Этапы становления и равзития бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 22:48, курсовая работа

Описание

Цель настоящей работы – выявить наиболее значительные проблемы, возникшие в результате эволюции бюджетной системы Росси на современном этапе, и определить возможные пути их решения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть сущность и функции бюджетной системы;
охарактеризовать особенности становления бюджетной системы на разных этапах экономического развития страны;
выявить особенности и проблемы современной бюджетной системы России;
определить перспективы развития и возможные направления решения проблем бюджета Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Дореволюционный период становления бюджетной системы России ………………………………………………………………………………..6

Становление бюджетной системы XIII-XVI вв ……………….…….6
Развитие бюджетной системы XVII-XIX вв………………………...11
Коренные изменения бюджетной системы российского государства XIX половины XX вв………………………………………………...13
Глава 2. Бюджетная система СССР ………………………………….……..22

2.1Формирование бюджетной системы 1917 – 1938гг……………….……22

2.2 Бюджетная система советского периода с 1938 – 1991гг.…………...…30

Глава 3. Современные направления развития бюджетной системы Российской Федерации……………………………………………………….……38

3.1. Бюджетная система и ее особенности в постсоветский период 1991 – 1999гг…………………………………………………………………...…………..38

3.2. Современное состояние бюджетной системы РФ и перспективы ее развития…………………………………………………………………………..…47

Заключение…………………………………………………………………….58

Литература…………………………………………………………..…...……59

Приложения……………………………………………………………...……62

.

Работа состоит из  1 файл

хорошая)).doc

— 382.50 Кб (Скачать документ)

    Президент отметил ряд успехов Правительства в упорядочении бюджетного процесса. В 1991 г. федеральный бюджет был исполнен, а с 2000 года – начинается профицит. [7]

    Если  в 1999 г. федеральный бюджет был исполнен с дефицитом в 51 млрд руб. (1,4% к  ВВП), то начиная с 2000 г. наблюдается только профицит. Таким образом, научное обоснование целесообразности дефицитности и десятилетняя практика дефицитного федерального бюджета ушли в прошлое. Им на смену вернулись старая теория сбалансированного бюджета и профицитная реальность. Данную метаморфозу соотношения доходов и расходов бюджета следует признать положительным моментом финансовой науки и политики на современном этапе, чего нельзя сказать о стабильной тенденции повышения доли федерального бюджета во внутреннем валовом продукте. [34, с 19,20] Анализ бюджетных расходов можно проводить в целом, по отраслевому признаку, по статьям затрат. Исходя из функциональной классификации расходов федерального бюджета представлена в приложении (см.Приложение табл 1).

    Рост  налоговых доходов Федерального бюджета в 2002 г., как и в бюджетных проектировках на 2001 год, опережает общий рост доходов и бюджетной системы в целом, и бюджетов субъектов Российской Федерации. [7, с 8,9]

    Послание  президента РФ Федеральному Собранию «О бюджетной политике на 2003 год» в целом ориентировалось на продолжение курса 2001-2002 гг. Его основная целевая установка состояла в обеспечении текущих платежей по государственному долгу. [7, с 4]

    Проектировки  федерального бюджета на 2003 год формировались  Правительством РФ в русле целевых установок профицитной бюджетной политики, ориентированной на необходимость выполнения обязательств по обслуживанию государственного долга, пик платежей по которому приходился именно на предстоящий 2003 год. В рамках этих ограничений проект федерального бюджета представлял собой достаточно стройную, технологически отработанную и сбалансированную конструкцию. Более того в отличие от предыдущих лет Правительство уже на стадии формирования первоначальных бюджетных проектировок проводило активные консультации как с нижней, так и с верхними палатами Федерального Собрания РФ в поисках компромисса по наиболее болевым позициям, затрагивающим интересы субъектов Российской Федерации. К чести Правительства эти компромиссы были найдены. [9, с 5]

    Опережающими темпами увеличивались расходы на оборону, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования, образование, здравоохранение, финансовую помощь бюджетам других уровней. Расходы на обслуживание государственного долга выросли всего на 7%, уменьшилось финансирование из федерального бюджета на промышленность и социальную политику.

    За  период 2002-2004 гг. расходы на национальную оборону составляли примерно 15% всей суммы расходов, расходы на правоохранительную деятельность – примерно 10% суммы федеральных расходов. Снижалась доля расходов по обслуживанию государственного долга – с 11% в 2002 г. до 9% в 2004 г. Финансовая помощь бюджетам других уровней напротив существенно возросла – с 15% в 2002 г. до 32% в 2004 г. [11, с 73,74]

    В 2004 году Правительством РФ была утверждена Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г. В качестве ее основных задач были названы следующие:

    1) упорядочение бюджетного устройства  субъектов РФ (законодательное закрепление  особенностей организации местного самоуправления в муниципальных образованиях разных типов, установление общих принципов и порядка наделения их бюджетными полномочиями);

    2) четкое разграничение расходных  полномочий и сокращение «нефинансируемых  мандатов»;

    3) четкое и стабильное разграничение налоговых полномочий за бюджетами разных уровней, повышение роли собственных доходов региональных и местных бюджетов, законодательное закрепление налогов за региональными и местными бюджетами на постоянной основе;

    4) формирование и развитие объективных и прозрачных механизмов финансовой поддержки региональных и местных бюджетов, четкое закрепление в законе процедур и методик бюджетного выравнивания.

     Многие  из данных задач были реализованы  в Федеральном законе от 20.08.04 №  120-ФЗ о внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ. Так, из статьи 10 Кодекса исключено указание на наличие трех уровней бюджетной системы Российской Федерации и предусматривается разделение местных бюджетов на бюджеты двух уровней – бюджеты муниципальных районов (бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты городских и сельских поселений. [23, с 347]

     Закон включает в себя единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней, ведения бюджетного учета и отчетности. Теперь переложить обязанность исполнения расходных обязательств с бюджета одного уровня на другой вряд ли станет возможным.

