Налоговая система Украины, её становление и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:33, курсовая работа

Описание

Обложение людей налогами старо как мир. Оно существовало уже в библейские времена и было не плохо организовано. Одним из самых известных тогда налогов была «десятина», десятую часть урожая крестьянин отдавал за пользование землей. Этот налог просуществовал почти до конца девятнадцатого столетия.
В государствах классического древнего мира (Рим, Афины, Спарта) налоги, как правило, не взимались, потому что не было постоянных ведомств. Оказывая государству услуги. Граждане расходовали собственные средства. Однако сборы и пошлины с торговцев в портах, на рынках, у городских ворот существовали и тогда

Содержание

Введение

1. Сущность налогов. Основные принципы налогообложения
1.1 Что такое налоги и их функции
1.2 Виды налогов
1.3 Принципы налогообложения в рыночной экономике


2. Система налогообложения Украины
2.1 Сущность налоговой системы
2.2 Характеристика отдельных видов общегосударственных налогов.
2.2.1 Прямые налоги
2.2.2. Косвенные налоги
2.3 Характеристика отдельных видов местных налогов
2.4 Контроль над уплатой налогов


3. Концепция развития налоговой системы Украины
3.1 История становления налоговых органов Украины
3.2 Основные направления реформирования
3.3 Какие налоги нас ожидают
3.4 Противоречия правовой базы налоговой системы Украины


Заключение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 102.84 Кб (Скачать документ)

На территории Украины первые сведения об обязательных сборах с населения  относятся к 9 веку, когда здесь  с местных жителей собиралась дань в пользу соседнего Хазарского каганата. С образованием в 9 веке Русского государства со столицей в Киеве  дань собиралась уже киевскими князьями методом «полюдья» при ежегодном  объезде подконтрольных территорий князем с дружиной.

На протяжении XIII века в различных княжествах проводятся переписи населения с целью определения, как мы сейчас говорим налоговой базы и более полного сбора дани. Так, в 1245 г. ордынцы проводят перепись населения Великого киевского княжества. Собираемая на основе переписей дань постепенно сосредоточивается в руках великого князя, т.к. именно русские князья были сборщиками налогов, в т.ч. и для золотоордынских ханов. На протяжении XIV – XV вв. со свободного населения помимо ордынской дани взимается особая дань, которая прямо направляется в княжескую казну.

В период нахождения украинских земель в составе  Великого Княжества Литовского и  Речи Посполитой (14-18 вв.) налоговые  правоотношения регулировались здесь  в основном положениями Литовских  Статутов и Магдебургского права.

В 17-18 вв. основная часть Украины оказалась  в составе Российской империи. С  этим периодом связано учреждение общероссийской Ближней канцелярии, в которую все приказы и Ратуша обязаны были ежемесячно и ежегодно представлять отчеты о всяких окладных и неокладных приходах и расходах, роспись государственных доходов и расходов стала составляться каждый год. В 1704 г. был образован специальный штат "прибыльщиков", в обязанность которых входило придумывание новых налогов.

В 1708 г. было учреждено 8 губерний (позже 11), целью  чего было территориальное распределение  военных и иных расходов. С 1715 г. губернии делились на доли по 5536 дворов или около  того, "как удобнее по расстоянию места". В соответствии с количеством  долей производилась разверстка по губерниям государственных повинностей. Управителем каждой доли (кроме дел  городского управления) назначался особый ландрат. С ландратов, высылавших меньше предусмотренного окладом, жалование  взыскивалось обратно. На созданный  в 1711 г. Правительствующий Сенат  были возложены задачи высшего распоряжения и надзора за управлением, в первую очередь финансовым. Тем же указом было определено "учинить фискалов во всяких делах". Доносительство было прямой служебной обязанностью фискалов всех уровней. Указом 12 декабря 1715г. было образовано 9 коллегий. Денежными делами ведала Камер-коллегия, счет и рассмотрение всех государственных приходов и расходов было возложено на Ревизион-коллегию, Штат-контора занималась расходами и предоставляла ежегодно генеральный экстракт, где "на одной странице все доходы кратко означены, а на другой странице листа все расходы: також вкратце объявлены быть имеют".

В 1719 г. были произведены реформы в местном  управлении. Губернии теперь делились на провинции, заменившие ландратские  доли. Во главе провинций были поставлены воеводы, которым подчинялись земские  камериры, ответственные за сбор казенных доходов.

Необходимо  отметить, что в петровские времена  количество налогов и их величина значительно возрасли, что явилось  следствием петровских реформ, не всегда до конца продуманных, и его военных  авантюр.

В России в разные периоды, начиная с XV века, существовали таможенные, соляные и винные откупы. Откупы представляли собой специфическую модель сбора налогов с населения, при которой государство передавало право на сбор определенных налогов частным лицам – откупщикам. Наиболее широкое распространение получили винные откупы в XVIII – XIX вв., фактически представлявшие одну из возможных форм реализации государственной винной монополии. Восстановленные в 30-х годах XIX века винные откупы просуществовали до 1863 г., когда были заменены акцизами на алкогольную продукцию.

