Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:23, дипломная работа
Целью данной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию структуры и деятельности службы маркетинга на ЗАО «Хохломская роспись».
Основными задачами написания данной дипломной работы являются подробное изучение содержания, сущности, направлений маркетинговой деятельности на предприятии; рассмотрение типов организационных структур маркетинговой службы, а также тщательный анализ существующей структуры маркетинговой деятельности на ЗАО «Хохломская роспись».
В ходе изучения теоретических аспектов деятельности маркетинговой службы на предприятии было использовано большое количество монографий, учебной и научной литературы отечественных и зарубежных авторов, периодических изданий.
Введение…………………………………………………………………………... 6
Глава 1. Теоретические основы деятельности маркетинговой службы на предприятии .....................................................9
1.1. Сущность и содержание деятельности маркетинговой службы
на предприятии……………………………………………………………..9
Типы структур маркетинговой службы……………………………..14
Направления деятельности маркетинговой службы………………..22
Глава 2. Анализ деятельности маркетинговой службы на ЗАО «Хохломская роспись», .……………..39
Краткая характеристика ЗАО «Хохломская роспись»,.. …....39
Анализ структуры маркетинговой службы и ее места в системе управления предприятием ………………………………………………..43
Анализ деятельности маркетинговой службы на ЗАО «Хохломская роспись», .…...52
Глава 3. Совершенствование структуры и деятельности маркетинговой
службы на ЗАО «Хохломская роспись»,………………………………..….…..68
3.1. Рекомендации по совершенствованию структуры и
деятельности маркетинговой службы на ЗАО «Хохломская роспись», ………………………………………………………………………...68
3.2. Оценка эффективности предложенных рекомендаций …..86
Заключение………………………………………………………………………90
Библиографический список…………………………………………………….95
Далее рассмотрим, как происходит взаимодействие маркетинговой службы ЗАО «Хохломская роспись» с другими подразделениями предприятия.
В своей деятельности маркетинговая служба активно взаимодействует с подразделениями предприятия, участвующими в достижении его производственно-коммерческих целей (Рис. 2.2.).
Рис. 2.2. Схема взаимодействия маркетинговой службы с подразделениями ЗАО «Хохломская роспись».
Маркетинговая служба ЗАО «Хохломская роспись» занимает важное место в системе управления предприятием. Она подчиняется заместителю генерального директора по маркетингу, что обеспечивает независимость ее положения по отношению к другим подразделениям и объективную оценку возможностей предприятия при разработке его маркетинговой политики.
Для наглядности
представим взаимодействие маркетинговой
службы с
подразделениями предприятия
в форме таблицы.
Таблица № 2.
Информационное взаимодействие маркетинговой службы с подразделениями предприятия.
Маркетинговая служба |
Маркетинговая служба |
Получает |
Предоставляет |
Отдел главного |
Конструктора |
■ Сведения о реальном состоянии и |
■ Количественные и качественные |
возможностях предприятия в |
требования потенциальных и |
области конструирования новой |
существующих потребителей к |
техники и технологии. |
Новой продукции. |
■ Предложения по изменению |
■ Анализ конкурентоспособности |
характеристик и конструкции |
продукции предприятия на |
выпускаемой продукции с целью |
основании сопоставления |
улучшения ее потребительских |
потребительских |
свойств. |
конкурирующей продукции. |
■ План мероприятий по | |
коммерческой реализации и | |
техническому обслуживанию | |
продукции. |
Планово – экономический отдел | |
■ Планы выпуска хохломы и матрёшок. |
■ Предложения и рекомендации к |
■ Цены на хохлому и матрёшки. |
плану производства продукции |
предприятия по номенклатуре и | |
качеству, исходя из результатов | |
Изучения конъюнктуры рынка и | |
Спроса на конкретные виды | |
продукции; | |
■ Предложения | |
ценообразованию на продукцию. | |
Отдел материально-технического снабжения | |
■ инвентарь согласно заявкам |
■ Заявки на инвентарь. |
МС. |
|
Отдел по работе с персоналом | |
■ Предложения по специалистам. ■ Заявки на укомплектование отдела | |
■ Предложения по повышению |
специалистами согласно штатному |
квалификации работников отдела, |
расписанию. |
подготовку кадров. |
■ Заявки на повышение |
квалификации кадров. | |
■ Отчетность по вопросам движения, | |
подбора, расстановки и воспитания | |
кадров. | |
■ Резерв на выдвижение на | | |
Руководящие должности. | |
Отдел труда и заработной платы |
■ Консультации по трудовым |
