Основные направления развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 13:23, курсовая работа

Описание

Основная цель работы – исследование организации рынка ценных бумаг в Республике Беларусь и направления его развития.
Чтобы достичь поставленной цели автором были определены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты функционирования рынка ценных бумаг;
определить сущность ценных бумаг;
изучить рынок ценных бумаг Республики Беларусь, его особенности и характеристики;
рассмотреть проблемы рынка ценных бумаг Беларуси, его основные диспропорции, факторы и приоритеты развития.

Содержание

Введение 4
1. Теоретические аспекты изучения рынка ценных бумаг 6
1.1 Сущность и функции, выполняемые рынком ценных бумаг 6
1.2 Структура рынка ценных бумаг и характеристика его элементов. 11
1.3 Ценные бумаги как основной элемент рынка ценных бумаг 15
2. Исследование организации рынка ценных бумаг в республике беларусь 20
2.1 Рынок ценных бумаг Республики Беларусь, его сегменты 20
2.2 Участники рынка ценных бумаг и их лицензирование 24
2.3 Профессиональная деятельность по ценным бумагам 28
2.4. Деятельность банков на рынке ценных бумаг 35
3. Основные направления развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь 41
3.1 Совершенствование механизма функционирования ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» 41
3.2 Факторы и приоритеты развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь 46
Заключение 51
Список использованных источников 53

Работа состоит из  1 файл

вся курсовая.docx

— 130.40 Кб (Скачать документ)

     Биржа также осуществляет депозитарную деятельность. Депозитарные функции биржи следующие:

  • учет ценных бумаг на счетах депо владельцев и подтверждение прав собственности;
  • фиксация обременения и ограничения прав владельцев по ценным бумагам;
  • регистрация перехода прав собственности на ценные бумаги по результатам сделок;
  • осуществление операций, связанных с поручениями депонентов на междепозитарные переводы;
  • осуществление функций депозитария эмитента.

     Таким образом, можно вести речь о том, что ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» является единственным органом в Республике Беларусь, через который участники рынка ценных бумаг могут осуществлять сделки между собой. Биржа выполняет функции валютного, фондового и срочного рынка, депозитарную, расчетно-клиринговую деятельность. Но, несмотря на достаточно обширную сферу деятельности, биржа все еще не в полном объеме выполняет свои основные функции, т.е. привлечение инвесторов путем перепродажи ценных бумаг на вторичном рынке. Для этого необходимо развивать инфраструктуру, повышать привлекательность страны в целом на мировом фондовом рынке [10].

     В связи с этим для  совершенствования  механизма функционирования ОАО  «Белорусская валютно-фондовая биржа»  необходимо:

  • работа над реализацией Концепции развития расчетно-клиринговой системы по ценным бумагам Республики Беларусь на 2010-2015 годы;
  • разрешение биржевого вторичного обращения акций, приобретенных инвесторами в результате чековой приватизации, то есть отмену моратория на вторичное отчуждение в части биржевых операций;
  • организацию реальных продаж через биржу государственных пакетов акций приватизированных организаций по рыночным ценам, что позволит наладить реализацию акций под инвестиционные проекты нефинансовых организаций, а также осуществлять предоставление Правительству кредитов, обеспеченных залогом акций, принадлежащих Правительству;
  • наращивание технологических мощностей – модернизация корпоративной сетевой инфраструктуры;
  • проработку ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» вопросов по созданию комплексной системы анализа и раскрытия информации о белорусском рынке ценных бумаг (эмитенты, профучастники, операции, нормативная база, рейтинги) на базе Интернет, а также о внедрении электронного документооборота и технологии электронной подписи по биржевым операциям купли-продажи ценных бумаг;
  • создание новой системы торгов иностранными валютами, позволяющей осуществлять более широкий спектр операций на биржевом валютном рынке;
  • начало работ по интеграции информационных ресурсов и баз данных биржи;
  • обеспечение благоприятное налогообложение на доходы от операций с ценными бумагами резидентов, что позволит повысить привлекательность национальных фондовых инструментов [10].
  • развитие и обновление информационных Интернет-систем биржи;
  • запуск новых секторов и инструментов на различных сегментах биржевого рынка.

      3.2 Факторы и приоритеты развития рынка ценных  бумаг Республики Беларусь

 
 

     Государственное регулирование рынка ценных бумаг  осуществляет Комитет по ценным бумагам  при Совете Министров Республики Беларусь. Органом, определяющим стратегические направления развития фондового  рынка Республики Беларусь, является Совет по ценным бумагам и лотерейной деятельности при Совете Министров Республики Беларусь.