 В советские времена структура  органов, занимающихся контролем  поступлений в бюджет, претерпела  кардинальные изменения и затем  неоднократно менялась. К концу  80-х годов в составе Министерства  финансов, на которое были возложены  вышеупомянутые функции,  и его  подразделений в областях, районах,  городах выделялись соответственно  управления, отделы и инспекции  госдоходов, которые несли ответственность  за соблюдение действующего порядка  взыскания бюджетных доходов  и выполнение плана поступлений платежей в бюджет. Но с течением времени стало понятно, что они должны трансформироваться в более развитую структуру, поскольку этого требовали процессы перестройки общества и экономики.

Совет Министров СССР был обеспокоен несовершенством системы контроля за соблюдением законодательства о  налогах, полноте и своевременности  внесения платежей в бюджет, слабой ответственностью предприятий, организаций  и населения за выполнение налоговых  обязательств. Таким образом, возникла настоятельная необходимость реорганизации  финансовой системы, результатом чего стало постановление Совета Министров  СССР "О государственной налоговой  службе в составе Министерства финансов СССР" от 24 января 1990 года, во исполнение которой было принято и соответствующее  постановление Правительства УССР от 12 апреля 1990 года, о создании в  системе Минфина Государственной  налоговой службы. В ее состав вошли  Главная государственная налоговая  инспекция, а также госналогинспекции  в областях, районах и городах. История сегодняшней налоговой  службы начинается именно из этих исторически  важных документов.

Поступления налогов в бюджеты всех уровней  и в современной Украине контролируются государственной налоговой службой.

Создание  Государственной налоговой службы подсказала самая жизнь, поскольку  Украина стала на путь рыночных преобразований.

Первым руководителем главной  ГНИ Украины был назначен Тентюк Виктор Петрович. Под его непосредственным руководством подбирались руководители областных налоговых служб, кандидатуры которых утверждались коллегией Министерства финансов. 

Следует отметить, что налоговые  органы, хотя и были в 1990 году выделены в отдельную государственную  организацию, остались в структуре  Министерства финансов, которое не предоставляло им настоящей самостоятельности  так нужной для выполнения задач, поставленных государством. Учитывая требования времени, необходимость  достижения мобильности службы, возможности  вынесения быстрых взвешенных решений, 22 августа 1996 года появляется Указ Президента Украины о создании Государственной  налоговой администрации, которую  возглавил Николай Янович Азаров. Только после этого Указа налоговая  служба получила стимулы для дальнейшего  развития, т.к. все условия для  успешной работы были созданы.

До 1996 года документальные проверки проводили  налоговые органы, а процессуальное оформление налоговых преступлений для принятия санкций возлагалось  на специальные подразделения Управления внутренних дел. Работа проводилась  разрозненно, существовал разрыв в  цепи доведения дел к логическому  правовому завершению. Назрела потребность  иметь оперативную, высокомобильную  структуру - налоговую милицию, которая  была создана Указом Президента Украины  Л.Д.Кучмы №1013/96 от 30 октября 1996 года. В составе Государственной налоговой  администрации Украины было образовано Главное управление налоговой милиции.

Подразделения налоговой полиции  с первого дня своего существования  в новой структуре активно  включились в работу и доказали правильность принятого решения. Значительно  активизировалась борьба с "теневой" экономикой, намного результативнее стали финансовые проверки после  привлечения к ним сотрудников  налоговой полиции. Функции налоговой  милиции состоят из проведения оперативно-розыскной  работы, проверки бухгалтерских документов, раскрытия преступлений в налоговой  сфере.

Приказом ГНА Украины от 9 августа 2001 года № 320 в составе государственной  налоговой службы Украины образован  Департамент по вопросам администрирования  акцизного сбора и контроля за производством и оборотом подакцизных  товаров. Приказ выдан во исполнение Указа Президента Украины "Об усилении государственного контроля за производством  и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий" и на основании  Постановления Кабинета Министров  Украины от 7 августа 2001 года № 940. В  каждой области Украины созданы  Региональные управления Департамента, что позволило и в областях сконцентрировать в одной государственной  структуре все вопросы, связанные  с государственным регулированием и контролем на рынке алкоголя и табака и других подакцизных  товаров.

