Оценка финансового состояния предприятия и пути повышения финансовой устойчивости (на примере ОАО «Кукморская швейная фабрика»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:25, аттестационная работа

Описание

Целью выпускной квалификационной работы является проведение оценки финансового состояния предприятия и определение путей повышения его финансовой устойчивости.
Задачи работы, поставленные и решенные в соответствии с указанной целью:
- изучить сущность, содержание финансового состояния предприятия;
- определить источники информации для оценки финансового состояния предприятия;
- рассмотреть показатели и методики проведения анализа финансового состояния предприятия;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1.
ИССЛЕДОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
8
1.1.
Сущность, содержание финансового состояния предприятия
8
1.2.
Источники информации для оценки финансового состояния предприятия
15
1.3.
Показатели и методика проведения анализа финансового состояния предприятия
24
2.
ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «КУКМОРСКАЯ ШВЕЙНАЯ ФАБРИКА»
35
2.1.
Экономико-организационная характеристика ОАО «Кукморская швейная фабрика»
35
2.2.
Оценка ликвидности и платежеспособности ОАО «Кукморская швейная фабрика»
46
2.3.
Анализ финансовой устойчивости ОАО «Кукморская швейная фабрика»
53
3.
НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
62
3.1.
Факторы, влияющие на финансовую устойчивость ОАО «Кукморская швейная фабрика»
62
3.2.
Основные пути повышения финансовой устойчивости ОАО «Кукморская швейная фабрика»
70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
87
ПРИЛОЖЕНИЯ
93

Работа состоит из  1 файл

Shalimova_ZEK-82.doc

— 752.50 Кб (Скачать документ)

 

Последнее обстоятельство вызывает наибольшие опасения с точки зрения финансового состояния предприятия, так как означает либо наличие какого-то рода финансовых трудностей у заказчиков, либо недобросовестность с их стороны. И в том и в другом случаях для предприятия это означает снижение уровня платежеспособности.

Основываясь на результатах  проведенного анализа на предприятии  должна быть разработана соответствующая  политика управления дебиторской задолженностью.

Управление дебиторской  задолженностью должно способствовать расширению объема реализации продукции, а значит, и финансовой устойчивости предприятия. Как и при управлении иными оборотными активами, принятию любых решений по управлению дебиторской задолженностью должен предшествовать анализ ее состава, уровня и динамики в предшествующем периоде. Например, дебиторскую задолженность в целях выработки политики управления ею необходимо разделит на две группы:

- дебиторская задолженность за товары, срок оплаты которых не наступил. При приближении срока оплаты необходимо напомнить об этом заказчику;

- дебиторская задолженность за товары, не оплаченные в срок, предусмотренный контрактом. Она, в свою очередь, подразделяется на следующие группы:

- ожидаемая в согласованные с заказчиком сроки;

- труднореализуемая;

- сомнительная;

- безнадежная.

Способы управления каждой из этих групп должны быть совершенно разные. Поскольку речь идет о задолженности  заказчиков, то принципиальное значение имеет их деление на постоянные и  разовые (прочие). Задержка платежей постоянными  заказчиками может носить случайный характер, и в этом случае меры по истребованию задолженности могут ограничиться напоминанием о ней контрагенту.

Применительно к остальной  задолженности возможна система  самых разнообразных мер. В отношении  задолженности, признаваемой должниками, не имеющими возможности ее погасить вследствие финансовых проблем, необходим поиск взаимоприемлемых решений, например, отсрочка или рассрочка платежей. Являясь средством привлечения покупателей, отсрочка или рассрочка платежей за поставленную продукцию должна быть экономически эффективной, т.е. потери, вызванные отвлечением собственных средств из оборота, должны перекрываться выгодой от увеличения объема продаж. Если само предприятие для финансового обеспечения своей текущей деятельности, приобретения сырья и материалов пользуется краткосрочными ссудами банка, то понятно, что, пользуясь кредитами банка в среднем 40 дней, нецелесообразно предоставлять покупателям отсрочку платежа в среднем на 60 дней. По нашему мнению, средний период предоставления кредита покупателям должен быть меньше среднего периода, на который предприятие получает кредит в банке. Большое значение имеет отраслевая специфика: предприятия легкой и пищевой промышленности могут и не предоставлять покупателям отсрочки платежа, а в машиностроении без них практически не обойтись.

По данным финансовой отчетности дебиторская задолженность  делится на следующие группы:

а) краткосрочная, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. Она преобладает в общей сумме задолженности, так как предоставление отсрочки платежа на период свыше года встречается крайне редко;

б) долгосрочная, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты.

