Налоговая система Украины, её становление и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:33, курсовая работа

Описание

Обложение людей налогами старо как мир. Оно существовало уже в библейские времена и было не плохо организовано. Одним из самых известных тогда налогов была «десятина», десятую часть урожая крестьянин отдавал за пользование землей. Этот налог просуществовал почти до конца девятнадцатого столетия.
В государствах классического древнего мира (Рим, Афины, Спарта) налоги, как правило, не взимались, потому что не было постоянных ведомств. Оказывая государству услуги. Граждане расходовали собственные средства. Однако сборы и пошлины с торговцев в портах, на рынках, у городских ворот существовали и тогда

Содержание

Введение

1. Сущность налогов. Основные принципы налогообложения
1.1 Что такое налоги и их функции
1.2 Виды налогов
1.3 Принципы налогообложения в рыночной экономике


2. Система налогообложения Украины
2.1 Сущность налоговой системы
2.2 Характеристика отдельных видов общегосударственных налогов.
2.2.1 Прямые налоги
2.2.2. Косвенные налоги
2.3 Характеристика отдельных видов местных налогов
2.4 Контроль над уплатой налогов


3. Концепция развития налоговой системы Украины
3.1 История становления налоговых органов Украины
3.2 Основные направления реформирования
3.3 Какие налоги нас ожидают
3.4 Противоречия правовой базы налоговой системы Украины


Заключение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 102.84 Кб (Скачать документ)

Последние два вида налогов упрощают процесс распределения доходов  между различными органами власти на долевой основе и обеспечивают известный  автоматизм налоговых поступлений. Напротив индивидуальные акцизные налоги требуют предварительного определения  списка товаров и компетенции  разных уровней власти.

Государственные налоги устанавливаются  и взимаются центральными органами власти.

Местные налоги устанавливаются и  взимаются местными органами власти на соответствующей территории.

Взаимоотношения между органами власти основаны на распределении компетенции  в области налогового регулирования  между ними.

Общие налоги обезличены и поступают  в единую кассу государства, которое  и определяет дальнейшей порядок  их применения, как правило, на общегосударственные  мероприятия.

Специальные (целевые) налоги используются для строго определенных функций. Например, средства государственного страхования  практически во всех государствах используются только на социальное обеспечение (пенсии) и социальное страхование (пособия).

Разнообразие зависит от типов (субъектов) хозяйственной деятельности и их организации. В любом случае выделяют четыре сектора, которые различаются  между собой не только способом хозяйственной  деятельности, но и особенностями  налогового регулирования:

   ~ государственный сектор;

   ~ коммерческий сектор;

   ~ финансовый сектор;

   ~ население.

Несмотря на известный исторический опыт, налоговое регулирование в  нашей стране находится пока в  стадии становления, и будет наверняка  претерпевать изменение.

Поэтому представляет интерес не только его анализ, но и сравнение с  общими принципами и закономерностями налогового регулирования в странах  с рыночной экономикой.

Прямые налоги трудно перенести  на потребителя. Из них легче всего  дело обстоит с налогами на землю  и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного  потребителя в зависимости от степени эластичного спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем  большая часть налога перекладывается  на потребителя. Чем менее эластично  предложение, тем меньшая часть  налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя  перекладывается все большая  часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может  привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения  – к сокращению чистой прибыли, что  вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности

 

       

1.3. Принципы  налогообложения в рыночной экономике

 

 

Обязательные сборы с физических и юридических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства, подразделяются на части. Различают  твердые, пропорциональные, прогрессивные  и регрессивные налоговые ставки.

Твердые ставки устанавливаются в  абсолютной сумме на единицу налогообложения, независимо от размеров дохода.

Пропорциональные - действуют в  одинаковом процентном отношении к  объекту налога без учета дифференциации его величины.

Прогрессивные ставки предполагают возрастание  величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги – это те налоги, бремя которых сильнее  давит  лиц с большими доходами.

Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста  дохода. Регрессивный налог может  и не приводить  к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при  увеличении доходов налогоплательщиков.

По платежеспособности налоги делятся  на прямые и косвенные. Прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно  и прямо пропорциональны платежеспособности.  Косвенные налоги взимаются через  надбавку к цене.

В зависимости от использования  налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды).

Адам Смит сформулировал четыре основополагающих принципа налогообложения, желательных в любой экономической  системе.

  1. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
  2. Налог, который обязан уплачивать определённый субъект налога, должен быть точно определён (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).
  3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как налогоплательщику удобнее всего уплатить его.
  4. Каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.

 

 

Налоги могут взиматься следующими способами:

  1. кадастровый - (от слова кадастр- таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером такого налога может служить  налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это  транспортное средство или простаивает.

  1. на основе декларации. Декларация- документ, в котором плательщик налога приводит расчёт дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход.

Примером может служить налог  на прибыль.

