Маркетинг на предприятии ( на примере ЗАО «Хохломская роспись» )

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:23, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию структуры и деятельности службы маркетинга на ЗАО «Хохломская роспись».
Основными задачами написания данной дипломной работы являются подробное изучение содержания, сущности, направлений маркетинговой деятельности на предприятии; рассмотрение типов организационных структур маркетинговой службы, а также тщательный анализ существующей структуры маркетинговой деятельности на ЗАО «Хохломская роспись».
В ходе изучения теоретических аспектов деятельности маркетинговой службы на предприятии было использовано большое количество монографий, учебной и научной литературы отечественных и зарубежных авторов, периодических изданий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………... 6
Глава 1. Теоретические основы деятельности маркетинговой службы на предприятии .....................................................9
1.1. Сущность и содержание деятельности маркетинговой службы
на предприятии……………………………………………………………..9
Типы структур маркетинговой службы……………………………..14
Направления деятельности маркетинговой службы………………..22
Глава 2. Анализ деятельности маркетинговой службы на ЗАО «Хохломская роспись», .……………..39
Краткая характеристика ЗАО «Хохломская роспись»,.. …....39
Анализ структуры маркетинговой службы и ее места в системе управления предприятием ………………………………………………..43
Анализ деятельности маркетинговой службы на ЗАО «Хохломская роспись», .…...52
Глава 3. Совершенствование структуры и деятельности маркетинговой
службы на ЗАО «Хохломская роспись»,………………………………..….…..68
3.1. Рекомендации по совершенствованию структуры и
деятельности маркетинговой службы на ЗАО «Хохломская роспись», ………………………………………………………………………...68
3.2. Оценка эффективности предложенных рекомендаций …..86
Заключение………………………………………………………………………90
Библиографический список…………………………………………………….95

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа на тему- Маркетинг на предприятии ( на примере .doc

— 2.48 Мб (Скачать документ)

Поэтому 4 субъекта РФ - Москва, Московская область, Санкт-Петербург  и Нижегородская область более всего удовлетворяют этим критериям.

Однако в  настоящее время более пристальное  внимание работников маркетинговой  службы предприятия направлено на его  проникновение, работу и укрепление в крупных экономических центрах  Урала, Сибири и Дальнего Востока. Гак как эти регионы отличаются потенциально ёмким рынком, который может принести значительную дополнительную прибыль предприятию.

Вообще, на сегодняшнем  этапе поиску новых рынков сбыта отводится приоритетное место в маркетинговой деятельности предприятия.

Приведём пример деятельности маркетинговой службы ЗАО «Хохломская роспись» по продвижению предприятия на новые рынки.

Прежде, чем предприятию выходить со своей продукцией на новый рынок его необходимо изучить.

При проведении исследований рынка электросчётчиков Челябинской области была получена ценная информация, на основании которой можно сделать некоторые выводы об уровне деятельности маркетинговой службы ЗАО «Хохломская роспись».

Для проведения исследований рынка использовалась анкета, основной целью которой было выявление реальной потребности в народных-художественных изделия в Китае (Приложение №1).

Для исследований было выбрано  около 100 городов Китайской республики различных сфер деятельности (промышленных и торговых), которые могут быть заинтересованы в приобретении продукции предприятия. Опрос проводился по интернету.

В ходе опроса выяснилось, что в Китайской республике ЗАО «Хохломская роспись» не известен как крупный российский производитель народных-художественных промыслов. О таком предприятии слышало только четверо респондентов из числа опрошенных. Подавляющее большинство фирм данной республики работают с такими российскими производителями народно-художественных изделий как ООО «Семёновская роспись», ЗАО «Липецкие узоры», так как они отличаются известностью, оперативностью доставки продукции до потребителя, низкими расходами на доставку, качеством продукции, приверженностью потребителей. А так же имеют дилерские региональные центры и центры сервисного обслуживания в данном регионе.

Обработка анкет показала, что в данной исследуемой республике существует довольно большая реальная потребность в народно-художественных изделиях.

Ежеквартальная     потребность     в     народно-художественных изделиях     среди опрошенных организаций представлена в таблице №5 и таблице №6.

Таблица №5.

 

Потребность в хохломе.

 

 

Количество изделий, шт.

Количество городов, шт.

1-500

20

500-1000

5                             

1000-5000

2

5000-10000

1


Таблица №6. Потребность в матрёшках.

 

Количество изделий, шт.

Количество городов, шт.

