Особенности финансирования ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 22:24, курсовая работа

Описание

Особенности распределения средств между структурами ЖКХ и другими субъектами хозяйствования. Порядок поступления и распределения полученных средств.

Содержание

Глава 1.
1.1. ЖКХ – важнейшая отрасль жизнеобеспечения человека
1.2. Преобразования, проводимые в сфере ЖКХ
Глава 2.
2.1. Финансирование жилищного хозяйства
2.2. Коммунальное хозяйство и бюджет
2.3. Бюджетное финансирование ЖКХ
Глава 3.
3.1. Проведение демонополизации и создание конкурентной среды в подотрослях ЖКХ
3.2. Совершенствование механизма финансирования ЖКХ региона

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК.docx

— 69.86 Кб (Скачать документ)

     Финансирование  жилищно-коммунальной отрасли осуществляется в основном из двух источников:

    - оплата  потребителей, которыми могут выступать  население, коммерческие, общественные  и бюджетные организации;

    - бюджетное  дотирование разности в реальной  стоимости услуги и административно  установленным уровнем ее оплаты  для того или иного потребителя  (населения).

     Кроме того, существует система перекрестного  субсидирования, когда одни потребители  за счет больших тарифов по существу платят за других потребителей (например, промышленность - за население по услугам  водоснабжения и водоотведения). Такая ситуация приводит к тому, что для поставщика потребители  делятся на прибыльных и убыточных.

     Частично  финансирование идет также за счет расходов предприятий, все еще имеющих  на балансе государственный жилищный фонд, что существенно снижает  эффективность их деятельности и  конкурентность их товаров на рынке или приводит к повышению цен (тарифов), если эти предприятия являются субъектами естественных монополий.

     Большинство основных фондов в жилищно-коммунальной сфере является муниципальной собственностью, то есть вопросы владения, распоряжения и пользования ими находятся в ведении муниципальных органов власти. Жилищное законодательство и вопросы социальной поддержки населения являются законодательством совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Такая ситуация приводит к большому нормативно-правовому разнообразию в регионах. Эти различия могут заключаться в условиях финансирования отрасли, в подходах к вопросам собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства, в социальной, тарифной политике в этой сфере.

     Существующая  система ценообразования, основанная на затратных принципах формирования тарифов и ограничении рентабельности предприятий, поставщиков услуг, не заинтересовывает коммунальные предприятия  в снижении издержек.

     Затратный метод формирования тарифов не создает  стимулов для коммунальных предприятий  к повышению эффективности деятельности, т.к. снижение издержек приводит к снижению тарифа, в то время как рост издержек компенсируется ростом тарифа. Если прибыль, включаемая в тариф, рассчитывается путем умножения затрат на нормативный процент рентабельности, то снижение издержек означает снижение абсолютной величины прибыли коммунального предприятия. Как следствие, такой подход ведет к заинтересованности предприятия в росте, а не в снижении издержек.

     В рамках существующей системы не решены методические вопросы рассмотрения тарифов: объективные и субъективные условия, которые могут инициировать процесс рассмотрения тарифов; порядок  рассмотрения тарифов; необходимый  и достаточный объем информации.

     Основными недостатками существующих процедур являются:

    - отсутствие  формализации целей регулирования,

    - закрытость  процедуры утверждения тарифов  для многих заинтересованных  сторон;

    - отсутствие  срока действия тарифа, что создает  ситуацию экономической неопределенности  как для предприятий, так и  для потребителей;

    - отсутствие  “прозрачности” при утверждении  тарифа.

     Одной из наиболее острых проблем остается наличие перекрестного субсидирования, заключающегося в том, что разные группы потребителей получают один и  тот же вид коммунальных услуг  по разным ценам. При этом в наиболее тяжелом положении оказываются  промышленные предприятия, которые  фактически субсидируют льготные тарифы для населения и бюджетных  организаций.

