Этапы становления и равзития бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 22:48, курсовая работа

Описание

Цель настоящей работы – выявить наиболее значительные проблемы, возникшие в результате эволюции бюджетной системы Росси на современном этапе, и определить возможные пути их решения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть сущность и функции бюджетной системы;
охарактеризовать особенности становления бюджетной системы на разных этапах экономического развития страны;
выявить особенности и проблемы современной бюджетной системы России;
определить перспективы развития и возможные направления решения проблем бюджета Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Дореволюционный период становления бюджетной системы России ………………………………………………………………………………..6

Становление бюджетной системы XIII-XVI вв ……………….…….6
Развитие бюджетной системы XVII-XIX вв………………………...11
Коренные изменения бюджетной системы российского государства XIX половины XX вв………………………………………………...13
Глава 2. Бюджетная система СССР ………………………………….……..22

2.1Формирование бюджетной системы 1917 – 1938гг……………….……22

2.2 Бюджетная система советского периода с 1938 – 1991гг.…………...…30

Глава 3. Современные направления развития бюджетной системы Российской Федерации……………………………………………………….……38

3.1. Бюджетная система и ее особенности в постсоветский период 1991 – 1999гг…………………………………………………………………...…………..38

3.2. Современное состояние бюджетной системы РФ и перспективы ее развития…………………………………………………………………………..…47

Заключение…………………………………………………………………….58

Литература…………………………………………………………..…...……59

Приложения……………………………………………………………...……62

.

Работа состоит из  1 файл

хорошая)).doc

— 382.50 Кб (Скачать документ)
        1940 г.   1945 г.   1946 г..   1950 г
    Всего расходов   174,4   298,6     307,5   413,2
    В том числе                  
    Народное  хозяйство   58,3   74.4     106,2   157,6
    Социально-культурные мероприятия   40,9   62.7     80.0   116,7
    Оборона   58,6   128,2     73,6   82,8
    Содержание  органов государственного управления   6,8  
  9,2     11,8   13,9
 

    Табл. 3 Расходы Государственного бюджета  СССР за 1940-1950 гг. (млрд руб.) [21, с 407] 

    Рост  поступлений в бюджет в виде налога с оборота и отчислений от прибыли  восстановленных промышленных предприятий  позволил несколько снизить поступления  от налогов с населения. С 1 января 1946 г. был отменен военный налог, с сентября того же года — повышен необлагаемый минимум для рабочих и служащих. В последующие годы были внесены существенные изменения в сельскохозяйственный и подоходный налоги. В доходах государственного бюджета 1962 г. поступления от населения составили 6,1 млрд руб. или 7,2% всех доходов бюджета. [41]

    Расширялись бюджетные права союзных республик. С 1955 г. доходы и расходы республик  в законе о Государственном бюджете  СССР стали предусматриваться только в общих объемах. Распределение  их между республиканским и местным  бюджетами осуществлялось самой республикой. Союзным республикам было предоставлено право распоряжаться дополнительно выявленными и полученными в течение года доходами для финансирования потребностей сверх общих ассигнований. С введением в 1957 г. централизованного порядка взимания отчислений от прибыли значительно выросли закрепленные доходы бюджетов республик. Темпы роста отчислений от прибыли значительно превышали темпы поступлений от налога с оборота, хотя на протяжении всего рассматриваемого периода он оставался основным регулирующим доходом республиканских бюджетов. [42]

    Хозяйственная реформа 1965 г. была направлена на усиление стимулирующего воздействия прибыли  на развитие производства, для чего вводился новый порядок распределения  прибыли, который предусматривал организацию новой системы экономического стимулирования. На каждом предприятии за счет прибыли образовывались три фонда: фонд материального поощрения, фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонд развития производства. Прибыль должна была стать основным источником финансирования капитальных вложений и прироста оборотных средств и других плановых затрат.

    Несмотря  на то что реформа 1965 г. предусматривала  широкую реализацию всей совокупности товарно-стоимостных форм, на практике сфера использования товарных отношений была сведена к минимуму. [42]

    В целях совершенствования хозяйственного механизма в первой половине 80-х  годов проводился эксперимент по распространению на предприятиях новых  методов хозяйствования, несколько  позже стали внедрять полный хозрасчет и самофинансирование. Производственные объединения (предприятия) вносили в бюджет плату за производственные фонды с широкой дифференциацией ставок, делали отчисления от прибыли или дохода за трудовые и природные ресурсы на основе стабильных долговременных нормативов. Принцип самофинансирования предполагал также ограничение или полный отказ от бюджетных ассигнований. На практике не всегда удавалось учесть одновременно как интересы предприятия, так и интересы государства. Большое количество предприятий специально занижали плановые обязательства. 
 Все эти явления отразились на государственном бюджете. Высокая степень бюджетного перераспределения ресурсов ослабляла хозрасчетные стимулы повышения эффективности производства, порождала стремление жить за государственный счет, подрывала стабильность и сбалансированность бюджета.