Эта группировка имеет  значение для многих финансовых расчетов. В частности, краткосрочная задолженность относится к быстрореализуемым активам и, соответственно, принимается в расчет при определении показателя (коэффициента) текущей ликвидности. Долгосрочная дебиторская задолженность относится к медленно реализуемым активам. С целью стимулирования заказчиков, по нашему мнению, можно применять скидки с цены реализации, например:

- скидка за предоплату в размере 3-5%;

- расчет по примерной схеме «2/15 полная 30», т.е. при расчете в течение 15 дней с момента получения товара предоставляется скидка 2%, при оплате с шестнадцатого по тридцатый день – оплачивается полная стоимость товара, свыше тридцати дней – штраф в размере, указанном в контракте.

Разумеется, возможны и  иные варианты скидок.

В отношении просроченной задолженности необходим поиск взаимоприемлемых решений: отсрочка или рассрочка платежа на определенных условиях, расчеты векселями (банковскими или своими, но подтвержденными банком), в отдельных случаях – оплата своей продукцией (бартер), если она представляет интерес для предприятия и др.

Предоставление заказчику  отсрочки платежа всегда сопряжено  с риском. Когда речь идет о постоянных покупателях, то риск невелик. Предоставление товарного кредита новому покупателю может быть обусловлено предоставлением  обеспечения: банковской гарантии или поручительства компании с надежной деловой репутацией, залога, надежных векселей к погашению и т.д. Система стимулов может сочетаться с системой штрафов, предусматриваемых в договорах за нарушение сроков оплаты. Однако по отношению к постоянным покупателям прибегать к штрафам, по нашему мнению, нецелесообразно.

При решении вопроса  о предоставлении заказчику отсрочки или рассрочки платежей за поставленную продукцию, по нашему мнению, необходимо учитывать его платежеспособность, деловую репутацию, опыт прежних взаимоотношений.

Всех заказчиков предприятия, по нашему мнению, можно предварительно сгруппировать:

- надежные покупатели, им может быть предоставлена отсрочка платежа в запрашиваемых ими размере и сроках;

- покупатели, которым может быть предоставлен товарный кредит в ограниченном объеме;

- покупатели, которым может быть предоставлен коммерческий кредит только под надлежащее обеспечение;

- покупатели, кредитование которых сопряжено с высоким риском неплатежей и поэтому нецелесообразно.

Дебиторская задолженность, в отличие от таких элементов оборотных активов, как запасы материалов или готовой продукции, относится к ненормируемым оборотным активам. Но отсутствие утверждаемых нормативов не означает, что ее нельзя планировать.

Исходя из объективной оценки своих финансовых возможностей предприятие должно на каждый квартал определять предельную сумму отсрочек платежа, которая может быть предоставлена покупателям. В соответствии с картотекой покупателей (заказчиков), взаимоотношений с ними определяются целесообразность и условия предоставления отсрочки платежа и предусматриваются в договорах положения, побуждающие заказчиков избегать нарушения условий расчетов.

Для целей планирования дебиторской задолженности целесообразна  ее группировка по признаку возможности управления ею:

а) формируемая предприятием в соответствии с маркетинговой политикой. С учетом финансового состояния покупателя определяется возможность предоставления заказчику товарного коммерческого кредита. Эта часть дебиторской задолженности поддается четкому планированию на год с разбивкой по кварталам, месяцам, по конкретным заказчикам;

б) складывающаяся в процессе делового оборота в результате нарушения заказчиками предусмотренных контрактами сроков платежей. Ее невозможно планировать, но можно прогнозировать исходя из сложившейся динамики.

Также считаем необходимым  учесть в политике управления дебиторской  задолженностью задачу поддержания  рационального соотношения между  уровнем и динамикой дебиторской  и кредиторской задолженности. Рациональным следует считать соблюдение следующего соотношения: общая сумма дебиторской задолженности должна превышать сумму кредиторской задолженности. Это – обязательное условие обеспечения финансовой устойчивости предприятия. Кроме того, дебиторская задолженность – важнейший источник погашения кредиторской задолженности. Поступление средств в погашение дебиторской задолженности по срокам и суммам должно сочетаться с планируемым погашением кредиторской задолженности.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Актуальность темы выпускной  квалификационной работы обусловлена тем, что финансы предприятий занимают ведущее место в воспроизводственном процессе и формировании собственных денежных средств хозяйствующих субъектов и централизованных финансовых ресурсов государства.

Практическое исследование финансового состояния предприятия проведено на примере ОАО «Кукморская швейная фабрика». Основным источником информации выступила годовая бухгалтерская отчетность за анализируемый период – 2008-2010 гг., которая была проанализирована как по структуре, так и в динамике.

