Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 17:43, курс лекций
Информационная система управления – это совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, а также предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.
Классификация информационных систем управления зависит от видов процессов управления, уровня управления, сферы функционирования экономического объекта и его организации, степени автоматизации управления.
Лекция №1.
Тема: Информационные процессы в управлении организацией.
Вопросы:
Понятие информационного процесса и информационной технологии.
Информационные связи в корпоративных системах.
Лекция №2.
Тема: Банковские информационные системы.
Вопросы:
Понятие банковской информационной системы.
Структура управления банком
Основа технического построения БИС – архитектура «клиент-сервер».
Требования к банковской информационной системе и принципы разработки программных средств
Банковские технологии
Лекция №3.
Тема: Современные банковские автоматизированные системы.
Вопросы:
Понятие автоматизированной банковской системы
Функции автоматизированных банковских систем.
Необходимость внедрения автоматизированных банковских систем.
Применение автоматизированных банковских систем в Российской Федерации.
Лекция №4.
Тема: Банковский продукт, как технология реализации банковской услуги.
Вопросы:
Понятие банковского продукта.
Классификация банковских продуктов, операций и услуг.
Состав и структура банковских операций
Разработка банковских продуктов
Лекция №5.
Тема: Современные банковские продукты.
Вопросы:
Пластиковые карты их классификация и применение.
1.1.Виды банковских карт
Расчётные (дебето́вые) карты
Карты с разрешенным овердрафтом
Кредитные карты
Предоплаченные карты
Внутрибанковские карты
Международные карты
Виртуальные карты
Удобства и недостатки использования
Удобства
Недостатки
Применение банковских карт
Обналичивание
Платежи в торговых точках
Платежи через Интернет
Банкомат как элемент электронной системы платежей.
Лекция №6.
Тема: Дистанционное банковское обслуживание.
Вопросы:
Понятие дистанционного банковского обслуживания.
Виды дистанционного банковского обслуживания.
Система расчетов по банковским картам
Лекция №7.
Тема: Современные зарубежные банковские технологии
Вопросы:
Возможности применения зарубежных банковских технологий безналичных расчетов в российской практике.
Основные тенденции развития банков.
Библиографический список.
С
учетом уточненных при построении модели
зависимостей между понятиями приведенные
в начале параграфа формулировки
фундаментальных понятий
банковский продукт - совокупность документов, описывающих:
содержание договора банка с клиентом об оказании комплекса банковских услуг;
продуктовую банковскую технологию;
правила
определения стоимости и
формуляра заявки клиента на оказание услуги и способ доведения содержания извещения до сотрудника банка, ответственного за обслуживание клиента;
регламента
последовательного выполнения банковских
операций и взаимодействия подразделений
и сотрудников банка при
формуляра
извещения клиента о
банковская
услуга - результат решения бизнес-
бизнес-задача клиента - сущность потребности клиента (в кредите, в расчетно-кассовом обслуживании, в гарантиях, в покупке/продаже ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.), которая описывается им в заявке на обслуживание;
продуктовый банковский бизнес-процесс (процесс обслуживания клиента) - упорядоченная банковской технологией во времени и в пространстве совокупность банковских операций и иных работ. Начало процесса определяется заявкой клиента на обслуживание, а заканчивается процесс доведением до клиента информации об оказанной услуге. Вход продуктового банковского бизнес-процесса определяется формуляром заявки клиента на обслуживание, а выход - формуляром извещения клиента о содержании и параметрах предоставленной услуги;
банковская операция - элементарный банковский бизнес-процесс.
Наиболее
существенным результатом проведенной
формализации и уточнения определений
фундаментальных понятий
правовая, представленная макетом договора о покупке банковского продукта;
технологическая, представленная банковской технологией;
маркетинговая,
представленная правилами определения
стоимости и сервиса
Это обстоятельство будет далее использовано нами при рассмотрении вопросов создания банковских продуктов.
Выделение
класса продуктовых банковских бизнес-процессов
имеет смысл только в том случае,
если кроме них имеются другие бизнес-процессы
и соответствующие им банковские операции.
Такие бизнес-процессы и операции, очевидно,
имеются. К их числу относятся все операции
банка как хозяйствующего субъекта на
различных финансовых рынках, бизнес-процессы,
реализующие корреспондентские отношения
банка, отношения с фискальными и надзирающими
органами, и т.д. Эту группу можно условно
назвать внешними бизнес-процессами банка,
в отличие от внутренних бизнес-процессов,
таких как планирование, бухгалтерская
работа, внутренний контроль и аудит, юридическое
и информационное обеспечение, администрирование
и архивация, обеспечение безопасности
и материально-техническое обеспечение
и т.д.
