Организация казначейской системы исполнения бюджета на примере УФК по Тамбовской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:05, курсовая работа

Описание

Целью исследования является разработка концепции организации казначейской системы исполнения бюджета Управления Федерального казначейства по Тамбовской области.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть обоснование предпосылок восстановления и развития казначейской системы РФ;
- определить теоретические и методологические основы казначейского процесса исполнения бюджета;
- провести анализ казначейской системы исполнения бюджета Управления Федерального казначейства по Тамбовской области, включая анализ деятельности УФК и нормативно-правовую базу процесса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность казначейской системы исполнения бюджета…………………………………………………………………………...7
1.1. Развитие казначейской системы в Российской Федерации……………7
1.2. Сущность и принципы казначейского исполнения бюджета……………………………………………………………………………..13
1.3. Правовое регулирование казначейского исполнения бюджета в Российской Федерации ……………………..……………………………………..21

Глава 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ казначейской системы исполнения бюджета НА ПРИМЕРЕ УФК по Тамбовской области…………………………………………………………………………..25
2.1. Анализ деятельности УФК по Тамбовской области………………….25
2.2. Организация казначейской системы исполнения бюджета по доходам ……………………………………………………………………………..33
2.3 Организация казначейской системы исполнения бюджета по расходам. …………………………………………………………………………...37
Заключение…………………………………………………………………...41
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 79.43 Кб (Скачать документ)

 Понятие «казначейское  исполнение бюджетов» появилось  как альтернатива понятию «банковское  исполнение бюджетов». В специальной  литературе можно найти различные  толкования этого понятия. При  наличии различий в трактовках  авторы в основном не сводят  осуществление всех операций, составляющих  понятие «казначейское исполнение  бюджетов», только к функциям  органов Федерального казначейства.

 Понятие «кассовое  обслуживание исполнения бюджетов»  субъектов РФ и местных бюджетов  органами Федерального казначейства  лучше выражает суть деятельности  органов Федерального казначейства  по отношению к территориальным  бюджетам, так как исполнение  бюджета – это функция исполнительных  органов власти [1]. Что касается федерального бюджета, то Федеральное казначейство, находясь до 2005 г. в составе Минфина России, непосредственно участвовало в его исполнении, хотя и в этом случае можно говорить об обслуживании исполнения данного бюджета в части кассового его исполнения с точки зрения казначейских методов и технологий. В новых условиях Федеральное казначейство как самостоятельная служба продолжает участвовать в исполнении федерального бюджета, также обслуживая это исполнение с помощью казначейских методов и технологий.

 Теперь в нормативных  правовых документах, регулирующих  казначейское исполнение территориальных  бюджетов с участием органов  Федерального казначейства, используется  понятие «кассовое обслуживание  исполнения бюджетов». Оно включает  «учет доходов и расходов бюджетов  и источников финансирования  дефицитов в соответствии с  бюджетной классификацией», а  также «средств, поступающих от  вышестоящих бюджетов». 

 В конечном счете,  сущность казначейского исполнения  бюджетов, включая кассовое их  обслуживание, раскрывается через  присущие ему функции, принципы, которые положены в его основу.

Принципы казначейского  исполнения бюджета

1.  Принцип  исполнения  бюджета  через  органы  федерального   казначейства означает,  что  регистрация  поступлений,  регулирование  объемов  и  сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной подписи на  право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов  бюджетных  обязательств, осуществление  платежей   от   имени   бюджетополучателей   возлагается   на центральные и территориальные УФК.

2. Принцип единого счета  казначейства заключается в том,  что  исполнение  федерального бюджета осуществляется УФК  выполнением  всех  операций  из  средств  федерального бюджета  в системе балансовых счетов; на основе централизации федеральным казначейством всех  поступлений в федеральный бюджет  и платежей из него;  совершение    кассовых  операций  с  использованием единого  счета  и  управления  этим   счетом.  

В   целях   управления   бюджетными    средствами, государственным долгом и совершения платежей УФК может открывать иные  счета необходимые для выполнения функций.

