Кредитное бюро как один из аспектов управления финансами: мировой опыт и перспективы развития спектра продуктов и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 22:00, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является выявление сущности Кредитного регистра, его роли в борьбе с различными кредитными рисками современных банков и повышение эффективности деятельности банковской системы в целом.
Исходя из указанной цели, в работе были поставлены и решались следующие задачи, определившие логику и структуру курсовой работы:
– рассмотреть сущность Кредитного регистра;
– выявить функции и задачи, которые решаются с их помощью;
– определить место Кредитного регистра в процессе кредитования;
– рассмотреть этапы создания Кредитного регистра;
– рассмотреть правовое регулирование деятельности Кредитного регистра;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….5
Теоретические аспекты деятельности кредитного бюро …….…………........7
Сущность кредитного бюро………………………………………………..….7
Задачи и функции кредитного бюро……………………………….…………8
Этапы создания и деятельности Кредитного регистра в РБ…………...……10
Анализ деятельности Кредитного регистра в РБ……………………….…...12
Об организации……………………………………………………………….12
Услуги, предоставляемые Кредитным регистром юридическим и физическим лицам…………………………………………………………………14
Процедуры получения кредитного отчета…………………………………17
Кредитное бюро как один из аспектов управления финансами: мировой опыт и перспективы развития спектра продуктов и услуг Кредитного регистра РБ...22
Мировой опыт создания и функционирования кредитных бюро…………...22
Перспективы развития спектра продуктов и услуг Кредитного регистра РБ…………………………………………………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………………30
Список использованных источников………………

Работа состоит из  1 файл

perspektivy_razvitiya_kreditnogo_registra_v_rb.docx

— 113.63 Кб (Скачать документ)

Кроме того, с 1 апреля 2008 г. предоставление кредитных отчетов гражданам и юридическим лицам организовано главными управлениями Национального банка по областям и их отделениями в городах.

С января 2009 г. в Кредитном регистре собирается информация по всем кредитным сделкам, которые банки заключают с физическими и юридическими лицами, независимо от их суммы, сроков, валюты и других характеристик [9].

А 21 августа 2009 г. вступил в силу закон «О кредитных историях», который предоставил возможность любому физическому или юридическому лицу, в том числе иностранному, получить из Кредитного регистра Национального банка РБ сведения, входящие в состав кредитной истории. Воспользоваться этой возможностью могут, к примеру, операторы сотовой связи, чтобы решить, стоит ли давать клиенту возможность разговаривать в долг. Интерес к кредитным досье могут проявить и бизнесмены, ведь в Кредитном регистре  есть информация не только о займах обычных граждан, но и юридических фирм.

Согласно закону «О кредитных историях» банки стали подавать в Кредитный регистр информацию не только по заключаемым кредитным договорам, но и по договорам залога, поручительства, гарантии и займа [2]. Поэтому стоит серьезно подумать, прежде чем соглашаться стать чьим-либо поручителем, потому что поручаясь за кого-нибудь:

а) снижается собственная кредитоспособность;

б) если кредитополучатель, за которого поручились, не сможет погасить кредит, это влияет на собственную кредитную историю поручителя.

Любой выданный кредит, в обязательном порядке должен быть зафиксирован в  кредитной истории, и у всех банков существует доступ к этой информации.

Информационным наполнением АИС Кредитного регистра является отчетность по форме 2501, существовавшая с 1996 г. Для нужд Кредитного регистра был существенно изменен состав сведений и формат отчетности в соответствии с новыми нормативными и техническими требованиями. После проверки с помощью Министерства внутренних дел паспортных данных физических лиц в АИС Кредитного регистра были загружены архивные данные формы отчетности 2501. Это позволило с первых дней работы Кредитного регистра получить значительный объем информации [8, с. 38].

Главным условием получения банком-пользователем  кредитной истории кредитного отчета является письменное согласие субъекта кредитной истории на получение  в Национальном банке РБ кредитного отчета [10]. 

На настоящий момент все действующие банки имеют право доступа к системе «Кредитный регистр». Каждый из банков заключил с Национальным банком РБ соответствующие договоры оказания информационных услуг на получение доступа к кредитным историям. И динамика развития Кредитного регистра свидетельствует о постоянном увеличении востребованности сведений, содержащихся в нем [11].