В рамках оценки финансового  состояния ОАО «Кукморская швейная  фабрика» нами был рассчитан ряд  специальных показателей (коэффициентов), построенных на соотношении различных  показателей отчетности предприятия. Все показатели рассчитаны за 3 года и проанализированы в динамике, что позволило сделать, по нашему мнению, обоснованные выводы и предложения по улучшению финансового состояния предприятия. В частности, нами рассчитаны и проанализированы с точки зрения их влияния на финансовое состояние предприятия коэффициенты текущей ликвидности, быстрой (промежуточной) ликвидности, абсолютной ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами, финансовой автономии (или независимости), долгосрочной финансовой независимости (коэффициент финансовой устойчивости), покрытия долгов собственными средствами (коэффициент платежеспособности). В работе показана методика определения абсолютно всех коэффициентов, которая соответствует приводимым в экономической литературе.

По результатам анализа  значений этих коэффициентов нами сделан вывод, что финансовое состояние предприятия недостаточно устойчивое.

Значения показатели текущей и абсолютной ликвидности  не достигают рекомендованных значений, при этом с показателем абсолютной ликвидности ситуация чрезвычайно неудовлетворительная, причиной чему выступает крайне низкий размер денежных средств, имеющихся в наличии у предприятия.

Единственный показатель, значение которого выглядит достаточно приемлемым – коэффициент быстрой (промежуточной ликвидности). Однако это достигнуто за счет незначительного размера производственных запасов. С теоретической точки зрения это свидетельствует о приемлемой ликвидности ОАО «Кукморская швейная фабрика» в среднесрочной перспективе.

Исходя из результатов  проведенного нами анализа не только показателей раздела бухгалтерского баланса предприятия, но и состава и структуры дебиторской задолженности, сделан вывод, что структура текущих активов предприятия состоит из неликвидных средств. Для исправления имеющейся в настоящее время ситуации сделан вывод о необходимости увеличивать долю ликвидных активов и уменьшать долю неликвидных – в первую очередь дебиторской задолженности.

По состоянию на конец 2010 года удельный вес дебиторской задолженности в структуре имущества предприятия снизился (с 38,3% в 2008 г. до 33,9 в 2010 г.), в абсолютном выражении ее размер увеличился – на 1933 тыс. руб. (25,1%).

По результатам проведенной  нами оценки финансового состояния ОАО «Кукморская швейная фабрика» было определено, что основной причиной, обуславливающей низкую ликвидность предприятия, то есть его способность расплачиваться по своим обязательствам, является низкая обеспеченность высоколиквидными активами.

Средства, поступающие  от дебиторов, являются одним из основных источников доходов предприятия. Несвоевременная оплата заказчиками (покупателями) своих обязательств приводит к дефициту денежных средств, увеличивает потребность предприятия в оборотных активах для финансирования текущей деятельности, ухудшает финансовое состояние. Поэтому состояние дебиторской задолженности, ее размер и качество оказывают существенное влияние на финансовое состояние ОАО «Кукморская швейная фабрика».

Работу по управлению дебиторской задолженностью необходимо начинать с анализа основных, глубинных  причин ее возникновения (в этих целях нами проведено исследование конкретных причин несвоевременных платежей по большинству должников ОАО «Кукморская швейная фабрика», в том числе по самым крупным).

Исследование показало, что дебиторская задолженность  возникает не только из-за отсутствия денежных средств у заказчиков, но и их стремления, в рамках соблюдения законодательства, максимально использовать средства ОАО «Кукморская швейная фабрика» в собственных интересах.

Для предотвращении неоправданного роста дебиторской задолженности, обеспечении возврата долгов и снижения потерь при их невозврате, по нашему мнению, нужно применять в практике работы ОАО «Кукморская швейная фабрика» такие принципы (или подходы):

- избегать дебиторов с высоким риском неоплаты;

- установить и периодически пересматривать предельную сумму отпуска продукции, выполнения работ в долг исходя из финансового положения покупателей и своего собственного.

Управлять дебиторской  задолженностью можно, стимулируя заказчиков к досрочной оплате счетов. По нашему мнению, можно предоставлять скидки, если платеж будет осуществлен ранее договорного срока.

Для регулирования размера  дебиторской задолженности (разумеется, в сторону ее снижения) можно проводить  товарообменные операции (бартерные  сделки) и зачет взаимных требований.

Другой способ управления дебиторской задолженностью еще  до момента ее возникновения –  предоставление продукции или выполнение работ с отсрочкой платежа (в  кредит), особенно при значительных суммах, под залог какого-либо имущества  на сумму не ниже величины дебиторской задолженности. В этом случае, если даже заказчик не расплатится по долгам, задолженность можно будет взыскать за счет заложенного имущества.

Информация о работе Оценка финансового состояния предприятия и пути повышения финансовой устойчивости (на примере ОАО «Кукморская швейная фабрика»)