Денежные расчеты (расчетные или платежные операции), обеспечивающие процессы обмена товаров и услуг, распределение и перераспределение созданных стоимостей (доходов), являются одним из важнейших элементов рыночного хозяйствования.
Не все расчеты возможно или целесообразно проводить, используя наличные деньги. Соответственно возникает проблема инструментов безналичного оборота. Безналичные расчеты - это денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Платежи производятся с согласия (акцепта) владельца счета, однако в отдельных случаях допускается и безакцептное списание денег со счета плательщика. Такое списание используется как форма расчетов между сторонами по договору и в случаях, предусмотренных законодательными актами. Базовым нормативным актом, регулирующим безналичные расчеты банка, является "Положение о проведении безналичных расчетов кредитными организациями в Российской Федерации". Исторически сложились следующие особенности международных расчетов и платежей (по сравнению с внутренними)импортеры и экспортеры, их банки вступают в определенные отношения, связанные с оформлением, пересылкой, обработкой товарораспорядительных и платежных документов, осуществлением безналичных платежей. Объем обязательств и распределение ответственности между ними зависят от форм международных расчетов;
международные
расчеты и платежи регулируются
не только национальными
международные расчеты обычно имеют документарный характер, то есть осуществляются по представлении документов. В числе последних - финансовые документы (векселя, чеки, платежные расписки) и коммерческие документы (счета-фактуры; транспортные документы - коносаменты, накладные, квитанции; страховые полисы; различные сертификаты; справки, указанные в контрактах и соглашениях). Банк проверяет содержание и комплектность этих документов;
международные платежи осуществляются в различных валютах. Поэтому они связаны с куплей-продажей валют и валютным риском. Обычно используются следующие формы международных расчетов:
банковский перевод;
документарный аккредитив;
документарное инкассо;
открытый счет;
авансовый платеж;
расчеты с использованием чеков, векселей, кредитных карточек. Поскольку денежные расчеты являются одним из важнейших элементов рыночного хозяйствования, а банки осуществляют основную массу этих расчетов, то банки по статусу можно отнести к важнейшему механизму расчетно-платежной системы РФ.
В
структуре экономики банка
Пассивные операции банков представляют собой операции по аккумулированию ресурсов. Их можно разделить на следующие группы:
формирование собственного капитала, в состав которого включаются уставный капитал, резервный и другие фонды, нераспределенная прибыль и другие собственные источники;
эмиссия ценных бумаг - акций, облигаций, сертификатов, векселей и др.;
депозитные операции;
операции по открытию счетов: текущих, расчетных, срочных, корреспондентских и др.
Активные операции банков представляют собой использование собственных и привлеченных ресурсов, осуществляемое банком для получения прибыли, а также операции по обслуживанию клиентов, обеспечивающие доход банка за счет выплат комиссионных клиентами. Активные операции банков можно разделить на четыре группы:
кредитные операции, в результате которых формируется кредитный портфель банка;
инвестиционные операции, создающие основу для формирования инвестиционного портфеля;
кассовые и расчетные операции, являющиеся одним из основных видов услуг, оказываемых банком своим клиентам;
прочие активные операции, связанные с обслуживанием клиентов. Кредитные операции подразделяются на активные и пассивные
К активным кредитным операциям относят:
кредитование клиентов;
кредитование других банков;
размещение депозитов в других банках;
размещение средств на резервном корсчете в Банке России;
размещение средств на корсчетах в других банках. К пассивным кредитным операциям относят:
получение депозитов клиентов;
получение депозитов других банков;
получение кредитов банков, в том числе в Банке России.
К инвестиционным операциям, создающим основу для формирования инвестиционного портфеля банка, относят инвестиции банка в ценные бумаги за свой счет.
Расчетные операции являются традиционными для банков. К ним относят:
1) платежи наличными деньгами;
2) депонирование наличных денег на счет;
3) изъятие наличных денег со счета;
4)
перевод денег платежным
5)
перевод средств с одного
дебетовый перевод;
кредитовый перевод.
┌─────────────────┬───────────
│ Критерий │ Виды операций │
│ классификации
│
├─────────────────┼───────────
│Состав
участников│Внутрибанковские
│
│Клиентские
│
│Межбанковские:
│ │расчеты через систему корсчетов в структурных│
│
│подразделениях Банка России;
│
│прямые расчеты между
├─────────────────┼───────────
│Функциональное
│Операции по ведению счетов:
│назначение │зачисление и списание средств; │
│операций │начисление процентов, комиссионных и т.д. │
│ │Кассовые (конвертация наличных денег в безналичные и,│
│ │наоборот, одной валюты в другую). │
│ │Акцептные (получение согласия или отказа плательщика│
│
│оплатить платежный документ).
Информация о работе Лекции по "Современные банковские технологии"