     Отсутствует методология определения тарифа на ту или иную жилищно-коммунальную услугу, если она предоставляется  на территории муниципального образования  несколькими предприятиями по разным ценам в виду, например, объективно разной стоимости тепловой энергии  от разных источников или разных конкурсных цен на обслуживание жилищного фонда. Такая ситуация часто приводит к  тому, что утверждаемый тариф не формирует реальный объем финансовых средств, необходимый для предоставления услуги в пределах муниципального образования.

 

Глава 2.

     Жилищное  хозяйство — одна из важнейших  отраслей социально-бытовой инфраструктуры. Рост народного благосостояния тесно  связан с улучшением жилищных условий.

     Принимаемые за последние десятилетия меры по решению жилищной проблемы привели  к значительному возрастанию  жилищного фонда городов. Улучшилось инженерное оборудование домов и  оснащение их водопроводом, канализацией, газом, лифтом, мусоропроводом и т. д. Жилищный фонд стал главным общественным богатством города, удельный вес его в общем объеме основных фондов, подведомственных городским самоуправлениям, составляет 70—80%. 

2.1. Финансирование жилищного  хозяйства

      Бюджетные средства в жилищное хозяйство направляются только из территориальных бюджетов, в том числе около 30% — из региональных бюджетов и 70% — из местных.

     В общем объеме территориальных бюджетов расходы на содержание жилищного  хозяйства составляют 16%, в том  числе в региональных бюджетах — 11%, в местных — 19%. Наблюдается  рост этих расходов. Он обусловлен не только увеличением самого жилого фонда, но и повышением качества строений, их технической оснащенности, заработной платы работников. С ростом этажности, технической оснащенности домов  возрастают расходы. Так, затраты на содержание девятиэтажных домов выше, чем затраты на пятиэтажные дома, на 18%. С увеличением объема крупнопанельного домостроения возрастают расходы на капитальный и текущий ремонт. В таких домах эти расходы превышают восстановительную стоимость в 2,5 раза, из них 30% приходится на текущий ремонт.

     Таким образом, в перспективе с развитием  в городах многоэтажного и  крупнопанельного строительства расходы  на содержание жилищного фонда будут возрастать. Все это свидетельствует о необходимости серьезного подхода к вопросам эффективного использования финансовых ресурсов, направляемых на содержание и ремонт жилых домов. Главной задачей при этом должно быть изыскание путей снижения темпов роста расходов и сокращение их.

     В затратах на содержание жилых строений значительную часть занимают расходы  на оплату труда, которые составляют более 30%. Причинами высокого уровня заработной платы в эксплуатационных расходах в жилищном хозяйстве являются слабая механизация работ, отсутствие автоматизации инженерных систем в  домах, широкое применение ручного  труда.

     Снижение  роста расходов на содержание жилищного  фонда в значительной степени  зависит от улучшения организации  его эксплуатации. Расширение объемов  жилищного строительства, увеличение технической оснащенности домов, повышение  требовательности к качеству услуг, оказываемых жилищным хозяйством, привели  к тому, что существующая система  организации эксплуатации жилищного  фонда, при которой все основные работы по его содержанию осуществляются силами домохозяйств с их низкой материально-технической  базой и производительностью  труда, тормозит развитие коммерческого  расчета в этой отрасли и дает значительные экономические потери.

     Основными путями совершенствования системы  эксплуатации жилищного хозяйства, выявления резервов снижения уровня эксплуатационных расходов являются:

• механизация  и автоматизация производственных процессов;

• создание специализированных организаций, осуществляющих на высоком техническом уровне обслуживание внутридомовых инженерных систем и  ремонт зданий;

• концентрация материальных и финансовых ресурсов, выделяемых в эту отрасль;

• совершенствование  системы оплаты труда.

     Из  общего объема средств, выделяемых на содержание жилищного фонда, наибольшая часть направляется на проведение текущего ремонта. Своевременное и в достаточном  объеме выделение финансовых и материальных ресурсов на текущий ремонт позволяет  содержать жилые дома в технически исправном состоянии. В перспективе, по мере увеличения материальных и  финансовых возможностей общества и  в связи с необходимостью проведения более эффективных мер по сохранению жилищного фонда размер средств, выделяемых на текущий ремонт, и  их удельный вес в эксплуатационных расходах будут возрастать и могут  превысить 50% эксплуатационных расходов.

