Оценка финансового состояния предприятия и пути повышения финансовой устойчивости (на примере ОАО «Кукморская швейная фабрика»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:25, аттестационная работа

Описание

Целью выпускной квалификационной работы является проведение оценки финансового состояния предприятия и определение путей повышения его финансовой устойчивости.
Задачи работы, поставленные и решенные в соответствии с указанной целью:
- изучить сущность, содержание финансового состояния предприятия;
- определить источники информации для оценки финансового состояния предприятия;
- рассмотреть показатели и методики проведения анализа финансового состояния предприятия;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1.
ИССЛЕДОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
8
1.1.
Сущность, содержание финансового состояния предприятия
8
1.2.
Источники информации для оценки финансового состояния предприятия
15
1.3.
Показатели и методика проведения анализа финансового состояния предприятия
24
2.
ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «КУКМОРСКАЯ ШВЕЙНАЯ ФАБРИКА»
35
2.1.
Экономико-организационная характеристика ОАО «Кукморская швейная фабрика»
35
2.2.
Оценка ликвидности и платежеспособности ОАО «Кукморская швейная фабрика»
46
2.3.
Анализ финансовой устойчивости ОАО «Кукморская швейная фабрика»
53
3.
НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
62
3.1.
Факторы, влияющие на финансовую устойчивость ОАО «Кукморская швейная фабрика»
62
3.2.
Основные пути повышения финансовой устойчивости ОАО «Кукморская швейная фабрика»
70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
87
ПРИЛОЖЕНИЯ
93

Работа состоит из  1 файл

Shalimova_ZEK-82.doc

— 752.50 Кб (Скачать документ)

Высокий объем дебиторской  задолженности с экономической  точки зрения означает, что в случае срывов (даже незначительных) в оплате за свои услуги предприятие может столкнуться с серьезными проблемами погашения задолженности перед поставщиками.

Значительную долю в  структуре оборотных средств  занимают запасы, в данной ситуации можно рекомендовать предприятию  снижению запасов, потому что уменьшение запасов является благоприятным, так как последствиями содержания большого объема запасов станет увеличение издержек по его содержанию и обслуживанию.

Таким образом, можно  сделать вывод, что структура  текущих активов состоит из неликвидных средств. Для исправления ситуации предприятию, безусловно, необходимо увеличивать долю ликвидных активов и уменьшать долю неликвидных (дебиторской задолженности). А для более эффективного управления дебиторской задолженностью, по нашему мнению, необходимо оценить реальную стоимость существующей дебиторской задолженности; уменьшить дебиторскую задолженность на сумму безнадежных долгов; осуществлять постоянный контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности (которое у предприятия пока достаточно благоприятное).

Что касается структуры  пассивов, то объем заемных средств  не превышает собственных, в результате чего у предприятия удовлетворительные значения коэффициентов финансовой независимости, финансовой устойчивости, покрытия долгов собственными средствами, что означает неблагоприятное финансовое состояние.

Таким образом, в качестве средств улучшения финансового  состояния ОАО «Кукморская швейная  фабрика» следует рассматривать:

- снижение доли запасов;

- продажа части неиспользуемых активов (по нашему мнению, нерационально используется часть административных площадей, которые продать или сдавать в аренду);

- совершенствование работы по взысканию дебиторской задолженности.

Также, по нашему мнению, следует отметить, что для улучшения  финансового состояния предприятия и принятия взвешенных управленческих решений необходимо внедрение в процесс управления финансами ОАО «Кукморская швейная фабрика» процедур финансового анализа и планирования (в настоящее время эта работа не ведется).

 

 

 

 

 

 

 

3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

3.1. Факторы, влияющие на финансовую устойчивость

ОАО «Кукморская швейная фабрика»

 

По результатам изучения теоретических и практических аспектов темы исследования, нами сделан вывод  о высокой важности серьезной организации работы по управлению финансами на предприятии. По нашему мнению, финансовое управление (финансовая служба, отдел по управлению финансами и т.п.) должно являться частью единого механизма управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, а его работа должна быть тесно связана с другими подразделениями предприятия.

По нашему мнению, основной недостаток в деятельности по управлению финансами в ОАО «Кукморская швейная фабрика», обусловленный отсутствием специализированной финансовой службы, заключается в отсутствии финансового планирования.

Считаем необходимым  выделить принципы финансового планирования, которых следует обязательно  придерживаться в ОАО «Кукморская  швейная фабрика»:

1. Принцип финансового соотношения сроков («золотое банковское правило») – получение и использование средств должны происходить в установленные сроки, капитальные вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств.

2. Принцип платежеспособности – планирование денежных средств должно обеспечивать платежеспособность предприятия в любое время года. В данном случае у предприятия должно быть достаточно ликвидных средств, чтобы обеспечивать погашение краткосрочных обязательств.

