Лекции по "Современные банковские технологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 17:43, курс лекций

Описание

Информационная система управления – это совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, а также предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.
Классификация информационных систем управления зависит от видов процессов управления, уровня управления, сферы функционирования экономического объекта и его организации, степени автоматизации управления.

Содержание

Лекция №1.
Тема: Информационные процессы в управлении организацией.
Вопросы:
Понятие информационного процесса и информационной технологии.
Информационные связи в корпоративных системах.

Лекция №2.
Тема: Банковские информационные системы.
Вопросы:
Понятие банковской информационной системы.
Структура управления банком
Основа технического построения БИС – архитектура «клиент-сервер».
Требования к банковской информационной системе и принципы разработки программных средств
Банковские технологии

Лекция №3.
Тема: Современные банковские автоматизированные системы.
Вопросы:
Понятие автоматизированной банковской системы
Функции автоматизированных банковских систем.
Необходимость внедрения автоматизированных банковских систем.
Применение автоматизированных банковских систем в Российской Федерации.

Лекция №4.
Тема: Банковский продукт, как технология реализации банковской услуги.
Вопросы:
Понятие банковского продукта.
Классификация банковских продуктов, операций и услуг.
Состав и структура банковских операций
Разработка банковских продуктов

Лекция №5.
Тема: Современные банковские продукты.
Вопросы:
Пластиковые карты их классификация и применение.
1.1.Виды банковских карт
Расчётные (дебето́вые) карты
Карты с разрешенным овердрафтом
Кредитные карты
Предоплаченные карты
Внутрибанковские карты
Международные карты
Виртуальные карты
Удобства и недостатки использования
Удобства
Недостатки
Применение банковских карт
Обналичивание
Платежи в торговых точках
Платежи через Интернет
Банкомат как элемент электронной системы платежей.

Лекция №6.
Тема: Дистанционное банковское обслуживание.
Вопросы:
Понятие дистанционного банковского обслуживания.
Виды дистанционного банковского обслуживания.
Система расчетов по банковским картам

Лекция №7.
Тема: Современные зарубежные банковские технологии
Вопросы:
Возможности применения зарубежных банковских технологий безналичных расчетов в российской практике.
Основные тенденции развития банков.

Библиографический список.

Работа состоит из  1 файл

Лекции Современные банковские технологии..doc

— 1.28 Мб (Скачать документ)

     Суть  разработки АСОДБ - совершенствование  системы потоков информации (как  материальной основы всей системы управления) банка, системы выработки и принятия перспективных и оперативных решений. Существенные изменения претерпевает организация собственно информационных функций в управлении. Компьютеры, объединенные в локальную вычислительную сеть банка, постепенно "вбирают" в себя все работы информационного характера и превращаются в единый комплекс автоматизированных рабочих мест (АРМ) банка, где знания, опыт и навыки специалистов управления наилучшим образом сочетаются с быстродействием автоматических средств переработки информации.

     В автоматизированных системах обработки данных с помощью современных технических средств реализуются процессы, характерные для информационных систем: фиксация информации о происходящих процессах производственно-хозяйственной деятельности, отражение состояния и динамики этой деятельности в так называемых базовых массивах, выполняющих функцию информационной модели банка. Информационная модель банка с помощью программного аппарата математического обеспечения АСОДБ позволяет получать различные систематизированные данные обо всех этапах производственно-хозяйственной деятельности банка. Информационная модель поставляет также исходные данные при решении задач экономического прогнозирования и планирования.

     В АСОДБ выделяют функциональные и  обеспечивающие подсистемы.

     Функциональные  подсистемы обеспечивают информацией органы управления производственно-хозяйственной деятельностью. Обеспечивающие подсистемы выполняют собственно информационные процессы в АСОДБ и ответственны за их подготовку и организацию. Чаще всего выделяют подсистемы математического, программного, технического, информационного и организационного обеспечения. В математическое обеспечение включают модели, методы и алгоритмы решения задач и выполнения информационных процессов в АСОДБ. Программное обеспечение - это комплекс программ и инструкций к ним для решения на ЭВМ задач. Техническое обеспечение включает технику автоматизации и механизации выполнения информационных процессов в АСОДБ, а также инструкции по их эксплуатации и обеспечению надежного функционирования. Информационное обеспечение регламентирует потоки и подготовку информации в АСОДБ, организацию выполнения информационных процессов в локально вычислительной сети банка. Организационное обеспечение регламентирует действие каждого работника банка по отношению к АСОДБ. Программное обеспечение разделяют на специальное и общее. Специальное программное обеспечение нацелено на получение документов и сведений производственно-хозяйственного значения. Общее программное обеспечение включает программы, предназначенные для преобразования данных (сортировка, группировка, слияние) безотносительно к их содержанию.