  1. у источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным, на сумму налога.

Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из неё вычитается сумма налога и перечисляется  в бюджет. Остальная сумма выплачивается  работнику.

Существует два вида налоговой  системы: шедулярная и глобальная.

В шедулярной налоговой системе  весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части – шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом  особым образом. Для разных шедул  могут быть установлены различные  ставки, льготы и другие элементы налога.

В глобальной налоговой системе  все доходы физических и юридических  лиц облагаются одинаково. Такая  система облегчает расчёт налогов  и упрощает планирование финансового  результата для предпринимателей.

Глобальная налоговая система  широко применяется в западных государствах.

Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система  налогообложения, тем увереннее  чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно  рассчитать, каков будет эффект осуществления  того или иного хозяйственного решения, проведённой сделки, финансовой операции и т. п. Неопределенность – враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень  риска, по крайней мере, удваивается, если к неустойчивости рыночной конъектуры прибавляется неустойчивость налоговой  системы, бесконечные изменения  ставок, условий налогообложения, а  в условиях нашей печальной памяти перестройки – и самих принципов  налогообложения.

Не зная твердо, каковы будут условия  и ставки налогообложения в предстоящем  периоде, невозможно рассчитать, какая  же часть ожидаемой прибыли уйдет  в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

Стабильность налоговой системы  не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены  раз и навсегда. «Застывших» систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения  отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень  доверия населения к правительству  – и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных  и иных условий налоговая система  перестает отвечать предъявляемым  к ней требованиям, вступает в  противоречие с объективными условиями  развития народного хозяйства. В  связи с этим в налоговую систему  в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т.п.) вносятся необходимые  изменения.

Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы  достигается тем, что в течение  года никакие изменения (за исключением  устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет.

 

Систему налогообложения можно  считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской  деятельности, если остаются неизменными  основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят  за приделы экономической целесообразности).

Частые изменения могут вноситься  ежегодно, но при этом желательно, чтобы  они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц  до начала нового года. Например, состояние  бюджета на очередной год, наличие  бюджетного дефицита и его ожидаемые  размеры могут  определить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость  повышения на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частые изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования, а вместе с тем не препятствуют эффективной  предпринимательской деятельности.

Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение  ряда лет основных принципов системы  налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным  бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний  день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налогах  на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав налоговой  системы налогообложения могут  и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве.

 

2. Система  налогообложения   Украины..

 

                               2.1. Сущность  налоговой системы.

 

Совокупность взимаемых в государстве  налогов и других платежей  (сборов, пошлин) образуют налоговую систему. Это понятие охватывает и свод законов , регулирующих порядок и  правила налогообложения , а также  структуру и функции государственных  налоговых органов. Налоговая система  базируется  на соответствующих  законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют элементы налогов. Налоговая  система включает также органы сбора  и надзора за их внесением в  лице налоговой инспекции и налоговой  полиции.

Определим основные понятия элементов  налоговой системы :

Субъект налогообложения – юридическое  или физическое лицо, являющееся плательщиком налога. Существуют определенные механизмы  переложения налогового бремени  на других лиц, поэтому специально выделяется такое понятие, как носитель налога. Носитель налога – лицо, которое  фактически уплачивает налог.

Объект налогообложения – доход (прибыль) , имущество (материальные ресурсы), цена товара или услуги, добавленная  стоимость, на которые начисляется  налог. В настоящее время общей  чертой большинства налоговых систем является материально – денежный , а не личностный характер объектов налогообложения . Использование в  качестве объекта налогообложения  физического лица (подушный налог) утратило свое значение, практически этот вид  налога нигде не используется. Объект налогообложения не всегда совпадает  с источником взимания налога, т.е. доходом  из которого выплачивается налог.

Налоговая ставка (норма налогообложения) – это величина налога на единицу  обложения (доход, имущество и т.д.). Различают предельную ставку, ставку обложения налогом дополнительной единицы дохода и среднею, соотношение  суммы налогов к величине доходов. Если предельная ставка растет вместе с доходом, то и средняя растет по мере роста доходов. Налоговая  ставка, устанавливаемая в % к доходу, называется налоговой квотой.  

Налоговая льгота представляет собой  полное или частичное освобождение от налога.

Совокупность налоговых ставок и налоговых льгот составляет налоговый режим.

Система налогообложения в Украине  строится на принципах обязательности, равнозначности и пропорциональности, равенства и недопущения налоговой  дискриминации; стабильности, экономической  обоснованности, равномерности уплаты и единства подхода. В целом система  налогов должна обеспечить оптимизацию  структуры распределения и перераспределения  национального дохода с целью  стимулирования материального производства, повышения его эффективности  и на этой основе наиболее полного  удовлетворения государственных и  социальных потребностей.

Информация о работе Налоговая система Украины, её становление и развитие