Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 17:43, курс лекций
Информационная система управления – это совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, а также предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.
Классификация информационных систем управления зависит от видов процессов управления, уровня управления, сферы функционирования экономического объекта и его организации, степени автоматизации управления.
Лекция №1.
Тема: Информационные процессы в управлении организацией.
Вопросы:
Понятие информационного процесса и информационной технологии.
Информационные связи в корпоративных системах.
Лекция №2.
Тема: Банковские информационные системы.
Вопросы:
Понятие банковской информационной системы.
Структура управления банком
Основа технического построения БИС – архитектура «клиент-сервер».
Требования к банковской информационной системе и принципы разработки программных средств
Банковские технологии
Лекция №3.
Тема: Современные банковские автоматизированные системы.
Вопросы:
Понятие автоматизированной банковской системы
Функции автоматизированных банковских систем.
Необходимость внедрения автоматизированных банковских систем.
Применение автоматизированных банковских систем в Российской Федерации.
Лекция №4.
Тема: Банковский продукт, как технология реализации банковской услуги.
Вопросы:
Понятие банковского продукта.
Классификация банковских продуктов, операций и услуг.
Состав и структура банковских операций
Разработка банковских продуктов
Лекция №5.
Тема: Современные банковские продукты.
Вопросы:
Пластиковые карты их классификация и применение.
1.1.Виды банковских карт
Расчётные (дебето́вые) карты
Карты с разрешенным овердрафтом
Кредитные карты
Предоплаченные карты
Внутрибанковские карты
Международные карты
Виртуальные карты
Удобства и недостатки использования
Удобства
Недостатки
Применение банковских карт
Обналичивание
Платежи в торговых точках
Платежи через Интернет
Банкомат как элемент электронной системы платежей.
Лекция №6.
Тема: Дистанционное банковское обслуживание.
Вопросы:
Понятие дистанционного банковского обслуживания.
Виды дистанционного банковского обслуживания.
Система расчетов по банковским картам
Лекция №7.
Тема: Современные зарубежные банковские технологии
Вопросы:
Возможности применения зарубежных банковских технологий безналичных расчетов в российской практике.
Основные тенденции развития банков.
Библиографический список.
Суть разработки АСОДБ - совершенствование системы потоков информации (как материальной основы всей системы управления) банка, системы выработки и принятия перспективных и оперативных решений. Существенные изменения претерпевает организация собственно информационных функций в управлении. Компьютеры, объединенные в локальную вычислительную сеть банка, постепенно "вбирают" в себя все работы информационного характера и превращаются в единый комплекс автоматизированных рабочих мест (АРМ) банка, где знания, опыт и навыки специалистов управления наилучшим образом сочетаются с быстродействием автоматических средств переработки информации.
В автоматизированных системах обработки данных с помощью современных технических средств реализуются процессы, характерные для информационных систем: фиксация информации о происходящих процессах производственно-хозяйственной деятельности, отражение состояния и динамики этой деятельности в так называемых базовых массивах, выполняющих функцию информационной модели банка. Информационная модель банка с помощью программного аппарата математического обеспечения АСОДБ позволяет получать различные систематизированные данные обо всех этапах производственно-хозяйственной деятельности банка. Информационная модель поставляет также исходные данные при решении задач экономического прогнозирования и планирования.
В АСОДБ выделяют функциональные и обеспечивающие подсистемы.
Функциональные подсистемы обеспечивают информацией органы управления производственно-хозяйственной деятельностью. Обеспечивающие подсистемы выполняют собственно информационные процессы в АСОДБ и ответственны за их подготовку и организацию. Чаще всего выделяют подсистемы математического, программного, технического, информационного и организационного обеспечения. В математическое обеспечение включают модели, методы и алгоритмы решения задач и выполнения информационных процессов в АСОДБ. Программное обеспечение - это комплекс программ и инструкций к ним для решения на ЭВМ задач. Техническое обеспечение включает технику автоматизации и механизации выполнения информационных процессов в АСОДБ, а также инструкции по их эксплуатации и обеспечению надежного функционирования. Информационное обеспечение регламентирует потоки и подготовку информации в АСОДБ, организацию выполнения информационных процессов в локально вычислительной сети банка. Организационное обеспечение регламентирует действие каждого работника банка по отношению к АСОДБ. Программное обеспечение разделяют на специальное и общее. Специальное программное обеспечение нацелено на получение документов и сведений производственно-хозяйственного значения. Общее программное обеспечение включает программы, предназначенные для преобразования данных (сортировка, группировка, слияние) безотносительно к их содержанию.
"Под
банковским продуктом
а) экономическую характеристику (целевое назначение, содержание и роль) банковского продукта;
б)
порядок организации
в) полный набор банковских документов (договоры, бланки и т.п.), сопровождающих реализацию "банковского продукта".
Есть и такое определение, не противоречащее первому: результат логического осмысления банковской операции и лежащей в ее основе банковской технологии, оформленный в виде завершенного документа и сохраненный на определенном материальном носителе.