3. Принцип единства кассы  предусматривает зачисление всех  доходов  бюджетов разных уровней на единый бюджетный счет  и  осуществление  через  него  всех предусмотренных расходов. 

Бюджеты  всех уровней бюджетной системы исполняются на основе принципе единства кассы.

4.  Принцип  обеспечения   бюджетных   расходов   и   платежей   в   пределах фактического наличия средств  на  бюджетном  счете.

Расходование  бюджетных средств осуществляется в форме списания денежных средств со счета бюджета  в размере  подтвержденного  бюджетного  обязательства  в  пользу  юридических и физических лиц.

5.  Принцип  бюджетной   росписи  –  это  документ,  содержащий   детализацию показателей доходов, средств заимствований и расходов утвержденного  бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по  срокам  бюджетного года (квартала) в разрезе распорядителей и  получателей  бюджетных  средств.

Роспись доходов  и  расходов составляется министерством финансов   и утверждается  в  течение  15  дней. 

6. Принцип исполнения доходов предусматривает следующие обязательные  условия:

а) перечисление и зачисление доходов на единый счет федерального казначейства;

б)  распределение в соответствии  с  утвержденным  федеральным бюджетом  федеральных регулирующих  налогов; 

в) возврат излишне уплаченных сумм доходов, подготовка  отчетности о доходах в соответствии с бюджетной классификации.

7.  Принцип  санкционирования  расходов  используется  в   целях   исключения принятия   к   финансированию   расходов   и   совершение    платежей,    не предусмотренных  в  утвержденном  бюджете  или  необеспеченные   поступления доходов  и  средствами  заимствований  федерального бюджета. 

Санкционирование расходов включает:

1)утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей средств и  уточнение  смет  получателям  и  распорядителям средств;

2) утверждение  и   доведение  до  распорядителей  и  получателей средств лимитов бюджетных обязательств;

3)  принятие  денежных  обязательств получателями средств бюджета;

4) подтверждение денежных  обязательств [6].

8. Принцип бюджетного  учета исполнения бюджета заключается  в  том,  что  все доходы, средства  заимствования,  расходы,  дефицит  бюджета  и  операции  в процессе исполнения бюджета регистрируются в регистрах бюджетного  учета  на основе планов счетов бюджетного учета.

Единую методологию  бюджетного  учета разрабатывает   и   доводит   до   территориальных    органов    федеральное казначейство.

9. Принцип  представления  обязательной  отчетности  об  исполнении  бюджета означает, что уполномоченные исполнительные  органы  государственной  власти обязаны   представлять   оперативный   отчет   об   исполнении   бюджета   в соответствующие представительные органы государственной власти,  контрольно-счетные органы, УФК для составления отчета о консолидированном  бюджете  РФ.

10. Принцип иммунитета  бюджета заключается в том,  что  обращение  взысканий на бюджетные средства осуществляется только  на  основании  судебного  акта, возмещению подлежат только реальный ущерб в размере недофинансирования.

11.  Принцип  недопустимости  размещения  бюджетных  средств   на  банковских депозитах, передачи их в  доверительное  управление  заключается  в  запрете получения дополнительных доходов бюджета в  процессе  его  исполнения  путем размещения средств бюджетов различных уровней на  банковских  депозитах  или передаче их в доверительное управление.

Принцип единства кассы – важное условие, характеризующее казначейское исполнение бюджета.

 С точки зрения казначейского  метода, главное в нем то, что  бюджетные средства не только  концентрируются для управления  ими у финансового органа соответствующего  исполнительного органа власти  на едином счете (или счетах) данного бюджета, находящихся  в учреждении банка, а также  с отражением на едином казначейском  счете в органе федерального  казначейства, но и распределяются  до конечных получателей бюджетных  средств. Это позволяет иметь  также возможность управлять  остатками бюджетных средств  и устанавливать контроль за  обоснованностью цен, тарифов  на оплату товаров и услуг. 

В условиях рыночной экономики  казначейская система исполнения бюджета  на сегодняшний день наиболее эффективная, и альтернативы такой системе  не существует. Контроль, осуществляемый органами федерального казначейства, позволяет не только выявить нарушителей  финансовой дисциплины, но и предотвратить  эти нарушения. Казначейство является одним из главных инструментов экономической  безопасности страны [10, c.28].

