Оценка стоимости компании с учетом риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:46, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение и оценка стоимости бизнеса. В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
изучить сущность и понятие оценочной деятельности;
определить факторы, определяющие рыночную стоимость бизнеса;
рассмотреть подходы и методы в оценке стоимости бизнеса;
дать общую характеристику рискам в бизнесе;
рассмотреть методы расчета рисков и пути их снижения.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты оценки стоимости компании ………………. 4
Основные понятия, виды и цели оценки стоимости компании ………….. 4
Нормативно-правовое регулирование оценки стоимости компании …... 8

Глава 2. Подходы к оценке стоимости компании ……………………………... 10
2.1. Затратный подход …………………………………………………………….. 11
2.2. Доходный подход ……………………………………………………………... 14
2.3. Сравнительный подход ………………………………………………………. 23
Глава 3. Особенности оценки рисков при определении стоимости компании
3.1. Понятие риска, его источники, классификация …………………………. 27
3.2. Методы расчета и снижения рисков в бизнесе ………………………….. 31
Заключение ………………………………………………………………………….. 33
Список литературы ………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая финансы.doc

— 299.50 Кб (Скачать документ)

      Вторая  поправка – это учет фактической величины собственного оборотного капитала. Фактическая величина собственного оборотного капитала, которой располагает предприятие, может не совпадать с требуемой. Соответственно, необходима коррекция: избыток собственного оборотного капитала должен быть прибавлен, а дефицит - вычтен из величины предварительной стоимости. 

Метод капитализации прибыли

      Данный  метод основан на том, что стоимость доли собственности в предприятии равна текущей стоимости будущих доходов, которые принесет эта собственность. Метод капитализации прибыли в наибольшей степени подходит для ситуаций, в которых ожидается, что предприятие в течение длительного срока будет получать примерно одинаковые величины прибыли В отличие от оценки недвижимости в оценке бизнеса данный метод применяется довольно редко из-за значительных колебаний величин прибылей или денежных потоков по годам, характерных для большинства оцениваемых предприятий.

      Применение  метода капитализации прибыли включает следующие основные этапы:

    1. Анализ финансовой отчетности;
    2. Выбор величины прибыли, которая будет капитализирована;
    3. Расчет ставки капитализации;
    4. Определение предварительной величины стоимости;
    5. Внесение итоговых поправок.

      Анализ финансовой отчетности

      Основными документами для анализа финансовой отчетности предприятия в целях оценки являются балансовый отчет и отчет о финансовых результатах и их использовании. Оценщику также необходимо указать в отчете, прошли ли указанные финансовые отчеты аудиторскую проверку. При анализе финансовых отчетов компании оценщик обязательно должен провести их нормализацию, т.е. сделать поправки на различные чрезвычайные и единовременные статьи баланса и отчета о финансовых результатах и их использовании, которые не носили регулярного характера в прошлой деятельности компании и вряд ли повторяться в будущем.

      Выбор величины прибыли, которая будет капитализирована

      Данный  этап подразумевает выбор периода текущей производственной деятельности, результаты которой будут капитализированы.

      Оценщик может выбирать:

  • прибыль последнего отчетного года;
  • прибыль первого прогнозного года;
  • средняя величина прибыли за несколько последних отчетных лет (3-5 лет).

      В качестве капитализируемой величины может  выступать либо чистая прибыль после уплаты налогов, либо прибыль до уплаты налогов, либо величина денежного потока.

      В большинстве проводимых оценок в качестве капитализируемой величины выбирается прибыль последнего отчетного года.

      Расчет ставки капитализации

      Ставка  капитализации для компании обычно выводится из ставки дисконта путем вычета ожидаемых среднегодовых темпов роста прибыли или денежного потока (в зависимости от того, какая величина капитализируется).

      При известной ставке дисконта ставка капитализации  определяется в общем виде по следующей формуле:

   R = d-g,

   где R - ставка капитализации;

      d - ставка дисконта;

      g - долгосрочные темпы роста прибыли  или денежного потока.

      Следовательно, для одного и того же предприятия  ставка капитализации обычно ниже, чем ставка дисконта.

      Последние этапы применения метода капитализации прибыли представляют собой несложные операции.

      Предварительная величина стоимости рассчитывается по формуле:

   V = D/R,

   где V - стоимость бизнеса;

      D - чистый доход компании за год (периодический доход);

      R - ставка капитализации.

      Для проведения поправок требуется оценка рыночной стоимости нефункционирующих активов в соответствии с принятыми методами для конкретного вида активов (недвижимость, машины и оборудование и т.д.).

      Метод капитализации прибыли применяется в оценке бизнеса значительно реже, чем метод дисконтированного денежного потока, в основном для оценки мелких предприятий.

 

2.3. Сравнительный подход 

      Сравнительный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом - аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость. [5]

      Иными словами, наиболее вероятной ценой  стоимости оцениваемого бизнеса  может быть реальная цена продажи  сходного (аналогичного) предприятия, зафиксированная рынком.

      Обычно  сравнительный подход используется в следующих случаях:

    • когда имеется достаточное количество сопоставимых компаний и сделок с ними;
    • имеется достаточно данных по сопоставимым компаний (и сделкам) для проведения соответствующего финансового анализа;
    • имеются надежные данные о прибылях или денежных потоках как оцениваемой, так и сопоставимых компаний.

      Сравнительный подход имеет ряд преимуществ, которые  оценщик должен учитывать при  выборе метода оценки.

