Оценка финансового состояния предприятия и пути повышения финансовой устойчивости (на примере ОАО «Кукморская швейная фабрика»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:25, аттестационная работа

Описание

Целью выпускной квалификационной работы является проведение оценки финансового состояния предприятия и определение путей повышения его финансовой устойчивости.
Задачи работы, поставленные и решенные в соответствии с указанной целью:
- изучить сущность, содержание финансового состояния предприятия;
- определить источники информации для оценки финансового состояния предприятия;
- рассмотреть показатели и методики проведения анализа финансового состояния предприятия;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1.
ИССЛЕДОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
8
1.1.
Сущность, содержание финансового состояния предприятия
8
1.2.
Источники информации для оценки финансового состояния предприятия
15
1.3.
Показатели и методика проведения анализа финансового состояния предприятия
24
2.
ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «КУКМОРСКАЯ ШВЕЙНАЯ ФАБРИКА»
35
2.1.
Экономико-организационная характеристика ОАО «Кукморская швейная фабрика»
35
2.2.
Оценка ликвидности и платежеспособности ОАО «Кукморская швейная фабрика»
46
2.3.
Анализ финансовой устойчивости ОАО «Кукморская швейная фабрика»
53
3.
НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
62
3.1.
Факторы, влияющие на финансовую устойчивость ОАО «Кукморская швейная фабрика»
62
3.2.
Основные пути повышения финансовой устойчивости ОАО «Кукморская швейная фабрика»
70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
87
ПРИЛОЖЕНИЯ
93

Работа состоит из  1 файл

Shalimova_ZEK-82.doc

— 752.50 Кб (Скачать документ)

4. Анализ ценовой политики предприятия на товарных рынках. Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкуренто-способность продукции, спрос на нее. Ценовая политика состоит в том, что предприятие устанавливает цены на таком уровне и так изменяет их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение краткосрочных и долгосрочных целей (овладение определенной долей рынка, завоевание лидерства на рынке, получение запланированной суммы прибыли, выживание фирмы и т.д.). В изучении ценовой политики и анализе обоснованности цен на продукцию предприятия важными вопросами являются следующие:

- установление, насколько цены отражают уровень издержек;

- какова вероятная реакция покупателей на изменение цен;

- используется ли политика стимулирующих цен;

- привлекательны ли цены предприятия в сравнении с ценами конкурентов;

- чем отличается политика ценообразования на данном предприятии с ценовой политикой конкурентов;

- как действует предприятие при изменении цен конкурирующими фирмами;

- какова государственная политика в области ценообразования на аналогичные товары.

5. Анализ конкурентоспособности продукции. Под конкурентоспособностью понимают характеристику продукции, которая показывает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:

- техническим (область применения и назначения);

- эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма);

- эстетическим (внешний вид);

- экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание).

С помощью маркетинга должен вестись постоянный поиск  новых рынков для продукции ОАО «Кукморская швейная фабрика», новых потребителей, новых видов продукции, новых областей применения традиционной продукции, способных обеспечить предприятию наибольший уровень прибыли. Маркетинг должен выступать в качестве инструмента регулирования производства и сбыта, ориентируя производственную деятельность предприятия, его структурную политику на рыночный спрос.

Очень важно, чтобы мнение специалиста по маркетингу принималось  во внимание не в конце, а в начале производственного цикла. Путем изучения рынка необходимо установить, каким клиент хочет видеть данный продукт, какую цену он готов заплатить, где и когда этот продукт потребуется. Маркетинг должен оказывать воздействие на проектирование, планирование ассортиментной политики, экономический анализ, равно как и на распределение, сбыт и предоставление услуг.

Для оценки конкурентоспособности  необходимо сопоставить параметры  анализируемого изделия, произведенного ОАО «Кукморская швейная фабрика», и товара-конкурента с уровнем, заданным потребностью покупателя, и сравнить полученные результаты.

Важное направление  повышения конкурентоспособности  продукции – совершенствование  процесса товаропродвижения, организация  торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса.

Сервисные услуги и реклама являются мощными факторами в конкурентной борьбе за покупателя. Они требуют дополнительных затрат, но увеличивают объем продаж и прибыль.

Одними из важнейших  условий успешности торговой деятельности являются выбор поставщиков (от этого зависит качество продукции, а, значит и спрос на нее у покупателей) и определение целевого сегмента, на который компания будет ориентироваться в своей ассортиментной политике.

Таким образом, реализация предложенных мероприятий, по нашему мнению, позволит создать в ОАО «Кукморская швейная фабрика» отвечающую современным требованиям систему управления, комплексно учитывающую вопросы совершенствования деятельности, связанные не только с производством, но и со сбытом и управлением финансами предприятия.