     Большой объем и высокий удельный вес  финансовых ресурсов, ассигнуемых на текущий ремонт, выдвигают задачу повышения эффективности их использования. Вместе с тем в этой сфере жилищного  хозяйства имеются возможности  наибольших резервов экономии.

1. Одним  из условий сокращения трудовых  затрат, повышения эффективности  средств, выделяемых на текущий  ремонт, является концентрация этих  работ в специализированных ремонтно-строительных  организациях. Такая концентрация  связана с передачей домохозяйствами штата ремонтных рабочих и материальных фондов этим организациям. Домохозяйства освобождаются от ведения этих работ, становятся заказчиками и контролируют объем и качество выполняемых работ.

2. Создание  объединенных диспетчерских служб,  специализированных предприятий  и передача им на обслуживание  технического оборудования домов,  проведение текущего и капитального  ремонтов жилищного фонда обеспечат  эффективное использование средств,  а также снижение расходов  жилищного хозяйства. Создание таких служб возможно и целесообразно при наличии у местных органов власти жилой площади 100 тыс. м2 и более, т. е. крупных домовладений, где, как правило, уровень эксплуатации выше, а расходы на 1 м2 жилья ниже. В последнее десятилетие наблюдается интенсивный процесс объединения жилищных организаций главным образом в муниципальном жилищном хозяйстве. Во многих городах, особенно в средних и малых, применение новых форм эксплуатации жилищного хозяйства невозможно или затруднено в связи с тем, что оно распределено между местными органами власти и ведомствами.

3. Концентрация  всего государственного жилищного  фонда в ведении местных органов  власти даст возможность централизованно  проводить научно обоснованную  техническую политику в этой  отрасли, шире внедрять автоматизацию  и механизацию труда. Это также  открывает новые возможности  для улучшения обслуживания населения  и достижения экономического  эффекта.

     Мобилизация доходов — один из важнейших резервов улучшения финансового состояния  жилищного хозяйства.

Источниками доходов жилищного хозяйства  являются:

• квартирная плата;

• арендная плата;

• сборы  с арендаторов на эксплуатационные расходы;

• прочие доходы.

     Главные источники доходов — это квартирная и арендная платы. Удельный вес их в доходах достигает 80%.

     В общем объеме доходов, получаемых жилищными  организациями, квартирная плата не превышает 55%. В последние десятилетия  улучшилось качество жилищ, их техническая  оснащенность и комфортабельность. В то же время функционирует еще  и значительная часть старого  жилого фонда. Удельный вес домов, построенных более 20—30 лет назад, составляет свыше 30%. Особенно велик удельный таких зданий в крупных старых городах.

     Несмотря  на проводимые работы по модернизации старого жилищного фонда, условия  проживания в старых домах при  некоторых их преимуществах ниже, чем в новых. Это отсутствие технических  средств, коммунальное заселение и  т. д. Квартирная же плата, как в старых, так и в новых домах почти не отличается. Поэтому проблема большей дифференциации размера оплаты за проживание в старом и новом жилом фонде очень актуальна.

     Следующим по значению источником доходов муниципального жилищного хозяйства являются арендная плата и сборы с арендаторов  на эксплуатационные расходы домохозяйств. Их доля в доходах составляет около 30%. Учитывая тенденцию к росту  эксплуатационных расходов жилищного  хозяйства и исходя из необходимости  укрепления его финансового положения, значение арендной платы как источника  доходов должно повышаться. Этому  должен способствовать ряд мер экономического и организационного характера, в  том числе расширение фонда нежилых  помещений, увеличение тарифных ставок за пользование ими, укрепление хозрасчета и повышение уровня экономической  работы в отрасли.

Информация о работе Особенности финансирования ЖКХ