      Основным преимуществом данного подхода является то, что оценщик ориентируется на фактические цены купли-продажи аналогичных компаний. В данном случае цена определяется рынком, а при использовании других подходов оценщик определяет стоимость предприятия на основе произведенных им расчетов.

      Сравнительный подход отражает фактически достигнутые  компанией результаты производственно-финансовой деятельности, в то время как доходный подход, например, ориентирован лишь на прогнозы относительно будущих доходов.

      Еще одним достоинством сравнительного подхода является реальное отражение  спроса и предложения на объект инвестирования.

      Но  на равнее с преимуществами данного  метода, он имеет ряд существенных недостатков, ограничивающих его использование в современной оценочной практике.

      Во-первых, метод игнорирует перспективы развития предприятия в будущем, т.к. базой для расчета являются достигнутые в прошлом финансовые результаты.

      Во-вторых, сравнительный подход возможен только при наличии разносторонней финансовой информации по оцениваемой компании, а также и по большому числу аналогичных предприятий, отобранных оценщиком. Получение дополнительной информации от предприятий аналогов является достаточно сложным и очень дорогостоящим процессом.

      Третий  недостаток данного метода связан с  тем, что не существует совершенно одинаковых предприятий. Следовательно, при оценке бизнеса работа оценщика затрудняется тем, что необходимо выявить эти различия адаптировать данные под оцениваемую компанию

      Существует  несколько условий применения сравнительного подхода. Возможность применения данного подхода на практике в первую очередь зависит от наличия активного финансового рынка, т.к. подход предполагает использование данных о фактически совершенных сделках. Второе условие – это открытость рынка или доступность финансовой информации, необходимой оценщику.

      Сравнительный подход предполагает использование трех методов, выбор которых зависит от целей, объекта, конкретных условий оценки:

    • метод компании-аналога;
    • метод сделок,;
    • метод отраслевых коэффициентов
 

    Метод компании-аналога

      Или метод рынка капитала, основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Базой для сравнения служит цена одной акции акционерных обществ открытого типа (АООТ).

      Преимуществом данного метода является возможность использования фактической информации, а не прогнозных данных.

      Для реализации данного метода необходима достоверная финансовая и рыночная информация по группе сопоставимых предприятий и самого оцениваемого предприятия. Выбор компаний-аналогов осуществляется исходя из анализа сходных компаний по отрасли, виду продукции, диверсификации продукции (услуг), размерам, стратегии деятельности, различным финансовым характеристикам. В чистом виде данный метод используется только для оценки уровня стоимости миноритарного (неконтрольного) пакета акций. 

   Метод сделок

      При оценке бизнеса компания также основывается на анализе цен, но здесь рассматриваются пакеты акций сходных компаний. Необходимо учитывать, что цена акций может меняться в зависимости от величины приобретаемого пакета. Так, акции в контрольном пакете (более 50%) будут дороже, чем в блокирующем (25%).

      Компании  для сопоставления отбираются в  три этапа. Для начала составляется список компаний-аналогов, потом среди них находятся основные конкуренты и на третьем этапе выделяются слившиеся и приобретенные за последний год предприятия. Но так как полностью идентичных компаний просто не существует, для оценки бизнеса приходится использовать ценовые мультипликаторы, которые показывают соотношение между рыночной ценой компании и финансовой базой. Введение этих коэффициентов позволяет скорректировать величины оценки.

      Существует множество показателей. Вот некоторые из них:

    • P/E (отношение цены компании к чистой прибыли),
    • P/EBT (отношение цены к прибыли до налогообложения),
    • P/R (отношение цены к валовым доходам).
 

   Метод отраслевых коэффициентов

      Или метод отраслевых соотношений, основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами. Эти коэффициенты, как правило, рассчитываются специальными аналитическими организациями на основе длительных статистических наблюдений.

      Сравнительный подход к оценке бизнеса во многом схож с методом капитализации  доходов, т.к. оценщик определяет стоимость компании, опираясь на величину дохода. Основное отличие заключается в способе преобразования величины дохода в стоимость компании. Метод капитализации предполагает конвертацию годового дохода в стоимость при помощи коэффициента капитализации. Коэффициент капитализации, построенный на основе рыночных данных, используется как делитель. Сравнительный подход также оперирует рыночной ценовой информацией и величиной дохода, достигнутого сходной фирмой. Однако в данном случае доход умножается на величину соотношения между ценой и доходом.

      Таким образом, сравнительный подход, несмотря на достаточную сложность расчетов и анализа, является неотъемлемым приемом определения обоснованной рыночной стоимости. Результаты, полученные таким способом, имеют объективную основу, уровень которой зависит от возможности привлечения широкого круга компаний-аналогов. Следовательно, развитие оценочных услуг будет способствовать расширению сферы использования сравнительного подхода.

 

3. Особенности оценки рисков при  определении стоимости компании

3.1. Понятие риска, его источники, классификация

      В мировой практике предпринимательская  деятельность определяется как инициативная, самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность. Исходя из этого определения видно, что риск приобрел важное самостоятельное значение, как в теории, так и в практике.

      Современный бизнес сложно представить без риска, так как успех в бизнесе  зависит не только от правильности и обоснованности выбранной стратегии  предпринимательской деятельности, но и от учета вероятности критических  ситуаций. Существует большое разнообразие мнений по поводу понятия определения, сущности и природы риска.

Информация о работе Оценка стоимости компании с учетом риска