■ Табель ежедневного учета рабочего |
вопросам. |
времени. |
■ Положения о порядке |
■ Предложения, направленные на |
премирования работников отдела. |
улучшение организации труда, |
■ Утвержденные штатные расписания |
Систем оплаты труда и |
и план по труду. |
материального поощрения. |
■ Коллективный договор. |
■ Проекты штатных расписаний. |
Юридический отдел | |
■ Завизированные |
■ Проекты договоров, приказов, |
Договоров, приказов, распоряжений |
распоряжений и других документов |
и других документов правового |
Правового характера для проверки |
Характера. |
их соответствия требованиям |
■ Предложения об устранении |
Законодательства и визирования. |
выявленных при проверке |
■ Претензии и иски контрагентов по |
нарушений законодательства. |
Поводу ненадлежащего исполнения |
договорных обязательств | |
предприятием для дачи заключений | |
Или подготовки ответов. | |
Бюро техническ |
ой информации |
■ Фотографии для технических |
■ Заказы на предоставление |
отчетов. |
фотографий для технических |
■ Переводы научно-технических |
отчетов. |
публикаций. |
■ Заявки на поиск информации. |
■ Технико-экономические показатели |
■ Заявки на переводы зарубежных |
данного и аналогичных передовых |
публикаций по маркетингу. |
и зарубежных предприятий. |
■ Фирменные сувениры и рекламные |
киноролики. |
Как видно из таблицы №2 на ЗАО «Хохломская роспись» маркетинговая служба не взаимодействует с подразделениями, отвечающими за качество продукции. На ЗАО «Хохломская роспись»таким подразделением является отдел контроля качества (ОКК). Это является серьёзным упущением в деятельности маркетинговой службы, так как в настоящее время вопросам качества продукции на любом предприятии должно уделяться приоритетное внимание. Ведь качество продукции определяет её конкурентоспособность на рынке и приверженность потребителей.
2.3. Анализ деятельности маркетинговой службы на «НЗиФ».
Целью анализа деятельности маркетинговой службы на ЗАО «Хохломская роспись», который мы будем проводить в данном пункте дипломной работы, является выявление достоинств и недостатков в маркетинговой деятельности на предприятии для дальнейшего поиска возможностей её улучшения и совершенствования.
Успех ЗАО «Хохломская роспись» в условиях жёсткой конкуренции во многом определяется результативностью деятельности его маркетинговой службы.
По нашему мнению анализ деятельности маркетинговой службы на ЗАО «Хохломская роспись» целесообразно начать с рассмотрения положения изучаемого предприятия на российском рынке счётчиков электроэнергии. В настоящее время на российском рынке существует около 40 компаний-производителей электросчётчиков, среди которых можно выделить 7 основных игроков рынка и конкурентов ЗАО «Хохломская роспись»» (Таблица №3).
Крупнейшие
российские производители
Таблица №3.
Компания |
Доля рынка, % |
ООО «Семёновская роспись», г. Семёнов |
23% |
ЗАО «Хохломской художник», г. Ковернино |
16% |
Продолжение таблицы № 3.
ЗАО «Липецкие узоры», г. Липецк |
15% |
АРТ «Аьянс», г. Майдан |
9% |
ООО «Дюна», г. Киров |
8% |
ЗАО «Городецкая художественная фабрика», г. Городец |
3% |
ООО «Рязанские сувениры», г. Рязань |
2% |
Надомные производители |
24% |
На следующем рисунке наглядно показаны рыночные доли основных российских производителей народно-художественных изделий.
■ ООО «Семёновская роспись», г. Семёнов
■ ЗАО «Хохломской художник», г. Ковернино
■ ЗАО «Липецкие узоры», г. Липецк
■ АРТ «Аьянс», г. Майдан
■ ООО «Дюна», г. Киров
■ ЗАО «Городецкая художественная фабрика», г. Городец
■ ООО «Рязанские сувениры», г. Рязань
Рис. 2.3. Величина рыночной доли основных российских производителей
Народно-художественных изделий на 2009 год.
Из рисунка видно, что предприятие «Нижегородский завод им. М.В.Фрунзе» занимает пятое место по размерам рыночной доли среди крупнейших российских производителей электросчетчиков.
Годовая потребность в народно-художественных изделиях в стране по подсчетам экспертов составляет 8-10 млн. шт., притом, что ежегодно в стране выпускается только 4-5 млн. изделий.
На рис. 2.4. отражены объемы производства и продаж народно-художественных изделий, производимые ЗАО «Хохломская роспись»
Рис. 2.4. Динамика объемов производства и продаж ЗАО «Хохломская роспись».
Следует отметить, что в структуре производства в последние годы отмечается тенденция к снижению доли традиционных изделий, а доля нетрадиционных изделий возрастает (33,4% - традиционные и 66,6 % - нетрадиционные, 2009 год). В связи с этим, по оценкам производителей, вполне вероятно падение цен на традиционные изделия.