3. Принцип рентабельности капиталовложений – для капитальных вложений необходимо выбирать самые дешевые способы финансирования (финансовый лизинг и др.). Заемный капитал выгодно привлекать лишь в том случае, если он повышает рентабельность собственного капитала. Эффективное управление заемным капиталом увеличивает рентабельность собственных средств. Перед руководством предприятия стоят две противоположные задачи – не допустить потери финансовой независимости и вместе с тем увеличить рентабельность собственного капитала за счет привлечения заемных средств. Если рентабельность активов предприятия выше, чем цена привлечения заемных средств, то возникает положительный эффект финансового рычага, т.е. увеличивается рентабельность собственного капитала.

4. Принцип сбалансированности рисков – особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств (чистой прибыли и амортизационных отчислений).

5. Принцип приспособления к потребностям рынка – для предприятия важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления кредитов.

6. Принцип предельной рентабельности – целесообразно выбирать такие капиталовложения, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность.

Необходимыми условиями  обеспечения финансовой устойчивости предприятия в условиях рынка является ориентация производства на потребителей и конкурентов, гибкое приспособление к изменяющейся рыночной конъюнктуре. Особенно важно это для предприятий, производящих продукцию для населения, т.е. спрос на которую способен существенно зависеть от самых разных факторов.

«Кукморская швейная  фабрика» относится именно к таким предприятиям, поэтому важное место в совершенствовании финансово-хозяйственной деятельности предприятия занимает маркетинговая деятельность, оказывающая большую помощь в выявлении резервов улучшения финансового состояния предприятия. Маркетинг должен выступать в качестве инструмента регулирования производства и сбыта, ориентируя производственную деятельность предприятия, его структурную политику на рыночный спрос, что оказывает безусловное положительное влияние на финансовое состояние предприятия.

Маркетинговый анализ, по нашему мнению, должен занимать важное место в деятельности ОАО «Кукморская  швейная фабрика» как предприятия, производящего продукцию для  населения. Реализация такой продукции, как швейные изделия, зависит не столько от применяемой технологии, сколько от таких факторов, как соответствие предъявляемому со стороны покупателей спросу (мода), успешная реклама, удачные место и сроки продажи и т.д.

Следует отметить, что маркетинговая деятельность на предприятии организована на недостаточном уровне. Безусловно, определенные действия, направленные на улучшение сбыта продукции принимаются, Например, разработка коллекций одежды в ОАО «Кукморская швейная фабрика» осуществляется в экспериментальной лаборатории, включающей технологическую, нормировочную, производственную группы и модельеров.

С учетом основных тенденций  моды отдел модельеров разрабатывает  новые модели. Отдел оснащен компьютерной техникой и необходимыми программами моделирования верхней одежды, что позволяет разработать разнообразные модели в короткое время. Проектируемая к производству верхняя одежда обладает хорошими потребительскими качествами, отвечает требованиям международных стандартов с точки зрения конструкции и технологий производства.

По заявке модельеров технологическая группа совместно  с отделом снабжения осуществляет внедрение и апробацию новых  изделий. На основе технологического паспорта и перечня технологических операций группа нормировщиков определяет нормы расхода сырья и нормы времени на производство 1 детали. Для организации рационального производства на каждое рабочее место составляется технологическая карта, а также устанавливается оборудование в соответствии с технологическим процессом. Опытные образцы изготавливаются в экспериментальном цехе. На основе акта апробации модели запускаются в серийное или массовое производство.

Однако это все-таки, по большому счету, производственная, техническая служба. Изучением рынков сбыта продукции, разработкой ценовой политики должны заниматься другие специалисты – маркетологи.

В частности, от них, по нашему мнению, требуется активизировать рекламную  политику, поскольку продукция фабрики  по соотношению «цена -качество» вполне конкурентоспособна.

Задача маркетинговых  исследований должна заключаться в  подготовке данных как об условиях, влияющих на деятельность предприятия, так и о возможных последствиях принятых предприятием решений.

По нашему мнению, в  ОАО «Кукморская швейная фабрика» перед тем, как планировать объем продаж, формировать производственную мощность, необходимо знать, какую продукцию, в каком объеме, где, когда и по каким ценам оно сумеет продать. Для этого нужно изучить спрос на продукцию, рынки ее сбыта, их емкость, реальных и потенциальных конкурентов, потенциальных покупателей, возможность организовать производство по конкурентной цене, доступность необходимых материальных ресурсов, наличие кадров необходимой квалификации и т.д. Руководителю предприятия важно понимать, что анализ маркетинговой деятельности является неотъемлемой частью анализа финансового состояния предприятия, от которого зависят конечные финансовые результаты, воспроизводство капитала, его структура и, как следствие, финансовое состояние предприятия и его устойчивость. Другими словами, в деятельности любого предприятия маркетинговый анализ должен играть если не основную, то весьма важную роль.