     Комитет по ценным бумагам осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям:

  • разработка и совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы по регулированию рынка ценных бумаг;
  • государственная регистрация эмиссии ценных бумаг;
  • регистрация вывоза из Республики Беларусь ценных бумаг белорусских эмитентов и ввоза в Республику Беларусь ценных бумаг иностранных эмитентов;
  • лицензирование и аттестация специалистов рынка ценных бумаг;
  • надзор и контроль за рынком.

     Важным  направлением развития биржевой торговли в Республике Беларусь является интеграция фондовых рынков, и, в частности, фондовых бирж стран СНГ, что позволит котировать ценные бумаги белорусских эмитентов на торговых площадках стран СНГ, а в дальнейшем и на фондовых биржах Центральной и Восточной Европы [13, c. 26].

     Не  менее важным представляется работа по переводу торговли ценными бумагами с внебиржевого рынка на централизованный биржевой рынок. Данные меры приведут к повышению ликвидности и прозрачности рынка, и позволит всем участникам фондового рынка заключать сделки с ценными бумагами на конкурентной основе, что в перспективе, возможно, будет способствовать отмене моратория на отчуждение акций.

     Хотя  доходы, полученные субъектами хозяйствования от операций с государственными ценными  бумагами, освобождаются от налогообложения, по-прежнему остается не решенной до конца  проблема обеспечения благоприятного налогообложения на доходы от операций с ценными бумагами резидентов, что позволило бы повысить привлекательность национальных фондовых инструментов [14, c. 18].

     Создание  биржевого рынка производных  ценных бумаг обусловлено тем, что  они позволяют снизить инвестиционный риск, связанный с изменчивостью рынков; выходить на новые рынки и участвовать в широком спектре новых финансовых инструментов, недоступных для традиционных методов инвестирования [14, c. 20].

     Оперативным институциональным решением в создании биржевого рынка производных  ценных бумаг является формирование секции срочного рынка.

     В сложившихся экономических условиях по-прежнему острыми остаются вопросы:

  • дальнейшего развития инфраструктуры фондового рынка (в том числе как одного из направлений создания условий для обеспечения ликвидности корпоративных ценных бумаг);
  • развития системы государственных гарантий (причем как регионального, так и республиканского уровней) по ценным бумагам (акциям и облигациям), эмитируемым с целью привлечения средств для финансирования инвестиционных проектов, входящих в систему государственных приоритетов [9, c. 117].

      В настоящее время развитию рынка  ценных бумаг Беларуси препятствуют:

  • высокая ставка налогообложения доходов (40%), полученных юридическими лицами от операций c ценными бумагами (при ставке налога на прибыль 24%). В программе развития рынка корпоративных ценных бумаг  предусмотрены меры, направленные на решение этой проблемы путем уравнивания налога на доходы от операций с корпоративными ценными бумагами со ставкой налога на прибыль;
  • ограниченное количество акций, находящихся в свободном обращении. Государству, владеющему на сегодняшний день более 70% акций в акционерном капитале, необходимо разрабатывать концепцию эффективного управления государственной собственностью;
  • низкий уровень инвестиционной культуры населения. Физические лица (зачастую и юридические лица) не готовы еще выступать инвесторами, становиться кредиторами на финансовом рынке, а не только быть вкладчиками в банки;
  • узкий спектр обращающихся на рынке ценных бумаг инструментов [7, c. 85].

     На  активности фондового рынка негативным образом сказывается практическое отсутствие вторичного рынка ценных бумаг, что тесно связано с  вопросами приватизации и разгосударствления, а также механизмами определения реальных рыночных цен на находящиеся в обращении ценные бумаги.

      Основу  фондового рынка составляют акции  открытых акционерных обществ, большая  часть из которых создана в  процессе приватизации государственной собственности.

     Для развития рынка корпоративных облигаций необходимыми элементами являются повышение ликвидности и удлинение сроков заимствований. И банки, которые будут основными держателями корпоративных облигаций, и компании заинтересованы в развитии ликвидного рынка облигаций с широким спектром операций. Учитывая, что рынок корпоративных облигаций базируется на уже существующей прогрессивной инфраструктуре, для развития этих операций потребуются лишь время и желание его участников [7, c. 87].

     Рост  ликвидности, повышение прозрачности эмитентов, появление разнообразного спектра рублевых облигаций в  свою очередь приведут к тому, что существенно расширится состав инвесторов на рынке корпоративных долговых бумаг. Для участников финансового рынка, которые заинтересованы в первую очередь в умеренном риске вложений (включая физических лиц), такие инвестиции позволяют участвовать в финансировании компаний реального сектора некредитным организациям.

