупку займов. По итогам выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР 74,9 % всех доходов единого финансового плана составили средства общественного хозяйства, привлеченные средства населения – 17,9 % и прочие доходы – 7,2 %.
Понятие «единый финансовый план», в отличие от государственного бюджета, охватывало все денежные накопления общественного хозяйства (прибыль, налог с оборота, начисления на заработную плату, амортизация), привлеченные средства населения (налоги, займы, паи, вклады в сберкассы и т.д.) и все расходы: на капитальные вложения, на прирост оборотных средств в производстве и обращении, на культуру и управление.
Основными статьями расходов бюджета были расходы на народное хозяйство и социально-культурные мероприятия. Эта тенденция в развитии расходов бюджета сохранилась и в дальнейшем. Всего за первую пятилетку через бюджетную систему СССР было мобилизовано и перераспределено 82,8 млрд. р., или 69 % всех ресурсов единого финансового плана. Остальная часть ресурсов частично перераспределена через кредитную систему, но в основной массе непосредственно распределялась между отдельными отраслями народного хозяйства. [29, с 9]
Крупным мероприятием в перестройке финансовой работы была налоговая реформа 1930 г., в ходе которой было внесено изменение в формирование доходов территориальных бюджетов, что привело к изменению системы платежей предприятий в бюджет и введению двухканальной системы изъятия: отчислений от прибыли и налога с оборота, в котором было объединено множество налогов и сборов. Платежи, объединенные в налог с оборота, давали бюджету к 1930 г. 61,6 % всех доходов, в том числе акцизы – 29,0 % и промысловый налог – 21,5 %.
В частности, в территориальные бюджеты передавалась часть государственных доходов с налога с оборота и с поступлений от реализации государственных займов. В последующем этот принцип распространился на другие общегосударственные источники и продолжает действовать в бюджетной системе РФ как механизм бюджетного регулирования с целью пополнения средствами территориальных бюджетов. [1, с 23, 24]
В
1932 г. общие нормы распределения
прибыли были устранены: вся плановая
прибыль могла быть изъята в бюджет,
за предприятием закреплялась лишь часть
сверхплановой прибыли. Материальное
поощрение работников стало возможным
за счет экономии расходов и не
могло превышать 1 % фонда заработной
платы, прибыль в основной своей
массе перестала быть источником
материального стимулирования
социального и технического
развития предприятия. Доходы государственного
бюджета за 1933 – 1937 гг. характеризуют данные
табл.
Наименование дохода | Всего, млн. р. | В % к итогу |
Всего доходов, в том числе: | 383 536,1 | 100,0 |
Налог с оборота | 258 418,1 | 67,4 |
Отчисления от прибыли | 24 260,9 | 6,3 |
Подоходный налог и другие налоги с предприятий и организаций | 7 185,9 | 1,9 |
Налоги и сборы с населения | 18 274,3 | 4,8 |
Государственные займы | 24 349,0 | 6,4 |
Средства госсоцстраха | 32 446,1 | 8,5 |
Прочие доходы | 18 603,8 | 4,7 |
Табл.
2 Структура государственного бюджета
1933 – 1937 гг. [29, с 104]
В годы третьей пятилетки в
действующую систему взимания
налога с оборота был внесен
ряд упрощений и изменений.
Было сокращено количество
Формирование бюджетной системы СССР завершилось в 1938 г., когда местные бюджеты и бюджет социального страхования были официально включены в состав единого государственного бюджета. Расширение функций местных советов и их бюджетных прав сопровождалось неуклонным ростом расходов. Государственные расходы, т.е. расходы по союзному, республиканским и местным бюджетам на просвещение, здравоохранение, физкультуру и социальное обеспечение, а также расходы по государственному социальному страхованию увеличились за вторую пятилетку в 3,7 раза: с 8,3 млрд. р. в 1932 г. до 30,8 млрд. р. в 1937 г.
Основная доля расходной части государственного бюджета направлялась на финансирование народного хозяйства, главным образом на капитальные вложения в новые основные фонды, финансовую помощь колхозам, социально-культурные мероприятия, оборону. [29, с 9]
Принятие в 1936 г. Конституции СССР усилило централизацию управления народным хозяйством и окончательно сформировало бюджетную систему СССР.
Рис.
1 Структура бюджетной системы СССР [6,
C 33]
В
соответствии с Постановлением СНК
СССР от 1938 г. в состав государственного
бюджета СССР были включены местные бюджеты
и бюджет государственного социального
страхования. Бюджетная система СССР состояла
из Союзного бюджета (государственного
бюджета), государственных бюджетов 15
союзных республик и бюджета государственного
социального страхования. В Союзном бюджете
сосредотачивалось 50~55% общего объема
ресурсов государственного бюджета, в
бюджетах союзных республик сосредотачивалось
45-50%, из которых 35% находилось в распоряжении
республиканских бюджетов и 15% в местных
бюджетах, что позволяло всем уровням
власти решать свои задачи в сфере социально-экономического
развития территорий и выполнять возложенные
на них функции. Для сравнения, в федеральном
бюджете РФ в разные годы сосредотачивалось
от 50 до 70% общего объема ресурсов бюджета.