Задача маркетинговых  исследований должна заключаться в  подготовке данных как об условиях, влияющих на деятельность предприятия, так и о возможных последствиях различных мероприятий маркетинга.

Основными задачами маркетинговых  исследований для ОАО «Кукморская  швейная фабрика» должны являться:

- разработка стратегии, тактики, методов и средств формирования спроса и стимулирования сбыта продукции;

- изучение платежеспособного спроса на продукцию, рынков ее сбыта и обоснование плана производства и реализации продукции соответствующего объема и ассортимента;

- анализ факторов, формирующих эластичность спроса на продукцию, и оценка степени риска невостребованной продукции;

- оценка конкурентоспособности продукции и изыскание резервов повышения ее уровня;

- оценка эффективности производства и сбыта продукции.

Предметом анализа должен являться рынок, а также возможности  предприятия.

Руководитель предприятия должен знать, когда, от кого, какие деньги поступят в ближайшее время. Он обязан постоянно анализировать ситуацию и вовремя принимать решения по своевременному обеспечению предприятия денежными и материальными ресурсами. Другой вопрос, какими способами и кем это будет выполняться. Исторически эту проблему в ОАО «Кукморская швейная фабрика» пытаются решать средствами бухгалтерии. Поэтому надо четко провести грань между финансовыми расчетами, которые реализуются в бухгалтерии, и маркетинговыми операциями. Хотя эти вещи весьма схожи по сути, следует учитывать, что бухгалтерия – это орган, оперирующий цифровыми показателями, а «живую» работу с потребителями и поставщиками выполняют маркетинговые службы.

Маркетинговое исследование, проводимое ОАО «Кукморская швейная фабрика», по нашему мнению, должно включать в себя:

1. Анализ спроса на продукцию и формирование портфеля заказов – это основная цель маркетингового анализа. От портфеля заказов зависят производственная мощность предприятия и степень ее использования в процессе дальнейшей деятельности. Если спрос на продукцию падает по каким-либо причинам, то соответственно уменьшается портфель заказов, идет спад производства, растут себестоимость продукции, убытки и предприятие может стать банкротом. Поэтому анализ спроса на профильную продукцию предприятия имеет большое значение. Спрос как экономическая категория характеризует объем товаров, которые потребитель желает и в состоянии приобрести по определенной цене на протяжении определенного периода времени на определенном рынке.

На уровень спроса влияют многие факторы: цены на предлагаемый товар, его качество, доходы покупателей, потребительские предпочтения, насыщенность рынка, процентные ставки по вкладам  и т.д.

2. Оценка риска невостребованной продукции, который возникает вследствие отказа потребителей покупать ее. Он определяется величиной возможного материального и материального ущерба предприятия. Чтобы избежать последствий риска невостребованной продукции, необходимо изучить факторы его возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.

Внутренние причины: неправильно  составленный прогноз спроса на продукцию, неправильная ценовая политика на рынках сбыта, снижение конкурентоспособности  продукции в результате низкого  качества сырья, оборудования, низкой квалификации персонала, неэффективная организация процесса сбыта и рекламы продукции.

Внешние причины –  это неплатежеспособность покупателей  и изменение их предпочтений.

Риск невостребованной продукции можно подразделить на преодолимый и непреодолимый – если дополнительные затраты на дизайн, упаковку, рекламу превышают сумму их покрытия выручкой, то экономически они нецелесообразны, и наоборот. Невостребованная продукция – это прямой убыток для предприятия. Каждый товар должен производиться лишь тогда, когда есть платежеспособный спрос на него, подкрепленный заявками или договорами на его поставку.

3. Анализ рынков сбыта продукции, от которых зависят объем продаж, средний уровень цен, выручка, прибыль и т.д.

В процессе анализа необходимо выявить реальных и потенциальных конкурентов, провести анализ показателей их деятельности, определить сильные и слабые стороны их бизнеса, финансовые возможности, цели и стратегию конкурентов в области экспансии на рынке, технологии производства, качества продукции и ценовой политики. Это позволит предугадать образ их поведения и выбрать наиболее приемлемые способы борьбы по отвоевыванию у конкурента ниши на рынке. Результаты анализа помогают разработать ассортимент товаров в соответствии с его стратегией и требованиями рыночной конъюнктуры.

Информация о работе Оценка финансового состояния предприятия и пути повышения финансовой устойчивости (на примере ОАО «Кукморская швейная фабрика»)