Таким образом, если сказать обобщенно, банковский продукт - это услуги. Прежде всего имеются в виду так называемые материальные услуги - полезный эффект труда, совершаемого в отраслях, которые сами материальных благ не производят, но деятельность которых необходима для доведения таких благ до потребителя. Такие услуги создают дополнительную стоимость, которая прибавляется к стоимости (и цене) продуктов, созданной в первичных отраслях материального производства"
"Банковская деятельность (в части, направленной на клиента) может быть раскрыта через следующие фундаментальные понятия:
При построении моделей банковских продуктов, технологии и бизнес-процессов будем исходить из модернизированной нами схемы структуры отношений банка с клиентом и следующего определения: "Процесс (лат. processus - продвижение) –
1)
последовательная смена
2) совокупность последовательных действий для достижения цели (результата);
3)
специфически упорядоченная
Рис. 1. Структура отношений банка с клиентом
и взаимосвязи понятий, характеризующих
эти отношения
В схему на рис. 1 введено понятие бизнес-процесса, обобщающего понятия для банковской операции, и отражена его взаимосвязь с банковским продуктом и банковской услугой. Кроме того, банковский продукт предлагается рассматривать как объект купли-продажи, а банковскую услугу как объект производства банка и предмет потребления его клиента. При внесении изменений в схему учтены следующие обстоятельства.
Банк оказывает услуги клиенту на основании заключаемого с ним договора. Договор банка с клиентом представляет собой документ, фиксирующий двустороннюю сделку, согласно которой клиент обязуется оплачивать, а банк - оказывать комплекс услуг в соответствии с согласованными при заключении сделки правилами. Понятие банковского продукта позволяет трактовать договор банка с клиентом как договор о сделке по купле-продаже банковского продукта.
Однако потребительскую ценность для клиента имеет не банковский продукт, а услуги, которые клиент может получать в течение срока действия и на условиях заключенного договора. Услуга, из числа предусмотренных договором, по заказу клиента предоставляется ему банком путем выполнения совокупности взаимосвязанных операций, которая составляет сущность банковского производственного бизнес-процесса. Таким образом, банковский производственный бизнес-процесс есть процесс обслуживания клиента, заключившего договор с банком, по его заказу. В заказе определяются время и параметры бизнес-задачи клиента, которую должен решить банк. То есть услуга банка для клиента материализуется (обретает потребительскую стоимость) через разрешение возникающей перед ним бизнес-задачи по манипулированию денежными средствами в интересах выполнения внешних и внутрибанковских финансовых обязательств и решения иных финансовых задач.
Таким образом, банк и его клиента связывает совокупность правовых (договорная сделка), экономических (производство-потребление банковских услуг) и рыночных (купля-продажа банковского продукта) отношений.
Модель
банковского продукта может быть
описана следующим набором
где
Un - комплекс потенциальных услуг;
S - стоимость услуг;
Тп - технологии обслуживания клиента;
W - правовые и маркетинговые условия обслуживания, фиксируемые в
договоре банка с клиентом.
Для
клиента приобретаемый
Данная формальная запись означает, что клиента не интересует банковская технология, которая обеспечивает его обслуживание. Его интересует цена и качество покупаемого комплекса потенциальных услуг Uп, которые находят отражение в заключаемом им с банком договоре, то есть параметры S и W.
Процесс производства банковского продукта включает в себя разработку банковской технологии оказания совокупности услуг, включенных в состав продуктов, и совокупности документов, позволяющих оформить договор с клиентом на покупку соответствующих услуг. В зависимости от количества и функциональной сложности услуг, включаемых в состав банковского продукта, различают простые и сложные банковские продукты.
К приемам изготовления банковских продуктов относятся: адаптация существующего вне банка банковского продукта к его специфическим условиям деятельности; комбинирование комплексного банковского продукта на основе нескольких банковских продуктов, имеющихся в банке; разработка нового банковского продукта.
Для
банка существенной компонентой
банковского продукта является банковская
технология, которая формально может
быть представлена функционалом:
Tп = F(Ro, Kx),
где
Ro
- регламенты банковских
Кх - комплекс характеристик клиента, существенных для банковских операций;
F - правила выполнения банковских операций для клиентов с различными характеристиками (параметрами счетов и показателями их доходности для банка).
Поскольку
процессы обслуживания клиентов не охватывают
всего множества бизнес-
Модель
банковского бизнес-процесса ВР может
быть описана следующим
Ur = ВР (Z, БП) = ВР (Z, (Un, S, F (Ro, Kx), W),
где
Z
- заявка клиента на
БП
- параметры банковского
Ur
- реальная услуга, оказанная
клиенту в результате выполнения
его заявки.
Таким
образом, моделью банковского бизнес-
С точки зрения поставленных в издании задач, следует отметить наличие в модели банковского бизнес-процесса как производственных параметров (Тп = F (Ro, Kx) - банковские технологии) и маркетинговых параметров (S - стоимости услуг, W - маркетинговые условия обслуживания), так и параметров, обладающих как производственными, так и маркетинговыми свойствами (Un - комплекс потенциальных услуг).
Разработка банковских продуктов, технологий и обслуживание клиентов осуществляются соответствующими подразделениями банка и регулируются функционально-технологической и нормативной документацией (ФТНД). К классу ФТНД относятся документы, описывающие, закрепляющие и регламентирующие функции, и устанавливающие взаимосвязи между подразделениями, регулирующие организационные, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности структурных подразделений, служб и банка в целом. Функционально-технологическая и нормативная документация разрабатывается для описания как существующих, так и создающихся технологий и регламентов работы структурных подразделений банка.
Информация о работе Лекции по "Современные банковские технологии"