 

3.2. Основные пути повышения финансовой устойчивости

ОАО «Кукморская  швейная фабрика»

 

Результаты практического  исследования показали основной резерв улучшения финансового состояния ОАО «Кукморская швейная фабрика» – сокращение дебиторской задолженности. В 2010 году ее размер по сравнению с 2008 годом увеличился в 1,25 раза. Другими словами, значительный размер потенциальной выручки от продажи является дебиторской задолженностью предприятия. И не все из указанной суммы средства в конечном итоге поступят предприятию, т.к. ежегодно часть из них списываются как безнадежная дебиторская задолженность или задолженности, по которой истек срок исковой давности. Таким образом, предприятие не только получает полагающиеся за реализованную продукцию денежные средства с опозданием (что в условиях имеющейся инфляции достаточно существенный отрицательный момент), но и несет прямые убытки из-за непоступления средств от некоторых покупателей.

Очевидно, что ситуация требует решения. По нашему мнению, прежде чем приступить к выработке обоснованной политики в отношении дебиторской задолженности в ОАО «Кукморская швейная фабрика», необходимо определить, что дебиторская задолженность – это неотъемлемый элемент сбытовой деятельности любого предприятия. Конечно, в идеальном случае желательно производить реализацию на условиях оплаты по факту или даже предоплаты. Однако по ряду объективных причин (конкуренция, недостаток средств у покупателей) нередко приходится предоставлять клиентам отсрочку платежа, или коммерческий кредит.

Дебиторская задолженность считается непроизводительным активом, связывающим дефицитные финансовые ресурсы. Действительно, слишком высокая доля дебиторской задолженности в общей структуре активов снижает ликвидность и финансовую устойчивость предприятия. Это связано с тем, что дебиторская задолженность повышает риск неплатежей и связанных с ними финансовых потерь.

С другой стороны, полностью  отказываться от предоставления отсрочки платежа, по нашему мнению, вряд ли целесообразно. Разумное использование данного  инструмента стимулирования сбыта способно существенно увеличить объем продаж, что, в свою очередь, положительно отразится на всех финансовых результатах деятельности предприятия.

В связи с этим необходимо решить основной вопрос: как определить оптимальный уровень дебиторской задолженности, который позволит получить максимальную прибыль при имеющихся возможностях.

По нашему мнению, выходом  в данной ситуации должна послужить  выработка целостной кредитной  политики ОАО «Кукморская швейная  фабрика» в отношении дебиторов. Она должна учитывать финансовые возможности, конкурентные преимущества, стратегические установки и общий стиль работы предприятия. Кредитная политика, четко увязанная с другими элементами финансовой политики, может стать важным инструментом предприятия в конкурентной борьбе.

Кредитная политика предприятия  должна строиться в четкой увязке двух ключевых показателей сбытовой деятельности – рентабельности и  ликвидности.

Формировать кредитную  политику предприятия целесообразно  на основе существующего спроса на выпускаемые предприятием швейные изделия. В этой связи полезно знать, какова эластичность спроса покупателей по тем или иным показателям. Широко известен показатель эластичности спроса по цене, который показывает на сколько процентов снизится спрос при росте цен на один процентный пункт. Применительно к дебиторской задолженности можно вывести аналогичный показатель – эластичность спроса по кредитной политике. Он будет давать ту же информацию, но в связи с изменениями в кредитной политике (например, рост спроса при увеличении отсрочки платежа на один день). Для расчета показателя эластичности достаточно знать, каков был оборот конкретного покупателя продукции предприятия при различных величинах отсрочки.

Управление дебиторской  задолженностью, по нашему мнению, следует рассматривать как составную часть общей системы управления оборотными активами предприятия. Применительно к задолженности заказчиков (покупателей) за поставку товаров оно одновременно будет являться и элементом маркетинговой политики предприятия, направленной на максимизацию объема прибыли, установление взаимовыгодных отношений.

В целях управления дебиторской  задолженностью, по нашему мнению необходимо, осуществлять анализ абсолютных и относительных  показателей состояния, структуры  и движения дебиторской задолженности, оценку доли дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов. Кроме того, необходимо проводить анализ соотношения дебиторской и кредиторской задолженности, рассчитывать реальную дебиторскую задолженность.

В качестве исходной информации для проведения анализа были использованы формы бухгалтерской отчетности №1 «Бухгалтерский баланс» и №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу». На основе этой информации анализ дебиторской задолженности необходимо проводить в следующей последовательности:

1. Анализ абсолютных и относительных показателей состояния, структуры и движения дебиторской задолженности.

Часть данного анализа  нами уже проведена во второй главе, основные результаты которого состоят  в следующем: в 2008 г. объем дебиторской задолженности составил 7709 тыс. руб. или 38,3% всего оборотных активов предприятия, в 2009 г. ее объем увеличился до 8273 тыс. руб. или 37% оборотных активов предприятия, в 2010 г. – увеличился на 1369 тыс. руб., составив 9642 тыс. руб. или 33,9% имущества предприятия. Данный анализ необходим для подтверждения важности вопроса перед руководством предприятия.

Данный анализ необходим  для подтверждения важности вопроса  перед руководством предприятия.

2. Анализ динамики изменения дебиторской задолженности в разрезе конкретных дебиторов, и их доли в общей совокупности.

По состоянию на 31.12.2010 общее количество дебиторов ОАО «Кукморская швейная фабрика» составило 78 хозяйствующих субъектов. В качестве источника информации использованы акты инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (составляется предприятием по форме № ИНВ-17 в соответствии с требованиями к организации и ведению бухгалтерского учета). Средний размер дебиторской задолженности составил 217,4 тыс. руб., реальный разброс объемов задолженности чрезвычайно широк: у 27 должников объем задолженности составил менее 10 тыс. руб., максимальный размер – 1784 тыс. руб. Сведения о задолженности по самым крупным должникам представлены в таблице 3.2.1.

Таблица 3.2.1.

Сведения об основных дебиторах ОАО «Кукморская швейная  фабрика» за 2008-2010 гг.

Дебиторы

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Тыс. руб.

Уд. вес,

%

Тыс. руб.

Уд. вес,

%

Тыс. руб.

Уд. вес,

%

ОАО «Татэнерго»

1325,9

17,2

1712,5

20,7

2092,3

21,7

ОАО «Казанькомпрес-сормаш»

-

-

761,1

9,2

1195,6

12,4

ОАО «Комтен»

2729,0

35,4

2266,8

27,4

1407,7

14,6

ОАО «Астра-К»

1302,8

16,9

802,5

9,7

-

-

ОАО «Камдорстрой»

-

-

-

-

703,9

7,3

Федеральная таможенная служба

-

-

-

-

559,2

5,8

Прокуратура

-

-

-

-

125,3

1,3

ОАО «Нефтехимстрой-трест»

1156,4

15

703,2

8,5

530,3

5,5

МВД РФ

123,3

1,6

 

-

192,8

2

МВД по РТ

192,7

2,5

388,8

4,7

376,0

3,9

ОАО «Олимп»

-

-

570,8

6,9

-

Прочие

878,8

11,4

1067,2

12,9

2458,7

25,5

Всего

7709

100

8273

100

9642

100


 

Данные таблицы 3.2.1. показывают высокую концентрацию дебиторской задолженности. Так, в 2010 г. на 4 основных дебиторов приходится 56% всего объема дебиторской задолженности, на остальных 74 дебиторов – 44%. Из этого факта, по нашему мнению, можно сделать несколько выводов:

- положительная сторона рассредоточения дебиторской задолженности между большим количеством дебиторов состоит в том, что минимизируются риски, связанные с недобросовестностью, банкротством должников (другими словами, наблюдается так называемая диверсификация рисков. Однако то обстоятельство, что на группу должников из 74 хозяйствующих субъектов (94,9% от всего количества дебиторов) приходится всего 44% задолженности, в значительной степени минимизирует положительную сторону диверсификации, зато увеличивает нагрузку на бухгалтерию предприятия, которой приходится вести работу по взысканию задолженности, часто в совсем незначительном объеме;

- концентрация задолженности на нескольких хозяйствующих субъектах означает высокий риск для предприятия, поскольку экономические трудности любого из этих должников могут серьезно сказаться и на ОАО «Кукморская швейная фабрика».

3. Анализ дебиторской задолженности по видам.

Отметим, что в соответствии с официальной финансовой отчетностью  дебиторская задолженность делится  на следующие группы:

а) краткосрочная, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты;

б) долгосрочная, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты.

Однако у ОАО «Кукморская  швейная фабрика» вся задолженность  относится к краткосрочной, поэтому в целях проводимого нами анализа весь объем дебиторской задолженности был распределен в зависимости от сроков уплаты следующим образом: до 30 дней, от 31 до 60 дней, от 61 до 90 дней, от 91 до 120 дней, свыше 121 дня, а также просроченная задолженность. Соответствующие данные приведены в таблице 3.2.2.

Из данных, приведенных  в таблице 3.2.2. видно, что на протяжении анализируемого периода происходят изменения в структуре дебиторской  задолженности, основные из которых  состоят в увеличении срока погашения долгов (свыше 121 дня) и удельного веса просроченной задолженности.

Таблица 3.2.2.

Структура дебиторской  задолженности ОАО «Кукморская  швейная фабрика» за 2008-2010 гг. (в процентах)

Срок погашения задолженности

2008 г.

2009 г.

2010 г.

до 30 дней

8,2

11,4

9,7

от 31 до 60 дней

14,5

13,9

17,8

от 61 до 90 дней

19,6

15,8

11,9

от 91 до 120 дней

29,7

26,4

23,6

свыше 121 дня

17,3

19,3

20,5

просроченная задолженность

10,7

13,2

16,5

Всего

100

100

100

Информация о работе Оценка финансового состояния предприятия и пути повышения финансовой устойчивости (на примере ОАО «Кукморская швейная фабрика»)