Маркетинг на предприятии ( на примере ЗАО «Хохломская роспись» )

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:23, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию структуры и деятельности службы маркетинга на ЗАО «Хохломская роспись».
Основными задачами написания данной дипломной работы являются подробное изучение содержания, сущности, направлений маркетинговой деятельности на предприятии; рассмотрение типов организационных структур маркетинговой службы, а также тщательный анализ существующей структуры маркетинговой деятельности на ЗАО «Хохломская роспись».
В ходе изучения теоретических аспектов деятельности маркетинговой службы на предприятии было использовано большое количество монографий, учебной и научной литературы отечественных и зарубежных авторов, периодических изданий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………... 6
Глава 1. Теоретические основы деятельности маркетинговой службы на предприятии .....................................................9
1.1. Сущность и содержание деятельности маркетинговой службы
на предприятии……………………………………………………………..9
Типы структур маркетинговой службы……………………………..14
Направления деятельности маркетинговой службы………………..22
Глава 2. Анализ деятельности маркетинговой службы на ЗАО «Хохломская роспись», .……………..39
Краткая характеристика ЗАО «Хохломская роспись»,.. …....39
Анализ структуры маркетинговой службы и ее места в системе управления предприятием ………………………………………………..43
Анализ деятельности маркетинговой службы на ЗАО «Хохломская роспись», .…...52
Глава 3. Совершенствование структуры и деятельности маркетинговой
службы на ЗАО «Хохломская роспись»,………………………………..….…..68
3.1. Рекомендации по совершенствованию структуры и
деятельности маркетинговой службы на ЗАО «Хохломская роспись», ………………………………………………………………………...68
3.2. Оценка эффективности предложенных рекомендаций …..86
Заключение………………………………………………………………………90
Библиографический список…………………………………………………….95

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа на тему- Маркетинг на предприятии ( на примере .doc

— 2.48 Мб (Скачать документ)

Организация, которая  поставляет нужные потребителям продукты в требуемом количестве в требуемые место и время с должным уровнем сервисной поддержки, имеет дополнительные аргументы для завоевания конкурентных преимуществ. В процессе товародвижения принимают то или иное участие все участники канала распределения.

 

Глава 2. Анализ деятельности маркетинговой  службы на

ЗАО «Хохломская  роспись».

2.1.    Краткая  характеристика ЗАО «Хохломская роспись».

«Нижегородский завод  им. М.В.Фрунзе» - одно из старейших и, в то же время, одно из наиболее современных предприятий России в области разработки и производства специальных электронных приборов. Вот уже почти 90   лет   оно   создает   аппаратуру   военного   и   гражданского   назначения.

«ЗАО «Хохломская роспись» - это известный брэнд на рынке народно-художественных изделий, второе десятилетие выпускающие хохлому, матрёшки, столы и стулья, и изготовление авторских работ, бизнес сувенирови изделий по эскизам заказчиков.

ЗАО «Хохломская роспись» обеспечивает рабочими местами более 2000 человек. Работникам предприятия выплачивается конкурентоспособная заработная плата, а так же предоставляются: медицинское и социальное страхование, бесплатные медицинские услуги, санаторное - профилактическое лечение, столовая для работников предприятия.

Предприятие имеет достаточно высокий имидж как по работе в России, так и за рубежом. Продукция предприятия пользуется повышенным спросом, в основном работы идут со 100% предоплатой.

Поэтому основная деятельность предприятия приносит прибыль. Финансовое состояние предприятия отражено в таблице №1.

 

Таблица №1. Финансовые результаты деятельности «НЗиФ».

 

Наименование  показателя (тыс. руб.)

2008 г.

2009 г.

Темпы роста, %

1. Выручка от продажи  продукции

529 165

581 681

109,92

2.Себестоимость  реализованной продукции

458 980

524 876

114,36

3. Валовая прибыль  от продаж

70 185

56 805

80,94

4.Коммерческие расходы

-

11 625

-

5.Прибыль (убыток) от  продаж

70 185

45 180

64,37

6. Прочие операционные  доходы

381

6 522

1711,81

7. Прочие операционные  расходы

5 345

13 802

258,22

8. Прибыль  (убыток) от прочей реализации

-4 964

-7 280

-

9. Внереализационные  доходы

310

9 875

3185,48

10. Внереализационные  расходы

15 096

32 373

214,45

11. Финансовый результат  от внереализационной деятельности

-14 786

-22 498

-

12. Прибыль  (убыток) до налогообложения

50 435

15 402

30,54

13. Налог на  прибыль и иные аналогичные платежи

14 032

15 641

111.47

14. Чистая  прибыль (непокрытый убыток) отчетного периода

36 403

-239

-


Основной  целью деятельности предприятия  является производство высокотехнологичной  продукции, максимально отвечающей требованиям потребителей и получение соответствующего уровня прибыли.