С целью дальнейшего внедрения  в органах государственной налоговой  службы основных положений Концепции  административной реформы в Украине, организационного усовершенствования, рационального использования кадрового ресурса на местном уровне, максимального удешевления функций государства в вопросах сбора налогов и поэтапного внедрения проекта консолидации органов государственной налоговой службы Украины, предусмотренного Стратегическим планом развития ГНС на период до 2013 года, а также проектом "Программы модернизации государственной налоговой службы Украины" и во исполнение требований приказа ГНА Украины от 29.04.2004 года № 254 "Об утверждении Программы реорганизации государственных налоговых инспекций с штатной численностью до 70 единиц с 2004 года в составе органов государственной налоговой службы в областях действуют:

-  государственные налоговые  администрации (областные),  
- специализированные государственные налоговые инспекции; 
- государственные налоговые инспекции в районах  
- объединенные государственные налоговые инспекции  
- межрайонные государственные налоговых инспекции  
           Стало ясно: от того, как будет работать налоговая администрация, а в ее составе - налоговая милиция, много что зависит - развитие экономики, социальной сферы, благосостояние граждан. Таким образом, в 1996 году была создана единая налоговая структура.

 

 

3.2 Основные направления реформирования

 

 

На  сегодняшний день Кабмином утвержден  проект  Концепции и Структуры  Налогового кодекса Украины. Определены перечни общегосударственных и  местных налогов, сборов и обязательных платежей, указанных  в таблице  А5.

Общегосударственные налоги.

  1. Налог на прибыль предприятий. В основном сохраняется существующий порядок взимания, т.ч. авансовые платежи и ставка – 30%. Изменения коснутся, во-первых, перечня объектов социальной инфраструктуры, расходы на содержание которых учитываются в составе валовых расходов плательщика налога, во-вторых, понятия и порядка применения «обычной цены», в-третьих, ответственности плательщиков налога за недостоверность данных об объекте налогооблажения – новая финансовая санкция предусматривает возмещение в размере доначисленной суммы налога вместо действующей нормы – 30%.
  2. Налог на доходы физических лиц. Предусматривается введение шкалы с минимальным количеством ступеней 10,20 и 30% с одновременным расширением базы налогооблажения, в т.ч. на доходы, полученные от работодателя в виде наследованного имущества, подарков и т.д., и упорядочением льгот для всех групп плательщиков налога и отменой тех из них, которые предоставляются по профессиональному или отраслевому признаку.
  3. Налог на добавленную стоимость(НДС). Сохраняется порядок начисления, уплаты и возмещения, но снижается ставка – до 18%. Предусматривается отказ от льготы по освобождению от НДС товаров критического импорта и отмена нулевой ставки с продаж угля и продуктов его обогащения, а также угольных и торфяных брикетов, электроэнергии, газа, импортируемого в Украину.
  4. Акцизный налог. Предусматривается существенное сокращение перечня подакцизных товаров (услуг) до семи позиций:

~ спирт этиловый, алкогольные напитки;

~ табачные изделия;

~ пиво;

~ Бензин, дизельное топливо;

~ транспортные средства;

~ ювелирные изделия;

~ услуги мобильной связи.

При этом ставки планируется установить на уровне, позволяющем повысить удельный вес этого налога в общих доходах  бюджета (сейчас – 2,9% с отечественных  товаров, 1% - с импортных). Причем намечается устанавливать ставки трех видов: адвалорные (в процентах к стоимости подакцизной  продукции); в твердых суммах с  единиц веса, объема, количества или  другого натурального показателя; комбинированные. Сохраняется положение об освобождении от уплаты акцизного налога со стоимости  экспортируемых за приделы Украины  товаров.

  1. Налог на имущество. Ставка налога определена на уровне, не превышающем 3% от средней текущей стоимости объекта налогооблажения. Средства от налога будут поступать в местные бюджеты.

Предусматривается, что этот налог  будет погашать собой плату за землю и налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, причем в документе  заложена идея уменьшения размеров платы  за землю для производителей продукции.

  1. Сбор в Государственный социальный фонд. Предполагается, что в этом фонде будут аккумулироваться средства, которые в настоящее время поступают в фонды Пенсионный и социального страхования. Объектом исчисления сбора определен фонд оплаты труда, ставка – 25%, зачисление в госбюджет.

       7.Государственная  пошлина. Планируется расширить  перечень действий, за осуществление  которых удерживается госпошлина  и пересмотреть ставки на некоторые  из них.

8. Ресурсные и рентные платежи.  В ресурсные платежи включены: плата за специальное использование  водных ресурсов, за специальное  использование лесных ресурсов, за пользование недрами для  добычи полезных ископаемых. Ставки  и порядок платежей по ним  будут определятся Кабмином. Отменяются  отчисления на геологоразведочные  работы, выполненные за счет госбюджета. Увеличиваются нормативы платы за использование подземных вод и пользование недрами.

В рентные платежи включены плата  за нефть и природный газ, добываемые в Украине.

9. Экологический налог. Вводится  вместо действующих сборов за  загрязнение окружающей природной  среды. При этом объектом налогооблажения  будут выбросы вредных веществ  в атмосферу и водоемы, размещение  отходов. Ставка налога будет  устанавливаться Кабмином Украины  по каждому виду вредного воздействия  на окружающую среду.

Информация о работе Налоговая система Украины, её становление и развитие