Кредитное бюро как один из аспектов управления финансами: мировой опыт и перспективы развития спектра продуктов и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 22:00, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является выявление сущности Кредитного регистра, его роли в борьбе с различными кредитными рисками современных банков и повышение эффективности деятельности банковской системы в целом.
Исходя из указанной цели, в работе были поставлены и решались следующие задачи, определившие логику и структуру курсовой работы:
– рассмотреть сущность Кредитного регистра;
– выявить функции и задачи, которые решаются с их помощью;
– определить место Кредитного регистра в процессе кредитования;
– рассмотреть этапы создания Кредитного регистра;
– рассмотреть правовое регулирование деятельности Кредитного регистра;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….5
Теоретические аспекты деятельности кредитного бюро …….…………........7
Сущность кредитного бюро………………………………………………..….7
Задачи и функции кредитного бюро……………………………….…………8
Этапы создания и деятельности Кредитного регистра в РБ…………...……10
Анализ деятельности Кредитного регистра в РБ……………………….…...12
Об организации……………………………………………………………….12
Услуги, предоставляемые Кредитным регистром юридическим и физическим лицам…………………………………………………………………14
Процедуры получения кредитного отчета…………………………………17
Кредитное бюро как один из аспектов управления финансами: мировой опыт и перспективы развития спектра продуктов и услуг Кредитного регистра РБ...22
Мировой опыт создания и функционирования кредитных бюро…………...22
Перспективы развития спектра продуктов и услуг Кредитного регистра РБ…………………………………………………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………………30
Список использованных источников………………

Работа состоит из  1 файл

perspektivy_razvitiya_kreditnogo_registra_v_rb.docx

— 113.63 Кб (Скачать документ)

– об осуществлении процедуры банкротства в отношении субъекта кредитной истории;

– о нарушении законодательства и наличии вступившего в законную силу решения о привлечении субъекта кредитной истории к ответственности.

Такой подход к формированию базы данных о клиентах позволит дать более полное представление о клиенте, его обязательствах, поможет оценить его платежеспособность и кредитоспособность, что, в свою очередь, существенно повысит надежность кредитных операций банка и сократит время, необходимое для проверки кредитоспособности потенциального кредитополучателя. Включив в кредитную историю информацию исключительно о займах и кредитах, это существенно сузит объем кредитной истории и предоставит тем самым более широкое поле деятельности для служб экономической безопасности банков.

Ряд крупных банков, имеющих статистику взаимодействий с Кредитным регистром  за весьма длительный срок и запрашивающих  информацию практически по всем заемщикам, которым они намерены выдавать кредиты, говорят, что такая информация (даже при наличии в этих банках служб  безопасности) дополнительно позволяет  им отсеивать ненадежных заемщиков, что составляет 1 % от всех выдаваемых кредитов. Это дает потенциальную  экономию примерно в 200 тысяч долларов в месяц на один крупный банк.

Вывод: таким образом, создание Кредитного регистра можно считать новым этапом в развитии экономики. Организуя централизованную систему обмена данными о кредитополучателях, банки получают возможность более оперативно принимать решения по заявкам на получение кредита, одновременно минимизирую риски его невозврата. В перспективе результатом деятельности Кредитного регистра выступит снижение процентной ставки для благонадежных клиентов и как следствие увеличение объемов кредитования. В то же время положительная кредитная история будет являться фактором снижения размера требуемых гарантий и поручительств.

 

1.2 Задачи и функции кредитного бюро

Функции аккумулирования и предоставления информации о потенциальных кредитополучателях в РБ возложены на Кредитный регистр Национального Банка РБ.

Основной задачей Кредитного регистра РБ является сделать наиболее исчерпывающую имеющуюся базу данных, чтобы в ней хранилась информация по всем выдаваемым кредитам. Чем более полными будут базы данных Кредитного регистра РБ, тем более качественные услуги получают обращающиеся туда за информацией банки.

Цель и задачи кредитного бюро – в формировании информационной базы о заемщиках и предоставление этих отчетов кредиторам. С одной стороны, кредитное бюро позволит банкам адекватно, с учетом имеющейся информации о потенциальном заемщике, оценивать свой риск. С другой – облегчит доступ и условия получения займа добросовестным заемщикам, имеющим хорошую кредитную историю.

Кроме того, это имеет и практическое значение для самих банков, которые  теперь смогут сократить расходы  на содержание административного аппарата, процедуры выдачи и оформления кредитов, что, в конечном итоге, приведет к снижению процентных ставок и сделает более доступным кредиты для клиентов с положительными кредитными историями.

Создание специальных баз данных о клиентах банков позволяет лучше  определять потребности клиентов, минимизировать риски, обеспечивать постоянный мониторинг за выдачей банковских кредитов и  операциями банков в разных регионах, совершенствовать управление кредитной  политикой, повышать качеством кредитного портфеля, и, в конечном счете, повышать надежность и эффективность банковской деятельности.