     В Беларуси сложился незначительный фондовый рынок, характеризующийся рядом серьезных диспропорций и неспособный решать стоящие сегодня перед экономикой задачи. Ряд действий, принятых в последние десять лет основным регулирующим органом этого рынка, а также мероприятиях в рамках ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» создали хорошие предпосылки для развития рынка ценных бумаг (наличие нормативно-правовой базы, системы биржевых торгов и внебиржевого обращения). Однако при всей прогрессивной направленности сами по себе они не могут преодолеть существующие недостатки рынка, устранить имеющиеся диспропорции, поскольку основные факторы, определяющие возможности развития рынка ценных бумаг, являются внешними по отношению к нему [10, c. 132].

     Основными диспропорциями фондового рынка  Беларуси в настоящее время являются следующие:

  • преобладание первичного размещения ценных бумаг при неразвитости вторичного, а также внебиржевых сделок по сравнению с биржевыми. В 2009 году суммарный объем торгов с акциями на бирже составил 8,1 млрд бел. руб (0,05% от объема эмиссии). В то время как рынок акций основных эмитентов в большинстве стран на 90-100% является биржевым, в Беларуси соотношение биржевого и внебиржевого рынка составляет 1:70. Большинство эмиссий носят чисто технический характер, они не связаны с привлечением инвестиций, повышением рыночной стоимости акций;
  • неразвитая, крайне упрощенная структура инструментов (видов) ценных бумаг. Практически не используются производные ценные бумаги, в основе которых лежат базовые активы ввиду отсутствия ликвидных базовых активов. Отсутствуют целые сегменты рынка ценных бумаг, например рынки муниципальных облигаций, коносаментов, складских свидетельств, биржевых облигаций, депозитарных расписок и ряд других. Происходит опережающее развитие рынка государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального Банка по сравнению с рынком корпоративных ценных бумаг.
  • несоответствие структуры участников белорусского фондового рынка современным международным стандартам. Население, традиционно наиболее распространенный инвестор на этом рынке, в Беларуси практически отстранено от возможности владения корпоративными ценными бумагами. В связи с этим на белорусском фондовом рынке отсутствуют институты коллективных инвестиций (паевые, инвестиционные, пенсионные, страховые фонды). Те несколько инвестиционный фондов, которые были созданы на начальных этапах рыночных реформ, уже давно прекратили свое существование. В то же время состав участников более развитого рынка государственных ценных бумаг также ограничен, поскольку основными инвесторами здесь являются банки (до 80%) [7, c. 87].

     Таким образом, для формирования в стране полноценного и эффективного рынка ценных бумаг необходимо, прежде всего, воздействие на вышеназванные диспропорции. Следует выработать стратегии развития, основанные на корректировании этих факторов с целью изменения структуры рынка ценных бумаг и его долгосрочных перспектив. В связи с этим для нормального функционирования рынка ценных бумаг требуется:

  • занять четкую и однозначную позицию в отношении выбора дальнейших преобразований в Республике. Продолжение приватизации, снятие ограничений в движении капиталов, участии иностранных инвесторов в операциях на внутреннем рынке и прочие меры, означающие переход к реальному запуску рыночных механизмов, являются первым и наиболее важным условием для развития рынка ценных бумаг, без которого все остальные окажутся малоэффективными. Следует рассмотреть возможность продажи части акций ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» какой-либо из крупных биржевых групп, что позволит белорусским предприятиям получить доступ к дополнительным инвестициям, повысить доверие иностранных инвесторов к республиканскому организованному рынку, использовать для повышения его эффективности технологии и опыт нового акционера.
  • снизить долю государства в структуре собственности, особенно в акционерном капитале. От проведения разовых сделок по реализации пакетов акций следует перейти к комплексу мероприятий по преобразованию республиканских и коммунальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества.
  • в целях создания нормального спроса на фондовом рынке, ликвидации существующих здесь диспропорций, сформировать целостную систему институциональных инвесторов, аккумулирующих индивидуальные и коллективные целевые сбережения, которые позволяют подключить к рынку население, являющееся крупнейшим субъектом экономических отношений в стране [14, c. 22].
  • освободить доходы акционерных обществ, полученные при размещении ими акций по цене, выше номинальной, от уплаты налогов, привести в соответствие ставки налогов на доходы, полученные от операций с акциями, с действующей ставкой налога на прибыль.

     Вышеназванные меры являются определяющими для  нормального развития и функционирования рынка ценных бумаг. Без осуществления данных мер нецелесообразным будет проведения и всех остальных, т.к. они не позволят превратить рынок ценных бумаг Беларуси в полноценный институт, позволяющий решать все важнейшие задачи современного экономического развития [14, c. 23].

Информация о работе Основные направления развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь