Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:25, аттестационная работа
Целью выпускной квалификационной работы является проведение оценки финансового состояния предприятия и определение путей повышения его финансовой устойчивости.
Задачи работы, поставленные и решенные в соответствии с указанной целью:
- изучить сущность, содержание финансового состояния предприятия;
- определить источники информации для оценки финансового состояния предприятия;
- рассмотреть показатели и методики проведения анализа финансового состояния предприятия;
ВВЕДЕНИЕ
3
1.
ИССЛЕДОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
8
1.1.
Сущность, содержание финансового состояния предприятия
8
1.2.
Источники информации для оценки финансового состояния предприятия
15
1.3.
Показатели и методика проведения анализа финансового состояния предприятия
24
2.
ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «КУКМОРСКАЯ ШВЕЙНАЯ ФАБРИКА»
35
2.1.
Экономико-организационная характеристика ОАО «Кукморская швейная фабрика»
35
2.2.
Оценка ликвидности и платежеспособности ОАО «Кукморская швейная фабрика»
46
2.3.
Анализ финансовой устойчивости ОАО «Кукморская швейная фабрика»
53
3.
НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
62
3.1.
Факторы, влияющие на финансовую устойчивость ОАО «Кукморская швейная фабрика»
62
3.2.
Основные пути повышения финансовой устойчивости ОАО «Кукморская швейная фабрика»
70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
87
ПРИЛОЖЕНИЯ
93
1.3. Показатели и методика проведения анализа финансового состояния предприятия
Оценка финансового состояния является частью финансового анализа, характеризуется определенной совокупностью показателей, отраженных в балансе по состоянию на определенную дату. Финансовое состояние характеризует в самом общем виде изменения в размещении средств и источников их покрытия [16, С.35].
Субъектами анализа выступают, как непосредственно, так и опосредованно, заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы (банки и др.), поставщики, клиенты (покупатели). Каждый субъект анализа изучает информацию исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам и поставщикам – целесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственникам и кредиторам – выгодность помещения в предприятие своих капиталов и т.д. Следует отметить, что только руководство (администрация) предприятия может углубить анализ отчетности, используя данные производственного учета в рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления.
Вторая группа пользователей финансовой отчетности – это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы пользователей отчетности. Это аудиторские фирмы, консультанты и т.п.
Анализ финансового состояния предприятия основывается, главным образом на относительных показателях, поскольку их можно сравнивать с:
- общепринятыми «нормами» для оценки степени риска и прогнозирования возможности банкротства;
- аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности;
- аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденции улучшения или ухудшения финансового состояния предприятия.
Основные задачи анализа:
1) своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности, и поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия, его платежеспособности;
2) прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности, исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов;
3) разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия [9, С.11].
Таким образом, основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.
Основной принцип
Таким образом, видно, какую значимость имеет оценка финансового состояния предприятия для его успешного функционирования.
Поэтому в настоящее время имеется достаточно большое количество переводной и отечественной литературы на тему анализа финансового состояния предприятий, содержащей рекомендации по расчету финансовых коэффициентов.
По результатам изучения представленных в литературе методик можем отметить, что практика финансового анализа уже выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить 5 основных методов [5, С.24]:
- горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
- вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
- трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;
- анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;
- сравнительный (пространственный) анализ – это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными.
В процессе анализа финансового состояния применяется ряд специальных способов и приемов, которые можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические.
К первой группе относятся: использование абсолютных, относительных и средних величин; прием сравнения, сведения и группировки.
Например, прием сравнения
заключается в составлении
Все вышеперечисленные
методы анализа относятся к
В настоящее время практически невозможно обособить приемы и методы какой-либо науки как присущие исключительно ей.
Также следует рассмотреть непосредственно сам процесс проведения анализа. По результатам изучения представленных в литературе методик можно выделить 3 основных направления анализа финансового состояния предприятия:
- анализ структуры балансы;
- анализ ликвидности предприятия;
- анализ финансовой устойчивости предприятия [21, С.32].
Анализ начинается с оценки финансового состояния по данным бухгалтерского баланса (форма № 1).
Структура баланса задается структурой средств предприятия и структурой источников их образования (т.е. структурой актива и пассива баланса). При этом структура средств предприятия (актива) складывается как пропорция между стоимостными величинами различных видов внеоборотных и оборотных активов. Структура источников образования средств предприятия образуется как пропорция между стоимостными величинами различных видов капитала и резервов, долгосрочных и краткосрочных пассивов.
Как уже отмечалось выше, согласно действующим нормативным документам баланс в настоящее время составляется в оценке нетто. Итог баланса дает ориентировочную оценку суммы средств, находящихся в распоряжении предприятия. Эта оценка является учетной и не отражает реальной суммы денежных средств, которую можно выручить за имущество, например, в случае ликвидации предприятия. Текущая “цена” активов определяется рыночной конъюнктурой и может отклоняться в любую сторону от учетной.
Большое значение в оценке
финансового состояния имеет
вертикальный анализ актива и пассива
баланса, который дает представление
финансового отчета в виде относительных
показателей. Цель вертикального анализа
заключается в расчете удельног
Горизонтальный анализ заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых относительные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Ценность результатов горизонтального анализа существенно снижается в условиях инфляции, но эти данные можно использовать при межхозяйственных сравнениях. Цель горизонтального анализа состоит в том, чтобы выявить абсолютные и относительные изменения величин различных статей баланса за определенный период, дать оценку этим изменениям.
Горизонтальный и вертикальный анализы взаимодополняют друг друга. Поэтому на практике можно построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетности, так и динамику отдельных ее показателей [20, С.43].
Вариантом горизонтального анализа является анализ тенденций развития (трендовый анализ), при котором каждая позиция отчетности сравнивается с рядом предыдущих периодов и определяется тренд, то есть основная тенденция динамики показателя, очищенная от случайных влияний и индивидуальных особенностей периодов. Этот анализ носит перспективный прогнозный характер.
Анализ динамики валюты
баланса, структуры активов и
пассивов организации позволяет
сделать ряд важных выводов, необходимых
как для осуществления текущей
финансово-хозяйственной
Анализ проводится по балансу с помощью одного из следующих способов:
- анализ непосредственно по балансу без предварительного изменения состава балансовых статей;
- строится уплотненный сравнительный аналитический баланс путем агрегирования некоторых однородных по составу балансовых статей;
- производится дополнительная очистка баланса с последующим агрегированием статей в необходимых аналитических разрезах [7, С.28].
Анализ непосредственно по балансу – дело довольно трудоемкое и неэффективное, т. к. слишком большое количество расчетных показателей не позволяет выделить главные тенденции в финансовом состоянии организации.
Намного эффективнее
исследовать структуру и
Аналитический баланс полезен тем, что сводит воедино и систематизирует те расчеты, которые обычно осуществляет аналитик при ознакомлении с балансом. Схемой аналитического баланса охвачено много важных показателей, характеризующих статику и динамику финансового состояния организации. Этот баланс фактически включает в себя показатели как горизонтального, так и вертикального анализа.
Главным признаком группировки статей актива баланса считается их ликвидность. В зависимости от степени ликвидности активы предприятия можно разделить на две большие группы: внеоборотные активы (иммобилизованные средства) и оборотные активы (мобильные средства).
Пассив баланса можно представить в виде двух аналитических группировок. С одной стороны, в основу группы может быть положена юридическая принадлежность используемых предприятием средств, которые подразделяются на собственные и заемные. С другой стороны, важную роль играет продолжительность использования средств в обороте предприятия. Поэтому принято различать средства длительного использования и средства краткосрочного использования.
Платежеспособность
Внутренним проявление платежеспособности является ликвидность баланса, т.е. показатель, который характеризует быстроту, с которой имущество организации может быть превращено в денежную форму, либо обменено с целью погашения обязательств перед кредиторами.
Существуют 2 методики определения ликвидности баланса [8, С.10]:
1. Сопоставление активов и пассивов предприятия.
2. Использование относительных показателей ликвидности
В первом случае, задачей оценки баланса является определение величины покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму (ликвидность) соответствует сроку погашения обязательств (срочности возврата).
Для проведения анализа актив и пассив баланса группируется (рис. 1.3.1) по следующим признакам:
- по степени убывания ликвидности (актив);
- по степени срочности оплаты (пассив).
Рис. 1.3.1. Группировка
статей актива и пассива бухгалтерского
баланса для анализа
В приведенной нами схеме
группировка показателей
А1 - наиболее ликвидные активы. К ним относятся денежные средства предприятий и краткосрочные финансовые вложения (стр. 260+стр. 250).