     "Под  банковским продуктом понимается  определенная (конкретная или типизированная) банковская услуга или банковская  операция, оказываемая клиентам  банка (внешний продукт) или  имеющая внутреннее значение для работы банка (внутренний продукт). Возможны также продукты "смешанные". В этом смысле "банковский продукт" в конечном счете включает в себя:

     а) экономическую характеристику (целевое  назначение, содержание и роль) банковского  продукта;

     б) порядок организации представления  и эффективной реализации банковского  продукта: цена, срок, правила документооборота, порядок учета и др.;

     в) полный набор банковских документов (договоры, бланки и т.п.), сопровождающих реализацию "банковского продукта".

     Есть  и такое определение, не противоречащее первому: результат логического  осмысления банковской операции и лежащей  в ее основе банковской технологии, оформленный в виде завершенного документа и сохраненный на определенном материальном носителе.

     Таким образом, если сказать обобщенно, банковский продукт - это услуги. Прежде всего имеются в виду так называемые материальные услуги - полезный эффект труда, совершаемого в отраслях, которые сами материальных благ не производят, но деятельность которых необходима для доведения таких благ до потребителя. Такие услуги создают дополнительную стоимость, которая прибавляется к стоимости (и цене) продуктов, созданной в первичных отраслях материального производства"

     "Банковская  деятельность (в части, направленной  на клиента) может быть раскрыта через следующие фундаментальные понятия:

    1. банковский продукт - конкретный способ, каким банк оказывает или готов оказывать ту или иную свою услугу нуждающемуся в ней клиенту, то есть упорядоченный, внутренне согласованный и, как правило, документально оформленный комплекс взаимосвязанных организационных, технико-технологических, информационных, финансовых, юридических и иных действий (процедур), составляющих целостный регламент взаимодействия сотрудников банка (конкретных его подразделений) с обслуживаемым клиентом, единую и завершенную технологию обслуживания клиента;
    2. банковская операция - сами практические действия (упорядоченная, внутренне согласованная совокупность действий) работников банка в процессе обслуживания клиента (оказания ему заказанной конкретной услуги), форма воплощения в действительность банковского продукта. Здесь следует иметь в виду, что сам банковский продукт - это не что иное, как банковская технология, то есть определенное умение сотрудников банка, которое может применяться, если это нужно клиентам, но может и не использоваться, оставаясь в "резерве";
    3. банковская услуга - результат банковской операции, то есть итог или полезный эффект банковской операции (целенаправленной трудовой деятельности сотрудников банка), состоящий в более или менее полном удовлетворении заявленной клиентом потребности (в кредите, в расчетно-кассовом обслуживании, в гарантиях, в покупке/продаже ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.)".

     При построении моделей банковских продуктов, технологии и бизнес-процессов будем исходить из модернизированной нами схемы структуры отношений банка с клиентом и следующего определения: "Процесс (лат. processus - продвижение) –

     1) последовательная смена явлений,  состояний в развитии какой-либо  системы, объекта, явления;

     2) совокупность последовательных  действий для достижения цели (результата);

     3) специфически упорядоченная совокупность  работ, заданий (activities) во времени  и в пространстве, с указанием  начала и конца и точным  определением входов и выходов" 
 

      Рис. 1. Структура отношений банка с клиентом и взаимосвязи понятий, характеризующих эти отношения 

     В схему на рис. 1 введено понятие бизнес-процесса, обобщающего понятия для банковской операции, и отражена его взаимосвязь с банковским продуктом и банковской услугой. Кроме того, банковский продукт предлагается рассматривать как объект купли-продажи, а банковскую услугу как объект производства банка и предмет потребления его клиента. При внесении изменений в схему учтены следующие обстоятельства.

     Банк  оказывает услуги клиенту на основании  заключаемого с ним договора. Договор  банка с клиентом представляет собой  документ, фиксирующий двустороннюю сделку, согласно которой клиент обязуется  оплачивать, а банк - оказывать комплекс услуг в соответствии с согласованными при заключении сделки правилами. Понятие банковского продукта позволяет трактовать договор банка с клиентом как договор о сделке по купле-продаже банковского продукта.