Безусловно, наличие централизованной базы данных обо всех заемщиках упрощает процедуру выдачи кредита и, одновременно способствует дисциплинированности кредитополучателя посредством формирования негативных кредитных историй при неисполнении обязательств.

Основные функции кредитного бюро заключаются в следующем:

– обеспечивает кредиторов необходимыми сведениями о потенциальных заемщиках, благодаря чему возможно наиболее точное прогнозирование возвратности кредитов, определение их оптимальной цены и снижение риска их невозврата;

– позволяют снизить расходы  на поиск информации о заемщике, что ведет к формированию единого  информационного поля внутри кредитного рынка и установлению кредиторами  конкурентных цен на кредитные ресурсы, а также снижению данных цен в  целом;

– формирует дисциплинирующий (стимулирующий) механизм для заемщиков, так как  прозрачность кредитной истории  уменьшает риск недобросовестного  поведения, в том числе мошенничества.

Задачи кредитного бюро:

  1. Формирование кредитных историй по юридическим и физическим лицам с целью предоставления информации о них в виде кредитных отчетов.

  1. Содействие банкам и другим кредиторам в своевременном выявлении и снижении правовых, экономических и репутационных рисков при работе с клиентами.

  1. Создание качественной основы для системы всесторонней оценки рисков кредитования.

  1. Улучшение доступа для физических и юридических лиц к финансовым услугам за счет повышения прозрачности информации об их кредитных историях.

Выводы: благодаря кредитному бюро, можно снизить риск невозвратности кредита, так как у банка будет достаточно необходимой информации о заемщике. Кредитная история позволит принять правильное решение в пользу банка.

Бюро кредитных историй служит интересам как кредиторов, так и заемщиков. С помощью кредитного бюро банки могут повысить уровень управления рисками и, следовательно, улучшить качество кредитного портфеля, сократить расходы на создание резервов и в итоге добиться лучших финансовых результатов в своей деятельности. Заемщикам система кредитного бюро открывает возможности формирования положительного имиджа, укрепления деловой репутации и привлечения внимания инвесторов. Наличие кредитной истории заемщика сокращает время принятия банком решения о выдаче кредита и может понизить стоимость заимствований.

1.3 Этапы создания и деятельности Кредитного регистра в РБ

Точкой отсчета в истории создания Кредитного регистра в РБ можно считать появление Программы мероприятий по реализации Концепции развития банковской системы РБ на 2001-2010 гг. В разделе «Расширение ресурсной базы банков, оптимизация активов и пассивов» Национальному банку РБ и Ассоциации белорусских банков поручалось рассмотреть вопрос о целесообразности формирования в РБ специализированного органа с функциями Кредитного бюро.

В результате изучения данного  вопроса с учетом международного опыта было принято решение о  разработке законодательного акта РБ, регулирующего деятельность Кредитного регистра на территории РБ, для включения в План законопроектной деятельности на 2004 г. [3]. Однако подготовленный проект закона «О распространении информации о деловой репутации юридических и физических лиц» был отклонен в ходе предварительного слушания на Совете Палаты представителей Национального собрания РБ. Возникли дискуссии о формах собственности Кредитного регистра и объеме накапливаемой информации.

В начале 2006 г. Национальный банк РБ вернулся к рассмотрению возможности создания Кредитного регистра, но уже на основе существующей законодательной базы. Это было возможно путем создания Кредитного регистра при Национальном банке РБ, который в соответствии с Банковским кодексом имеет право получать от банков отчетность, в том числе и сведения, составляющие банковскую тайну. Более того, отчетность, по сути отвечающая поставленным задачам, уже существовала. С декабря 1996 г. в соответствии с Указом Президента РБ № 209 «О мерах по регулированию банковской деятельности в РБ» банки представляли отчетность по форме 2501 «Сведения о выданных кредитах, имеющих сумму в эквиваленте не менее 10 000 долларов США». Таким образом, законодательной базой создания Кредитного регистра стали Банковский кодекс и Указ Президента РБ «О мерах по регулированию банковской деятельности в РБ».

Работа по созданию Кредитного регистра началась весной 2006 г., когда в Национальном банке РБ была создана рабочая группа, перед которой стояла задача разработать концепцию проекта Закона РБ «О кредитном бюро». К июлю 2006 г. концепция была готова, и Национальный банк РБ выступил с инициативой подготовки соответствующего законопроекта [4, с. 35].