    Динамика  государственного бюджета СССР за 1928-1988 гг видна из таблицы 4:

      1928/29гг 1938г. 1946г. 1965г.  1988г.
 Гос.бюджет СССР (расходы) 100 100 100   100  100
 В том числе слюзный бюджет 60,7 72,2 79,5   42,5  56,9
 Бюджеты союзных республик 39,3 27,8 20,5   57,5  43,1
 Из  них бюджеты АССР и местные  бюджеты 26,5 21,5 13,9   20,8  15,9
 

    Табл. 4 Структура государственного бюджета СССР за 1928-1988 гг в % [23, с19] 

          Мероприятия по реформированию хозяйственных отношений в промышленности, в сельском хозяйстве и других отраслях, сопровождавшиеся значительным увеличением затрат из общегосударственного денежного фонда, не привели к соответствующему росту финансовых ресурсов страны. Доходы росли медленнее расходов, возник дефицит государственного бюджета. В покрытие затрат вовлекались средства, не являющиеся по своей сущности доходами (часть ресурсов Сберегательного банка, резервы Госстраха и др.).  Бюджетный дефицит негативно воздействовал на экономику, подрывал устойчивость денежного обращения, порождал инфляционные процессы. [43]

   На  протяжении 1985—1990 год Советскому союзу  не удавалось сбалансировать госбюджет: расходы превышали доходы. (см.табл.5) 
 

        1985   1987   1990
  Доходы(млрд.р\% от ВВП):   367,7 (47,3)   360,1 (43,6).   410,1 (42,8).
  Расходы(млрд.р\% от ВВП):   386,0 (49,7)   429,3 (52,0).   485,6 (50,7).
  Дефицит (%)(млрд.р\% от ВВП):   18,3 (-2,4)   −69,2 (-8,4).   −75,5 (-7,9).
  Народное  хозяйство:   27,9 или  217,3 млрд.р   28,3 или  234 млрд.р.   19,6 или  188,4 млрд.р.
  Внешнеэкономическая деятельность:   0,3 или  2,3 млрд.р   1,4 или  12 млрд.р.   1,6 или  15 млрд.р
  Образование:   4,6 или  35,9 млрд.р   5,1 или  42,5 млрд.р.   5,2 или  49,5 млрд.р.
  Здравоохранение:   2,3 или  17,75 млрд.р   2,4 или  19,3 млрд.р.   2,9 или  27,7 млрд.р
  Социальная  политика:   7,0 или  54,8 млрд.р.   7,4 или  61,4 млрд.р.   10,3. или  98,6 млрд.р.
  Наука:   1,8 или  13,5 млрд.р.   1,5 или  12,5 млрд.р.   1,1 или  11,2 млрд.р.
  Оборона:   2,5 или  18,9 млрд.р.   2,4 или  20,2 млрд.р.   7,4 или  70,9 млрд.р.
  Правоохранительная деятельность и безопасность:   0,7 или  5,8 млрд.р.   0,8 или  6 млрд.р.   1,0 или  9,7 млрд.р.
  Управление:   0,4 или  3 млрд.р.   0,4 или  3 млрд.р.   0,3 или  2,9 млрд.р.
 

    Табл. 5 Доходы и расходы СССР 1985-1990 гг. [39, с 41] 

    Исходя  из данных таблицы 5 видно, что за 5 лет экономического развития стране не удалось погасить дефицит бюджета. Много средств уходило на социальную политику государства. Однако на внешнеэкономическую деятельность выделялась только малая часть средств. Возможно эта тенденция и стала одной из причин несбалансированности бюджета того периода.

 

     Глава 3. Современные направления развития бюджетной системы России 
 

    3.1. Бюджетная система и ее особенности в постсоветский период 1991 – 1999 гг. 
 

    Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала 90-х годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и в первую очередь бюджетную систему Российской Федерации, которая в 1991 г. претерпела кардинальные изменения. До этого государственный бюджет России включался в государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты на территории страны, в том числе сельские и поселковые. [8, с 4]

       В  соответствии с Конституцией  РСФСР в бюджетную систему  РСФСР как  самостоятельные   части  включаются:   республиканский   бюджет РСФСР, республиканские бюджеты республик в составе РСФСР, краевые, областные  бюджеты  краев  и областей,  городские  бюджеты городов Москвы и Санкт - Петербурга,  областной бюджет автономной области, окружные  бюджеты  автономных  округов,  районные бюджеты районов, городские бюджеты городов,  районные  бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов. [14]

    В ст. 8 этого Закона зафиксировано, что  единство бюджетной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной классификации и документации, но и представлением необходимой статистической и бюджетной информации для составления консолидированных бюджетов.

    В ст. 165 Бюджетного кодекса РФ также  отмечается обязанность Министерства финансов РФ составлять отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.

    Федеральный бюджет играет определяющую роль в  реализации социально-экономической  политики, проводимой Правительством РФ. [29, с 11]

    Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.

    Средства  федерального бюджета являются главным  источником финансирования структурной  перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.

    Большую роль играет федеральный бюджет в  поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

    Для решения этих задач федеральный  бюджет в соответствии с Законом  РСФСР "Об основах налоговой системы" 1991 г. и Налоговым кодексом Российской федерации 1998 г. наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами. [3, 69]

    Региональные  бюджеты. Региональные бюджеты - центральное  звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового  обеспечения задач, возложенных  на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

    С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов. [13]

    Местные бюджеты. Местное самоуправление - обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим  населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные, представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

    Финансовой  базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы. [13]

    Экономическая сущность местных бюджетов проявляется  через их функции:

    • формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

    • распределение и использование  этих фондов между отраслями народного  хозяйства;

Информация о работе Этапы становления и равзития бюджетной системы РФ