Из приведенных выше данных можно сделать выводы, что, с одной стороны, потребности рынка народно-художественных изделий позволяют ЗАО «Хохломская роспись» наращивать объемы производства и продаж основной продукции, а с другой, -динамичное развитие рынка привело к резкому ужесточению ценовой конкуренции между основными участниками рынка.
Благодаря деятельности работников маркетинговой службы предприятия и грамотной маркетинговой стратегии ЗАО «Хохломская роспись» в условиях жесткой конкуренции наращивает объемы производства и сохраняет свои позиции на рынке.
На изучаемом
предприятии в составе
Для адекватного представления о положении предприятия во внешней среде специалистами по маркетингу ЗАО «Хохломская роспись» осуществляется проведение SWOT— анализа (Таблица №4). То есть оцениваются сильные и слабые стороны предприятия, возможности и угрозы для его развития. Все это делается для того, чтобы определить, в каком направлении и каких результатов должна добиваться предприятие.
Для проведения SWOT - анализа используются материалы
и отчеты информационно-аналитического
отдела, входящего в структуру маркетинговой
службы, результаты проводимых маркетинговых
исследований, информация из сети
Internet.
Таблица № 4 Результаты SWOT-анализа.
Strong |
Weak | |
Сильные стороны |
Слабые стороны | |
• Многолетний опыт работы |
• |
Устаревшее оборудование |
предприятия (более 100 лет) |
• |
Недостаточно высокий уровень |
• Благоприятное географическое |
Маркетинговой деятельности | |
положение предприятия |
(сбытовая ориентация) | |
(Центральная Россия) |
• |
Недостаточно определенный |
• Широкий ассортимент продукции |
имидж предприятия | |
• Высокий уровень качества (все |
• |
Слабая осведомленность |
производственные процессы |
потребителей о продукции | |
сертифицированы в соответствии с |
Предприятия | |
международным стандартом ИСО- |
• |
Плохо развита сеть дилерских и |
9001) |
сервисных региональных центров | |
• Соответствие технических |
• |
Недостаток финансовых ресурсов |
Характеристик выпускаемой |
• |
Негибкая ценовая политика |
продукции современным |
• |
Затратный метод ценообразования |
требованиям (высокий класс |
• |
Недостаточно активное |
точности выпускаемого учетного |
продвижение продукции | |
Оборудования) |
||
• Компетентность работников (64,6% |
||
работающих имеют стаж работы на |
||
заводе более 10 лет) |
||
Высококвалифицированный |
||
менеджмент (по образовательному |
||
Уровню 84,7% руководителей |
||
имеют высшее образование, 12,9% - |
||
среднетехническое образование, но |
||
большой производственный опыт) |
||
• Конкурентные цены |
||
• Инновационный потенциал |
||
Opportunities |
Threak | |
Возможности 1 ■—■ р— |
Угрозы |
Продолжение таблицы №4.
• Модернизация производства, |
• Усиление позиций конкурирующих |
освоение новых технологий |
Предприятий |
• Расширение производства |
• Агрессивная маркетинговая |
• Разработка новых товаров и |
политика конкурентов |
расширение ассортимента |
• Модернизация производства |
• Развитие маркетинговой службы |
Конкурентов |
• Рост ёмкости рынка |
• Владение конкурентами |
• Возможности стимулирования |
передовыми технологиями |
Спроса |
Производства |
• Более активное продвижение товара |
• Прочное положение конкурентов |
на рынке | |
• Разветвленная сеть дилерских | |
региональных центров, филиалов и | |
Представительств конкурентов | |
• Приверженность потребителей к | |
моделям счетчиков конкурентов | |
(«Энергомера», «МЗЭП», | |
«Инкотекс») | |
• Оперативная работа конкурентов | |
по доставке товаров потребителю | |
• Снижение с/ст продукции у | |
Конкурентов | |
• Разработка более совершенных | |
Товаров конкурентов |
С целью наиболее полного удовлетворения нужд и требований потребителей маркетинговая служба предприятия ЗАО «Хохломская роспись» проводит сегментирование российского рынка народно-художественных промыслов.
Основные сегменты потребителей народно-художественных изделий отражены на рис.2.5.
При определении рыночных сегментов специалистами отдела маркетинга ЗАО «Хохломская роспись» так же используются следующие географические критерии: регионы (Приволжский, Дальневосточный, Центральный, Южный район и др.). В свою очередь регионы рассматриваются с точки зрения двух критериев: экономическое развитие региона и его удаленность.
Рис. 2.5. Сегменты потребителей народных-художественных изделий.
Связь с регионом, обладающим большим экономическим потенциалом, является более привлекательной, чем с экономически отсталым. С другой стороны, транспортные и другие расходы, связанные с удаленностью покупателя, делают более выгодным сотрудничество с близлежащими регионами.
Информация о работе Маркетинг на предприятии ( на примере ЗАО «Хохломская роспись» )