Вывод: в целом создание Кредитного регистра направлено на защиту интересов кредиторов, укрепление платежной дисциплины и повышение заинтересованности субъектов кредитных историй в надлежащем исполнении обязательств перед банками. Информация, получаемая из Кредитного регистра, может быть учтена в процентной политике банков: добропорядочным плательщикам будут предложены более низкие процентные ставки по кредитам, чем «проблемным» кредитополучателям.

К тому же это будет содействовать  минимизации рисков потерь по банковским операциям, снижению доли проблемной задолженности  перед банками и стоимости  предоставляемых банковских услуг, а также повышению эффективности  белорусской банковской системы.

2.2 Услуги, предоставляемые Кредитным регистром физическим и юридическим лицам

Источниками формирования кредитных  историй являются только банки, которые  предоставляют в Национальный банк РБ информацию на обязательной основе, а вот получить сведения из кредитных  историй может любое физическое и юридическое лицо, предварительно заручившись на это согласием  субъекта кредитной истории (того, о  ком нужно получить сведения) и  уплатив вознаграждение.

Ниже рассмотрено несколько ситуаций, когда возникает необходимость обратиться в Кредитный регистр:

1. Клиент обратился в банк за кредитом, оформил кредитную заявку, представил нужные документы. После этого банк хочет проверить его кредитную историю, запросив отчет в Кредитном регистре. Для этого он должен получить письменное согласие клиента, оформленное в присутствии работника банка по специальной форме. Только после этого банк может подать запрос в Кредитный регистр Национального банка РБ.

Согласие клиента будет действительно в течение 3 месяцев, и на протяжении всего этого срока банк может обращаться в Кредитный регистр за информацией о нем.

Клиент имеет право не давать согласия на запрос сведений из своей кредитной истории, но это, безусловно, вызовет у банка подозрения, и вероятность получения кредита в этом банке существенно снизится.

2. Физическое лицо, имея за плечами определенный «кредитный» опыт, хочет ознакомиться со своей кредитной историей.

Для этого он должен оформить заявление установленной формы и предоставить его в одно из структурных подразделений Национального банка РБ (см. Приложение А) вместе с документом, удостоверяющим личность. Кредитный отчет в виде электронного документа предоставляется не позднее трех банковских дней, а в виде документа на бумажном носителе – в день принятия решения о его предоставлении.

Один раз в год эта услуга субъектам кредитных историй оказывается бесплатно. Последующие запросы обойдутся в 9100 белорусских рублей (в виде документа на бумажном носителе) и в 3100 белорусских рублей (в виде электронного документа) [12].

Записи в кредитной истории  хранятся в течение 15 лет после  завершения кредитной сделки, а затем  аннулируются. Если сделка не была завершена (то есть кредит не был погашен), кредитную историю Национальный банк РБ аннулирует лишь через 45 лет с момента получения последних сведений [13].

Согласно части второй ст. 6 Закона «О кредитных историях»  в кредитную историю включаются сведения, характеризующие кредитную  сделку (условия договора), сведения о способе обеспечения исполнения обязательств и об исполнении обязательств по ней, а также сведения о прекращении  кредитной сделки [2]. 

В кредитной истории отражается то, насколько исправно кредитополучатель погашает кредит. Это касается не только суммы основного долга, но и своевременной уплаты процентов по кредитам. Банки регулярно обновляют информацию, хранящуюся в кредитных историях.

Банк не имеет права требовать от субъекта кредитной истории самостоятельно обратиться в Национальный банк РБ за кредитным отчетом, чтобы потом на основании него принять решение о выдаче кредита. Для банков кредитные отчеты предоставляются по специальной форме (отличной от формы для клиентов).

Отсутствие кредитной истории (см. Приложение Б) – это не всегда хорошая характеристика клиента с точки зрения банка. Такое положение дел может навести банк на мысль, что клиент и ранее обращались за кредитом, но получал отказ.

Наилучшей является ситуация, когда у клиента есть кредитная история и она положительна, то есть он уже брал кредиты и погашал их своевременно и в полном объеме.

Кредитная история делится на три  части – титульную, основную и  дополнительную (закрытую). Это связано  с различным правовым режимом  доступа к каждой из ее частей [13].

Содержание титульной и основной части кредитной истории различается  в зависимости от того, является ли субъект кредитной истории  физическим лицом (индивидуальным предпринимателем) либо лицом юридическим.