Одновременно руководством Национального  банка РБ было принято решение  – используя положения действовавшего в то время Указа Президента РБ № 209 «О мерах по регулированию банковской деятельности в РБ», согласно которому банки обязаны были сообщать Национальному банку РБ о выданных кредитах на сумму свыше 10 тыс. долл. США, и положения концепции проекта Закона «О кредитном бюро», создать при Национальном банке РБ структуру, которая выполняла бы ряд функций государственного кредитного регистра по сбору и предоставлению сведений о таких кредитах, и использовать полученный практический опыт при подготовке соответствующего законопроекта. Для этого рабочей группой в оперативном порядке была разработана модель функционирования Кредитного регистра при Национальном банке РБ, которая легла в основу действующего в настоящее время порядка формирования кредитных историй и представления кредитных отчетов. Расчетный центр Национального банка РБ разработал программно-технический комплекс – автоматизированная информационная система представления и получения сведений о кредитах (АИС), и с мая 2007 г. банки начали представлять в Национальный банк РБ в систему «Кредитное бюро» один раз в месяц сведения о кредитах, имеющих сумму в эквиваленте не менее 10 тыс. долл. США. Такая информация поступает по физическим лицам (резидентам или нерезидентам), в том числе и по индивидуальным предпринимателям, а также по юридическим лицам (резидентам или нерезидентам), которые заключили с банком кредитную сделку. Фактически данные меры позволили еще до принятия Закона «О кредитных историях» создать в РБ институт Кредитный регистр [5, с. 46].

С июня 2007 г. Национальный банк РБ начал работу с банками по заключению договоров «О предоставлении кредитных отчетов».

Первый договор был подписан 28 июня 2007 г., а первый кредитный отчет предоставлен 7 июля 2007 г.

Дату предоставления первого  кредитного отчета можно считать началом работы Кредитного регистра в полном объеме.

C 2009 г. в РБ сведения обо всех своих заемщиках банки направляют на хранение государству, вне зависимости от суммы кредита. Основанием является закон РБ «О кредитных историях». Закон определяет содержание сведений, входящих в состав кредитной истории; основной порядок взаимоотношений Кредитного регистра с источниками формирования, субъектами и пользователями кредитных историй, государственными органами при получении, обработке, формировании, хранении данных сведений и предоставлении кредитного отчета; а также организацию обеспечения защиты сведений, входящих в состав кредитных историй.

Вывод: несмотря на то, что Национальным банком РБ сформирована методология деятельности, связанной с формированием кредитных историй и предоставлением кредитных отчетов, а также создана соответствующая инфраструктура, пока можно говорить о создании при Национальном банке РБ Кредитного регистра, а не бюро кредитных историй.

 

2. Анализ деятельности Кредитного регистра  в РБ

2.1 Об организации

Белорусское кредитное бюро (Кредитный регистр) создано при  Национальном банке РБ и является единственным кредитным бюро в стране [6]. В нем собраны сведения о клиентах, которые брали кредиты, начиная с 2000 г.

Бюро кредитных историй создано на базе Специализированного управления Национального банка РБ и действует на основании Постановления Правления НБ РБ «Об утверждении Инструкции о порядке получения, формирования, обработки, хранения и предоставления Национальным банком РБ сведений о кредитных договорах» и вышеназванной Инструкции.

На настоящий момент банки и небанковские кредитно-финансовые организации при заключении кредитных договоров вне зависимости от их суммы, информируют клиентов о направлении сведений о таких договорах в систему «Кредитный регистр» – которая представляет собой автоматизированную информационную систему получения, формирования, обработки, хранения и предоставления Национальным банком РБ сведений о кредитных сделках [7].

Кредитный регистр Национального банка РБ предоставляет как позитивную, так и негативную кредитную информацию о гражданах и юридических лицах. При этом сведения пользователям кредитной истории (которыми в настоящее время могут выступать банки) предоставляются только с письменного согласия субъекта кредитной истории. Кредитополучатели также имеют доступ к своей кредитной истории. Они могут получать сведения из Кредитного регистра неограниченное количество раз, в том числе один раз в течение календарного года бесплатно, а также потребовать проверки и исправления недостоверных сведений, хранящихся в их кредитной истории.

С 1 января 2007 г. Кредитный регистр работал в режиме опытной эксплуатации.

В ноябре 2007 г. Национальный банк РБ на основании поступивших от банков предложений принял меры по совершенствованию работы Кредитного регистра. В частности, были отменены нормы, предполагающие получение банками сведений из Кредитного регистра (кредитных отчетов) только для заключения определенного перечня договоров (теперь кредитный отчет банки смогут получить для заключения любого договора) [8]. Также увеличен срок действия согласия субъекта кредитной истории на получение в Национальном банке РБ его кредитного отчета с одного до трех месяцев, уточнен порядок изменения сведений, содержащихся в кредитной истории (изменения будут вноситься в электронном виде в автоматизированном режиме), расширены возможности банков по мониторингу заключенных кредитных договоров.

Информация о работе Кредитное бюро как один из аспектов управления финансами: мировой опыт и перспективы развития спектра продуктов и услуг