     В соответствии с этим Законом схема  организации местного самоуправления должна строиться следующим образом: 
 

     Территория  субъекта РФ

     

       

       
 
 

     Рис.4 Организации местного самоуправления. 

     Изменение структуры бюджетной системы  РФ связано с проводимой реформой местного самоуправления. Еще в 2003 г. законодатель принял Федеральный закон от 06.10.03 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

    Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений  в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации.  Данные поправки направлены на создание целостной системы регулирования бюджетных отношений, укрепление методологической основы бюджетного процесса и улучшение управления государственными финансами.  Основной задачей правового и методологического обеспечения бюджетного процесса является повышение эффективности формирования и расходования бюджетных средств в интересах общества. [28]

    Основными задачами бюджетной политики при формировании проекта федерального бюджета на 2007 год стали:

  • последовательное снижение темпов инфляции;
  • обеспечение сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации;
  • продолжение политики аккумулирования «коньюктурных» доходов бюджета в Стабилизационном фонде;
  • прирост  непроцентных  расходов федерального  бюджета  темпами,  адекватными  темпам роста экономики;
  • повышение  результативности  бюджетных  расходов, строгий  отбор  принимаемых  обязательств;
  • разработка годового бюджета в строгой увязке с показателями среднесрочного финансового планирования;
  • увеличение капитализации специализированных государственных инвестиционных институтов в целях поддержки экспорта товаров и импорта технологий, долгосрочного финансирования крупных инвестиционных проектов;
  • использование механизмов Инвестиционного фонда, венчурных фондов, особых экономических зон, концессионных соглашений, технопарков в целях расширения частных инвестиций.

    В таблице приведена динамика доходов федерального бюджета РФ. (см. Приложение табл.2)

    Анализируя  динамику доходов федерального бюджета  РФ за 2005 – 2007 гг., приведенную в приложении 2 необходимо отметить, что суммарные  доходы в абсолютном выражении за анализируемый период увеличились на 3639,2764 млн. р., что составляет 109,42 %. Наибольшее положительное влияние на увеличение доли доходов произошло за счет возрастания доли доходов от внешнеэкономической деятельности.

    Минэкономразвития РФ в 2008 г. разработало прогноз социально-экономического развития РФ на период до 2011 года по двум основным вариантам[48].  
 Так, в основных вариантах прогноза заложены одинаковые прогнозные оценки мировых цен на нефть — умеренное снижение средней цены на нефть Urals с 112 долл/баррель в 2008 г до 88 долл/баррель в 2011года. Различия по вариантам объясняются, прежде всего, изменением динамики конкурентоспособности российского бизнеса и эффективностью реализации правительственных мер по усилению инновационного характера российской экономики и ее диверсификации.

    Первый  вариант — инерционный — отражает развитие российской экономики в  условиях замедления роста экспорта углеводородов при относительном  ухудшении конкурентоспособности  отечественной продукции на фоне нарастающих кризисных процессов на рынке ипотеки в США и мировых финансовых рынках. Это проявляется в торможении инвестиционной активности, значительном снижении темпов роста банковского кредитования и относительно более высоком вкладе импорта в удовлетворение внутреннего спроса. Темпы роста ВВП снижаются с 8,1 % в 2007 г до 5,4—5,9 % в 2010—2011 годах.

    Второй  вариант — инновационный —  ориентируется на относительное  улучшение конкурентоспособности  российского бизнеса, сохранение высокой  инвестиционной активности и осуществление  ряда крупных инфраструктурных проектов, устойчивое развитие банковской системы и повышение ее вклада в рост экономики. Темпы роста ВВП в 2009—2011 годы прогнозируются на уровне 6,2—6,7 %

    В инновационном варианте предусматривается  увеличение затрат на НИОКР, образование и здравоохранение и повышение эффективности этих сфер, что влияет не столько на текущие темпы роста экономики, сколько на качество экономического роста и разворот российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития.

    В качестве основного для разработки параметров федерального бюджета на 2009—2011 годы предлагается второй вариант прогноза — инновационный.

    В период 2010-2011 годов в рамках улучшения  положения бюджета  и выхода страны из кризисного состояния Правительство  ставит целью решение следующих задач:

    а) Использование мер фискальной политики для стимулирования внутреннего спроса и решения острых социальных проблем.

    б) Поддержка реального сектора экономики в условиях рецессии и посткризисного периода. [5]

    Итоги этой политики следующие:

    - Экономическая ситуация в стране  за время, прошедшее со времени  подготовки Бюджетного послания  о бюджетной политике в 2010–2012 годах, заметно изменилась.

    - В экономике проявились определенные  позитивные тенденции, ряд ее  секторов демонстрирует признаки роста, бесперебойно функционируют финансовая и банковская системы.

    Это во многом стало результатом последовательных антикризисных действий государства, направленных на сохранение стабильности бюджетной и финансовой системы, поддержку наиболее пострадавших от кризиса отраслей экономики.

    - Удалось сохранить социальную  стабильность, смягчить социальные  последствия кризиса, обеспечить  даже в сложных экономических  условиях реальный рост объемов  государственной поддержки наименее  защищенных категорий граждан, прежде всего пенсионеров. Реализация активных мероприятий на рынке труда позволила стабилизировать уровень безработицы.

    Таким образом, можно сделать вывод, что  грамотное применение инструментов бюджетной политики дало возможность  сформировать необходимое для осуществления таких мер финансовое обеспечение. [44]

    В основу бюджетной политики на 2011-2013 годы положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2011-2013 годах».

Информация о работе Этапы становления и равзития бюджетной системы РФ