В титульной части кредитной  истории физического лица отражены его фамилия, имя, отчество, дата и  место рождения и данные документа, удостоверяющего личность (обязательные сведения). Основная часть содержит сведения о месте регистрации и фактическом месте жительства физического лица, сведения о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Основная часть содержит сведения о процедурах банкротства юридического лица, при создании юридического лица путем реорганизации – основные части кредитных историй реорганизованных юридических лиц, прекративших свое существование, а также сведения о кредитных (заемных) обязательствах юридического лица, аналогичные сведениям, предусмотренным для обязательств физического лица.

Дополнительная (закрытая) часть кредитной  истории для физических лиц и  для юридических лиц одинакова  по составу входящих в нее сведений, которые отражают данные об источнике  формирования кредитной истории  и о пользователе кредитной истории.

Исправление информации в кредитном регистре невозможно. Если просрочка была допущена, то информация об этом, безусловно, там присутствует. Изменить ее физическое лицо не может [14].

Договоры с Кредитным регистром на получение кредитных отчетов заключили к настоящему времени все белорусские банки. Продолжается работа по наполняемости Кредитного регистра Национального банка РБ. По состоянию на 1 июня 2010 г. в данном регистре хранилось 3 114 229 кредитных историй (в том числе 3 085 564 кредитные истории граждан и 28 665 – юридических лиц; за год их количество увеличилось в 1,6 раза). К слову, на 1 октября 2010 г. в Кредитном регистре Национального банка РБ хранилось уже более 3,3 млн. кредитных историй граждан, что охватывает более 40 % взрослого населения РБ, и более 30 тыс. кредитных историй юридических лиц.

В Кредитном регистре Национального банка РБ по данным на 1 июня 2011г. содержалась информация о 10 218 631 кредитных сделках юридических и физических лиц. При этом всего в бюро поступило 3 625 945 кредитная история, в том числе 3 591 355 – по физическим лицам, 34 590 – по юридическим. На их основании Кредитным регистром предоставлено 146 688 кредитных отчетов (см. Приложение В).

 

Таблица 1 – Наполняемость  Кредитного регистра

 

1 января 2009 г.

1 января 2010 г.

1 января 2011 г.

Уд. вес %

(абсолютный прирост)

(%) (темп роста)

(%) (темп прироста)

Количество кредитных  историй, в том числе:

 

209 924

 

2 760 701

 

3 435 481

 

100

 

674 780

 

124,44

 

24,44

юридических лиц

21 786

26 533

32 266

0,9

5 733

121,61

21,61

физических лиц

188 138

2 734 168

3 403 215

99,1

669 047

124,47

24,47


Примечание – Источник [собственная разработка на основании данных, полученных в Национальном банке РБ]

 

Как видно из таблицы 1, наполняемость Кредитного регистра с каждым годом возрастает. За 2010г. количество кредитных историй возросло на 24,44%, при этом количество кредитных историй физических лиц увеличилось больше, чем юридических лиц. Удельный вес кредитных историй физических лиц на 1 января 2011 г. в общем объеме кредитных историй составляет 99,1%, а юридических – 0,9 %. Это связано с тем, что в последние годы возросла доля потребительского кредитования среди населения. После 2009 г., как видно из таблицы, в Кредитном регистре сильно увеличилось количество кредитных историй  на 315,1 %. Это связано с тем, что в августе 2009 г. вступил в силу закон «О кредитных историях», по которому в Кредитный регистр стала поступать информация по всем кредитным сделкам, которые банки заключают с физическими и юридическими лицами, независимо от их суммы, сроков, валюты и других характеристик.

 

Таблица 2 – Структура кредитных сделок

 

1 января 2010 г.

Уд. вес %

1 января 2011 г.

Уд. вес %

1 июня 2011 г.

Уд. вес %

Кол-во кредитных  сделок:

6 633 579

100

9 074 221

100

10 218 631

100

кредиты

3 312 849

49,9

4 676 201

51,5

5 255 198

51,4

овердрафты

848 024

12,8

968 740

10,7

994 028

9,7

поручительства

2 305 693

34,8

3 150 618

34,7

3 443 745

33,7

залог

166 120

2,5

277 578

3,1

323 857

3,2

займ

893

0,01

1 084

0,01

1 197

0,01


Примечание – Источник [собственная разработка на основании данных, полученных в Национальном банке РБ]

Информация о работе Кредитное бюро как один из аспектов управления финансами: мировой опыт и перспективы развития спектра продуктов и услуг