     Однако  потребительскую ценность для клиента  имеет не банковский продукт, а услуги, которые клиент может получать в течение срока действия и на условиях заключенного договора. Услуга, из числа предусмотренных договором, по заказу клиента предоставляется ему банком путем выполнения совокупности взаимосвязанных операций, которая составляет сущность банковского производственного бизнес-процесса. Таким образом, банковский производственный бизнес-процесс есть процесс обслуживания клиента, заключившего договор с банком, по его заказу. В заказе определяются время и параметры бизнес-задачи клиента, которую должен решить банк. То есть услуга банка для клиента материализуется (обретает потребительскую стоимость) через разрешение возникающей перед ним бизнес-задачи по манипулированию денежными средствами в интересах выполнения внешних и внутрибанковских финансовых обязательств и решения иных финансовых задач.

     Таким образом, банк и его клиента связывает  совокупность правовых (договорная сделка), экономических (производство-потребление  банковских услуг) и рыночных (купля-продажа банковского продукта) отношений.

     Модель  банковского продукта может быть описана следующим набором параметров: 

                                БП = (Un, S, Тп, W), 

     где

     Un - комплекс потенциальных услуг;

     S  - стоимость услуг;

     Тп - технологии обслуживания клиента;

     W  - правовые и  маркетинговые   условия  обслуживания,   фиксируемые   в

     договоре  банка с клиентом.

     Для клиента приобретаемый банковский продукт представляется информацией, содержащейся в договоре, заключаемом  с банком. Формально договор БПк (клиентское видение банковского продукта) может быть описан следующим образом: 

                                 БПк = (Un, S, W). 

     Данная  формальная запись означает, что клиента  не интересует банковская технология, которая обеспечивает его обслуживание. Его интересует цена и качество покупаемого комплекса потенциальных услуг Uп, которые находят отражение в заключаемом им с банком договоре, то есть параметры S и W.

     Процесс производства банковского продукта включает в себя разработку банковской технологии оказания совокупности услуг, включенных в состав продуктов, и совокупности документов, позволяющих оформить договор с клиентом на покупку соответствующих услуг. В зависимости от количества и функциональной сложности услуг, включаемых в состав банковского продукта, различают простые и сложные банковские продукты.

     К приемам изготовления банковских продуктов  относятся: адаптация существующего  вне банка банковского продукта к его специфическим условиям деятельности; комбинирование комплексного банковского продукта на основе нескольких банковских продуктов, имеющихся в банке; разработка нового банковского продукта.

     Для банка существенной компонентой  банковского продукта является банковская технология, которая формально может  быть представлена функционалом: 

                                  Tп = F(Ro, Kx), 

     где

     Ro - регламенты банковских операций;

     Кх - комплекс характеристик клиента, существенных для банковских операций;

     F  - правила выполнения банковских  операций  для  клиентов  с  различными характеристиками (параметрами счетов и показателями  их  доходности для банка).

     Поскольку процессы обслуживания клиентов не охватывают всего множества бизнес-процессов  и операций банка, то логично это  подмножество выделить в отдельный  класс продуктовых бизнес-процессов  и операций банка, а соответствующее им множество банковских технологий Тп выделить в отдельный класс, который предлагается назвать классом продуктовых банковских технологий. Вне этого класса остаются межбанковские операции, операции на финансовых рынках, эмиссионные операции и т.д.

     Модель  банковского бизнес-процесса ВР может  быть описана следующим функционалом: 

                  Ur = ВР (Z, БП) = ВР (Z, (Un, S, F (Ro, Kx), W), 

     где

     Z  - заявка клиента на обслуживание;

     БП - параметры банковского продукта;

     Ur - реальная услуга,  оказанная  клиенту  в  результате  выполнения  его заявки. 

     Таким образом, моделью банковского бизнес-процесса является функционал, значением которого есть услуга, оказанная клиенту, а  аргументами - параметры заявки клиента  на обслуживание и параметры купленного клиентом банковского продукта.

     С точки зрения поставленных в издании  задач, следует отметить наличие  в модели банковского бизнес-процесса как производственных параметров (Тп = F (Ro, Kx) - банковские технологии) и маркетинговых  параметров (S - стоимости услуг, W - маркетинговые условия обслуживания), так и параметров, обладающих как производственными, так и маркетинговыми свойствами (Un - комплекс потенциальных услуг).

     Разработка  банковских продуктов, технологий и  обслуживание клиентов осуществляются соответствующими подразделениями банка и регулируются функционально-технологической и нормативной документацией (ФТНД). К классу ФТНД относятся документы, описывающие, закрепляющие и регламентирующие функции, и устанавливающие взаимосвязи между подразделениями, регулирующие организационные, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности структурных подразделений, служб и банка в целом. Функционально-технологическая и нормативная документация разрабатывается для описания как существующих, так и создающихся технологий и регламентов работы структурных подразделений банка.

Информация о работе Лекции по "Современные банковские технологии"