1-1000

16

1000-5000

4

>   5000

2


Основные     выводы,     полученные     в     ходе     опроса     потребителей народно-художественных изделий в Китайской республике:

1) на вопрос: «Готовы ли вы сменить производителя на предложившего 
более выгодные условия?» большинство респондентов ответило 
положительно;

2) потребители народно-художественных изделий в Китайской республике слабо информированы о продукции ЗАО «Хохломская роспись», то есть рекламная деятельность предприятия не достаточно эффективна;

3) у ЗАО «Хохломская роспись»нет представительств и региональных центров сервисного обслуживания продукции в Уральском регионе;

4) организации, имеющие  очень большую ежеквартальную  потребность в «нхи» (до 10000 изделий в квартал) сотрудничают с основными конкурентами ЗАО «Хохломская роспись», поскольку они отличаются приемлемыми ценами, качеством и скоростью поставки продукции.

Для устранения выявленных недостатков и в последующей  главе данного 
дипломного проекта будут предложены рекомендации по повышению 
эффективности маркетинговой деятельности ЗАО «Хохломская роспись». 

В целом маркетинговой  службой ЗАО «Хохломская роспись»в той или иной степени реализуются все составляющие комплекса маркетинговой деятельности.

Специалисты маркетинговой  службы завода участвуют в формировании ассортимента продукции. Однако это  участие осуществляется довольно слабо. Так как в структуре маркетинговой службы ЗАО «Хохломская роспись» даже нет подразделения, которое занималось бы планированием и формированием товарного ассортимента. Маркетинговая служба, исходя из исследований предпочтений потребителей, спроса на конкретные виды продукции, предложения конкурентов и конъюнктуры рынка, предоставляет планово-экономическому отделу предприятия рекомендации к плану производства по номенклатуре и качеству продукции. А решающее решение относительно ассортимента продукции выносит генеральный директор завода. Ниже приведен товарный ассортимент продукции, которая производится ЗАО «Хохломская роспись».

Товарный  ассортимент «НЗиФ»:

Традиционнаые изделия:

• Хохлома ( > 50видов). 
          · ложка (2 вида).

.    аполовник (2 вида).

.    чашки (>10).

.    наборы (>20).

•  Семёновская матрёшка (15 видов).

.    Дед мороз и снегурочка (3 вида).

 

  • Матрёшка с сюрпризом (5 видов).
  • Куклы (10 видов).
  • Гос. службы (20 видов).

Нетрадиционные:

  • Матрёшки (>10 видов).

 

  • Хохлома (15 видов).
  • Авторские (20 видов).

 

  • Бизнес сувениры  (15 видов)
  • По эскизам заказчика:
  • Мишка (продукция для Москвы).


Следует отметить, что  товарный ассортимент ЗАО «Хохломская роспись» характеризуется широтой, так как имеет довольно большое количество ассортиментных групп по каждому виду продукции, а так же глубиной, поскольку в некоторых товарных группах присутствует много позиций (моделей) товаров. Самое большое количество позиций наблюдается у Семёновской матрёшки (рис. 2.6.) Так как они являются основной продукцией завода, и на их долю приходится более половины объема производства. Рис. 2.6. Модели электронных счетчиков электрической энергии.

Жесткая конкуренция, с одной стороны, не позволяет  заводу стоять на месте в области товарной политики:

 

  • постоянно обновляется и расширяется номенклатура производимых матрёшек для более полного удовлетворения потребностей рынка.
  • реализуются новые способы защиты от окружающей среды;
  • расширяется набор функциональных характеристик предлагаемых изделий ( например неваляшки);
  • внедряются новейшие технологии производства, повышающие эксплуатационные характеристики изделий, показатели качества и надежности;
  • в новых разработках применяется современная элементная база, что приводит к снижению себестоимости изделий и повышению конкурентоспособности:
  • осуществляется поиск новых форм организации производства;

С другой стороны, конкуренция приводит к снижению рыночных цен на продукцию и, как следствие, к уменьшению рентабельности производства, повышается угроза вытеснения предприятия с данного рынка.

Для обеспечения  жизнеспособности в современных условиях и снижения рисков предприятию необходима диверсификация производства, освоение производства новых продуктов, востребованных на рынке.

Для решения вышеуказанной  задачи предприятие выбрало два

 

направления:

- производство продукции для правительства

-       производство нетрадиционных изделий.

В процессе ценообразования  маркетинговая служба ЗАО «Хохломская роспись»не принимает активного участия. В рамках маркетинговой службы функционирует информационно-аналитический отдел, который проводит мониторинг рыночных цен на аналогичную продукцию. А в целом цены на продукцию определяются исходя из себестоимости продукции и уровня рентабельности который устанавливается генеральным директором предприятия. То есть на ЗАО «Хохломская роспись» используется традиционный затратный метод ценообразования, Однако он не является эффективным в условиях рыночной экономики наличия жесткой ценовой конкуренции. Притом, что специалисты отмечаю характерную особенность конкуренции на рынке (нхи) в России: диктат низкой цены над прогрессивными конструкторским усовершенствованиями.