[1, с 25]
Итак, бюджетная система СССР просуществовала более шестидесяти лет. За это время она перенесла значительные изменения.
В январе 1918 г. был составлен первый советский бюджет. Главными принципами формирования бюджета были централизация средств и эффективное их использование.
Основной целью того периода заключалась в экспроприации буржуазии и подготовки условий для всеобщего равенства граждан республики в области производства и распределения богатств.
Образование
Союза Советских Социалистических
Республик и принятие в 1924 г. Конституции
СССР послужило основанием для
создания новой бюджетной системы
государства.
2.2
Бюджетная система советского периода
с 1938 – 1991гг
Бюджетное устройство, состоящее из союзного бюджета, финансирующего общегосударственные потребности, бюджетов союзных республик и местных бюджетов, зафиксированное в первой Конституции СССР 1924 г., было коренным образом изменено только в 1991 г. Особое значение в тот период имели взаимоотношения между союзным бюджетом и бюджетами союзных республик. Не все союзные республики располагали достаточными для сбалансирования их бюджетов источниками доходов, поэтому бюджетное законодательство было пересмотрено в целях устойчивого закрепления за союзными республиками доходных источников, достаточных для того, чтобы обеспечить необходимыми средствами все расходы бюджетов союзных республик.
Основными доходными источниками государственного бюджета того периода были поступления от общественного хозяйства и привлеченные средства населения, которые поступали через систему налогообложения и покупку займов. По итогам выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР 74,9 % всех доходов единого финансового плана составили средства общественного хозяйства, привлеченные средства населения – 17,9 % и прочие доходы – 7,2 %. [29, с 6]
Формирование бюджетной системы СССР завершилось в 1938 г., когда местные бюджеты и бюджет социального страхования были официально включены в состав единого государственного бюджета. Расширение функций местных советов и их бюджетных прав сопровождалось неуклонным ростом расходов. Государственные расходы, т.е. расходы по союзному, республиканским и местным бюджетам на просвещение, здравоохранение, физкультуру и социальное обеспечение, а также расходы по государственному социальному страхованию увеличились за вторую пятилетку в 3,7 раза: с 8,3 млрд. р. в 1932 г. до 30,8 млрд.р. в 1937г.
Основная доля расходной части государственного бюджета направлялась на финансирование народного хозяйства, главным образом на капитальные вложения в новые основные фонды, финансовую помощь колхозам, социально-культурные мероприятия, оборону. Доля расходов на управление несколько сократилась, а расходы на военные нужды устойчиво росли и составили в 1940 г. 56,8 млрд. р., или 32,6 % всех расходов госбюджета СССР. Через государственный бюджет перераспределялось свыше 60 % всех финансовых ресурсов государства. Правительство последовательно проводило политику централизованного управления и планирования народного хозяйства, что отрицательно сказалось на формировании хозяйственного механизма и развитии товарно-денежных отношений. Некоторые негативные черты финансовой системы, сложившейся в 1930-х гг., сохранились до начала 1990-х гг., мешая развитию самостоятельности и инициативы предприятий.
В годы Великой Отечественной войны в финансовой системе принципиальных изменений не произошло. Отдельные изменения были внесены в финансовую политику, что было неизбежно, так как перед финансовой системой СССР стояли: [25, с 621]
• максимальной мобилизации финансовых ресурсов страны для полного и бесперебойного финансирования потребностей фронта в вооружении, боеприпасах, снаряжении, продовольствии, денежном довольствии личного состава;
• обеспечения бесперебойного финансирования нужд тыла, связанных с расширением производства военной продукции;
•
одновременного обеспечения потребностей
социально-культурного
• осуществления строгого, жесткого контроля за производством, распределением и использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Решение этих задач вызвало усиление централизации финансовых ресурсов государства, через финансово-кредитную систему производилось перераспределение национального дохода в пользу военных расходов. На нужды войны были мобилизованы свободные финансовые ресурсы промышленности, торговли, банков, долгосрочных вложений. [29, с 8,9]
После
окончания войны перед
В
послевоенные годы государственный
бюджет был подчинен решению важнейшей
задачи — ликвидации последствий войны
и восстановлению разрушенного хозяйства
страны. Наибольшая доля государственных
расходов направлялась на капитальные
вложения в промышленность и жилищный
фонд и на увеличение оборотных средств
предприятий. Кроме того, средства направлялись
на дальнейшее укрепление оборонной мощи
страны, на увеличение государственных
резервов и запасов, на социально-культурные
мероприятия.
Информация о работе Этапы становления и равзития бюджетной системы РФ