Казначейская  система  исполнения бюджетов позволяет:

- повысить эффективность использования бюджетных средств путем обеспечения целевой направленности, своевременности и рациональности их расходования;

- ускорить оборачиваемость бюджетных  средств за счет сокращения пробега  средств от распорядителя до конечных получателей.

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Правовое регулирование казначейского исполнения

бюджета в Российской Федерации

 

В своей деятельности федеральное  казначейство руководствуется Положением "О федеральном казначействе РФ", утверждённым Постановлением Правительства РФ от от 8 декабря 1992 года №1556 (в редакции от 28.01.2007г.).

 На сегодняшний день  это положение определяет задачи  и функции органов федерального  казначейства, основными из которых  являются:

- организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на открываемых в банках счетах казначейства, исходя из принципа единства кассы;

- регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;

- сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов;

- осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;

- ведение операций по учету государственной казны РФ [2].

 В первые годы своей  деятельности казначейство столкнулось  с множеством проблем в организации  и исполнении федерального бюджета.  Отсутствовали нормативные документы  по организации бюджетного процесса, бюджет на соответствующий год  утверждался в год его исполнения. Приходилось в течение пяти  месяцев работать «вслепую», не  было единого порядка учета  и распределения федеральных  регулирующих налогов, перечисления  их на счета бюджетов всех  уровней. Из-за несовершенства  действующих нормативных документов у финансовых органов возникало сомнение в правильности распределения и зачисления органами казначейства причитающихся территориальным бюджетам налогов и платежей, а порой и произвольное их толкование.

29 декабря 1994 г. был  издан приказ Министерства финансов  РФ №177 "О бюджетной классификации", введенный в действие с 1 января 1995 г. В процессе формирования  федерального бюджета на 1996 г.  был разработан и принят Федеральный  закон "О бюджетной классификации  Российской Федерации" [4].

Отличительной чертой 2000 г. с точки зрения учета операций по исполнению федерального бюджета  стало введение в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации. Положения  Бюджетного кодекса позволили более  четко провести черту между сферами  правоприменения налогового, гражданского и бюджетного законодательства.

Казначейство получило три  основных нормативно- методических документа:

- инструкцию о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ;

- инструкцию о порядке открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства РФ лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета;

- инструкцию по ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.

Эти документы регулировали деятельность всех участников бюджетного процесса. Таким образов, была сформирована законодательная и нормативная база, а самое главное, на 1 января 2000 г. было выведено нулевое сальдо, без которого очень трудно начать двигаться по четкому соблюдению «котлового»» принципа учета и распределения доходов.

В условиях массовых неплатежей, несовершенства законодательства, а  также вынужденного отказа государства  от ряда своих обязательств продолжает увеличиваться количество исков, предъявляемых к казне Российской Федерации и Правительству РФ для решения поставленных вопросов. Приказом Министерства финансов РФ от 15 мая 2001 г. №36н определен порядок организации работы Минфина и территориальных органов федерального казначейства по взысканию на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам федерального бюджета, утверждены Правила организации работы [5].

В структурном отношении  нормативная правовая основа казначейского  исполнения бюджета может быть условно  представлена тремя блоками:

- федеральные нормативные  акты,

- нормативные акты субъектов Российской Федерации,

- нормативные акты органов местного самоуправления.

На основании статьи 71 «ж», «з» Конституции Российской Федерации, делается вывод, что подобное закрепление полномочий предопределяет структуру внешней формы правового регулирования казначейского исполнения бюджета, при которой закрепление основ казначейского исполнения бюджета является исключительной прерогативой Российской Федерации и согласно статьи 76 Конституции Российской Федерации по этим вопросам федерация принимает федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Особенностью нормативных  правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления является наличие актов, устанавливающих условия проведения эксперимента по казначейскому исполнению соответствующего бюджета.

Информация о работе Организация казначейской системы исполнения бюджета на примере УФК по Тамбовской области