В рекламной деятельности ЗАО «Хохломская роспись» так же имеется ряд недостатков. Во-первых, основным средством рекламы продукции  на ЗАО «Хохломская роспись» являете участие    в    различных    выставках    и    конференциях:    в международных, общероссийских,   межрегиональных     специализированных   выставках.   План участия    в       выставках   разрабатывается   работниками   бюро   рекламы выставочной деятельности завода.

 

План выставок ЗАО «Хохломская роспись»

на 2008 г-2010г

18-19 июня, 2008г., «Город мастеров», г.Богородск.

16-19 сентября, 2008г., «Бизнес-сувениры и подарки» 2008»,г. Москва.

17-21декабря, « Ладья-2008»,  г.Волгоград.

14-19 октября,2008г., «Бизнес и технология Тохоку 2008», г.Токио.

20.02-25.02,2009, Народные Художественные Промыслы и Ремёсла,г.Татарстан

27.02-06.03, 2009г., «Пермская ярмарка», г.Пермь

14-19 апреля, 2009г., Народные Художественные Промыслы и Ремёсла,      г. Волгоград

30.04-12.05, «Foire de Paris - 2009», Париж.

12-13 сентября, 2009, «ЯРМАРКА РЕМЕСЕЛ»,г.Москва.

25 июля,2010, VIII фестиваль «Мастеров народных братство», г. Городец.

15-20 апреля, 2010, «Жар-птица», г.Нижний Новгород

19-20 июня, 2010г,Злолтая Хохлома»,г.Семёнов.

26-27 июня, 2010, «Гипюра сказочный узор»,г.Чкаловск.

Из приведенного выше плана выставок видно, что в выставочной  деятельности ЗАО «Хохломская роспись» участвует достаточно активно. В силу специализации деятельности выставки и конференции для ЗАО «Хохломская роспись» являются эффективным средством распространения рекламы, поскольку на предприятии выпускается технически сложная продукция. Но основным недостатком такого средства распространения рекламы является то, что подобные мероприятия носят разовый характер и охватывают довольно узкую аудиторию.

В целях продвижения  продукции на ЗАО «Хохломская роспись»так же используются: рекламные сувениры и подарки, сайт в Интернете, каталоги с продукцией и буклеты предприятия.

Недостатком в рекламной  деятельности ЗАО «Хохломская роспись» является то, что не используются более массовые средства рекламы, такие как радиореклама и телереклама, реклама в прессе, реклама на транспорте.

Количество и виды используемых рекламных средств  определяются исходя из бюджета на рекламу и продвижение продукции. На ЗАО «Хохломская роспись»бюджет на продвижение продукции определяется исходя из представления руководства о размере затрат на эти цели, то есть используется метод «от наличных средств». Основным недостатком такого метода является то, что при определении бюджета на рекламу не учитывается объем продаж продукции, поэтому затраты могут быть как чрезмерными, так и неоправданно малыми.

Сбытовой деятельности на ЗАО «Хохломская роспись»отводится большое значение. Сбытом   на   заводе   занимаются   специальные   структурные   подразделения, входящие в состав структуры маркетинговой службы предприятия: бюро сбыта и отделы продаж.

В целях поставки продукции  конечным потребителям на «НЗиФ» 
используются прямые и косвенные каналы распределения. Это связано с тем, 
что предприятие     выпускает     большую     номенклатуру      продукции,

отличающуюся своими характеристиками и сферами применения..

В     качестве     посредников,    участвующих в     косвенных     каналах

распределения выступают  оптовые и розничные продавцы, энергосистемы, дилеры. На рис. 2.7. наглядно представлена структура используемых каналов распределения.



 






 

 

 

Рис. 2.7. Структура каналов распределения продукции ЗАО «Хохломская роспись»

Конечными потребителями  продукции, выпускаемой на ЗАО «Хохломская роспись» являются все регионы страны и ближнего и дальнего зарубежья, физические лица.

В  ходе  проведенного анализа деятельности  маркетинговой  службы  на ЗАО «Хохломская роспись» мы получили следующие выводы:

1) у  ЗАО «Хохломская роспись» имеется семь основных   конкурентов в отрасли, однако 
существует опасность появления новых конкурентов;

  1. имеются возможности для наращивания объемов производства  и сбыта продукции, которые маркетинговая служба завода использует не полностью;
  2. в отрасли (нхи) преобладает ценовая конкуренция;

Информация о работе Маркетинг на предприятии ( на примере ЗАО «Хохломская роспись» )