На современном  этапе среди наиболее приоритетных задач развития предприятия можно выделить следующие:

  • ориентация      производственной     деятельности на     потребности покупателей;
  • сохранение   и  дальнейшее  развитие   научно-технического   потенциала предприятия;
  •  
  • обновление технологической базы;
  • увеличение объемов производства;
  • снижение затрат на производство продукции;
  • повышение эффективности кадровой политики;
  • привлечение молодых специалистов;
  • обеспечение конкурентоспособной заработной платы работникам;
  • постоянное улучшение качества выпускаемой продукции, для обеспечения ее соответствия существующим государственным стандартам и международным требованиям;
  • расширение ассортимента продукции;
  • разработка новых товаров;
  • расширение рынков сбыта.

ЗАО Хохломская роспись - современное многопрофильное предприятие, обладающее широким спектром производств и применяемых технологий.

Технологическая база ЗАО «Хохломская роспись» позволяет производить электронные приборы, соответствующие мировому уровню развития. Все процессы проектирования и производства на предприятии сертифицированы в соответствии с международным стандартом ИСО-9001.

Наличие и развитие собственных  современных технологий заготовления материала, вытачивание и изготовление изделий на электронном оборудовании, производства специального инструмента, регулировки и испытаний электронной аппаратуры позволяет предприятию производить широкую номенклатуру изделий от массовых до уникальных, пользующихся спросом на различных сегментах рынка, как Российской Федерации, так и стран ближнего и дальнего зарубежья. Для поддержания мирового уровня указанных технологий предприятие постоянно модернизирует и развивает:

■ гибкое автоматизированное деревообрабатывающее производство для изготовления образцов и серийного производства народно-художественных изделий;

 

  • лако-красрчное производство;
  • специализированное   гибкое   высокоавтоматизированное   производство инструмента и технологической оснастки;
  • производство одно- и двухсторонних печатных этикеток;
  • подготовительное производство;
  • сборочно-монтажное     производство изделий народного промысла;
  • собственную испытательную базу.

Все выпускаемые изделия  проходят многократную проверку качества на каждом технологическом этапе  производства.

Для повышения конкурентоспособности, потребительских свойств выпускаемой  продукции, для более полного удовлетворения требований потребителей и повышения объемов продаж на предприятии была создана и постоянно совершенствуется структура и деятельность маркетинговой службы.

Создание маркетинговой  службы на ЗАО Хохломская роспись началось с 1991 года, после конверсии и структурной перестройки производства.

Как и на большинстве  российских предприятий, базой для  создания маркетинговой службы на ЗАО Хохломская роспись послужило родственное подразделение, а именно служба сбыта. Однако работники службы сбыта не владели методической основой осуществления маркетинговой деятельности. Поэтому маркетинговая служба предприятия претерпела с момента своего образования значительные кадровые и структурные преобразования.

Существующий на сегодняшний  день вариант маркетинговой службы на ЗАО Хохломская роспись был создан к 2002 году, однако руководство предприятия и по сегодняшний день находится в постоянном поиске оптимальной организации маркетинговой деятельности.

 

2.2. Анализ структуры маркетинговой службы и ее места в системе управления предприятием

Схема построения организационной  структуры маркетинговой службы на ЗАО «Хохломская роспись» представлена на рис. 2.1.

 

 

 

 

 



 

 




 


 




 

 

Рис. 2.1. Структура маркетинговой службы на ЗАО «Хохломская роспись».


 

На рис. 2.1. видно, что  структура маркетинговой службы ЗАО «Хохломская роспись» относится к функционально-региональному типу структур. Так как в ней наряду с подразделениями, выполняющими общие функции маркетинга, присутствуют подразделения, в которых уделяется большое внимание работе предприятия в конкретных регионах. Организация работы со всеми видами продукции осуществляется по товарному принципу. В приведенной выше схеме видно, что в составе структуры маркетинговой службы ЗАО «Хохломская роспись» выделяются подразделения по продажам семёновской матрёшки для ОАО РЖД. То есть в рассматриваемой структуре маркетинговой службы присутствуют так же элементы организации маркетинговой деятельности по товарному принципу.

Дадим краткую  характеристику функций, выполняемых  подразделениями, которые работают в рамках маркетинговой службы ЗАО «Хохломская роспись».

Группа внешнеэкономической  деятельности отвечает за работу предприятия в странах ближнего зарубежья: Казахстан, Украина, Белоруссия, Узбекистан, Киргизия.

Бюро сбыта выполняет  комплекс работ по доставке продукции  к конечному потребителю.

Отдел маркетинга проводит маркетинговые исследования рынка, разрабатывает краткосрочную, среднесрочную  и долгосрочную стратегию маркетинговой деятельности и вносит предложения, которые ориентируют разработчиков и производство на выполнение требований потребителей к выпускаемой продукции.

Информационно - аналитический отдел проводит мониторинг внешней и внутренней среды предприятия, с целью получения информации, которая необходима для эффективной работы маркетинговой службы предприятия. То есть выполняет чисто информативную функцию.

 

Бюро рекламы  и выставочной деятельности составляет планы и графики участия в выставках и семинарах, разрабатывает стратегию и тактику предприятии в области рекламы, организует проведение рекламных мероприятий.

Изучив особенности  организационной структуры маркетинговой  службы ЗАО «Хохломская роспись» сделаем выводы по ее достоинствам и недостаткам.

К достоинствам данной структуры, по нашему мнению, можно отнести:

  1. соблюдение принципа единоначалия;
  2. специализацию продаж части продукции на конкретных регионах, которая позволяет более полно учесть их особенности, составить достоверный прогноз рынка с учетом его специфики и действовать соответствующим образом;

3) организация    работы    по    товарному    принципу,    способствующая 
повышению      компетентности      менеджеров      в      области      технических 
характеристик,     качества,     функционального     назначения,     особенностей 
конкретных видов продукции;

  1. группа внешнеэкономической деятельности функционирует в рамках маркетинговой службы как самостоятельное подразделение и подчиняется заместителю генерального директора по маркетингу;
  2. возможность ликвидировать устаревшие звенья и ввести новые, исходя из требований внешней среды и целей предприятия.

К недостаткам можно  отнести следующие особенности  данной структуры:

  1. наличие 4-х иерархических уровней управления, которое снижает эффективность работы структуры, так как порождает проблемы при передаче информации «сверху вниз» и наоборот, и, следовательно, замедляет скорость реагирования структуры на изменяющиеся требования рынка;
  2. специализация подразделений маркетинговой службы на работе в отдельных регионах приводит к усложнению ее структуры, а так же к дублированию функций, выполняемых региональными подразделениями;
  3.  

3) сбытовая ориентация деятельности маркетинговой службы, так как из рис. 2.1. видно, что в ее структуре существует очень большое количество 
подразделений, выполняющих исключительно функцию продаж производимой 
продукции;

4) отсутствие в структуре маркетинговой службы подразделений, 
выполняющих маркетинговые функции, которым должно придаваться 
первостепенное значение в условиях жесткой конкуренции и ужесточения 
потребительских требований: разработка новых и усовершенствование 
существующих продуктов, планирование их качества, планирование товарного 
ассортимента и цен на продукцию, а так же сервисное обслуживание и 
маркетинговые коммуникации;

5) неоправданно большое количество управленческих звеньев, 
обуславливающее затратность данной структуры;

  1. наличие дублирующих должностей: начальник управления маркетинг* выполняет те же функции, что и начальник отдела маркетинга;
  2. отсутствие соблюдения принципа оптимальной загрузки руководителей любого уровня (5-9 подчиненных): у начальника управления маркетинга в подчинении находиться 13 руководителей третьего уровня.

В целом можно отметить, что структура маркетинговой  службы ЗАО «Хохломская роспись» не отвечает требованиям:

  • оптимальности, так как при высоких затратах на свое содержание не достигает максимальных результатов маркетинговой деятельности, то есть не оправдывает себя;
  • экономичности из-за дублирования функций и должностей;
  • оперативности, так как большое количество управленческих уровней тормозит прохождение информационных потоков между подразделениями маркетинговой структуры.

Предметом труда работников маркетинговой службы является маркетинговая   информация     о  внутренней  и  внешней  среде предприятия.

 

Маркетинговая информация - важнейший фактор повышения эффективности системы управления маркетингом на предприятии.

Для оперативности получения, обработки и обмена необходимой 
информацией, а так же в целях повышения автоматизации труда работников 
маркетинговой службы применяются современные технические средства: ПК, 
принтеры, модемы, факсы, копировальные устройства, электронная почта, 
телекоммуникационная связь и т.д.

Очень важно, чтобы на предприятии деятельность маркетинговой службы осуществлялась в тесном сотрудничестве и взаимодействии с другими подразделениями, только так можно обеспечить переход от производственной ориентации предприятия к маркетинговой ориентации.

Информация о работе Маркетинг на предприятии ( на примере ЗАО «Хохломская роспись» )